«Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев кисти рук»
консультация по логопедии

Мороз Светлана Вячеславовна

Консультация для педагогов

 

«Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных   движений пальцев кисти рук»

Подготовила:

Учитель-логопед

  Мороз Светлана Вячеславовна

   Речь относится к высшим уровням организации движений. В коре больших полушарий двигательный центр и речедвигательный располагаются рядом (один является частью другого). Поэтому при развитии речи и движений (мелкой и общей моторики), так же как и их нарушений идут «параллельно».

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму..

Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни, разработан следующий метод: ребёнка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль,  и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.

В современных исследованиях указывается на неоднородность структуры дефекта при ОНР, обусловленной наличием вербальных и невербальных  нарушений. Одним из нарушений невербального характера является нарушение  моторной сферы, в частности мелкой моторики, которое выражено недостаточной координацией, недифференцированностью,  малым объемом движений пальцев и кисти рук, неловкостью, слабо развитыми тактильными ощущениями, недостаточным темпом и переключаемостью  последовательно организованных движений.

 

 

 

 

 

 

                                                          1

Согласно данным психологов и физиологов, у детей дошкольного возраста с ОНР не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы находятся на разной стадии развития. Поэтому движения характеризуются недостаточной чёткостью и организованностью. Отмечается  утомляемость и истощаемость движений, недостаточная сформированность  графомоторных навыков.

Поэтому одним из направлений коррекционной работы с детьми групп компенсирующей направленности является развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук  детей.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Упражнения можно условно разделить на три группы.

I группа. Упражнения для кистей рук

развивают подражательную способность;

учат напрягать и расслаблять мышцы;

развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

учат переключаться с одного движения на другое.

II группа. Упражнения для пальцев условно статические.

  • Совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений

III группа. Упражнения для пальцев динамические

развивают точную координацию движений;

учат сгибать и разгибать пальцы рук;

учат противопоставлять большой палец остальным.

При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:

Отрабатывать последовательно все упражнения, начиная с первой группы.

                                                      2

Виды  игр  и заданий

1. Игры  с пальчиками, сопровождающие стихами  и потешками

2. Специальные комплексы  пальчиковой  гимнастики  без речевого сопровождения

3. Игровые задания на  распознание  пальцев  («Пальчик, пальчик, как зовут?»,  «Покажи такой же пальчик на другой руке», «Угадай  и  покажи», «Какой и где  пальчик?») и т. д.

4. Игры  с игрушками и  предметами  (шнуровка, колец, мозаика, конструктор, нанизывание бус, застёгивание и расстегивание пуговиц, раскладывание палочек, пуговиц, каштанов, строительный материал, перчаточный  и теневой театр и т. д.)

5. Массаж, самомассаж  кисти   рук  и  пальцев (ручной, карандашный, точечный, прищепочный  - биологически  активные точки на подушечках пальцев  и т. д.)

6. Лепка  из пластилина  и глины, раскрашивание картинок; рисование карандашами, красками, пальцами;  работа с ножницами и т. д.

7.  Графомоторные задания (штриховка, обводка, рисование линий:  прямые дорожки, фигурные дорожки; по контурам,
рисование:  по точкам, по  клеточкам; печатание  букв, слогов, слов  и  т. д.)

В целом, такая система работы по развитию тонких дифференцированных движений пальцев рук показывает   положительный  результат.

У детей значительно улучшаются показатели выполнения моторных заданий на статическую и динамическую координацию, на переключаемость, одновременность и отчетливость движений, улучшаются графомоторные навыки, уменьшается количество синкинезий и тремора пальцев. Движения дошкольников становятся уверенными, повышается темп их выполнения. Кроме того, развивая мелкую моторику, комплексно развиваются различные психические процессы - зрительно-пространственные функции, память, внимание, мышление, восприятие и, конечно же, речь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kisti_ruk.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных   движений пальцев кисти рук»

Подготовила:

Учитель-логопед

  Мороз Светлана Вячеславовна

   Речь относится к высшим уровням организации движений. В коре больших полушарий двигательный центр и речедвигательный располагаются рядом (один является частью другого). Поэтому при развитии речи и движений (мелкой и общей моторики), так же как и их нарушений идут «параллельно».

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму..

Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни, разработан следующий метод: ребёнка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

Это важно и при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль,  и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребёнка.

В современных исследованиях указывается на неоднородность структуры дефекта при ОНР, обусловленной наличием вербальных и невербальных  нарушений. Одним из нарушений невербального характера является нарушение  моторной сферы, в частности мелкой моторики, которое выражено недостаточной координацией, недифференцированностью,  малым объемом движений пальцев и кисти рук, неловкостью, слабо развитыми тактильными ощущениями, недостаточным темпом и переключаемостью  последовательно организованных движений.

                                                          1

Согласно данным психологов и физиологов, у детей дошкольного возраста с ОНР не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы находятся на разной стадии развития. Поэтому движения характеризуются недостаточной чёткостью и организованностью. Отмечается  утомляемость и истощаемость движений, недостаточная сформированность  графомоторных навыков.

Поэтому одним из направлений коррекционной работы с детьми групп компенсирующей направленности является развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук  детей.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Упражнения можно условно разделить на три группы.

I группа. Упражнения для кистей рук

развивают подражательную способность;

учат напрягать и расслаблять мышцы;

развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

учат переключаться с одного движения на другое.

II группа. Упражнения для пальцев условно статические.

  • Совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений

III группа. Упражнения для пальцев динамические

развивают точную координацию движений;

учат сгибать и разгибать пальцы рук;

учат противопоставлять большой палец остальным.

При проведении игр необходимо соблюдать следующие правила:

Отрабатывать последовательно все упражнения, начиная с первой группы.

                                                      2

Виды  игр  и заданий

1. Игры  с пальчиками, сопровождающие стихами  и потешками

2. Специальные комплексы  пальчиковой  гимнастики  без речевого сопровождения

3. Игровые задания на  распознание  пальцев  («Пальчик, пальчик, как зовут?»,  «Покажи такой же пальчик на другой руке», «Угадай  и  покажи», «Какой и где  пальчик?») и т. д.

4. Игры  с игрушками и  предметами  (шнуровка, колец, мозаика, конструктор, нанизывание бус, застёгивание и расстегивание пуговиц, раскладывание палочек, пуговиц, каштанов, строительный материал, перчаточный  и теневой театр и т. д.)

5. Массаж, самомассаж  кисти   рук  и  пальцев (ручной, карандашный, точечный, прищепочный  - биологически  активные точки на подушечках пальцев  и т. д.)

6. Лепка  из пластилина  и глины, раскрашивание картинок; рисование карандашами, красками, пальцами;  работа с ножницами и т. д.

7.  Графомоторные задания (штриховка, обводка, рисование линий:  прямые дорожки, фигурные дорожки; по контурам,
рисование:  по точкам, по  клеточкам; печатание  букв, слогов, слов  и  т. д.)

В целом, такая система работы по развитию тонких дифференцированных движений пальцев рук показывает   положительный  результат.

У детей значительно улучшаются показатели выполнения моторных заданий на статическую и динамическую координацию, на переключаемость, одновременность и отчетливость движений, улучшаются графомоторные навыки, уменьшается количество синкинезий и тремора пальцев. Движения дошкольников становятся уверенными, повышается темп их выполнения. Кроме того, развивая мелкую моторику, комплексно развиваются различные психические процессы - зрительно-пространственные функции, память, внимание, мышление, восприятие и, конечно же, речь.

                                                                     3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И РАЗВИТИЯ ТОНКИХ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ РУК»

Данный материал содержит информацию о том, как важно развивать мелкую моторику и о влиянии мелкой моторики на развитие речи...

ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И РАЗВИТИЯ ТОНКИХ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ И КИСТЕЙ РУК

     Речь и мышление человека находятся в тесной связи с развитием руки. Ребенок, владеющий четко координированными движениями, с высоким уровнем развития мелкой моторики, облада...

Консультация для воспитателей "Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев кисти рук"

Консультация для воспитателей "Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных   движений пальцев и кисти рук"...

сообщение из опыта работы "Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей. Пальчиковые игры"

О взвимосвязи речевого развития и моторики. Игры для развития моторики с речевым сопровождением.....

Взаимосвязь развития речи и развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей

Речь относится к высшим уровням организации движений. В коре больших полушарий двигательный центр и речедвигательный располагаются рядом (один является частью другого). Поэтому при развитии речи и дви...