Основные рекомендации и советы родителям по выполнению общих артикуляционных упражнений:
статья по логопедии

Ольга Николаевна Шикина

При выполнении артикуляционной гимнастики нужно соблюдать ряд рекомендаций, которые помогут повысить эффективность проводимых занятий.                                                                                                                   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ag.docx27.39 КБ

Предварительный просмотр:

Основные рекомендации и советы родителям по выполнению общих артикуляционных упражнений:

При выполнении артикуляционной гимнастики нужно соблюдать ряд рекомендаций, которые помогут повысить эффективность проводимых занятий:                                                                                                                     Занятия должны быть регулярными, чтобы необходимые навыки формировались и закреплялись быстрее. Лучше всего проводить артикуляционную гимнастику ежедневно спустя 1-2 часа после приема пищи.                                                                                                                 Занятия для детей лучше подавать в игровом стиле. В раннем возрасте ребенок не осознает важность гимнастики, поэтому нужно его заинтересовать этим процессом. Можно распечатать красочные картинки, которые сделают занятия еще интереснее.                        Нужно проводить артикуляционную гимнастику не более 10 минут. При этом не нужно стараться выполнять много упражнений – на первых порах достаточно 2-3 за одно занятие.Каждое упражнение нужно повторять не менее 5 раз. При этом нужно следить за качеством – если оно ухудшилось, то вполне вероятно, что ребенок устал.                                                          При проведении статических упражнений нужно соблюдать определенную продолжительность одной артикуляционной позы – порядка 7-10 секунд.  Ребенок не видит своего лица, поэтому занятия лучше проводить перед большим зеркалом.

Занятия предполагают, что взрослый сначала сам показывает, как выполнять то или иное упражнение. Далее он контролирует выполнение со стороны малыша.

Постоянные тренировки помогут укрепить органы речевого аппарата в любом возрасте. Конечно, работу лучше начинать в раннем возрасте, когда ребенок еще не пошел в школу. Занятия позволяют сделать речь четкой, чистой и ритмичной, а для детей с нарушениями звукопроизношения такая гимнастика и вовсе является необходимостью.

                             Динамические упражнения:

Дети в раннем возрасте плохо концентрируются на какой-то задаче длительный период времени. Они быстро теряют интерес, утомляются, поэтому в комплекс нужно включать по 2-3 динамических и статических упражнения.

Используются следующие динамические упражнения для языка:

«Змейка». Ребенок должен высунуть язык вперед максимально дальше. При этом нужно сделать его узким, чтобы он стал похож на маленькую «змейку».                                                                                                           «Часы». Предполагает имитацию часового маятника. Нужно приоткрыть рот, затем кончиком языка касаться то левого, то правого уголка.   «Качели». Занятие напоминает предыдущее, но направление движений меняется – напряженный язык нужно поднимать и опускать вниз, имитируя качели.                                                                                        «Катушка». Нужно открыть рот, кончик языка упереть в нижние резцы. Боковые края прижимаются к верхним коренным зубам. Широкий язык выдвигать вперед, затем убирать вглубь рта.                                       «Лошадка». Язык присасывается к нёбу. Далее нужно цокать им сильно и медленно.                                                                                                  «Варенье». Нужно поочередно облизывать языком верхнюю и нижнюю губу.

                               Статические упражнения:

«Бегемот». Нужно расслабить язык, уложив его на нижнюю губу. Необходимо попеременно открывать и закрывать рот, при этом язык должен находиться в одном и том же положении.                                   «Птенец». Нужно широко открыть рот, при этом язык должен быть расслаблен.                                                                                                 «Грибочек». Открыть рот, после чего присосать язык к верхнему нёбу.

                                 Комплекс упражнений для губ:

Следующие упражнения для губ можно проводить как на занятиях с логопедом, так и самостоятельно с ребенком в домашних условиях:

«Улыбка». Нужно растянуть губы в улыбке, при этом не обнажая зубы.

«Бублик». Губы округлены, немного вытянуты вперед. Через образовавшийся «бублик» должно быть хорошо видно сомкнутые зубы.     «Трубочка». Губы нужно вытянуть вперед в форме трубочки. Есть похожее занятие                                                                                                «Пятачок», которое также подразумевает вытягивание губ трубочкой, но здесь уже нужно вращать ими по кругу.

                                  Для развития мышц щек:

«Сытый хомячок». Нужно набрать полный рот воздуха. Далее надуваются щеки и удерживаются в таком положении. Можно надувать поочередно левую и правую щеку.                                                           «Голодный хомячок». Щеки втягиваются внутрь. На первых занятиях можно помогать ребенку руками.                                                                     «Шарик». Щеки надуваются, потом нужно слегка ударить по ним кулачками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общие артикуляционные упражнения.

Мышцы твоих артикуляционных органов ещё недостаточно окрепли и не умеют выполнять точных и ловких движений. Давай же научим наш ротик открываться и закрываться по команде, наши губки двигаться ровно и...

Советы родителям по выполнению артикуляционной гимнастики

материал содержит краткое описание артикуляционных упражнений и рекомендации к их выполнению....

Советы родителям по выполнению детьми артикуляционной гимнастики!

Ключевые моменты и пояснения родителям при выполнении артикуляционной гимнастики ребёнка в домашних условиях! ...

Советы родителям при выполнении артикуляционной гимнастики

Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четка артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – не...

Статья "Рекомендации учителя-логопеда родителям по выполнению с детьми артикуляционной гимнастики"

Артикуляционная гимнастика – основа для формирования правильного звукопроизношения. Образование звуков речи – это сложный двигательный навык: для четкой артикуляци...

Рекомендации родителям по выполнению комплекса артикуляционной гимнастики для правильного произношения звуков

Рекомендлации даны для проведения артикуляционной гимнастики детьми дома. Материал могут использовать педагоги, для индивитуальной работы во второй половине дня, и учителя-логопеды на занятиях...

Советы родителям по выполнению артикуляционной гимнастики

Советы родителям по выполнению артикуляционной гимнастики...