Конспект и презентация занятия "Представление фокусника Фимы. Звуки [Ф], [Фь]. Буква Фф".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект и презентация занятия по формированию фонетико-фонематических представлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_f_i_f._bukva_f.docx | 29.26 КБ |
f.ppt | 2.24 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Представление фокусника Фимы.
Звуки [Ф], [Фь]. Буква Фф.
ЦЕЛИ:
- Коррекционно–образовательные: Уточнить произношение звуков [Ф], [Фь]. Закрепить умение дифференцировать звуки [Ф], [Фь] по твердости-мягкости. Познакомить с буквой Ф, упражнять в ее печатании. Совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа слов, предложения.
- Коррекционно–развивающие: Развивать интонационную выразительность речи, мышление, слуховое и зрительное восприятие и графо-моторные навыки.
- Коррекционно–воспитательные: Развивать навыки самоорганизации и контроля; воспитывать желание приходить на помощь
Демонстрационный материал: Слайдовая презентация по теме; фишки синего и зелёного цветов.
Раздаточный материал: набор фишек для звукового анализа, буквы; индивидуальные картинки; тетради; карандаши.
ХОД
- Организационный момент
«Гимнастика для ума» (на звуки [ф], [фь]).
- Парадный мужской пиджак. (Фрак.)
- Человек, показывающий фокусы. (Фокусник.)
- Переносной светильник с пылающим огнем. (Факел.)
- Головной убор с козырьком. (Фуражка.)
- Яблоки, груши, апельсины — это... (Фрукты.)
- У каждого человека есть имя и... (Фамилия.)
- Если смешать красную и синюю краски, какой цвет получится? (Фиолетовый.)
- Цветок фиолетового цвета. (Фиалка.)
- Треугольник, круг, квадрат - это геометрические... (Фигуры.)
- Начало эстафеты — старт, а конец - ... (Финиш.)
- Ночная птица. (Филин.)
- Добрая волшебница. (Фея.)
- Повторение
- Назовите гласные звуки.
- Какие гласные стоят после твердых согласных?
- Какие гласные указывают, что согласный перед ними читается мягко?
- Какой гласный звук никогда не стоит в начале слова?
- Назовите буквы, обозначающие парные согласные звуки (по твердости-мягкости).
- Назовите буквы, обозначающие звонкие парные согласные звуки.
- Назовите буквы, обозначающие глухие парные согласные звуки.
III. Введение в тему
- К нам сегодня пришел необычный гость. Догадайтесь, кто он?
Загадка:
Кто из шляпы достаёт
Зайца всем на удивление?
Это чародей даёт
В цирке представление.
Работа над обогащением словаря: Чародей, факир, маг – фокусник.
- Назовите первый звук в слове Фокусник. У фокусника необычное имя Ефим, а если коротко Фима.
- Вы догадались, чем сегодня будем заниматься?
- Верно, будем различать звуки Ф-Фь.
- Вспомните характеристику звуков Ф и Фь.
IV. Основная часть
1 Выделение звуков [ф], [фь] из состава слова.
Различение звуков по твердости -мягкости по картинке «Фокусник».
Соедините с синим квадратиком слова звуком Ф, с зеленым – со звуком Фь. Назовите слова со звуком [ф] и [фь].
- Флаг, туфли, факел, фрак, шарф, фонарь, фонтан, фокусник;
- филин, конфеты, салфетка, фиалки.
В каких из них звук [ф] ([фь]) стоит в начале слова (в середине слова, в конце слова)?
2) Игра «Сигнальщики».
Фокус фильм фыркает телефон финик буфет фруктовый шкаф фиолетовый фантазировать
3) Звуковой анализ.
- Посмотрите картинки на слайде. К каждой из них фокусник задумал слово. Отгадайте слова и «зашифруйте» их с помощью фишек.
- Как назвать эти предметы одним названием? «Фрукты».
- Назовите лишний предмет. «Фартук».
- Какой вид летней одежды шьет портниха? «Сарафан».
- Кто это? Узнай по контуру. «Филин». Дети составляют схему слова самостоятельно
- Найти схему слов среди трех предложенных схем.
4) Знакомство с буквой Ф.
- Показать место в алфавите. Сколько элементов у буквы Ф? Какие это элементы?
- Посмотрите, как построена буква Ф с помощью рук. Постройте ее так же. Посмотрите в левый верхний угол.
Филипп ходит руки в боки.
Значит, выучил уроки. (Г. Виеру)
- Буква Ф может быть заглавной и строчной. Вспомните, когда мы пишем заглавную букву Ф?
5) Профилактика оптической дисграфии. «Дождик» - допишите букву Ф.
6) Физминутка
-Кто такая Фея? (Добрая волшебница.) Она пришла помочь фокуснику победить усталость.
В саду у Феи были деревья высокие, | Дети поднимаются на носочки, руки вверх, потягиваются. |
Аллеи широкие. | Руки в стороны. |
Крутящиеся карусели, | Руки на пояс, кружатся. |
Вверх и вниз летящие качели. | Приседают — встают. |
7) Чтение слогов.
- Взмахнула Фея синим рукавом - появились слоги со звуком [ф]. Прочитайте их. Какой звук [ф] в этих слогах? Придумайте слова с этими слогами.
- Взмахнула Фея зеленым рукавом - появились слоги со звуком [фь]. Прочитайте их. Какой звук [фь] в этих слогах? Придумайте слова с этими слогами.
8) «Заколдованное слово» - индивидуальная работа.
3 | 4 | 2 | 1 | 5 | 3 | 1 | 2 | 4 | 2 | 3 | 4 | 1 | 5 | 2 | 6 | 4 | 5 | 1 | 3 | 2 | 4 | 1 | 5 | 3 | ||||
Н | Т | А | Ф | А | Ф | К | О | Т | И | Л | И | Ф | Н | О | Н | Т | А | Ф | Н | И | У | Ф | С | К | ||||
4 | 6 | 5 | 1 | 3 | 2 | 2 | 4 | 3 | 5 | 1 | 6 | 4 | 2 | 1 | 3 | 3 | 1 | 2 | 4 | 5 | 2 | 4 | 3 | 1 | ||||
Л | А | К | Ф | А | И | У | Б | Т | О | Ф | Л | Г | Л | Ф | А | Н | Ф | И | И | К | И | Т | Ф | Л | ||||
5 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 1 | 3 | 5 | 4 | 5 | 2 | 1 | 3 | 4 | 2 | 4 | 3 | 1 | 5 | 6 | 3 | 5 | 4 | 1 | 2 | ||||
И | У | Ф | Л | Т | О | К | Ф | Ы | Т | Р | Е | К | Ф | И | А | Т | Р | Ф | У | К | Ф | Р | И | З | Е | ||||
9) Предложение «рассыпалось».
Финики Фима Купит – Фима купит финики
10) Ребусы «жираф», «филин», «фазан».
- Фея заколдовала слова, а как их расколдовать забыла. Помогите Фокуснику Фиме и Фее. Подскажите, как их расколдовать.
.
V. Итоги. Окончание занятия
- С какой буквой познакомились? Какие звуки она обозначает?
Литература:
1. С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц «Учим ребенка говорить и читать»
2. Раевский Юлиан Валентинович ВЕСЁЛАЯ АЗБУКА
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АФИША Представление Фокусника Фимы ЗВУКИ Ф и Ф ь БУКВА Ф
Кто из шляпы достаёт Зайца всем на удивление? Это чародей даёт В цирке представление. ф о к у с н и к Ф и м а
А У О И Ы Э
ф и к у с ф о к у с
Фима ходит руки в боки. Значит, выучил уроки. (Г. Виеру)
Ф ф
3 4 2 1 Н Т А Ф 5 3 1 2 4 А Ф К О Т 2 6 4 5 1 3 О Н Т А Ф Н 2 3 4 1 5 И Л И Ф Н Заколдованное слово
Исправь предложение финики купит Фима
ж и р а ф ф и л и н ф а з а н
СПАСИБО!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Грамота. Конспект занятия в подготовительной группе " Согласный звук "Ж" и буква "Ж"
Согласный звук"Ж" и буква "Ж". Цели: * актуализация знаний детей о звуке и букве "Ж"...
Конспект занятия по обучению грамоте. "Согласный звук "С", "СЬ", буква "С".
Знакомство детей с буквой "С". Чтение слогов и слов с заданной буквой....
Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.
Данный конспект отражает систему занятий по обучению грамоте детей с ОНР, которая построена так , чтобы подвести ребёнка к осмыслению способа чтения, сформировать внимание к словам, их фонетике, морфо...
Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.
Данный конспект отражает систему зантятий по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи, которая построено так, чтобы подвести ребенка к осмыслению способов чтения, сформиро...
Презентация по обучению грамоте: "Звуки В, ВЬ. Буква В"
В презентации дан материал по обучению грамоте "Звуки В, ВЬ. Буква В", который можно использовать на часть занятия....
Презентация по обучению грамоте "Звуки Р - Рь. Буква Р"
Материал по обучению грамоте детей с ОНР подготовительного возраста....
Презентация для фронтального занятия "Звуки П, Пь. Буква П".
1. Организационный момент. На что похожа буква П?2. Актуализация знаний о звуке и букве. Игра на развитие фонематического слуха "Поймай звуки П и Пь".3. Рассели слова "пончик, петух, па...