Артикуляционная гимнастика
материал по логопедии

Сайфуллина Рушания Сягитовна

Комплекс артикуляционной гимнастики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Все речевые органы состоят из мышц, значит – поддаются тренировке. Для этого необходимо проводить артикуляционную гимнастику, которая поможет укрепить речевые мышцы, выработать тонкие дифференцированные движения, определенные положения губ, языка, мягкого неба, необходимые для правильного произнесения звуков.

Важно помнить, что артикуляционная гимнастика – это лишь подготовительный этап в постановке и автоматизации звуков. Непосредственно постановкой и автоматизацией звуков занимается только логопед!

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает язык. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться у ребенка с первого раза. Будьте терпеливы, ласковы, спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, 3-4 раза в день по 3-5 минут, 2-3 упражнения, каждое выполняется по 5-7 раз.
  2. Соблюдать определенную последовательность: идти от простых упражнений - к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
  3. Выполнять гимнастику сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  4. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
  5. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. 

2. Взрослый показывает выполнение упражнения.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).

5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.


Артикуляционная гимнастика

Упражнения для губ

1. Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2. Хоботок (Трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

3. Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

4. Рупор. Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед.

5. Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок. Чередование положений губ.

6. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

7. Останови лошадку. Вдохнуть носом, затем выдохнуть, заставив губы вибрировать

8. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

9. Петь гласные звуки, четко артикулируя губами: иии-ууу, ааа-ооо, эээ-ыыы.      

Упражнения для губ и щек, нижней челюсти.

1.Толстячки – худышки. Надуть обе щеки, потом втянуть их. 
2. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

3. Голодный волк – зубами щелк. Губы в улыбке, стучать коренными зубами.

4. Двигать нижней челюстью вправо – влево.

Упражнения для мышц глотки и мягкого неба.

1. Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.

2. Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.

Покашливать с высунутым языком.

3. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.

4. Надувать щеки с зажатым носом.

5. Подражать: стону, мычанию, свисту.

6. Произносить гласные звуки а, э, и, о, у на твердой атаке.

7. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.

Упражнения для языка.

1. Лопаточка.  Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

2. Накажи непослушный язычок. Открыть рот, пошлепать «лопатку» губами: пя-пя-ля.

3. Иголочка (Стрелочка. Жало).  Рот открыт. Узкий язык выдвинут вперед.

4. Лопаточка – Иголочка.

5. Качели. Рот открыт. Узким языком тянуться к носу и подбородку. 

6. Часики (Маятник). Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта. 

7. Оближем губки. Рот приоткрыт. Облизать губы по кругу

8. Горка (Киска сердится). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. 

9. Катушка. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта. 

10. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. 

11. Футбол (Спрячь конфетку). Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку. 

12. Лошадка. Присосать язык к нёбу, медленно и сильно цокать языком, тянуть подъязычную связку.

13. Грибок.  Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

14. Гармошка. Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть

15. Балалаечка – улыбнуться, произносить д-д-д-д или т-т-т-т, а в это время двигать прямым пальчиком под языком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...