Виды речевых нарушений и их краткая характеристика
учебно-методический материал по логопедии
Виды речевых нарушений и их краткая характеристика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_rechevyh_narusheniy_i_ih_kratkaya_harakteristika.docx | 15.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Вид речевого нарушений | Краткая характеристика |
Дислалия | Нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. В зависимости от сохранности анатомического строения речевого аппарата выделяют два вида дислалии: функциональную и механическую. |
Дизартрия | Нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем. По локализации поражения двигательного аппарата речи различают следующие формы дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную (или подкорковую), мозжечковую, корковую. |
Алалия | Отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Причиной алалии является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни. При нарушении функций лобно-теменных областей коры левого полушария головного мозга (центр Брока) проявляется моторная алалия. Она проявляется в нарушении экспрессивной речи при достаточно хорошем понимании обращенной речи, позднем формировании фразовой речи (после 4 лет) и бедности предречевых этапов (нередкое отсутствие лепета). При поражении височной области левого полушария (центр Вернике) возникает сенсорная алалия. Она связана с нарушениями акустико-гностической стороны речи при сохранности слуха. |
Ринолалия | Нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Различают открытую, закрытую и смешанную ринолалии. |
Заикание | Нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развития ребенка. Выделяют различные степени выраженности заикания: лёгкую (заикание проявляется только в возбуждённом состоянии, при стремлении быстро выговориться), среднюю (в спокойном состоянии, в привычной обстановке заикание не проявляется, в эмоционально-возбуждённом состоянии проявляется сильное заикание), тяжёлую (заикание проявляется постоянно). |
Афазия | Полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекции или опухолей мозга после того, как речь была сформирована. |
Дисфония (афония) | Отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена органическими или функциональными расстройствами голосообразующего механизма центральной или периферической локализации и возникать на любом этапе развития ребенка. Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи. |
Брадилалия | Патологически замедленный темп речи. Проявляется в замедленной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной. При замедленном темпе речь оказывается тягуче растянутой, вялой и монотонной. |
Тахилалия | Патологически ускоренный темп речи. Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, может быть органической или функциональной. При ускоренном темпе речь патологически тороплива, стремительна, напориста. |
Дисграфия | Частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственного образа буквы; в смешениях или пропусках букв; в искажениях звукослогового состава слова и структуры предложений. |
Дислексия | Частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова; в аграмматизмах и искажении понимания прочитанного. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды речевых нарушений и их причины
Консультация для родителей дошкольников, посещающих группу для детей с ОНР...
Консультация для родителей на тему "Виды речевых нарушений"
Описание основных видов речевых нарушений у дошкольников....
Виды речевых нарушений
Краткое описание речевых нарушений...
Виды речевых нарушений.
Нижеследующая информация приведена только в ознакомительных целях.Не пытайтесь поставить диагноз самостоятельно! Это может сделать только специалист....
Консультационно – просветительский блок для родителей. «Ознакомление с основными видами речевых нарушений для раннего выявления неблагополучного речевого развития у детей»
Ознакомление с основными видами речевых нарушений для раннего выявления неблагополучного речевого развития у детей...
консультация для родителей «Ознакомление с основными видами речевых нарушений для раннего выявления неблагополучного речевого развития у детей»
В последнее время резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Поэтому важно выявить и преодолеть его как можно раньше. Каждый ребенок индивидуален. Один уже в год с небольшим тараторит...
Статья"Краткая характеристика видов речевых нарушений у дошкольников"
Статья "Краткая характеристика видов речевых нарушений у дошкольников" поможет воспитателям выявлять речевые нарушения у детей и дать рекомендацию родителям....