Лучшие практики ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью
статья по логопедии
Лучшие практики ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью (региональный уровень).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
luchshie_praktiki.docx | 14.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Лучшие практики ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью (региональный уровень).
В настоящее время научно обосновано и определено, что при организации и проведении абилитационных мероприятий необходимо сочетание психолого-педагогических и медико – профилактических мероприятий, разработанных с учетом специфики развития, возрастных особенностей ребенка, что требует привлечения к абилитационной работе различных специалистов и семьи (Л.М. Кобрина, 1997).
Денисова О.А. и Кобрина Л.М. (2010) указывают, что абилитационная работа в регионах предполагает комплексное привлечение специалистов к подробному и глубокому изучению особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста; разработку региональных систем абилитационных мер; создание региональных служб выявления нарушений у детей раннего возраста в дальних населенных пунктах; организацию региональных служб помощи семьям, имеющим детей раннего возраста с нарушением развития, организацию в регионах профилактической помощи потенциальным матерям «группы риска»; семьям, имеющим детей раннего возраста; разработку всеми привлекаемыми в регионах службами критериев детального изучения психического, сенсорного и моторного развития; создания региональной системы обследования, наблюдения и коррекционной работы с детьми данной группы.
Как указывает Ю.А. Разенкова, создаваемая в регионах система раннего вмешательства должна опираться на родителей. Всем учреждениям: различным центрам, психолого-медико-педагогическим комиссиям, группам кратковременного пребывания, детским поликлиникам необходимо взаимодействовать с родителями и привлекать их.
Насущная необходимость объединения различных специалистов, оказывающих помощь ребенку на ранних этапах его развития, осуществляющих наблюдение за детьми первого года жизни, может быть реализована в Региональном центре абилитационной помощи детям раннего возраста. Такие Центры могут быть организованны на базе детского дошкольного, медицинского или социального учреждения.
Цель работы регионального центра – создание целостной системы ранней абилитационной помощи детям первого года жизни. Основным принципом работы регионального центра является комплексный подход к абилитационной работе, что означает:
сочетание раннего выявления детей с нарушением развития среди детей группы «высокого риска», раннего начала коррекционной работы, что в совокупности обеспечивает всестороннее развития детей первого года жизни;
сочетания медицинской профилактической и коррекционной развивающей помощи семьям и детям;
сочетание коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития с обучением родителей.
В целом, можно выделить выполнение определенных функций каждым участником региональной системы ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью в пределах своей компетенции:
учреждения системы здравоохранения отвечают за выявление младенца с отставанием или риском отставания в развитии, а также за раннюю плановую и (или) экстренную медицинскую коррекцию;
учреждения образования обеспечивают определение уровня развития ребенка, проектирование индивидуальных программ раннего образования, обучение и консультирование семьи, оказание помощи в реализации развивающих программ в условиях семьи и в условиях педагогической среды с учетом особых образовательных потребностей малыша;
учреждения социальной защиты реализуют психологическую и правовую поддержку семьи;
опорный вуз осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для региональной системы ранней помощи детям с ОВЗ и инвалидностью, обобщает и описывает лучшие практики, осуществляет разработку и внедрение инновационных подходов в данной сфере.
В настоящее время в РФ работа по созданию служб ранней помощи продолжается как на федеральном, так и региональных уровнях. В целом, достигнуто чёткое понимание относительно особенностей развития детей с нарушением развития в раннем возрасте, о путях выявления патологии и методах комплексной помощи таким детям и их семьям. Государственная политика в сфере ранней помощи детям с нарушением развития ориентирована на разработку и внедрение регламентов, закрепляющих достигнутые успехи и определяющих перспективы ранней диагностики и коррекции нарушений.
Итак, ранняя детям с ОВЗ и инвалидностью на международном, федеральном и региональном уровне входит в число приоритетов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие эмоциональной сферы детей – как средство ранней помощи детям, посещающим группу ЗПР»
Методические рекомендации....
Ранняя помощь детям с отклонениями в развитии
Система ранней помощи призвана оказывать психолого-педагогическую поддержку детям с отклонениями в развитии, их родителям и специалистам. Знание родителей, специалистов обеспечит каждой семье возможно...
Оказание ранней помощи детям с тяжелыми нарушениями речи как средство полноценного развития ребенка
методическая разработка для логопедов...
«Пространство-профи» - культурная практика ранней профориентации детей дошкольного возраста»
Данная статья содержит информацию о новых подходах к организации деятельности по ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста в рамках реализации культурной практики «Пространст...
Ранняя диагностика и ранняя помощь детям с РАС
Ранняя помощь детям с РАС...
Презентация на тему "Ранняя диагностика и ранняя помощь детям с РАС"
Ранняя помощь, скрининги для детей с РАС...
Современные технологии, методы и формы логопедической помощи детям с ОВЗ и инвалидностью. Оказание помощи их семьям.
Дети — это наше будущее. И позаботиться о детях и нашем будущем можем только мы — взрослые люди. Мы способны и обязаны дать детям все, что от нас зависит....