Активизация творческого высказывания детьми дошкольного возраста через сказки
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivizatsiya_tvorcheskogo_vyskazyvaniya_cherez_skazki.docx | 16.1 КБ |
Предварительный просмотр:
«Активизация творческого рассказывания детьми старшего дошкольного возраста через сказки».
Возможность развития творческой речевой деятельности возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у детей появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, который может стать содержанием словесного творчества. Дети овладевают сложными формами связной речи, словарем. У них возникает возможность действовать по замыслу. Воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творческое (Л. С. Выготский).
В основе творческого рассказывания лежит процесс переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действии, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии. Единственным источником комбинаторной деятельности воображения является окружающий мир. Поэтому творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прсдставлений, жизненного опыта, дающих материал для фантазии.
В методике развития речи не существует строгой классификации творческих рассказов, но условно можно выделить следующие виды: рассказы реалистического характера; сказки; описания природы. В ряде работ выделяется сочинение рассказов по аналогии с литературным образцом (два варианта: замена героев с сохранением сюжета; изменение сюжета с сохранением героев). Чаще всего дети создают контаминированные тексты, поскольку им трудно давать описание, не включая в него действие, а описание сочетается с сюжетным действием.
Особенности творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание (сюжет, воображаемые действующие лица), опираясь на тему и свой прошлый опыт, и облекать его в форму связанного повествования, утверждает Е.И.Тихеева.
Требуется также умение придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку.
Творческое рассказывание в какой-то степени родственно настоящему литературному творчеству. От ребенка требуется умение выбрать из имеющихся знаний отдельные факты, внести в них элемент фантазии и составить творческий рассказ. Для методики обучения творческому рассказыванию особое значение имеет понимание особенностей формирования художественного, в частности словесного творчества и роли педагога в этом процессе.
В процессе формирования способностей детей к словесному творчеству большое значение имеет индивидуальность ребенка.
Индивидуальный подход может выражаться в самых разнообразных формах. В нем нуждаются не только те дети, у которых более ограниченный опыт и возможности для такой деятельности, но и те, которые проявляют особый интерес, ярко выражают свои склонности к словесному творчеству.
Словесное творчество детей выражается в разных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний, сочинении стихотворений, загадок, небылиц, в словотворчестве.
Начинать обучение творческому рассказыванию лучше с придумывания рассказов реалистического характера («Как Миша варежку потерял», «Подарки маме к 8 Марта»). Составляя творческий рассказ, ребенок должен самостоятельно продумать его содержание, выстроить его логически, облечь в словесную форму, соответствующую этому содержанию.
Существуют различные варианты творческого рассказывания. Свою классификацию предлагает М.Н.Конина, Ф.А.Сохин:
1. Придумывание продолжения и завершения рассказа. Педагог сообщает начало рассказа, его завязку, а основные события, приключения героев придумывают дети. Темы могут быть реалистическими и сказочными.
2. Придумывание рассказа или сказки по плану педагога.
Это требует уже большей самостоятельности, так как план намечает лишь последовательность рассказывания, а развитие содержания детям предстоит осуществить самостоятельно.
3. Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем.
Эти рассказы дают еще больший толчок творческому воображению и самостоятельности мысли. Ребенок выступает автором, сам выбирает форму и содержание.
4. Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему. По утверждению Сохина, самый сложный вид рассказывания. Здесь успехи во многом зависят от того, как сумеет педагог заинтересовать детей, создать у них эмоциональное настроение, дать толчок творческому воображению
Чтобы научить детей различным способам создания сказочных образов, можно предложить новые виды работы со сказкой:
- знакомые герои в новых обстоятельствах;
- коллаж из сказок;
- сказка продолжается;
- изменение ситуации в знакомых сказках;
- перевирание сказок.
В условиях специального обучения творческому рассказыванию уровень творческого воображения значительно повышается. В составлении сказок детям помогают задания, предполагающие сопоставление экспозиции сказок и рассказов, сказочных приемов разных сказок, абстрагирование способов создания сказочных образов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через сказку"
Методическая разработка...
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через сказку
Малыш приходит в детский сад с большим творческим потенциалом. Развить фантазию ребёнка, сделать обучение привлекательным, интересным, творческим помогают сказки....
"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через сказку".
Методическая разработка...
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через сказку
В данной статье представлены способы вовлечения ребенка в театрализованную деятельность в детском саду....
Консультации для воспитателей "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через сказку".
Детство - это особый период в жизни человека, который нужно прожить содержательно, радостно, а сказка - надёжный, добрый спутник в жизни каждого ребёнка»...
Проект "Развитие познавательных и творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста через сказку "Теремок"
Приобщать детей к изучению русского народного творчества, театральной культуре. Познакомить детей с различными видами театра. Способствовать развитию творческих и речевых способностей детей младшего д...
Консультация для воспитателей "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через сказку"
laquo;Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, доб...