Как разговорить малыша.
статья по логопедии (младшая группа)
Статья предназначена для воспитателей, родителей, логопедов. В статье рассказано о том, как развивается речь в онтогенезе в норме. В каких случаях стоит обращаться к специалистам. Так же даны рекомендации, что делать и с помощью каких игр можно запустить речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Как разговорить малыша. Задержка речи. Игры для запуска речи. Как помочь ребенку заговорит. | 30.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Как разговорить малыша.
(статья для воспитателей, родителей, логопедов)
Учитель-логопед МАДОУ № 240. Г. Кемерово.
Яровая Е.В.
Сегодня не редкость встретить ситуацию, когда у малыша 1,5-2,5 лет отсутствует активная речь,
Перед родителями и педагогами встает вопрос: необходимо ли немедленно начинать специальные логопедические занятия или стоит подождать?
Рассмотрим развитие речи в норме:
Основные этапы развития речи
Речевое развитие ребенка условно можно разделить на пять этапов:
- Этап. Предречевой с 3 до 6 месяцев. В этот период идет подготовка дыхательной системы. Ребенок начинает гулить, происходит образование недифференцированных гортанных, глоточных, ротовых, губных шумов, а так же неопределенных речевых звуков. Потом возникает лепет, который состоит из звуков, вызванных подражанием.
- Этап. Образование звуков с 6-12 месяцев. В 6 месяцев начинается образование речевых звуков и синтез слогов. В 9—12 месяцев синтезируются слоговые цепи, происходит их автоматизация. На втором году жизни малыш обогащает свой словарный запас и уже может произносить самые простые речевые шаблоны.
- Этап . Обогащение словарного фонда совпадает с третьим годом жизни ребенка. Его словарный запас в этот период увеличивается до 500 слов, совершенствуется произношение отдельных слов и речевых шаблонов.
- Этап. Продолжение обогащения словарного запаса.
На четвертом году жизни словарный запас малыша уже достигает 1 тыс. слов и более, усложняются речевые цепи, число речевых шаблонов увеличивается до 10. На этом этапе учащается произношение слов, ребенок впервые начинает использовать придаточные предложения в построении речевых шаблонов.
На пятом году жизни словарный запас ребенка продолжает обогащаться. Малыш уже может регулировать громкость произношения слов и строить фразы, привлекая придаточные предложения. Построение и произношение фраз становится более правильным и совершенным.
Следует очень внимательно следить за развитием речи ребенка.
Что должно насторожить?
1. Если в словарном запасе ребенка менее 20 слов, и он не может комбинировать их между собой. «Слово» в данном случае обозначает не полноценные слова, а скорее принадлежность одного звука одному объекту. Так звук [ба] означает «бабушка».
2. Ребенок произносит слова невнятно, и понять можно только половину из них.
- Ребенок не взаимодействует с другими детьми, не вступает в игру.
- Если ребенок не понимает или не может ответить на простые вопросы.
- Ребенок не узнает и не называет простые предметы, не может назвать некоторых членов семьи.
Если у двухлетнего ребенка обнаружен один или несколько признаков, а активная речь у малыша, по прежнему, отсутствует, необходимо организовать консультацию у грамотных специалистов — логопеда, психолога, психоневролога, оториноларинголога (ЛОР), провести ряд медицинских исследований (энцефалограмму и эхограмму мозга, аудиограмму и др.). Наблюдения специалистов и объективные данные медицинских исследований позволяют уточнить характер нарушения и степень его сложности, предположить возможные причины возникновения нарушения. В результате такого обследования становится возможным организовать адекватную помощь ребенку.
Прежде чем начинать работу собственно над развитием речи, надо подготовить ребенка. Многое будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры, насколько ребенок эмоционально вовлечен, необходимо вызвать у ребенка положительной мотивации. В этот период подходят игры для налаживания контакта с ребенком.
Отсутствие у малышей активной речи не позволяет организовать игры на основе речевого общения. Поэтому на начальном этапе следует побуждать ребенка использовать в ходе общения не только слова и фразы, но и звуки, жесты, движения и действия, то есть любые доступные ему средства общения.
Подражание является одним из основных способов усвоения общественного опыта маленьким ребенком. Путем подражания он осваивает бытовые и игровые навыки, овладевает речью. Это игры со стихотворными текстами, подвижные игры, игры с игрушками и предметами.
Взрослый берет на себя активную роль: ведет ребенка за собой — объясняет и показывает, задает вопросы и сам же на них отвечает, предлагает ребенку несколько вариантов ответов на выбор. При этом необходимо многократное повторение словесного материала, чтобы облегчить детям его усвоение и запоминание.
К речи взрослого также предъявляется ряд требований:
- говорите простыми словами и фразами;
- речь должна быть чистая, без нарушений, взрослый дает только
образцы правильной речи (недопустимо повторение за ребенком слов-заменителей);
- артикуляция должна быть четкой, дети должны видеть движения губ взрослого.
- сюжет игр интересный, понятный ребенку, основанный на практическом опыте;
- взрослому необходимо делать паузы в речи, использовать жесты;
- ребенок может договаривать фразы взрослого (отдельный звук, слог, слово).
Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов: открывают и закрывают, бросают, трогают, нюхают, пробуют на вкус. Они активны, подвижны и любознательны.
С помощью взрослого ребенок узнает функциональное назначение предметов, а наблюдая за взрослым и повторяя его движения, действия, слова, ребенок усваивает новые навыки, учится говорить, обслуживать себя, становится более самостоятельным.
Способность слышать, различать на слух звуки речи не возникает сама собой, даже если у ребенка хороший физический (неречевой) слух. Эту способность нужно развивать с первых лет жизни. При развитии речевого слуха работа продвигается от различения (слышу-не слышу) к восприятию (что слышу).
Вот некоторые игры для малышей, которые помогут запустить речь.
Привет! Пока!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание
контакта.
Ход игры: Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.
—Привет! Привет!
Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.
—Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!
При прощании игра повторяется — педагог машет рукой.
—Пока! Пока!
Затем предлагает малышу попрощаться.
—Помаши ручкой на прощание. Пока!
Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце
занятия. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится
приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна
тем, что учит правилам поведения между людьми.
Хлопаем в ладоши!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание
контакта.
Ход игры: Педагог хлопает в ладоши со словами:
—Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!
Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним: —Давай похлопаем
в ладоши вместе.
Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно
попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок
сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит
больше инициативы.
Лови мячик!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание
контакта; развитие движений.
Оборудование: небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик.
Ход игры: Педагог берет в руки мячик, предлагает ребенку поиграть с ним.
Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга,
широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.
_Давай поиграем в мячик. Лови мячик!
Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить
мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.
—Кати мячик! On! Поймала мячик!
Игра проводится в течение некоторого времени, прекратить игру следует при
первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка.
Шарик
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание
контакта.
Оборудование: маленький пластмассовый шарик (который может поместиться в
зажатой ладони).
Ход игры: Педагог показывает ребенку шарик и предлагает поиграть.
— Смотри, какой красивый шарик. Давай поиграем: я шарик буду прятать, а
ты угадывай, в какой он руке.
После этого педагог убирает руки за спину и прячет шарик в кулак. Затем
выставляет обе руки, зажатые в кулаки, вперед и предлагает ребенку угадать и показать, в какой руке находится шарик. После чего переворачивает руку и раскрывает ладонь.
— В какой руке шарик — угадай! Правильно угадал — вот он, шарик, смотри!
Давай спрячем шарик еще раз!
Детям нравится эта игра, поэтому, скорее всего, игровое действие придется
повторить многократно.
Подражание является одним из основных способов усвоения общественного опыта маленьким ребенком.
Помимо задач развития и обучения ребенка, игры для развития общего подражания несут в себе эмоционально положительный заряд, дают возможность подвигаться, доставляют детям удовольствие и радость.
Котята
Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.
Ход игры: Предложите детям поиграть в котят. Комментируйте свои действия словами:
— Сейчас мы превратимся в котят. Делайте, как я.
Мяу-мяу, умываюсь,
(движения умывания)
Всем на свете улыбаюсь!
(улыбнитесь)
Мишка косолапый
Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.
Ход игры: Предложите детям игру в мишку.
—Давайте поиграем в косолапого мишку. Я буду читать стишок, а вы
повторяйте за мной движения!
Мишка косолапый по лесу идет.
(ходьба вперевалку)
Шишки собирает, песенку поет.
(делаем движения, словно подбираем с земли шишки)
Вдруг упала шишка, прямо мишке в лоб!
(легонько ударяем ладошкой по лбу)
Мишка рассердился и ногою — топ!
(делаем сердитое выражение лица и топаем ногой)
Ладошки
Цель: развитие подражания движениям рук взрослого; обучение умению быстро
переключаться с одного движения на другое; развитие понимания речи; развитие
кистей рук.
Ход игры: Эта игра проводится сидя за столом. Чтобы стало возможно
осуществление последовательности движений, сначала следует научить ребенка
выполнять отдельные движения: одновременно положить ладошки на стол ладонями
вниз, ладонями вверх, поставить ладошки на ребро, зажать ладошки в кулачок. Когда
дети освоят эти движения и без труда смогут воспроизводить их, вы сможете играть в
«Ладошки».
— Давайте поиграем с нашими ладошками. Я буду произносить стишок и
показывать движения, а вы повторяйте за мной!
Ладошки вверх!
(кладем на стол кисти рук ладонями вверх)
Ладошки вниз!
(переворачиваем ладони)
А теперь их на бочок!
(ставим ладони на ребро)
И зажали в кулачок!
(зажимаем ладони в кулаки)
Вначале следует выполнять серию движений медленно, так как детям сложно
быстро переключаться с одного движения на другое. Когда дети хорошо освоят
движения, их последовательность, можно предложить игру без показа со стороны
взрослого, а только по словесной команде.
Мы ногами топ-топ-топ!
Цель: развитие подражания движениям взрослого; развитие понимания речи.
Ход игры: Предложите малышам новую игру.
Мы ногами топ-топ-топ!
(топаем, высоко поднимая ноги)
А в ладоши хлоп-хлоп-хлоп]
(хлопаем в ладоши)
Ли да малыши!
Аи да крепыши!
(руки на пояс, кружимся)
Дорожка
Выкладываем кубики в ряд на полу. Дорожка может быть длинной и короткой,
одного цвета и с чередованием разных цветов. По дорожке могут ходить куклы и
другие игрушки, могут ездить машинки.
—Давай сделаем дорожку из кубиков! Ставим кубик, рядом еще кубик — вот
так! Давай сделаем длинную дорожку! Какая замечательная получилась у нас
дорога! Идет кукла по дороге — топ-топ-топ!
Башня
Ставим один кубик на другой, пока не получится высокая башня. Необходимо обратить внимание ребенка, что кубики следует класть друг на друга аккуратно, иначе башня будет неустойчивой и быстро разрушится. Башня может быть разноцветной или одного цвета, низкой или высокой. Можно построить рядом две башни разной высоты и разного цвета. На башню может забраться куколка. Можно попытаться попасть в башенку мячом.
- Давай построим высокую башню! Ставим кубик. На него ещё один — вот так! Вот такая башня получилась! Пришла матрёшка и стала забираться наверх—топ-топ-топ. Высоко наверху, далеко видно. Прыг! — спрыгнула матрёшка вниз и пошла домой. Тут башня закачалась... и развалилась! Бабах!
Машина едет!
Покажите ребенку, как по-разному может ездить машина: прямо вперед, давать задний ход, может ездить быстро или медленно,' поворачивать направо или налево. Можно в качестве дороги с ПОЕ ротами использовать узоры на ковре. Покажите, как машина с» налит: «Би-би!»
Гараж для машины
Постройте для машины гараж из кубиков. Покажите, как мг заезжает в гараж и выезжает из него.
Игра «Кто так говорит?»
Цель игры: научить ребенка отличать животных по голосам и подражать им.
Оборудование: мяч.
Ход игры. В игре может участвовать 4—5 человек. Дети встают полукругом, в центре которого становится воспитатель с мячом в руках. Он бросает мяч кому-нибудь из детей и называет любое животное. Ребенок должен поймать мяч, вспомнить, как «разговаривает» названное животное, и изобразить его.
Эту же игру можно проводить и по-другому: воспитатель бросает мяч ребенку и говорит: «Покажи, как гавкает собака (или мяукает кошка)».
Игра «Слушай внимательно и выполняй»
Цель игры: научить ребенка выполнять просьбы и задания,
Оборудование: игрушки и предметы, знакомые ребенку.
Ход игры. Играть можно вдвоем или группой. Взрослый садится от ребенка пли детей на определенном расстоянии и дает задания, например, принести игрушку, отнести чашку, посадить куклу в коляску и т. п. Если играет группа детей, то задания даются конкретному ребенку, а остальные должны сидеть тихо и не подсказывать.
Игра «Уложи куклу»
Цель игры: развить плавность голоса ребенка, спать»
Оборудование: коляска и кукла.
Ход игры. Ребенок стоит рядом с коляской и держит на руках куклу. Взрослый объясняет малышу: «Кукла устала, плачет и хочет спать. Покачай ее немного. Но сначала посмотри, как это нужно делать». После этих слов взрослый берет куклу на руки и напевает: « А-а-а!». а уже затем эти действия выполняет ребенок.
Игра «Эхо»
Цель игры: развить силу голоса ребенка.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. В игру можно играть вдвоем или с большим числом игроков, главное, чтобы участников было с четное количество. Игроки разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Одна шеренга громко произносит сочетания гласных звуков, например, ау, оу, ио, аи и пр., а вторая тихо их повторяет.
Литература:
- Гаврилова А. С, Шанина С. А., Ращупкина С. Ю. «Логопедические игры» - Москва 2010.,
- Елена Янушко. «Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет». - Москва: Теревинф, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Секреты как разговорить малыша
Секреты как разговорить малыша «Игрушки, на помощь!» Игрушки – наши незаменимые помощники в развитии речи малыша. Они помогут внимание привлечь и познакомят с новыми словам...
Секреты, как разговорить малыша.
Советы родителям....
"Как разговорить малыша"
Рекомендации родителям, с помощью которых можно развить у малыша речевой навык, побудить его к общению и расширить словарный запас....
Как разговорить малыша?
Предлагаю вашему вниманию 5 советов на каждый день, которые помогут разговорить малыша....
"Игры со словами. Как разговорить малыша"
Консультация для родителей. Советы логопеда по запуску и развитию речи у детей с задержкой речевого развития....
Как разговорить малыша.
Рекомендации для родителей, как разговорить малыша....
как разговорить малыша
как разговорить малыша...