Консультация для педагогов "Подготовка к утренникам детей с ОНР"
консультация по логопедии

Юсупова Татьяна Николаевна

Специально организованная совместная работа музыкального руководителя, учителя-логопеда и воспитателей  по подготовке и проведению праздничных утренников для детей с ОНР помогает  в реализации основной цели детских праздников: доставить детям радость,  создать необходимые условия для их самовыражения доступными для них средствами, способствует  развитию у детей речевых и творческих способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 106 г. Челябинска»

454091, г. Челябинск, ул. 3-го Интернационала, 90-А, тел. 225-41-54, 264-81-64

ds106chel@yandex.ru

Консультация для

педагогов

«Особенности подготовки к утренникам детей с общим недоразвитием речи»

 

Подготовила: учитель-логопед,

Юсупова Т.Н.

г. Челябинск

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ

К УТРЕННИКАМ

ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Значение праздничных утренников в решении коррекционно-воспитательных задач с детьми с ОНР

Утренник в детском саду занимает особое место в системе воспитания детей. Утренники помогают реализовать возможности каждого ребенка, позволяют развить уже имеющиеся навыки и способности, сформировать такие качества как активность, умение работать в коллективе. Для детей с нарушениями речи участие в утреннике – это один из способов сделать коррекционно-воспитательную работу по преодолению нарушений более эффективной. Праздник - это прекрасная ситуация для активизации речи, ее коммуникативной функции.

Подготовку к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья одного единого педагогического процесса, в котором участвуют воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед.

Особенности подготовки и проведения праздничных утренников для детей с ОНР

Успешное проведение любого массового мероприятия зависит от правильно организованной подготовки к нему, умелого подбора репертуара.  Проведение праздников для детей с ОНР имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при подготовке к утренникам. Для детей с ОНР характерны ограниченный запас слов, стойкие трудности в формировании грамматического строя речи, дефекты произношения, нарушение общей и мелкой моторики, координации речи с движением. В зависимости от уровня речевого развития детей, динамики коррекционной работы с ними, программу утренников для детей логопедической группы, в сравнении с программой для детей общеобразовательной группы, музыкальный руководитель упрощает не только по содержанию, но и по форме и объёму. Использует речевой материал, упражнения, построения, танцы и песни, которые не требуют усиленной тренировки, большого физического и душевного напряжения.  Так, например, детям с ОНР много усилий потребуется для заучивания песен, текст которых труден как для понимания, так и для произнесения (большое количество слов со сложной слоговой структурой, со стечением согласных звуков), а также песен, исполняемых в быстром темпе: дети пропускают части слов, а то и целые слова, не договаривают или искажают окончания. Поэтому лучше подойдут небольшие и мелодичные произведения в спокойном темпе, которые легче воспринимаются и запоминаются детьми.  

Взаимодействие музыкального руководителя, учителя-логопеда и воспитателей в процессе подготовки и проведения новогоднего утренника для детей с ОНР

В процессе обсуждения сценария утренника, музыкальный руководитель, учитель-логопед и воспитатели логопедической группы совместно продумывают материал, доступный для понимания детей и посильный для их участия в празднике: подбирают стихотворения, инсценировки, распределяют роли. При этом учитывали не только возраст детей, но и их речевые возможности на данный период. На осенний праздник могут подойти игры, упражнения, хороводы, где текст, в основном, произносят взрослые, а дети добавляют слоги, отдельные слова, простые словосочетания.

Например, при проведении с детьми игры «Медведь и заинька», взрослый начинает низким голосом: «У медведя дом большой…». Дети, имитируя ходьбу медведя, отвечают тоже низким голосом, подражая взрослому: «Ой, ой! Ой, ой!». Взрослый продолжает, уже высоким голосом: «А у зайки маленький…». Дети, прыгая как зайчики, повторяют тоже высоким голосом: «Ой, ой! Ой, ой!». Взрослый опять произносит слова низким голосом: «Мишка наш пошел домой…».  Дети, имитируя ходьбу медведя, вновь отвечают низким голосом: «Ой, ой! Ой, ой!». Взрослый меняет интонацию: «Да и   заинька  домой…». Дети, прыгая как зайчики, продолжают тонким голосом: «Ой, ой! Ой, ой!». Подобные игры позволяют, даже  при невысокой речевой активности детей, решать задачи по развитию слухового внимания, координации речи с движением, выразительности движений, интонационной выразительности речи, а  соответствующее музыкальное сопровождение - по развитию координации движений с музыкой.  

Начиная с новогоднего праздника, постепенно привлекают детей к более активному речевому участию в торжествах. Например, игра с однословными ответами детей – «Чего на елке не бывает». В данном случае однословные ответы детей позволяют им максимально сконцентрироваться на содержании речевого материала игры, а специалистам – игровыми средствами решать следующие задачи: развивать у детей слуховое внимание, логическое мышление, координацию речи с движением.

Кроме возрастных и речевых особенностей детей логопедической группы, в процессе подготовки к праздничным утренникам, учитывались и  их психологические  особенности: одни из них, в силу отставания в развитии, отсутствия достаточной речевой практики, молчаливы, нерешительны, внутренне скованны, другие, наоборот, двигательно беспокойны, расторможены и часто недостаточно осмысленно многоречивы. К этим детям также осуществляется дифференцированный педагогический подход.

В логопедической группе логопед и воспитатели постепенно подводят детей к осознанию сути и содержания праздника, расширяли их представления о данном событии,  наращивали словарь по теме праздника – работа по лексическим темам: «Зима», «Зимние развлечения», «Новогодний праздник». Воспитатели на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой знакомят детей со сказками, которые упоминаются на празднике. Проводятся подвижные, речедвигательные, пальчиковые игры, занятия по изобразительной деятельности по данной тематике. Погружение детей в определенную тему дополнительно является стимулирующим фактором для пробуждения у детей интереса к предстоящему празднику, развивает их речевые способности, повышает возможности для самовыражения.        

Кроме того, логопедом и воспитателями проводится специальная работа над речевым материалом сценария. Известно, что каждая песня состоит из слов и припева. Текст песни в сочетании с музыкой дает возможность наиболее ярко и полно проникнуть в настроение и содержание музыкального произведения, раскрыть его художественный образ.  Для выразительного исполнения песни необходима выработка ясного, отчётливого произношения слов. Прежде чем начать разучивать песни, стихотворения и инсценировки, логопед и воспитатели проводят тщательную словарную работу над текстом, чтобы смысл всех произведений  стал понятен каждому ребёнку. Так, например, проводя словарную работу над текстом произведений к новогоднему утреннику, разъясняют детям такие выражения, как «шишки смолистые», «мышка-поскребушка», «хлопотушка-белочка», «задира-шалунишка» и т.д.

Помимо этого, учитель-логопед  определенным образом отрабатывает с детьми текст песен и  стихов: индивидуально или небольшими подгруппами учит детей  проговаривать трудные слова, по возможности совершенствует и  закрепляла у детей правильную чёткую артикуляцию звуков,  ясное и чистое произношение слов и фраз, работала над интонационной выразительностью речи. Воспитатели закрепляли речевой материал с учетом логопедических рекомендаций.

Музыкальные хороводы  сначала разучивают в группе в виде хороводной игры без музыки. Таким образом,  дети   учились  координировать свою речь с движениями. И уже затем музыкальный руководитель подключает  к хороводу музыкальное сопровождение,  обучая детей координировать свои движения не только с речью, но и с музыкой.  

На физкультурном занятии проигрывают подвижные игры из сценария праздника, сопровождающиеся хоровым проговариванием рифмовок.

Особое внимание у детей с ОНР уделяется развитию чувства ритма, слухового  восприятия, памяти. Важное место в этой работе занимали логоритмические упражнения.

Через логоритмические упражнения помогают:

- развивать дыхание, голос, артикуляцию;

 - развивать фонематическое восприятие и фонематические представления;

- расширять лексический запас;

- развивать слуховое внимание и зрительную память;

- совершенствовать общую и мелкую моторику;

- вырабатывать чёткие координированные движения во взаимосвязи с речью;

- развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты,

- развивать творческую фантазию и воображение;

- развивать чувство ритма.

Логоритмические упражнения помогают специалистам и воспитателям в подготовке детей с ОНР к выступлению на  праздничных утренниках. Дети с ОНР страдают нарушением слоговой структуры и звуконаполняемости слов, что может проявляться как в отдельно взятых, трудных для ребенка словах, так и во фразе: дети могут опускать предлоги, окончания слов во фразе, пропускать или переставлять слоги в словах.  Чтобы избежать этого, логопед и воспитатели заучивали с детьми тексты песен и стихов, сочетая проговаривание текста по слогам с воспроизведением его ритмического  рисунка с помощью каких-либо движений. Например, проговаривая стихотворение по слогам, одновременно отхлопывали его ритм в ладоши.  Для поддержания у детей интереса к подобным упражнениям, чередовали различные ритмичные движения: хлопки в ладоши, по коленям, по столу, постукивания кулачками, указательными пальцами по столу,    приседания, оттопывание ритма ногами, прыжки и т.д. Музыкальный руководитель может использовать  в логоритмических упражнениях детские музыкальные инструменты:  проговаривать или пропевать с детьми  текст, отбивая или простукивая заданный ритмический рисунок на специально подобранных музыкальных инструментах. Такие упражнения помогали детям быстро и правильно запомнить текст, развивали ритм и тембровый слух, координацию речи с движением, музыкальную память и мышление. Подобные логоритмические упражнения использовались и как концертные номера на праздниках, например, в новогодний сценарий вошла логоритмическая игра с музыкальными инструментами «Пироги пекла лиса» (М.Ю.Картушина).

Дети с системными речевыми нарушениями с трудом усваивают новый материал, у них недостаточно развито произвольное запоминание. Нередко то, что было только что заучено, быстро забывается. Важно не упрекать детей в нерадивости: только    поощрение, терпение и, конечно, правильно организованные систематические занятия во взаимодействии всех специалистов помогали им достичь определённых успехов.

Для ребенка ОНР при подборке стихотворного материала обязательно нужно учитывать, чтобы в стихотворении не было неправильно произносимых ребенком звуков, т е тех, которыми он еще не овладел.  Для того, чтобы дети не испытывали затруднений и не чувствовали неловкости, необходимо:

-давать детям посильные стихотворения для участия в празднике.

-умело подбирать речевой материал, без большого физического и душевного напряжения.

- не давать стихотворный материал с большим количеством слов со стечением согласных и сложной слоговой структурой слова.

- учитывать психологические особенности ребенка.

Каждый воспитатель знает, что практически нет стихотворений в котором не встречались бы сложные звуки (в основном/ это соноры [ Л], [Р]).

Если не получается подобрать индивидуальный речевой материал, то можно попытаться изменить стихотворение заменив строки на более " удобные "для конкретного ребенка.

Так же можно разбить стихотворение на "удобные" катрены, если стихотворение невозможно изменить по содержанию и смыслу. Например, наиболее сложные строки читает ребенок, у которого звукопроизношение в норме, а видоизмененный "удобный" текст продолжит другой ребенок. Только после такой тщательной выверки речевого материала можно приступить к проговариванию текста, по возможности автоматизируя в стихотворении поставленные звуки, развивать четкость движений во взаимосвязи с речью и отрабатывать выразительность речи, что безусловно доставит детям и родителям радость способствуя творческим способностям и дальнейшей мотивации к занятиям.

Примеры как можно изменить стихотворение:

У ребенка нарушен звук [Р]

Не пускают маму в сад?

Не грусти, приятель,

Вместо мамы у ребят,

В группе воспитатель!

Нам семья вторая группа,

Здесь игрушки и уют,

А скучать и плакать глупо,

Мамы вечером придут.

Стало: без звуков [Р],[Рь]

1 вариант

С мамой в сад спешишь своей,

Не тужи-мечтатель,

Вместо мамы у детей,

Будет-воспитатель!

2 вариант

Не пускают маму в сад,

Маму в сад, я взять не смог,

Вместо мамочки опять,

Будет тетя -педагог!

Здесь мы клеем и танцуем,

Изучаем что-нибудь,

А по маме не тоскуем,

Если капельку чуть-чуть.

У ребенка нарушены звуки [Р], [РЬ]

Было:

Воспитатели,родные,

Очень Вас мы все любили,

А теперь мы говорим Вам "До свидания"

Спасибо Вам за Ваше воспитание.

Стало: без звуков [Р],[Рь]

Воспитателям нашим,

Мы спасибо сейчас скажем,

А потом мы скажем "До Свидания",

Спасибо Вам за наше воспитание.

Литература.

  1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.  Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 224 с.
  2. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 352 с.
  3. Картушина М.Ю. Логопедическая ритмика в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 192 с.
  4. Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. – СПб.: КАРО, 2005. – 176 с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Праздничные утренники"

Консультация поможет воспитателям задуматься о том, как сделать утренник в ДОУ для ребёнка праздником!...

Консультация для родителей "Новогодний утренник в детском саду".

Консультвациядля родителей "Новогодний утренник в детском саду"....

Консультация для родителей "Новогодний утренник в детском саду".

Консультвациядля родителей "Новогодний утренник в детском саду"....

2015_Консультация для родителей - "Новогодний утренник в саду"

что б запомнился и не омрачился из-за мелочей новогодний праздник у ребёнка, взрослым не мало важно знать предпраздничные нюансы...

Консультация для родителей. Новогодний утренник без неприятных сюрпризов

Первый раз на утреннике.Индивидуальный подход. Правила поведения родителей на утреннике....

Консультация для родителей "«Внешний вид детей на утренниках»

На музыкальных занятиях мы приучаем детей видеть красивое, пробуждаем интерес к окружающему миру и его красоте. А как же это сделать, если наши девочки приходят на занятие неопрятные, а мальчики в пом...

Консультация для воспитателей "Праздничные утренники"

Праздники должны доставлять детям радость и давать возможность каждому участнику проявить свои художественные способности, эмоциональную восприимчивость, творческую активность. Воспитатель - непосредс...