Консультация для родителей "Развитие речи для детей дошкольного возраста летом"
консультация по логопедии (старшая группа)
Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летнюю программу нужно включить и общение со сверстниками, и правильное питание, и закаливающие процедуры.
В то же время необходимость возобновить в памяти ребенка приобретенные в течение учебного года знания вполне обоснована. Самый продуктивный метод повторения пройденного материала – включить основы предмета в рамки занимательной игры или рассказа. Вот несколько советов, которые помогут понять принципы летнего «обучения». В консультации представлены игры для развития речи детей дошкольного возраста для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_na_leto_zanyatiya_s_detmi_po_razvitiyu_rechi.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель-логопед: Гайворонская Елена Александровна
МАДОУ «Детский сад №5 «Норильчонок» г. Норильск
Нужно ли заниматься с ребенком летом?
Лето для детей – это долгожданный праздник. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летнюю программу нужно включить и общение со сверстниками, и правильное питание, и закаливающие процедуры.
В то же время необходимость возобновить в памяти ребенка приобретенные в течение учебного года знания вполне обоснована. Самый продуктивный метод повторения пройденного материала – включить основы предмета в рамки занимательной игры или рассказа. Вот несколько советов, которые помогут понять принципы летнего «обучения».
Развитие речи.
Игры с мячом «Съедобное – несъедобное», «Живое – неживое», «Я знаю 5 названий (имен) …» помогают отрабатывать ритм, скорость реакции, умение думать и говорить одновременно, увеличивают словарный запас ребенка.
«Глухие телефончики», «Фанты» учат слушать другого человека, действовать по правилам.
Полезно выполнять игровые задания, развивающие словарь, слуховую память:
- подбери признаки к предмету (яблоко какое? – зеленое, большое, твердое, сочное, душистое);
- подбери предметы к признаку (кто или что бывает большим?);
- подбери действия к предмету (цветок что делает? – растет, цветет, распускается, вянет);
- подбери предметы к действию (что или кто летает? – самолет, вертолет, бабочка, комар);
- кто составит самое длинное предложение? (наращивание предложения, начиная с 2-х слов: Кошка спит. Пушистая кошка спит. Пушистая кошка спит на ковре. Большая пушистая кошка спит на синем ковре.)
- считать со словами от одного до пяти на любую тему, следить за окончаниями. Например, сосчитать предметы мебели так: один стол, два стола…пять столов.
- играйте в игру «Один-много». Кошка-… кошки, корова-…коровы и т. д. (на любую тему).
- называйте предметы ласково. Стол-столик, кровать –кроватка и т.д.
- перечисляйте части целого. Грузовик -…кабина, кузов, колеса и т.д.
- играйте в упражнение «Наоборот». Старая мебель -…новая, тяжелая -…легкая, взрослая - …детская и. т. д.
- перечислите «Что кому надо». Художнику – кисть, повару –кастрюля и. т.д.
- назовите «Кто чем управляет?». Самолетом – летчик, поездом –машинист и.т.д.
- перечислите «Кто где живет?». В норе живет(кто?) – лиса; в берлоге, в дупле… -упр. «Кому что дадим?». Мясо –волку; малину, мед, орехи, грибы, морковку.
Все дети обожают плескаться в воде. Подберите прилагательные к слову «вода» (какая?) теплая, ласковая, холодная, прозрачная, мутная и т. д; «море» (какое?) синее, теплое, красивое; «камешки» (какие?) мелкие, крупные, мокрые; «песок» (какой?) сухой, влажный, желтый.
Камешки на пляже различайте по форме. Считайте их и решайте простые арифметические примеры. Пишите их на песке.
Чтение.
Для облегчения запоминания букв можно писать их на песке, рисовать человечков, похожих на разные буквы, лепить буквы из глины или соленого теста. То же можно делать и с цифрами.
Чтобы ребенок легко научился читать, называйте буквы по имени звука (М, но не ЭМ или МЭ!). Используйте игру «Буквы ходят в гости» (чтение по рисунку А-М = АМ; М-А = МА), чтение должно быть слитным, а не побуквенным.
Чаще читайте ребенку вслух. Это сближает ребенка и взрослого, развивает слуховое внимание, вызывает у ребенка желание научиться читать, создает условия для дальнейшего грамотного письма. Обсуждайте прочитанное, рассматривайте иллюстрации.
Ваш ребенок недостаточно хорошо запомнил буквы - также пишите их на песке пальцем или палочкой. Если он складывает слова - пишите слова. Перед этим определите первый и последний звук в слове. Назовите звуки по порядку.
Камешками обозначьте гласные.
Спросите - какой гласный слышится сильнее (ударение). Палочками разделите слово на слоги. Придумайте с этим словом предложение. Обратите внимание на предлоги, если таковые встретились.
Трудные и незнакомые слова проговаривайте с ребенком по слогам, отхлопывая в ладоши. Сначала одновременно (сопряженно), потом ребенок пробует повторить самостоятельно, после вас (отраженно).
Ориентировка в пространстве.
«Прятки». Размещение предметов в пространстве: положи мяч под стол, а книгу на стол; посади куклу справа от мишки, но слева от кубика; спрячь куклу за шкаф. Загадай, куда ты спрятал предмет, используя предлоги (мишка под …, машина над …).
Для нормального функционирования головного мозга человеку необходима постоянная энергетическая подпитка коры головного мозга. Запасы энергии ребенок черпает прежде всего из окружающей среды: летние дни на свежем воздухе обогащают организм (и мозг) кислородом; купание и плавание создают тонизирующий контраст температур; хождение босиком по шершавой поверхности укрепляет нервную систему. Хорошей подпиткой для подкорковых отделов служат запахи и яркие впечатления. Чем более ребенок активен, чем больше разнообразных ощущений (прикосновений, воздействий внешней среды) он испытывает, тем лучше функционирует его головной мозг. Что же до негативных эмоций, связанных с обязательностью учебы, то они как ничто другое тормозят процесс «зарядки батарейки».
Поэтому очень важно создать условия для того, чтобы ребенок хотел играть в описанные выше игры. Для этого нужно немного: научить играть, не отмахиваться от предложения ребенком совместной игры, уметь «поменяться ролями» с ребенком в ходе игры, поддержать интерес к познанию окружающего мира, к книге. Поощряйте стремление ребенка отразить яркие впечатления с помощью рисунков, стихов, сказок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей " РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ"
Общее недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение речевой сферы у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. У детей данной группы в большей или меньшей степени ока...
«Особенности развития речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи. Особенности адаптации к школьной жизни»Консультация для родителей
laquo;Особенности развития речи у детей дошкольного возраста. Нарушения речи. Особенности адаптации к школьной жизни»Консультация для родителей детей ствршей группы...
Консультация по развитию речи у детей дошкольного возраста (для родителей)
развитие речи у детей...
Консультация для родителей «Подвижные игры для детей дошкольного возраста летом»
Летняя пора - это время, когда хочется, чтобы ребенок побольше времени проводил на свежем воздухе. Но как организовать его досуг? Чем занять ребенка летом на прогулке, чтобы ему было интересно и весел...
Консультация для родителей «Подвижные игры для детей дошкольного возраста летом»
Летняя пора - это время, когда хочется, чтобы ребенок побольше времени проводил на свежем воздухе. Но как организовать его досуг? Чем занять ребенка летом на прогулке, чтобы ему было интересно и весел...
Консультация для педагогов: "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста" консультация по развитию речи (старшая группа)
Консультация для педагогов: "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста" консультация по развитию речи (старшая группа)...
Консультация "Формирование связанной речи у детей дошкольного возраста"
Рекомендации родителям по развитию навыков составления рассказов повествовательного, описательного, разъяснительного и творческого характера у детей дошкольного возраста в домашних условиях....