Сценарий развивающего логопедического занятия в подготовительной группе
план-конспект занятия по логопедии
Сценарий развивающего логопедического занятия в подготовительной группе "За грибами"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
За грибами | 947.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №27 «Садко»»
«За грибами»
Сценарий развивающего логопедического
занятия в подготовительной группе.
Учитель-логопед
МБДОУ ДС №27 «Садко»
г. Смоленска
Бизюкова Галина Ивановна
г. Смоленск
Цель
Развитие монологической речи описательного типа.
Задачи
Коррекционно-образовательные:
- учить пользоваться разнообразными видами связи между предложениями (местоимениями и текстовыми синонимами) при построении текста параллельной структуры;
- закрепить навык составления загадок-описаний;
- активизировать предметный словарь и словарь признаков по теме «Грибы»;
- совершенствовать навык подбора синонимов, родственных слов;
- совершенствовать навыки слогового анализа;
- вводить автоматизированные звуки в самостоятельную речь.
Коррекционно-развивающие:
- развивать слуховое восприятие;
- развивать мыслительные операции;
- развивать умение устанавливать взаимосвязи, делать выводы;
- развивать мелкую моторику;
- развивать навыки самоконтроля и контроля за речью других детей.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать доброжелательные отношения между детьми, развивать умение тактично исправлять товарища и приходить ему на помощь.
Оборудование
Интерактивная доска, презентация, муляжи грибов, лукошко с салфеткой, ширма, мох, осенние листья.
Предварительная работа
Индивидуальное заучивание детьми стихов и загадок о грибах с целью автоматизации и дифференциации звуков.
Ход занятия
- Организационный момент
Логопед. Дети, мы сегодня отправляемся на прогулку. А куда, вы догадаетесь сами, если внимательно прислушаетесь к звукам.
( Звучит в записи шум леса.)
Догадались?
(Слайд 1)
Здравствуй, лес, осенний лес!
Полный сказок и чудес!
- Основная часть
- Введение в тему.
Разгадывание загадок
Логопед. Щедрый осенний лес дарит нам много подарков. А какие подарки приготовил он нам сегодня? Отгадайте.
( Дети загадывают загадки, выученные дома по индивидуальным заданиям. После разгадывания загадки детьми на экране появляется изображение отгадки. )
Конечно, не белый! Я, братцы, попроще.
Расту я обычно в березовой роще. (Подберезовик)
Под осинкой у тропинки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет ботинка,
Шляпка есть, нет головы. (Подосиновик)
А вот кто-то важный,
На беленькой ножке,
Он в шапочке красной,
На шапке – горошки. (Мухомор)
Этот гриб живет под елью,
Под её огромной тенью,
Мудрый бородач-старик,
Житель бора … (боровик)
(Слайд 2)
Рассказывание стихов
Логопед. Ребята подготовили стихи о грибах . Давайте их послушаем.
(Одновременно с чтением стихотворения на экране появляются изображения грибов. )
Лисички рассыпались желтою стайкой,
Как будто погнались за солнечным зайкой.
Опята букетом стоят на пеньке,
Найдется им место в твоем кузовке.
В шляпках модных, симпатичных,
Яркий, праздничный наряд.
Сыроежками нас кличут, но сырыми не едят.
Я – бледная поганка,
И не привыкла нравиться.
Кто съест меня – отравится.
(Слайд 3)
- Повторение
Игра «Четвертый – лишний»
Логопед. Перед вами две грибных полянки, на каждой из них есть гриб, который не подходит к трём другим. Найдите его
(Дети подходят к доске и перечёркивают лишнюю картинку, объясняя свои действия.)
Игра «Собери гриб и составь предложение»
Слайд 4
Логопед. Ребята, а на этой лесной полянке случилась беда: кто-то от ножек отрезал шляпки грибов. Давайте соединим шляпки с ножками. Соединяя шляпку с подходящей ножкой, нужно составить предложение о том, какая шляпка по цвету и форме и какая ножка по высоте и толщине у этого гриба. Например: Розоватая вогнутая шляпка и тонкая невысокая ножка у волнушки.
(Дети подходят к доске и, составив предложение, передвигают
шляпку к нужной ножке.)
- Объяснение нового материала.
Логопед. Ребята, вы уже много знаете о грибах, умеете отличать съедобные грибы от несъедобных. Нам можно и самим собирать грибы. Я уже нашла один гриб.
( В руках корзинка, прикрытая салфеткой).
Послушайте мою загадку и скажите, какой гриб у меня в корзинке.
Шляпка у этого гриба розоватая, тонкая, вогнутая.
Ножка у этого гриба невысокая, в виде трубочки.
Растет этот гриб в траве, этот гриб съедобный.
(Дети разгадывают загадку, логопед достаёт волнушку из корзинки.)
Составить загадку мне помогла схема.
( Слайд 5).
Послушайте мою загадку ещё раз, и скажите, всё ли нравится вам в ней.
(Подвести детей к тому, что в каждом предложении употребляются одни и те же слова – «этот гриб»).
Дидактическое упражнение «Подбери слово»
Логопед. Какие слова можно использовать в загадке вместо слов «этот гриб»?( Дети подбирают слова-синонимы – гриб, он, лесной житель,
красавец.)
Новая схема поможет вам избежать повторов слов.
(Слайд 6)
Составляя предложения по красной стрелочке, помните о том, что слово гриб нужно заменить другим словом. Мы отправляемся на поиски грибов и будем придумывать про них загадки. Итак, в путь.
- Физкультминутка
Меж еловых мягких лап Дождик кап-кап-кап. | Левая ладонь лежит на столе, пальцы раздвинуты, указательный и безымянный пальцы правой руки шагают между пальцами левой руки. |
Где сучок давно засох, Серый мох, мох, мох. | Руки лежат на столе ладонями вниз, пальцы обеих рук поочередно ритмично стучат по столу. |
Где листок к листку прилип, вырос гриб, гриб, гриб. | Пальцы обеих рук поочередно прижимаются к большому пальцу. |
Кто нашел его, друзья? | Сжимание пальцев в кулак и разжимание. |
Это я,я,я,я,я! | Поочередное разжимание пальцев обеих рук из кулака. |
- Закрепление
( Дети подходят к ширме, за которой среди осенних листьев и мха размещены муляжи грибов и стоит лукошко.)
Логопед. Как мы назовём поляну, на которой столько много грибов?( Грибная). Сейчас каждый из вас выберет гриб, положит в лукошко и придумает по схеме свою загадку, а мы её разгадаем. Не забудьте о том, что красная стрелочка на схеме запрещает употреблять слово гриб.
(Ребёнок за ширмой кладет в лукошко муляж гриба и по схеме составляет загадку.
Составляются 3-4 загадки. Дети следят за тем, чтобы выполнялось условие, при необходимости приходит на помощь).
- Заключительная часть.
Логопед. Наша прогулка в осенний лес заканчивается , мы стали настоящими грибниками. Как вы думаете, кто такие грибники?
Дети отвечают, логопед подводит итог: грибники – это люди, которые не только любят собирать грибы, но и много о них знают.
(Слайд 7)
Давайте подберём нужную слоговую схему к слову грибники и докажем, что мы сделали это правильно.
( Ребёнок стирает ненужные схемы и вписывает гласные буквы в подходящую схему.)
Ребята, чтобы лучше запомнить это новое слово, давайте подберем к нему семейку слов.
(Дети подбирают родственные слова: гриб, грибочек, грибной, грибница.)
Логопед. Как настоящие грибники, загадайте свои загадки мамам и папам. Вы это научились сегодня очень хорошо делать!
Используемая литература:
- 500 загадок для детей / Сост. И.А. Мазнин. Москва., 2005.
- Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет / Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова, Москва 2004.
- Методика формирования связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева, Москва 2006
- Интернет-ресурсы: www.yandex/картинки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка корекционно-развивающего занятия в подготовительной группе "Морское путешествие"
Корекционно-развивающее занятие педагога психолога в подготовительной группе Программное содержание:1. Развивать вним...
Сценарий выпускного бала для подготовительной группы. Сценарий утренника для подготовительной группы приуроченного к Международному женскому дню: музыкальная сказка "Аленький цветочек"
Выпускной бал "Фильм-фильс-фильм". Музыкальная сказка "Аленький цветочек"....
Сценарий к 9 мая. Подготовительная группа. Праздничный утренник ко Дню Победы для подготовительной группы ДОУ.Разработала и провела воспитатель по русскому языку Дунаева Г.Н .
Цели:1. Познакомить детей с героями Великой Отечественной войны.2. Развивать ловкость и внимание....
Презентация организации развивающей предметно-развивающей среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС ДО и основной образовательной программой
Опыт работы воспитателя по созданию предметно-пространственной среды в доу...
Конспект сценария дня рождения для подготовительной группы «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве» Конспект сценария дня рождения для детей подготовительной к школе группы.
Конспект сценария "В тридевятом царстве, в тридесятом государстве" рассчитан на детей 6-7 лет. Более подходит для проведения дня рождения у девочки. Будет полезен для музыкальных руководителей, педаго...
Сценарий познавательного и развивающего праздника в подготовительной группе тема: «Город на островах»
Данный материал направлен на знакомство детей с городом Санкт-Петербург, путём проведения познавательного и развивающего праздника. Цели, которого являются: - уточнение знаний о том, что наш город сто...
Сценарий осеннего праздника в подготовительной группе. «Кикимора и Осень» (подготовительная группа)
Действующие лица: Ведущий, Осень и Кикимора – взрослые.Дети входят под музыку и выстраиваются в полукруг. Вед.: вот опять уже желтеют листья,Мелкий дождик моросит с утра.Лето пролетел...