Сценарий развивающего логопедического занятия в подготовительной группе
план-конспект занятия по логопедии

Сценарий развивающего логопедического занятия в подготовительной группе "За грибами"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл За грибами947.34 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №27 «Садко»»

«За грибами»

Сценарий развивающего логопедического

 занятия в подготовительной группе.

Учитель-логопед

МБДОУ ДС №27 «Садко»

г. Смоленска

Бизюкова Галина Ивановна

C:\Users\User\Desktop\1\00471755-002.jpg

г. Смоленск

Цель

 Развитие монологической  речи описательного типа.

Задачи

Коррекционно-образовательные:

 - учить пользоваться разнообразными видами связи между предложениями                            (местоимениями и текстовыми синонимами)  при построении текста       параллельной структуры;

- закрепить навык составления загадок-описаний;

- активизировать предметный словарь и словарь признаков по теме «Грибы»;

- совершенствовать навык подбора синонимов, родственных слов;

- совершенствовать навыки слогового анализа;

- вводить автоматизированные звуки в самостоятельную речь.

Коррекционно-развивающие:

- развивать слуховое восприятие;

- развивать мыслительные операции;

- развивать умение устанавливать взаимосвязи, делать выводы;

- развивать мелкую моторику;

- развивать навыки самоконтроля и контроля за речью других детей.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать доброжелательные отношения между детьми, развивать умение         тактично исправлять товарища и приходить ему на помощь.

Оборудование

     Интерактивная доска, презентация, муляжи грибов, лукошко с салфеткой, ширма, мох, осенние листья.

Предварительная работа

     Индивидуальное заучивание детьми стихов и загадок о  грибах  с целью автоматизации и дифференциации звуков.

Ход занятия

  1. Организационный момент

     Логопед. Дети, мы сегодня отправляемся на прогулку. А куда, вы догадаетесь сами, если внимательно прислушаетесь к звукам.

           ( Звучит в записи шум леса.)  

Догадались?

                             C:\Users\User\Desktop\1\5657-57c47-37027994-m750x740.jpg

                                       (Слайд 1)

Здравствуй, лес, осенний лес!

Полный сказок и чудес!

 

  1. Основная часть
  1. Введение в тему.

Разгадывание загадок

     Логопед.  Щедрый осенний лес дарит нам много подарков. А какие подарки приготовил он нам сегодня? Отгадайте.

       ( Дети загадывают загадки, выученные дома по индивидуальным заданиям. После разгадывания загадки детьми на экране появляется изображение отгадки. )

                   Конечно, не белый! Я, братцы, попроще.

                                   Расту я обычно в березовой роще. (Подберезовик)

                                   Под осинкой у тропинки

                                   Кто стоит среди травы?

                                   Ножка есть, но нет ботинка,

                    Шляпка есть, нет головы. (Подосиновик)

                                   А вот кто-то важный,

                                   На беленькой ножке,

                                   Он в шапочке красной,

        На шапке – горошки. (Мухомор)

Этот гриб живет под елью,

                                     Под её огромной тенью,

Мудрый бородач-старик,

Житель бора … (боровик)

                         C:\Users\User\Desktop\1\Podberezovik.jpgC:\Users\User\Desktop\1\боровик 3.jpg

                                             (Слайд 2)

 Рассказывание стихов

       Логопед. Ребята подготовили стихи о грибах . Давайте их послушаем.

       (Одновременно с чтением стихотворения на экране появляются изображения грибов. )

Лисички рассыпались желтою стайкой,

       Как будто погнались за солнечным зайкой.

                          Опята букетом стоят на пеньке,

                          Найдется им место в твоем кузовке.

                          В шляпках модных, симпатичных,

                          Яркий, праздничный наряд.

           Сыроежками нас кличут, но сырыми не едят.

                                                Я – бледная поганка,

                            И не привыкла нравиться.

                             Кто съест меня – отравится.

C:\Users\User\Desktop\1\опята.jpgC:\Users\User\Desktop\1\лисички.jpg

                                        (Слайд 3)

  1. Повторение

Игра «Четвертый – лишний»

     Логопед. Перед вами две  грибных полянки, на каждой из них есть  гриб, который не подходит к трём другим. Найдите его

    (Дети подходят к доске и перечёркивают лишнюю картинку, объясняя свои действия.)

Игра «Собери гриб и составь предложение»

                      Слайд 4

      Логопед. Ребята, а на этой лесной полянке случилась беда: кто-то от ножек отрезал шляпки грибов. Давайте соединим шляпки с ножками. Соединяя шляпку с подходящей ножкой, нужно составить предложение о том, какая шляпка по цвету и форме  и какая ножка по высоте и толщине у этого гриба. Например: Розоватая вогнутая шляпка и тонкая невысокая ножка  у волнушки.

           (Дети подходят к доске и, составив предложение, передвигают

шляпку к нужной ножке.)

  1. Объяснение нового материала.

       Логопед. Ребята, вы уже много знаете о грибах, умеете отличать съедобные грибы от несъедобных. Нам можно и самим собирать грибы. Я уже нашла один гриб.

                       (  В руках корзинка, прикрытая салфеткой).

 Послушайте мою загадку и скажите, какой гриб у меня в корзинке.

Шляпка у этого гриба розоватая, тонкая, вогнутая.

                     Ножка у этого гриба невысокая, в виде трубочки.

                              Растет этот гриб в  траве, этот гриб съедобный.

(Дети разгадывают загадку, логопед достаёт волнушку из корзинки.)

            Составить загадку мне помогла схема.

 ( Слайд 5).

 Послушайте мою загадку ещё раз, и скажите, всё ли нравится вам в ней.

 (Подвести детей к тому, что в каждом предложении употребляются одни и те же слова – «этот гриб»).

Дидактическое упражнение «Подбери слово»

   Логопед. Какие слова можно использовать в загадке вместо слов «этот гриб»?( Дети подбирают слова-синонимы – гриб, он, лесной житель,

красавец.)

Новая схема поможет вам избежать повторов слов.

                               (Слайд 6)

  Составляя предложения по красной стрелочке, помните о том, что слово гриб нужно заменить другим словом.     Мы отправляемся на поиски грибов и будем придумывать про них загадки. Итак, в путь.

  1. Физкультминутка

Меж еловых мягких лап

Дождик кап-кап-кап.

Левая ладонь лежит на столе, пальцы раздвинуты, указательный и безымянный пальцы правой руки шагают между пальцами левой руки.

Где сучок давно засох,

Серый мох, мох, мох.

Руки лежат на столе ладонями вниз, пальцы обеих рук поочередно ритмично стучат по столу.

Где листок к листку прилип,

 вырос гриб, гриб, гриб.

Пальцы обеих рук поочередно прижимаются к большому пальцу.

Кто нашел его, друзья?

Сжимание пальцев в кулак и разжимание.

Это я,я,я,я,я!

Поочередное разжимание пальцев обеих рук из кулака.

  1. Закрепление

     ( Дети подходят к ширме, за которой среди осенних листьев и мха размещены муляжи грибов и стоит лукошко.)

    Логопед. Как мы назовём поляну, на которой столько много грибов?( Грибная). Сейчас каждый из вас выберет гриб, положит в лукошко и придумает по схеме свою загадку, а мы её разгадаем. Не забудьте о том, что красная стрелочка на схеме запрещает употреблять слово гриб.

(Ребёнок за ширмой кладет в лукошко муляж гриба и по схеме составляет загадку.

Составляются 3-4 загадки. Дети следят за тем, чтобы выполнялось условие, при необходимости приходит на помощь).

  1. Заключительная часть.

      Логопед. Наша прогулка в осенний лес заканчивается , мы стали настоящими грибниками. Как вы думаете, кто такие грибники?

Дети отвечают, логопед подводит итог: грибники – это люди, которые не только любят собирать грибы, но и много о них знают.

                            (Слайд 7)

   

      Давайте подберём нужную слоговую схему к слову грибники и докажем, что мы сделали это правильно.

( Ребёнок стирает ненужные схемы и вписывает гласные буквы в подходящую схему.)

Ребята, чтобы  лучше запомнить это новое слово, давайте подберем к нему семейку слов.

(Дети подбирают родственные слова: гриб, грибочек, грибной, грибница.)

Логопед. Как настоящие грибники, загадайте свои загадки мамам и папам. Вы это научились сегодня очень хорошо делать!

Используемая литература:

  1. 500 загадок для детей / Сост. И.А. Мазнин. Москва., 2005.
  2. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет / Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова, Москва 2004.
  3. Методика формирования связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева, Москва 2006
  4. Интернет-ресурсы: www.yandex/картинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка корекционно-развивающего занятия в подготовительной группе "Морское путешествие"

Корекционно-развивающее занятие педагога психолога в подготовительной группе              Программное содержание:1. Развивать вним...

Конспект сценария дня рождения для подготовительной группы «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве» Конспект сценария дня рождения для детей подготовительной к школе группы.

Конспект сценария "В тридевятом царстве, в тридесятом государстве" рассчитан на детей 6-7 лет. Более подходит для проведения дня рождения у девочки. Будет полезен для музыкальных руководителей, педаго...

Сценарий познавательного и развивающего праздника в подготовительной группе тема: «Город на островах»

Данный материал направлен на знакомство детей с городом Санкт-Петербург, путём проведения познавательного и развивающего праздника. Цели, которого являются: - уточнение знаний о том, что наш город сто...

Сценарий осеннего праздника в подготовительной группе. «Кикимора и Осень» (подготовительная группа)

Действующие лица: Ведущий, Осень и Кикимора – взрослые.Дети входят под музыку и выстраиваются в полукруг. Вед.: вот опять уже желтеют листья,Мелкий дождик моросит с утра.Лето пролетел...