Когда обращаться к логопеду
консультация по логопедии (младшая группа)
Статья содержит основные маркеры, указывающие на трудности в речевом развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_eto_sleduet_obratit_vnimanie.docx | 19.98 КБ |
Предварительный просмотр:
На это следует обратить внимание:
- Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении речевого аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильный прикус (соотношение верхних зубов по отношению к нижним) и др. Очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.
- Чтобы научиться четко и правильно произносить звуки, слова, ребенок должен прежде всего слышать их. Слыша слова, а в словах одни и те же звуки, малыш начинает и сам произносить их. Однако даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому необходимо оберегать ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха – на своевременное лечение в медицинском учреждении.
- Родителям следует беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка: не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.
- Важное значение отводится состоянию и сформированности фонематического восприятия. Благодаря ему ребенок способен отличать одни звуки (фонемы) от других, различать близкие по звучанию слова: мал – мял, рак – лак, том –дом. Сам по себе звук не несет смысловой нагрузки, но он является основным строительным материалом слова, от правильности произношения которого зависит чистота речи, правильное ее понимание окружающими.
- Речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих. Поэтому так важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, четко поизносили все звуки и слова. Нечеткая, торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка, впоследствии он может также не заботиться о том, как его речь воспринимается слушателем. Если дома постоянно говорят громко, торопливо, раздраженным тоном, то и речь малыша будет такой же.
- Неправильное произношение некоторых звуков на определенных возрастных этапах связано с физиологическими особенностями развития детской речи.
- В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения , правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.
- Овладение ребенком речью находится в тесной взаимосвязи с его умственным и психическим развитием.
Этого следует избегать:
- Не рекомендуется чрезмерное форсирование речевого развития ребенка. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом , заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны (например, в 2 – 3 года учить правильно произносить шипящие , звук Р),читать художественные произведения, предназначенные детям школьного возраста. Перегрузка ребенка непосильным для него речевым материалом может привести к заиканию, неправильному формированию звуков – например, к боковому произношению шипящих, горловому произнесению звука Р и др.
- В общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («Где бибика?», «Ляля хочет бай – бай?»), сюсюкать.
- Отрицательно сказывается на речи малыша частое употребление взрослым слов с уменьшительными или ласкательными суффиксами.
- Нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс еще не закончен. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать малыша за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно повторил трудное для него слово. Часто это не дает положительного результата, а иногда ведет к тому, что малыш старается вообще не употреблять какие – то слова, заменяя их другими (порою неудачными), или вообще отказывается говорить, замыкается в себе.
- Нельзя уклоняться от вопросов ребенка, хотя порою на них трудно ответить сразу. В таких случаях можно пообещать ему дать ответ, когда он поспит (поест, погуляет, уберет игрушки и т.п.), взрослый же за это время сможет подготовиться к рассказу.
- Не следует перебивать ребенка, когда он делится своими впечатлениями об увиденном на прогулке, о прочитанном рассказе, о просмотренном мультфильме.
Ответив на приведенные ниже утверждения, вы сможете сами оценить состояние речи ребенка и необходимость обращения за помощью к логопеду.
1. У членов нашей семьи есть недостатки произношения.
2. Первое слово наш ребёнок произнёс позже 1 года.
3. Малыш плохо жуёт и не любит твёрдую пищу (морковь, яблоко и др.)
4. Наш ребёнок свободно говорит не только на русском языке.
5. Наш ребёнок так быстро тараторит, что иногда мы не понимаем, о чём он говорит.
6. Медленная речь нашего ребёнка заставляет меня нервничать.
7. Ребёнок говорит очень громко (или очень тихо).
8. У нашего ребёнка не получается выговаривать длинные слова.
9. Малышу с трудом удаётся заучивать стихи.
10. Некоторые буквы и цифры он пишет в обратную сторону.
11. Нашему ребёнку уже 6 лет, а он никак не может запомнить буквы.
12. В речи ребёнок допускает грамматические ошибки (Длинные ухи. Много стулов. Моя яблоко).
13. Наш ребёнок не выговаривает некоторые звуки.
14. Мы столько раз читали эту сказку, а ребёнок не может её рассказать!
15. Часто окружающие просят "перевести", что сказал наш малыш.
16. Наш ребёнок заикается.
17. Меня настораживает, тот факт, что ребёнок 3-4 раза повторяет одно и тоже слово, прежде чем высказать свою мысль.
Общее количество баллов: _________
Итак, Вы самостоятельно оценили речевое развитие Вашего ребёнка. Наступил момент подсчёта набранных Вами баллов.
Если Вы набрали от 0 до 4 - у вас нет причин для беспокойства.
От 5 до 9 - рекомендуем проконсультироваться у логопеда.
От 10 и больше - необходимо срочно обратиться за помощью к логопеду!
Логопед поможет:
- Сформировать правильное звукопроизношение и четкую дикцию
- Развить фонематическое восприятие и фонематический слух (способность различать отдельные звуки речи и не смешивать их в произношении)
- Предупредить возможные ошибки при чтении и в письме, а также скорректировать имеющиеся проблемы у младших школьников
- Развить выразительную, грамматически правильную связную речь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Когда обращаться к логопеду: памятка для родителей
Материал для будущих родителей. Основные этапы становления и развития речи детей, несколько советов родителям....
Когда обращаться к логопеду?
В этой статье я обращаюсь к родителям,чтобы они не оставались в стороне и дополнительно развивали способности своего малыша,ведь речь человека развивается с детства и до конца жизни,именно в детском в...
Когда обращаться к логопеду
Развитие речи у каждого ребенка происходит индивидуально. Если одни детки уже вовсю лепечут в 1,5 года, то другие первые слова произносят только после двух. Естественно, что первое время кроха б...
Консультация "Когда обращаться к логопеду"
консультация для родителей...
Когда обращаться к логопеду?
Консультация для родиителей: Когда обращаться к логопеду? Вашему ребенку 2-3 года, а он совсем не говорит? Вас это волнует?Ему уже 4 года, но его не понимают окружающие его люди? А может ему...
Когда обращаться к логопеду
Консультативная справка для родителей...
Когда обращаться к логопеду?
Даны рекомендации родителям о необходимости своевременной консультации у специалиста-логопеда...