Артикуляционная гимнастика
картотека по логопедии (старшая группа)

Чубчик Татьяна Владимировна

Артикуляционная гимнастика, составленная по направлению на нарушенные группы звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_gruppam_zvukov.docx12.05 КБ

Предварительный просмотр:

ГРУППА ЗВУКОВ

НАЗВАНИЕ

ОПИСАНИЕ

Упражнения на постановку  свистящих звуков

«Загнать мяч в ворота»

Вытянуть губы трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком, загоняя его между двумя кубиками)

«Кто дальше загонит мяч?»

Улыбнуться. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу, и как бы произнося длительный звук Ф сдуть ватку на противоположный край стола.

"Змейка"

Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать  вглубь рта.

"Лопаточка"

Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал.  

«Почистим зубки»

Улыбнуться. Показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

«Горка»

Рот приоткрыть, улыбнуться. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы (если подуть, получится звук С).

"Катушка"

Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык " выкатывать" вперед и убирать вглубь рта.

ГРУППА ЗВУКОВ

НАЗВАНИЕ

ОПИСАНИЕ

Упражнения на постановку  шипящих звуков

«Загнать мяч в ворота»

Вытянуть губы трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком, загоняя его между двумя кубиками)

«Кто дальше загонит мяч?»

Улыбнуться. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу, и как бы произнося длительный звук Ф сдуть ватку на противоположный край стола.

"Змейка"

Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать  вглубь рта.

"Лопаточка"

Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал.  

"Трубочка"

Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе

"Вкусное варенье"

Высунуть широкий язык, облизывать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

"Чашечка"

Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. 

«Маляр»

 

Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Медленно ведём язычком по нёбу от зубов вглубь ротовой полости и обратно (белим потолок).

"Лошадка"

Цокать языком. Тянуть подъязычную связку.  

"Грибок"

Открыть  рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть

ГРУППА ЗВУКОВ

НАЗВАНИЕ

ОПИСАНИЕ

Упражнения на постановку  сонорных звуков Л-ЛЬ-Р-РЬ

"Лопаточка"

Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал.  

"Чашечка"

Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. 

«Маляр»

 

Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Медленно ведём язычком по нёбу от зубов вглубь ротовой полости и обратно (белим потолок).

"Лошадка"

Цокать языком. Тянуть подъязычную связку.  

"Грибок"

Открыть  рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть

«Пароход»

Улыбнуться, приоткрыть рот, слегка прикусить кончик языка и  подуть /длительно произносить звук Ы/ (гудит пароход), получается звук Л.

«Барабанщик»

Улыбнуться, приоткрыть рот, в разном темпе произносить звук Т. Следить, чтобы двигался только кончик языка, челюсть при выполнении упражнения не двигается.

«Имитация стрельбы»

Длительное произношение сочетания звуков  ТР ( при длительном произношении слышится звук Р)

«Балалайка»

Улыбнуться. Поднять широкий кончик языка к верхним зубам, завести  указательный палец правой руки  под язык. При длительном произношении звука З или Ж быстро водим пальчиком под языком ( получается звук близкий по звучанию к Р)

«Качели»

Улыбнуться, открыть рот. Тянемся языком к верхним и нижним зубкам поочередно, имитируя взлет качелей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...