Консультация "Если у ребенка УКОРОЧЕННАЯ ПОДЪЯЗЫЧНАЯ УЗДЕЧКА" (Июнь 2023 год)
консультация по логопедии
Многие родители спрашивают: «Что делать, если у моего ребенка короткая подъязычная уздечка? Подрезать ее или нет?» Как правило, о наличии порока ротовой полости предупреждает врач в роддоме. Но далеко не всегда короткая уздечка языка у ребенка может быть диагностирована в младенческом возрасте. Нужна ли операция для старших детей? Или можно обойтись традиционными методами лечения? Все зависит от возможных последствий для ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esli_u_rebenka_ukorochennaya_podyazychnaya_uzdechka.docx | 105.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель-логопед Денисова Белла Геннадьевна
Если у ребенка УКОРОЧЕННАЯ ПОДЪЯЗЫЧНАЯ УЗДЕЧКА
Подготовила учитель-логопед МБДОУ д/с №40 г. Белгорода
Денисова Белла Геннадьевна
Многие родители спрашивают: «Что делать, если у моего ребенка короткая подъязычная уздечка? Подрезать ее или нет?»
Как правило, о наличии порока ротовой полости предупреждает врач в роддоме. Но далеко не всегда короткая уздечка языка у ребенка может быть диагностирована в младенческом возрасте. Нужна ли операция для старших детей? Или можно обойтись традиционными методами лечения? Все зависит от возможных последствий для ребенка.
Уздечка — это небольшой слизистый тяж во рту, способный влиять на состояние прикуса, качество грудного кормления, дикцию и здоровье зубов. Если уздечка короткая, у малыша могут возникнуть проблемы с сосанием, а впоследствии — с эстетикой ротовой полости и речью.
Короткая уздечка не должна становиться причиной для паники родителей. Прежде чем принимать решение о подрезании связки, посоветуйтесь с несколькими специалистами. Если диагностируются острые ортопедические или стоматологические заболевания, стоит задуматься об операции. В остальных случаях полагайтесь на рекомендации врача и собственные возможности. Классические виды лечения потребуют много терпения и сил. Однако если вы готовы их потратить, дерзайте. Здоровье малыша в ваших руках!
Признаки короткой уздечки
Нормальная длина уздечки языка у новорожденных должна быть не менее 8 мм. К 18 месяцам длина свободного кончика языка составляет 16 мм. К пяти годам этот показатель может увеличиваться до 17 мм. Чтобы диагностировать аномалию в домашних условиях, не нужно прибегать к измерениям. Это помогут сделать ярко выраженные симптомы.
У детей грудного возраста:
частые и длительные кормления с перерывами для отдыха;
капризы во время прикладывания к груди, выгибания, запрокидывание головы;
недобор в весе;
прикусывание груди при сосании;
«цокающие» звуки во время кормления;
отказ от груди.
У старших детей:
неверный прикус;
неправильное произношение шипящих звуков, «р», «л», «д», «т» и других звуков;
раздвоенный кончик языка и углубление на его поверхности при вытягивании;
невозможность достать языком до неба, облизать губы или высунуть его за пределы рта;
язык кажется горбатым, задняя часть его приподнята, а нижняя прижимается ко дну;
развернутые вовнутрь нижние резцы;
проблемы с употреблением твердой пищи: чтобы проглотить, ее нужно класть на заднюю часть языка.
Традиционные способы преодоления нарушений звукопроизношения у детей при укороченной подъязычной связке
Для коррекции звукопроизношения у ребенка необходимо обратиться за помощью к логопеду. Логопед подберет необходимые артикуляционные упражнения на растяжку (в том числе после операции), при необходимости порекомендует логопедический массаж. После того, как у ребенка будут сформированы необходимые артикуляционные уклады языка, логопед приступает к постановке звуков.
Упражнения следует проводить не менее 5 раз в день и не более 5 минут. Длительные упражнения утомляют ребенка!
Закройте рот, а губы вытяните трубочкой.
Растяните сомкнутые губы в улыбке.
Вытяните губы и попробуйте чмокать.
Вытяните вперед язык и проводите им из стороны в сторону.
Попробуйте дотянуться кончиком языка до нижней и верхней губы.
Капните малышу на верхнюю губу варенье и попросите облизать.
Откройте рот широко и поглаживайте небо в сторону от зубов.
Улыбнитесь, открыв рот. Касайтесь кончиком языка поочередно то верхних, то нижних зубов.
Закройте рот и упирайтесь кончиком языка то в одну щеку, то в другую.
Грудничкам чаще давайте облизывать ложку.
Артикуляционная гимнастика
«Вкусное варенье» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1-1,5 пальца. Язык спокойно лежит в полости рта.
Не меняя положения губ и нижней челюсти, высовываем ШИРОКИЙ язык вперед, загибаем ШИРОКИЙ его кончик вверх, накрывая им верхнюю губу. Затем убираем язык в полость рта, как бы облизывая верхнюю губу сверху вниз. Ребенку можно в самом деле намазать верхнюю губу вареньем или медом.
Внимание! Язык двигается строго в направлении вверх-вниз, а не из стороны в сторону. Губы и нижняя челюсть во время выполнения упражнения должны быть неподвижны.
«Маляр» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1-1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов, боковые края языка прижаты к основанию коренных зубов.
Широкий кончик языка отодвигается как можно дальше в глубь рта, не отрываясь от верхнего нёба, как бы гладя его, и тем же способом возвращается назад.
Внимание! Следите за тем, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, не выдвигалась вперед.
«Барабан» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов.
Произносим звуки: «д-д-д» в быстром и медленном темпе.
Внимание! Работает только кончик языка, нижняя челюсть и губы неподвижны.
«Лошадка» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов. Передняя часть спинки языка плотно прижата к верхним альвеолам. Боковые края языка прижаты к основанию коренных зубов.
С силой отрываем язык от зубов и неба, опускаем вниз. Упражнение можно выполнять в быстром и медленном темпе.
Внимание! Нижняя челюсть продолжает оставаться неподвижной.
«Грибок» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1-1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов. Передняя часть спинки языка плотно прижата к верхним альвеолам. Боковые края языка прижаты к основанию коренных зубов. В просвете между верхними и нижними зубами видно тело языка, напоминающее шляпку гриба, и натянутая подъязычная связка, напоминающая его ножку. Такое положение удерживаем как можно дольше, в идеале до 10 секунд.
Внимание! Нижняя челюсть, как вы уже догадались, строго неподвижна.
«Гармошка» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1-1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов. Передняя часть спинки языка плотно прижата к верхним альвеолам. Боковые края языка прижаты к основанию коренных зубов.
Вот теперь медленно опускаем нижнюю челюсть до тех пор, пока есть возможность удерживать язык на месте, прижатым к нёбу. Чувствуете, как натягивается «уздечка»? Теперь так же медленно возвращаем нижнюю челюсть в исходное положение. Упражнение выполняется сначала в медленном, потом во все более быстром темпе. Подъязычная связка растягивается и сокращается, как меха у гармони.
Внимание! Во время выполнения упражнения нижняя челюсть опускается строго вниз, не выдвигаясь вперед и не уходя в сторону.
Список использованной литературы
Краузе Е. Н. Логопедия. ( Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста) – СПб.: Корона принт, 2005 г.
Новикова Е. В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2006 г.
Новиковская О. А. Речевая гимнастика. – М.: АСТ; СПб. Сова; Владимир: ВКТ, 2008 г.
Дьякова Е. А. Логопедический массаж. – М.: Издательский центр «Академия», 2005 г.
Полякова М. А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. – М.: Айрис-пресс, 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Укороченная подъязычная связка. Что делать?
Подъязычная связка (уздечка) – перепонка, которая находится под языком и соединяет язык с подъязычным пространством.У разных людей она может быть разной длины. У ребенка 5 лет в растянутом состоянии у...
Консультация логопеда: что делать, если у ребёнка укороченная подъязычная связка?
Рекомендации логопеда по поводу укороченной подъязычной связки....
Укороченная подъязычная связка, её последствия и способы решения проблемы.
Статья содержит сведения о последствиях укороченной подъязычной связки и предлагаются рациональные способы решения данной проблемы....
Особенности постановки звука [Р] при укороченной подъязычной связке
Особенности постановки звука [Р] при укороченной подъязычной связке...
Если у вашего ребенка укороченная подъязычная уздечка!
Практикующие учителя-логопеды в своей работе часто сталкиваются с механической (органической) дислалией, при которой нарушено строение органов артикуляционного аппарата и, как следствие, страдает звук...
Если у ребенка УКОРОЧЕННАЯ ПОДЪЯЗЫЧНАЯ УЗДЕЧКА (Февраль 2021 год)
Многие родители спрашивают: «Что делать, если у моего ребенка короткая подъязычная уздечка? Подрезать ее или нет?»...
Консультация для родителей "У ребенка укороченная подъязычная уздечка"
Рекомендации для родителей при формировании артикуляционного аппарата...