Консультация "Если у ребенка УКОРОЧЕННАЯ ПОДЪЯЗЫЧНАЯ УЗДЕЧКА" (Июнь 2023 год)
консультация по логопедии

Денисова Белла Геннадьевна

Многие родители спрашивают: «Что делать, если у моего ребенка короткая подъязычная уздечка? Подрезать ее или нет?»  Как правило, о наличии порока ротовой полости предупреждает врач в роддоме. Но далеко не всегда короткая уздечка языка у ребенка может быть диагностирована в младенческом возрасте. Нужна ли операция для старших детей? Или можно обойтись традиционными методами лечения? Все зависит от возможных последствий для ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esli_u_rebenka_ukorochennaya_podyazychnaya_uzdechka.docx105.96 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-логопед Денисова Белла Геннадьевна

Если у ребенка УКОРОЧЕННАЯ ПОДЪЯЗЫЧНАЯ УЗДЕЧКА

Подготовила учитель-логопед МБДОУ д/с №40 г. Белгорода

 Денисова Белла Геннадьевна

https://chzs.ru/wp-content/uploads/5/6/e/56ecd85c5ee8cc49b68582010ed7d8a1.jpeg

Многие родители спрашивают: «Что делать, если у моего ребенка короткая подъязычная уздечка? Подрезать ее или нет?»
               Как правило, о наличии порока ротовой полости предупреждает врач в роддоме. Но далеко не всегда короткая уздечка языка у ребенка может быть диагностирована в младенческом возрасте. Нужна ли операция для старших детей? Или можно обойтись традиционными методами лечения? Все зависит от возможных последствий для ребенка.

      Уздечка — это небольшой слизистый тяж во рту, способный влиять на состояние прикуса, качество грудного кормления, дикцию и здоровье зубов. Если уздечка короткая, у малыша могут возникнуть проблемы с сосанием, а впоследствии — с эстетикой ротовой полости и речью. 

Короткая уздечка не должна становиться причиной для паники родителей. Прежде чем принимать решение о подрезании связки, посоветуйтесь с несколькими специалистами. Если диагностируются острые ортопедические или стоматологические заболевания, стоит задуматься об операции. В остальных случаях полагайтесь на рекомендации врача и собственные возможности. Классические виды лечения потребуют много терпения и сил. Однако если вы готовы их потратить, дерзайте. Здоровье малыша в ваших руках!

https://koketta.ru/wp-content/uploads/d/d/9/dd95a9aa612692a27a89d0bc5da22e2e.jpeg

Признаки короткой уздечки

Нормальная длина уздечки языка у новорожденных должна быть не менее 8 мм. К 18 месяцам длина свободного кончика языка составляет 16 мм. К пяти годам этот показатель может увеличиваться до 17 мм. Чтобы диагностировать аномалию в домашних условиях, не нужно прибегать к измерениям. Это помогут сделать ярко выраженные симптомы.

У детей грудного возраста:

частые и длительные кормления с перерывами для отдыха;
капризы во время прикладывания к груди, выгибания, запрокидывание головы;
недобор в весе;
прикусывание груди при сосании;
«цокающие» звуки во время кормления;
отказ от груди.
У старших детей:
неверный прикус;
неправильное произношение шипящих звуков, «р», «л», «д», «т» и других звуков;
раздвоенный кончик языка и углубление на его поверхности при вытягивании;
невозможность достать языком до неба, облизать губы или высунуть его за пределы рта;
язык кажется горбатым, задняя часть его приподнята, а нижняя прижимается ко дну;
развернутые вовнутрь нижние резцы;
проблемы с употреблением твердой пищи: чтобы проглотить, ее нужно класть на заднюю часть языка.

Традиционные способы преодоления нарушений звукопроизношения у детей при укороченной подъязычной связке

Для коррекции звукопроизношения у ребенка необходимо обратиться за помощью к логопеду. Логопед подберет необходимые артикуляционные упражнения на растяжку (в том числе после операции), при необходимости порекомендует логопедический массаж. После того, как у ребенка будут сформированы необходимые артикуляционные уклады языка, логопед приступает к постановке звуков.

Упражнения следует проводить не менее 5 раз в день и не более 5 минут. Длительные упражнения утомляют ребенка!

Закройте рот, а губы вытяните трубочкой.
Растяните сомкнутые губы в улыбке.
Вытяните губы и попробуйте чмокать.

Вытяните вперед язык и проводите им из стороны в сторону.

Попробуйте дотянуться кончиком языка до нижней и верхней губы.

Капните малышу на верхнюю губу варенье и попросите облизать.

Откройте рот широко и поглаживайте небо в сторону от зубов.

Улыбнитесь, открыв рот. Касайтесь кончиком языка поочередно то верхних, то нижних зубов.

Закройте рот и упирайтесь кончиком языка то в одну щеку, то в другую.

Грудничкам чаще давайте облизывать ложку.

Артикуляционная гимнастика

 «Вкусное варенье» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1-1,5 пальца. Язык спокойно лежит в полости рта.

Не меняя положения губ и нижней челюсти, высовываем ШИРОКИЙ язык вперед, загибаем ШИРОКИЙ его кончик вверх, накрывая им верхнюю губу. Затем убираем язык в полость рта, как бы облизывая верхнюю губу сверху вниз. Ребенку можно в самом деле намазать верхнюю губу вареньем или медом.

Внимание! Язык двигается строго в направлении вверх-вниз, а не из стороны в сторону. Губы и нижняя челюсть во время выполнения упражнения должны быть неподвижны.

«Маляр» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1-1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов, боковые края языка прижаты к основанию коренных зубов.

Широкий кончик языка отодвигается как можно дальше в глубь рта, не отрываясь от верхнего нёба, как бы гладя его, и тем же способом возвращается назад.

Внимание! Следите за тем, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, не выдвигалась вперед.

«Барабан» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов.

Произносим звуки: «д-д-д» в быстром и медленном темпе.

Внимание! Работает только кончик языка, нижняя челюсть и губы неподвижны.

«Лошадка» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов. Передняя часть спинки языка плотно прижата к верхним альвеолам. Боковые края языка прижаты к основанию коренных зубов.

С силой отрываем язык от зубов и неба, опускаем вниз. Упражнение можно выполнять в быстром и медленном темпе.

Внимание! Нижняя челюсть продолжает оставаться неподвижной.

«Грибок» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1-1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов. Передняя часть спинки языка плотно прижата к верхним альвеолам. Боковые края языка прижаты к основанию коренных зубов. В просвете между верхними и нижними зубами видно тело языка, напоминающее шляпку гриба, и натянутая подъязычная связка, напоминающая его ножку. Такое положение удерживаем как можно дольше, в идеале до 10 секунд.

Внимание! Нижняя челюсть, как вы уже догадались, строго неподвижна.

«Гармошка» Губы растянуты в широкой улыбке, так что видны все зубы. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами 1-1,5 пальца. Широкий кончик языка упирается в основание верхних резцов. Передняя часть спинки языка плотно прижата к верхним альвеолам. Боковые края языка прижаты к основанию коренных зубов.

Вот теперь медленно опускаем нижнюю челюсть до тех пор, пока есть возможность удерживать язык на месте, прижатым к нёбу. Чувствуете, как натягивается «уздечка»? Теперь так же медленно возвращаем нижнюю челюсть в исходное положение. Упражнение выполняется сначала в медленном, потом во все более быстром темпе. Подъязычная связка растягивается и сокращается, как меха у гармони.

Внимание! Во время выполнения упражнения нижняя челюсть опускается строго вниз, не выдвигаясь вперед и не уходя в сторону.

Список использованной литературы

Краузе Е. Н. Логопедия. ( Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста) – СПб.: Корона принт, 2005 г.
Новикова Е. В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2006 г.
Новиковская О. А. Речевая гимнастика. – М.: АСТ; СПб. Сова; Владимир: ВКТ, 2008 г.
Дьякова Е. А. Логопедический массаж. – М.: Издательский центр «Академия», 2005 г.
Полякова М. А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. – М.: Айрис-пресс, 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Укороченная подъязычная связка. Что делать?

Подъязычная связка (уздечка) – перепонка, которая находится под языком и соединяет язык с подъязычным пространством.У разных людей она может быть разной длины. У ребенка 5 лет в растянутом состоянии у...

Консультация логопеда: что делать, если у ребёнка укороченная подъязычная связка?

Рекомендации логопеда по поводу укороченной подъязычной связки....

Укороченная подъязычная связка, её последствия и способы решения проблемы.

Статья содержит сведения о последствиях укороченной подъязычной связки и предлагаются рациональные способы решения данной проблемы....

Особенности постановки звука [Р] при укороченной подъязычной связке

Особенности постановки звука [Р] при укороченной подъязычной связке...

Если у вашего ребенка укороченная подъязычная уздечка!

Практикующие учителя-логопеды в своей работе часто сталкиваются с механической (органической) дислалией, при которой нарушено строение органов артикуляционного аппарата и, как следствие, страдает звук...

Если у ребенка УКОРОЧЕННАЯ ПОДЪЯЗЫЧНАЯ УЗДЕЧКА (Февраль 2021 год)

Многие родители спрашивают: «Что делать, если у моего ребенка короткая подъязычная уздечка? Подрезать ее или нет?»...

Консультация для родителей "У ребенка укороченная подъязычная уздечка"

Рекомендации для родителей при формировании артикуляционного аппарата...