Рекомендации уч.-логопеда на летний период
занимательные факты по логопедии (средняя группа)
Летний период – период отдыха, прогулок и оздоровления. Как провести его с пользой для развития ребенка? Эта тема волнует и педагогов, и родителей.
Лето – как дополнительный бонус для родителей и специалиста, когда возможно закрепить образовательные результаты ребенка за учебный год.
Особенностью работы по развитию речи в летний период, является проведение большей ее части на свежем воздухе и в непринужденной обстановке. Подбор речевого материала, методических приемов определяется общими целями работы с учетом возраста детей, конкретных представлений, речевого опыта, накопленного детьми.
Особое внимание требует подбор и группировка различного наглядного и словесного материала, игровых упражнений, дидактических игр, обеспечивающих практическое овладение речевыми навыками.
Каким образом можно организовать игровую деятельность по развитию речи с ребенком дома? Самый продуктивный метод повторения пройденного материала – включить полученные за год знания и умения в рамки занимательной игры. В какие же развивающие игры поиграть? Все это подробно описано в данной работе: предлагаю подборку игр и упражнений, которые родители смогут использовать со своими детьми в летний период.
Станьте ребенку другом и помощником в достижении общей цели. С этой непростой задачей мы справимся только при совместных усилиях, упорстве и оптимизме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_uch.-logopeda_na_letniyts_period.docx | 32.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Детский сад №56»
Дохоян Любовь Владимировна, учитель-логопед
Пояснительная записка
Летний период – период отдыха, прогулок и оздоровления. Как провести его с пользой для развития ребенка? Эта тема волнует и педагогов, и родителей.
Лето – как дополнительный бонус для родителей и специалиста, когда возможно закрепить образовательные результаты ребенка за учебный год.
Особенностью работы по развитию речи в летний период, является проведение большей ее части на свежем воздухе и в непринужденной обстановке. Подбор речевого материала, методических приемов определяется общими целями работы с учетом возраста детей, конкретных представлений, речевого опыта, накопленного детьми.
Особое внимание требует подбор и группировка различного наглядного и словесного материала, игровых упражнений, дидактических игр, обеспечивающих практическое овладение речевыми навыками.
Каким образом можно организовать игровую деятельность по развитию речи с ребенком дома? Самый продуктивный метод повторения пройденного материала – включить полученные за год знания и умения в рамки занимательной игры. В какие же развивающие игры поиграть? Все это подробно описано в данной работе: предлагаю подборку игр и упражнений, которые родители смогут использовать со своими детьми в летний период.
Станьте ребенку другом и помощником в достижении общей цели. С этой непростой задачей мы справимся только при совместных усилиях, упорстве и оптимизме.
«Рекомендации логопеда на летний период»
Консультация для родителей
Цель: Ознакомление родителей с рекомендациями логопеда по развитию речи на летний период.
План проведения консультации:
1. Введение.
2. Виды работ по развитию речи, проводимые в летнее время.
3. Примеры заданий и игр.
4. Раздача памяток для родителей.
Ход консультации
Введение
Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые нарушения, и летом нельзя забывать о своих проблемах.
Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем. Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради, копии выученных стихов, пересказов и т.д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры.
В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!
Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т.д.
Искренне надеюсь, что Вы сохраните за лето нашу совместную работу.
Виды работ по развитию речи, которые необходимо проводить в летнее время:
- Делайте артикуляционную гимнастику (для того, чтобы выполнение артикуляционной гимнастики было не скучным для ребенка, применяйте:
сказку «О веселом язычке», дайте ребенку возможность пофантазировать, придумать свою сказку; артикуляционную гимнастику в стихах);
- Выполняйте упражнения на развитие дыхания. Игровые упражнения на развитие дыхания очень нравятся детям.
Игровые упражнения
«Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые» (дутье на полоски из бумаги, листочки деревьев и др. с разной силой выдоха). Дутье на подвешенные бумажные игрушки — жуков, бабочек, птичек и др. Дутье на вертушки. Игра «Футбол»: скатайте из ваты маленький шарик, разметьте ворота (карандашами, счетными палочками, спичками), устройте соревнования с ребенком, кто больше забьет голов (дуйте на ватный шарик, пытаясь попасть в ворота). Надувание мыльных пузырей. Игра на музыкальных инструментах (дудочке, свирели, губной гармошке и др.). Дутье в трубочки (соломинки для коктейля), вставленные в воду. Игра с воздушными шарами («Чей шар поднимется выше?»). Надувание резиновых игрушек, шаров. Катание по столу маленьких машинок («Чья машинка уедет дальше?»).
Игровые упражнения
- «Погреем ручки» (произносится на выдохе звук х-х-х-х-х),
- «Проколотый мяч» (произносятся звуки шшшш или ссс),
- «Комары и комарики» (произносится звук зззз – большие комары, зь-зь-зь-зь – маленькие комары),
- «Жуки» (произносится звук жжжж),
- «Насос» (произносится звук сссс).
- Развивайте мелкую моторику ребенка:
- лепите из пластилина и глины на заданную или свободную тему, раскрашивайте, штрихуйте, обводите по контуру (в интернете очень много различных видов раскрасок: с любимыми героями детей, раскраски с заданиями: нарисовать контур и раскрасить, раскрасить по цифрам, логопедические раскраски на автоматизацию и дифференциацию звуков, раскраски-прописи и т.д.);
- проводите пальчиковую гимнастику, играйте в пальчиковые игры (играйте с ребенком в театрализованные и теневые пальчиковые игры, в «Пальчиковые шаги») вырезайте ножницами разные фигуры, выполняйте аппликации (из круп, бусин, ракушек, вырезанных фигур из цветной бумаги, пластилиновые аппликации и т.д.);
- расстегивайте – застегивайте пуговицы, застежки-молнии, завязывайте бантики, плетите косички из цветных веревок;
- собирайте: пазлы, мозаики, конструкторы;
- выкладывайте буквы, предметы из спичек, счетных палочек;
- делайте с ребенком оригами (сначала начните с простого, затем усложняйте).
- Развивайте словарный запас, грамматический строй речи и связную речь детей.
Если вы отправляетесь на отдых, в отпуск - не упустите возможность использовать новые впечатления ребёнка для развития выразительности речи. При описании, например, моря, гор, пейзажа обращайте внимание ребёнка на использование прилагательных и других частей речи, делающих нашу речь богаче.
Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз.
На даче, на прогулке, в поездке перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Лето», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды» и др. Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные в деятельности необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только в естественных условиях ребёнок усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом даётся урожай.
- Развивайте фонематический слух:
- «поймай» заданный звук среди других звуков;
- назови слово на заданный звук, назови первый (последний) звук в заданном слове, определи место заданного звука в слове (в начале, середине, конце);
- раздели слово на слоги, прохлопывая его;
- повтори за взрослым «слоговые дорожки», например, са-су-сы; то-та-тэ-ту; ша-шу-ша-ши; па-па-ба; ко-го-ко; ала-оло-улу; эла-эло-элы и т.д.
- Развивайте память, воображение. Читайте книги, повторяйте стихи и учите новые, отгадывайте и заучивайте загадки; читайте рассказы и сказки, пересказывайте их; составляйте рассказы по картине, о предмете, о явлении природы, о животном и т.д.
- Развивайте сенсорное восприятие: разрешайте ребенку трогать, нюхать,
пробовать на вкус (при этом не забывайте просить ребенка рассказывать о своих ощущениях: какое на вкус? Какое на ощупь? и т.д.).
- В конце дня можно провести Рефлексию (побеседовать о том, что сегодня видели? Чем занимались? Что больше всего запомнилось?) – это стимулирует речевую деятельность ребенка и развивает диалогическую речь.
Обязательно играйте с ребенком!
Практически на любом наглядном материале, окружающем нас, могут быть проведены такие речевые игры как: «Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай, о чем я говорю», «Скажи наоборот» и т.д.
А самое главное, где бы не проходил ваш летний отдых, уделяйте больше времени ребёнку, используйте каждую минуту, когда вы вместе. Общайтесь, играйте, учите, рассказывайте, спрашивайте, а не просто будьте рядом. Принимая к сведению эти рекомендации, сами фантазируйте, исходя из ситуации. И тогда плоды своего труда вы непременно увидите.
Спасибо Вам за внимание!
Список использованной литературы:
- Новиковская О.А. 350 упражнений для развития речи / О.А. Новиковская. – М.: АСТ, 2017. – 288 с.
- Ханьшева Г.В. Логопед спешит на помощь: практикум по логопедии / Г.В. Ханьшева. - Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 109 с.
- Ульева Е. Большая книга по развитию речи: Для детей 4-8 лет, их воспитателей, учителей, родителей, бабушек и дедушек / Е. Ульева. – М.: Грамотей, 2013. – 48 с.
- Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша / Т.А. Ткаченко. – М.: Эксмо, 2013. – 136 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации учителя-логопеда на летний период.
Родителям очень важно заниматься с детьми летом, чтобы потеряные навыки не потерялись за летний перерыв...
Рекомендации учителя - логопеда на летний период
Уважаемые родители! Учебный год закончился. И теперь самое главное, чтобы дети отдохнули летом, набрались сил, окрепли. Но родителям детей, занимающихся на логопункте, и летом нельзя забывать о пробле...
Рекомендации учителя - логопеда в летний период времени.
Лето для детей – это долгожданное время года. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечат...
"Рекомендации учителя-логопеда на летний период"
Данная консультация поможет родителям развивать речь детей в период летних каникул....
Рекомендации учителя-логопеда на летний период родителям
Летние каникулы самое подходящее время для того, чтобы накопить положительные эмоциональные ресурсы на весь год. Проводите больше времени на открытом воздухе в подвижных играх. Все они развивают коорд...
Рекомендации учителя-логопеда на летний период
В учебном году мы вместе с вами проделали большую работу над развитием некоторых речевых навыков и приобрели новые знания и умения. И для того, чтобы наша совместная с вами работа продолжала быт...
Рекомендации учителя-логопеда на летний период.
Консультация для родителей по закреплению изученного материала с детьми в летний период....