Консультация для родителей "Мяч и речь"
консультация по логопедии

Игры с мячом весьма популярны, они встречаются почти у всех народов мира и отнюдь не случайно считаются самыми распространенными из игр.

          В простонародье мячи чаще всего делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка — ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком. В некоторых областях мячи делались из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до тех пор, пока комок не делался плотным, после чего его бросали в кипяток. Затем его вынимали из воды, вновь катали и просушивали. Такой мяч был легким и мягким, а по своей упругости не уступал резиновому. Настоящие же резиновые мячи могли позволить себе только дети из богатых семей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditelny_myach_i_rech.docx24.06 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Мяч и речь»

        Игры с мячом весьма популярны, они встречаются почти у всех народов мира и отнюдь не случайно считаются самыми распространенными из игр.

          В простонародье мячи чаще всего делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка — ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком. В некоторых областях мячи делались из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до тех пор, пока комок не делался плотным, после чего его бросали в кипяток. Затем его вынимали из воды, вновь катали и просушивали. Такой мяч был легким и мягким, а по своей упругости не уступал резиновому. Настоящие же резиновые мячи могли позволить себе только дети из богатых семей.

         Теперь любой ребенок имеет возможность играть с мячом. И выбор их достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества — на любой вкус. Как правило, ребенка более всего привлекают мячи яркие, прыгучие, легкие. Однако опросы родителей за последнее время показали, что играм с мячом уделяется мало внимания. Не у всех детей дома имеются мячи, и даже летом, на отдыхе, мяч остается незаслуженно забытым. Не знают родители и игр с мячом, соответственно не могут научить им и своих детей.   Из множества существующих игр большинство взрослых называли футбол.

   1.Игры на развитие ориентировки в пространстве.

Для детей с речевой патологией характерно нарушение пространственного восприятия, что создает значительные сложности в ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии.

  Предлагаемые упражнения с мячом направлены на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле. Для этого используются резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи.

  • Брось мяч влево, вправо;
  • Кидай мяч соседу слева, справа;
  • Бросай мяч вперед, назад;
  • Прокати мяч вокруг себя

 2.Игры с мячом, направленные на развитие звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов у детей. Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезом слов, а следовательно, в дальнейшем легче усваивают материал по обучению грамоте. Вся работа над гласными звуками закрепляется в играх с мячом:

«Стукни ладошкой по мячу, когда услышишь звук… А»; «Сколько звуков в слове я назову, столько раз брось мячом об пол»;

«Мяч поймай – слово называй»

3. Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса и развитие грамматического строя речи (закрепление обобщающих слов, обогащение словаря, словообразование, образование множественного числа имен существительных, употребление предлогов, элементы ТРИЗа).

  • «Один - много»

Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

Оборудование: мяч.

Ход.

Мы волшебники немного:

Был один, а станет много.

Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: дождь – дожди  

  • «Лилипуты и великаны»

Цель: научить образовывать существительные с увеличительным суффиксом.

Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый называет существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное с увеличительным суффиксом и возвращает мяч: дождик - дождище

  • «Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: мяч.

Ход.

В мячик дружно мы играем,

Слова ласково называем.

Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом и возвращает мяч: дождь – дождичек.       

  • «Скажи наоборот»

Цель игры: закрепление слов - антонимов

Оборудование: мяч.

Ход.

Мы сейчас откроем рот,

Чтоб сказать наоборот

Взрослый называет слово и бросает ребенку мяч. Ребенок называет противоположное слово и возвращает мяч: горячий-холодный

  • «Из чего сделано? »

Цель: учить образовывать относительные прилагательные.

Оборудование: мяч.

Ход.

Вот предмет, а из чего

Люди сделали его?

Взрослый называет предмет и бросает ребенку мяч. Ребенок называет относительное прилагательное и возвращает мяч: шкаф из дерева – деревянны

  • «Чья голова? Чей хвост? »

Цель: Расширить словарный запас ребёнка, закрепить знания об употреблении в речи притяжательных прилагательных.

Оборудование: мяч.

Ход.

Чья у зверя голова? (Чей у зверя хвост)

Подскажи скорей слова. (Ответь-ка на вопрос)

Взрослый бросает ребёнку мяч и говорит: (У вороны голова., а ребёнок возвращая мяч должен сказать: «Воронья»

  • Какое что бывает?

Цель: Развитие памяти и внимания, активация словаря.

Оборудование: мяч.

Ход.

Тут, конечно, каждый знает,

Что каким у нас бывает.

Что бывает круглым? – (мяч, солнце, луна, яблоко, вишня)

Что бывает длинным? – (дорога, нитка, река, веревка, лента, шнур)

Что бывает высоким? – (гора, дерево, человек, столб, дом, шкаф)

Что бывает зеленым? – (трава, деревья, кусты, кузнечики, платье) и т.д.

  • Весёлый счёт

Цель: согласование имени существительного с числительным.

Оборудование: мяч.

Ход.

Сколько их – всегда мы знаем.

Хорошо мы все считаем.

один стол – пять столов, один слон – пять слонов

  • Кто чем занимается?

Цель 1: Образование профессий от существительного

Оборудование: мяч.

Ход.

Никогда мы не забудем,

Что умеют делать люди.

строитель – (строит) повар – (варит)

Цель2: Образование профессий от глагола

строит (кто) - строитель

  • «Животные и их детеныши»

Цель: расширение словарного запаса, обучение грамматически правильной речи, формирование основы логического мышления (обобщение, разделение на группы).

Оборудование: мяч.

Ход.

Человеческие дети

Знают всех зверят на свете.

у тигра – тигренок у льва – львенок

  • «Весёлый повар»

Цель: образование прилагательных от существительных.

Оборудование: мяч.

Ход. Поваренок приготовил угощение из фруктов, ягод, овощей. Он сварил варенье, сделал сок и конфеты. Давай попробуем и угадаем, из чего приготовлено каждое блюдо.

Сок из ананаса-ананасовый

  • "Мой, моя, моё"

Цель: совершенствование грамматического строя речи, закрепление у детей навыков правильного согласования местоимений и имен прилагательных с именами существительными женского, мужского, среднего рода в форме единственного и множественного числа.

Оборудование: мяч.

Ход.

Педагог бросает мяч, называя предмет, дети говорят о нём: мой (моя, моё) .

Мяч - мой Кукла – моя

  • "Лови да бросай - цвета называй".

Цель: согласование имени существительного с прилагательным

Оборудование: мяч.

Ход

Что у нас какого цвета -

Мы расскажем вам об этом.

Педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок возвращая мяч называет существительное.

Красный – помидор Жёлтая - репа

  • Игра с перебрасыванием мяча «Чей домик? » или «Кто где живет? »

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых, закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «В».

Ход игры: бросая мяч поочередно каждому ребенку, ведущий задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает.

Вариант 1. - Кто живет в дупле? Белка. - Кто живет в скворечнике? Скворцы.

Вариант 2. - Где живет медведь? В берлоге.

Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живет в берлоге».

Кто в берлоге, кто в норе? Назови-ка поскорей!

Медведь живёт в берлоге,

Лиса живёт в норе,

Волк поселился в логове,

А белочка – в дупле,

Лишь зайка, бедный зайка,

Под кустиком сидит

И хвостик его маленький

От страха чуть дрожит.

Мышь, крот живут в норе.

Бобёр живёт в хатке.

  • Игра с перебрасыванием мяча «Составь предложение»

Мячик прыгать я заставлю, предложение составлю.

Цель: развитие умений согласования слов в предложении, развитие внимания, быстроты мыслительных операций.

Ход игры: ведущий бросает мяч кому-нибудь из детей, произнося при этом несогласованные слова (например: «Девочка играть»). Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов («Девочка играет») и бросает мяч обратно.     

  
4.Игры с мячом для развития мелкой моторики

  • мячики массажные «Су-Джок»

С помощью мячиков – «ежиков» детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

   Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека                     

  • Массажные мячи

сделаны из резины и предназначены для микромассажа и рефлексотерапии кистей рук и стоп ног. Шипы на поверхности при перекатывании воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение, служат для релаксации мышечных тканей. Маленькие мячики и шарики умещаются в детской ладошке, - незаменимый предмет для самомассажа.

Дети с удовольствие выполняют несложные комплексы упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Роль речи воспитателя в развитии речи детей"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Консультация для родителей "Нарушения речи. Какие нарушения речи исправляет логопед"

[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"7047487","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","style":"height: 120px; width: 120px;","width":"180"}}]]Какие нарушения речи и...

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь дана природой от рождения, а мы – взрослые прикладываем немало усилий, чтобы она была развита своевременно и правильно....

Консультация для педагогов «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...

Консультация для родителей "Влияние речи родителей на развитие речи детей".

Консультация для родителей "Влияние речи родителей на развитие речи детей"....

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»

Развитие речи детей 4-5 лет. Использование приема моделирования в развитии связанной речи детей....