ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О ДИАГНОЗАХ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ПОСТАВЛЕНЫ РЕБЕНКУ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ
консультация по логопедии
Итак, Вашего ребенка обследовали логопед, невролог, психолог, по назначению невролога были проведены все необходимые исследования, и на этом основании малышу был поставлен диагноз. Какие диагнозы могут быть поставлены ребенку с речевой патологией?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6._chto_nuzhno_znat_o_diagnozah.docx | 18.24 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О ДИАГНОЗАХ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ПОСТАВЛЕНЫ РЕБЕНКУ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ
Итак, Вашего ребенка обследовали логопед, невролог, психолог, по назначению невролога были проведены все необходимые исследования, и на этом основании малышу был поставлен диагноз. Какие диагнозы могут быть поставлены ребенку с речевой патологией?
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектами восприятия и произношения звуков. К этой категории относят детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом.
В ходе коррекционных занятий логопед учит таких детей узнавать и различать звуки родного языка, формирует их правильное произношение, закрепляет правильное произношение и различение звуков в речи, формирует умение производить звукослоговой анализ слова, что помогает в дальнейшем избежать стойких ошибок при овладении письменной речью. Родителям необходимо закреплять навыки, сформированные логопедом у их ребенка, в домашних занятиях.
Задержка речевого развития (ЗРР) характеризуется более медленными по сравнению с нормой темпами усвоения родного языка. Причем отставание равномерно в формировании всех компонентов речи: ребенок не только неправильно произносит большинство согласных звуков, но и не усваивает грамматические категории, не овладевает связной речью. Некоторые ученые считают задержку речевого развития проблемой более психологической, чем логопедической, так как именно психология рассматривает вопросы задержки развития психических функций.
Причины задержки речевого развития разнообразны: проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия, интеллектуальная недостаточность, наследственный тип позднего развития речи. Среди причин задержки речевого развития следует также отметить соматическую ослабленность, болезненность ребенка, из-за которой задерживается формирование всех психических функций, и социальные причины, а именно отсутствие адекватных условий для развития речи малыша. В условиях гиперопеки речевая функция часто остается невостребованной, так как окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания. Зачем кроха будет говорить, ели Вы опережаете все его желания?
Крайне вредно пребывание ребенка в избыточно информированной речевой среде, когда малыш слышит речь взрослых, общающихся между собой, радио, телевидение и привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову. В этом случае ребенок может произносить длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя речь, а развитие истинной речи будет задерживаться. Пусть лучше в детской комнате в качестве фона негромко звучит спокойная музыка.
В настоящее время детей с задержкой речевого развития не оставляют без логопедической помощи. Если Вашему ребенку поставлен этот диагноз, и он направлен в логопедическую группу, помните, что домашние занятия с малышом остаются немаловажными. Необходимо стимулировать любые проявления активности крохи, радоваться каждому произнесенному им звуку. Используйте различные дидактические игры (составление целого из частей – разрезные картинки, кубики с картинками, пазлы, игрушки-собирайки, игрушки-вкладыши), продуктивную деятельность (совместное рисование, лепку, изготовление аппликаций для украшения детской комнаты и т.п.), общение в быту. Следуйте советам, которые дадут Вам специалисты после проведенных исследований, не отказывайтесь от медикаментозного лечения.
Общее недоразвитие речи (ОНР) считается тяжелым нарушением речи и рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у ребенка нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Речевая недостаточность при ОНР неоднородна: от полного отсутствия речи до развернутой фразовой речи с элементами недоразвития отдельных языковых компонентов. Специалисты выделяют четыре уровня речевого развития при ОНР.
Как правило, детей с ОНР направляют в логопедические группы на 1-3 года. в группе с ребенком проводят коррекционно-развивающие занятия логопед, психолог. При необходимости назначается лечение у невролога. Но в любом случает родители должны понимать, что переложить свои проблемы, проблемы своего ребенка на плечи специалистов они не могут. Домашние занятия с ребенком с использованием рекомендаций специалистов крайне необходимы.
Дизартрия возникает в результате органического поражения центральной нервной системы, головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка и проявляется в нарушении произносительной стороны речи. Основными клиническими признаками дизартрии являются нарушение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений (движений органов речи), нарушения голосообразования и дыхания. Речевое развитие детей с дизартрией протекает своеобразно. Такие дети поздно начинают говорить, поэтому они имеют ограниченный речевой опыт. Грубые нарушения звукопроизношения приводят к недостаточному накоплению активного словаря и отклонениям в формировании и развитии грамматического строя речи. Активный и пассивный словарный запас этих детей значительно различается по объему. Пассивный словарь шире активного, но из-за трудностей произношения дети не могут использовать многие известные им слова в активной речи.
В психологическом статусе возможны нарушения эмоционально-волевой сферы, которые проявляются в пугливости, повышенной возбудимости ребенка, чрезмерной чувствительности ко всем раздражителям или, наоборот, в вялости, пассивности, безынициативности, двигательной заторможенности. Для дизартриков характерны повышенная утомляемость, низкая работоспособность, неустойчивое, рассеянное внимание, трудности в переключении, ослабленная память.
При дизартрии необходимым является сочетание лечения и коррекционного воздействия. Лечение назначается неврологом после проведения необходимых исследований. Немедикаментозное лечение предполагает проведение общего, сегментарного, точечного и артикуляционного массажа, артикуляционной гимнастики, лечебной физкультуры, физиотерапевтических процедур, логопедической ритмики. Коррекционная работа должна проводиться систематически при тесном взаимодействии логопеда, психолога, родителей ребенка, специалистов-медиков, участвующих в лечении ребенка.
Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Судороги являются основным внешним симптомом заикания.
В настоящее время выделяют две группы причин, вызывающих возникновения заикания, - предрасполагающие и производящие.
К предрасполагающим причинам относят неврологическую отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие нервную систему), невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность), наследственную отягощенность (врожденная слабость речевого аппарата, передающаяся по наследству), поражения головного мозга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что нужно знать родителям об исследованиях, которые могут быть назначены ребёнку с речевой патологией
Консультация о том, какое медицинское обследование может пройти ребёнок с ТНР....
Что нужно знать родителям об исследованиях, которые могут быть назначены ребёнку с речевой патологией
В данной статье говорится об исследованиях, которые могут быть назначены неврологом ребёнку, имеющему проблемы в развитии речи....
Что нужно знать родителям об исследованиях, которые могут быть назначены ребенку с речевой патологией.
В статье перечислены исследования, которые могут быть назначены неврологом или психиатром ребенку с речевой патологией....
Медицинские исследования, которые могут быть назначены ребёнку с речевой патологией.
Консультация для родителей детей с речевыми нарушениями....
Что нужно знать родителям о диагнозах, которые могут быть поставлены ребенку с речевой патологией.
Консультация для родителейУчитель-логопед С.А. Позднякова...
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ ОБ ИССЛЕДОВАНИЯХ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ НАЗНАЧЕНЫ РЕБЕНКУ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ
К сожалению, Вы заметили, что Ваш малыш отстает в нервно-психическом развитии от своих сверстников, плохо говорит или не говорит совсем. Вы повели ребенка на прием к неврологу, логопеду, психологу. Ма...
"Что нужно знать родителям об исследованиях, которые могут быть назначены ребенку с речевой патологией". (Май 2023 год)
Уважаемые родители, не бойтесь исследований, назначаемых вашему ребенку. Помните, что специалисты никогда не назначат исследований, которые могут нанести ребенку вред. Доверяйте специалистам, кот...