"Фиолетовый лес" в работе учителя - логопеда
материал по логопедии (средняя группа)
Фиолетовый лес, как одна из развивающих технологий, используемых в работе учителя-логопеда.
На современном этапе развития образования острой стала проблема увеличения числа детей с тяжёлыми нарушениями речи (это дети с общим недоразвитием речи, с фонетико- фонематическим недоразвитием речи). Инклюзивные тенденции в российском образовании ставят перед педагогами детских образовательных организаций сложную задачу: организовать предметно-развивающую среду таким образом, чтобы она способствовала развитию детей как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья.
Развитие речи детей в значительной мере определяется осознанием потребности в пользовании языком. Использование развивающих игр в коррекционно - логопедическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность учителя-логопеда: перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной, снимает излишнюю дидактичность обучения, позволяет решить проблемы мотивационного характера, способствует осуществлению качественной индивидуализации обучения детей.
Среди многообразия развивающих технологий, появилась совершенно особенная, творческая и добрая развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича, где с помощью сказочного пространства, необычных персонажей и методических сказок ребёнок становится действующим лицом событий и сказочных приключений. «Фиолетовый лес» способствует:
• ознакомлению детей с окружающим миром (временами года, природными явлениями, с растительным и животным миром);
• развитию познавательных процессов (пространственного мышления, внимания, памяти, творческого воображения);
• развитию способности к анализу, сравнению, обобщению, сериации, классификации;
• развитию аргументированной и доказательной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fioletovyy_les_v_rabote_logopeda.pptx | 2.46 МБ |
fioletovyy_les.docx | 17.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Развитие речи в дошкольном детстве является многоаспектным процессом, который органически связан с умственным развитием ребенка.
Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это группа речевых нарушений, которая включает в себя целый перечень медицинских и логопедических диагнозов. У детей с ТНР, в большинстве случаев не наблюдаются проблемы со слухом и интеллектом, но для них характерны серьезные речевые дефекты. К тяжелым нарушениям речи относятся: дизартрия, алалия, афазия, общее недоразвитие речи, заикание, ринолалия .
Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В. Воскобовича включает в себя универсальное средство « Коврограф Ларчик» и «Мини-Ларчик», а также развивающую предметно-пространственную среду «Фиолетовый лес».
Фиолетовый лес
«Фиолетовый лес» способствует: ознакомлению детей с окружающим миром (временами года, природными явлениями, с растительным и животным миром); развитию познавательных процессов (пространственного мышления, внимания, памяти, творческого воображения); развитию способности к анализу, сравнению, обобщению, сериации , классификации; развитию аргументированной и доказательной речи.
Развивающие игры игры, по обучению грамоте; игры на развитие лексико-грамматического строя; игры на развитие связной речи; игры, способствующие развитию пространственно-временных отношений и формированию пространственного словаря.
Упражнение на развитие фонетического слуха
Формы работы образовательная деятельность, решение проблемных заданий, придумывание историй с участием «жителей» леса и детей группы, сочинение загадок, сказок, стихотворений.
Предварительный просмотр:
«Фиолетовый лес» в работе логопеда
Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.
Развитие речи в дошкольном детстве является многоаспектным процессом, который органически связан с умственным развитием ребенка.
Дошкольное детство – это возраст, когда происходит формирование психических процессов, нравственных и моральных установок. Поэтому нельзя упустить развитие речи и других психических функций в этом возрасте. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии.
В логопедических группах детского сада большинство воспитанников имеют проблемы с тяжелым нарушением речи.
Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это группа речевых нарушений, которая включает в себя целый перечень медицинских и логопедических диагнозов. У детей с ТНР, в большинстве случаев не наблюдаются проблемы со слухом и интеллектом, но для них характерны серьезные речевые дефекты.
Без специального внимания к речи данных детей они малоактивны и лишь в редких случаях являются инициаторами общения, недостаточно общаются со сверстниками, редко обращаются с вопросами ко взрослым. Это обуславливается снижением коммуникативной направленности их речи.
Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок мог активно, с интересом и увлечением работать на занятии. Это условие достигается сменой видов деятельности, использованием наглядности и игровых моментов. В настоящее время активизируются поиски инновационных подходов, методов, средств обучения, в том числе по развитию речи. Так, одним из эффективных средств коррекционно-развивающей работы по речевому развитию дошкольников с ТНР является использование «Фиолетового леса» В. Воскобовича.
Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В. Воскобовича включает в себя универсальное средство «Коврограф Ларчик» и «Мини-Ларчик», а также развивающую предметно-пространственную среду «Фиолетовый лес».
Цветовое решение среды «Фиолетовый лес» также нестандартное. Все элементы выполнены в радужных цветах. Это помогает ребенку увидеть многообразие красок, воображать, фантазировать, создавать необычные модели пространства, увидеть себя частицей удивительного мира.
«Фиолетовый лес» способствует:
– ознакомлению детей с окружающим миром (временами года, природными явлениями, с растительным и животным миром);
– развитию познавательных процессов (пространственного мышления, внимания, памяти, творческого воображения);
– развитию способности к анализу, сравнению, обобщению, сериации, классификации;
– развитию аргументированной и доказательной речи.
Каждая игра с использованием «Фиолетового леса» обязательно имеет свою сказку, но дети очень любят придумывать свои сказки к играм. Придумывание собственных небольших сказок – отличная тренировка для развития речевых навыков и логического мышления. Развивающие игры могут быть условно разделены на четыре группы:
– игры, по обучению грамоте;
– игры на развитие лексико-грамматического строя;
– игры на развитие связной речи;
– игры, способствующие развитию пространственно-временных отношений и формированию пространственного словаря.
С воспитанниками старшего дошкольного возраста с ТНР «Фиолетовый лес» используется в ходе подгрупповой и индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности. Работа организуется в форме игровых ситуаций.
Ситуации могут быть разные, в зависимости от поставленной задачи логопедом.
Сейчас я вам продемонстрирую небольшие отрывки 3 игровых ситуаций на индивидуальных занятиях.
Игровая ситуация «Звучащие листочки» (4–5 лет)
Задачи: развивать фонетический слух и восприятие
Материалы и оборудование: «Фиолетовый лес», листочки большого и маленького размера из комплекта к нему, карточки звуков.
Игровая ситуация: Педагог обращает внимание на то, как необычно лежат листочки опавшие с дерева и предлагает поиграть с ними. Дети выбирают цвет для каждого звука и слушают педагога. (Например: дифференциация С-Ш в слогах. С – красный листочек, Ш – желтый листочек. Педагог проговаривает слоги, а ребенок прикрепляет на картограф листочек, соответствующий услышанному звуку.)
Игровая ситуация «Подбери слово» (5–7 лет)
Задачи: активизировать глагольную лексику, развивать словесно-логическое мышление.
Материалы и оборудование: «Фиолетовый лес», фиолетовое и красное дерево, пять красных и пять желтых листьев из комплекта к нему.
Игровая ситуация: Педагог приглашает двоих детей, предлагает им подобрать слова-действия к вопросу «Что делает лист?» (растет, шелестит, висит, колышется, краснеет, желтеет, опадает, летит, кружиться, опускается, лежит). Дети называют слова, берут листочки и помещают их на свои деревья. Если ребенок не может подобрать слово, он пропускает ход. Побеждает тот, у кого на дереве больше листочков.
Игровая ситуация «Говорящие деревья» (5–7 лет)
Задачи: учить делению на слоги; формировать навыки звукобуквенного анализа.
Материалы и оборудование: «Фиолетовый лес», фиолетовое и оранжевое дерево, несколько листьев одного размера и цвета из комплекта к нему; набор предметных картинок.
Игровая ситуация: требуется разместить картинки на деревья в зависимости от количества слогов в слове (рядом с деревьями размещается определенное количество листочков, которые обозначают количество слогов в слове).
Таким образом, используя развивающие игры В. Воскобовича, можно добиться положительного результата в коррекции речевого развития детей.
В «Фиолетовом лесу» можно использовать самые разнообразные формы работы: образовательную деятельность, решение проблемных заданий, придумывание историй с участием «жителей» леса и детей группы, сочинение загадок, сказок, стихотворений.
«Фиолетовый лес» – это постоянно развивающаяся среда. Он постоянно пополняется новыми элементами, обновляется и изменяется, приспосабливаясь к возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Шнырковой С.А. (из опыта работы) Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Такой человек легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли. Хорош...
Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Фень Е.В. (из опыта работы) Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»
Содержание:1.Актуальность.2. Содержание.3. Приложение....
Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ашинского муниципального района Тема: "Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя - логопеда"
В выступлении говорится о повышении эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ, об использовании познавательно-исследовательской...
Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР Тема: "Инновационные технологии в работе учителя - логопеда в процессе здоровьесбережения детей"
Применение в работе учителя-логопеда Одной из методик логопедического массажа —массаж ложками, предложенный и описанный известным петербургским логопедом, автором многих пособи...
Выступление на форуме учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР "Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда"
Выступление об актуальности использования современных образовательных технологий, которые представляют собой совокупность современных методов и приёмов в обучении детей дошкольного возраста прав...
Семинар для учителей-логопедов и учителей-дефектологов по теме «Инновационные технологии формирования произносительных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья» Доклад по теме: Компьютерные игры «Мерсибо» в работе учителя-логопеда с д
Семинар для учителей-логопедов и учителей-дефектологов по теме «Инновационные технологии формирования произносительных навыков у детей с ограниченными возможностями здоров Доклад по Компьют...
Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи
Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...