Игры и приёмы для развития речи детей в возрасте 13 - 18 месяцев
консультация по логопедии

Андреева Оксана Николаевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult.portal.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи ребёнка

(возраст 13 – 18 месяцев)

Слова «ещё» и «больше нет»

  1. Когда кормите ребёнка положите в тарелку еды заметно меньше, чем обычно. Он всё съест и вы спросите, хочет ли он еще. Давая ему добавку, обязательно скажите, что вы даёте ему ещё: «Вот ещё банан». Когда ребёнок всё съест, скажите: «Больше нет».
  2. После того как малыш выпьет из чашки, которую вы ему дали, скажите: «Всё. Больше нет». Побуждайте его произнести эти слова, задавая вопрос: «Где молоко?»
  3. Поиграйте с ребёнком в перетягивание одеяла или полотенца. Всякий раз, когда он скажет «ещё», дайте ему  захватить еще немного одеяла.
  4. Вам помогут забавные игрушки. Например, механические игрушки (заводной цыпленок, лягушка и др.). Говоря «ещё», заставляйте игрушку двигаться, а когда он остановится, разведите руками: «Всё, больше нет». Предвкушение и изумление увеличит заинтересованность ребёнка в этих занятиях.
  5. Учите ребёнка наряду со словами «больше нет» и «ещё» употреблять жесты. Раскрытая протянутая ладонь – «еще», разведённые в стороны руки – «больше нет». Эти жесты помогут ребёнку постигнуть понятия и запомнить слова, связанные с движениями.
  6. Когда ребёнок начнёт активно использовать эти слова, побуждайте его добавлять к ним другие, относящиеся к делу, например: «Ещё молока» или «печенья больше нет». Хвалите ребёнка за то, что он употребляет эти слова, и пытайтесь сделать его фразу более распространённой: «Ты хочешь еще молока, пожалуйста».

Употреблять слова по смыслу

  1. Говорите с ребёнком, используя простые фразы и подчёркивая знакомые слова. Связывайте слова с действиями и выражениями лица («привет», «пока», «нет»). Повторяйте имена членов семьи, названия знакомых предметов, с которыми ребёнок постоянно имеет дело. Хвалите малыша за любую попытку что-то сказать, даже если не можете понять, что именно он сказал. Повторяйте специально для ребёнка нужные слова, делайте свои высказывания постепенно всё более распространёнными, рассказывая ему о том, что сейчас происходит.
  2. Список первых слов ребёнка будет содержать слова, характерные для большинства детей, а так же те, которые уникальны и свойственны только вашему ребёнку. Первые слова требуют от малыша контроля над языком и губами, умения произносить отдельные звуки и связывать со словами определённый смысл. Произношение ребёнка может отличаться от вашего, но в конце концов ребёнок приноровится к речи, которую он слышит вокруг себя. Запомните предметы, которые ребёнок любит, и помогите ему включить слова, обозначающие их, в его активный словарь.
  3. Выберите легко обыгрываемые слова, обозначающие противоположности, и попробуйте научить им ребёнка. Начните со слов «вверх» и «вниз». Наблюдая направлением взгляда и действиями ребёнка, удостоверьтесь, что он понимает эти слова. А затем начните игру, поднимая ребёнка вверх и опускается вниз. Если ему это понравится, спросите: «Хочешь вверх?» Скорее всего он сначала сможет сказать не «вверх», а «в». «Вниз» будет более трудным словом, поэтому не ожидайте от малыша сразу чёткой артикуляции. Повторяйте слова «вверх» и «вниз» во время купания, когда вы укладываете малыша спать, в другие подходящие моменты.
  4. Выберите для ребёнка книжку с чёткими и доступными для восприятия картинками. У неё должны быть тяжёлые картонные страницы, которые легко переворачивать. Когда вы читаете ребёнку книжку, спросите: «А где мяч? Покажи мяч». После этого спросите: «Что это?», побуждая ребёнка ответить: «Мяч». Если нужно, помогите и подскажите ему. Пусть после этого малыш возьмёт свой настоящий мяч – так картинка свяжется с реальным предметом.
  5. Ребёнок овладевает правилами грамматики, слушая, как окружающие его люди строят предложения, комбинируя слова. Попробуйте составить отдельные слова вашего ребёнка во фразы.

Понимание поручений.

  1. Дайте ребёнку простые задания, которые он должен выполнять в самых разнообразных ситуациях. Начните с простых просьб: «Подойди сюда. Дай мне игрушку. Сядь.» Если ребёнок не понимает, покажите ему, что следует делать, и похвалите за выполнение просьбы.
  2. Попробуйте более сложные требования: «Брось мяч», «Надень на голову шапку», «Обними брата». Всегда хвалите ребёнка, когда он всё сделал правильно.
  3. Как только он освоит какое-либо слово, вводите, если возможно, синонимы, чтобы расширить его словарь (кинь – брось, красный - алый).
  4. Обращайтесь к ребёнку с просьбами; вы будете удивлены, с какой готовностью от откликнется на просьбу вам помочь. Покажите как вам приятна его помощь.
  5. Игра поможет избежать конфликтной ситуации: если малыш не хочет выполнить вашу просьбу, пусть его попросит сделать это кукла. А потом пусть она по его подсказке попросит и вас что-нибудь сделать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактические игры и упражнения для развития речи детей раннего возраста

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных...

Деловая игра для педагогов ДОУ "Развитие речи детей дошкольного возраста"

Деловая игра для педагогов ДОУ "Развитие речи детей дошкольного возраста"...

Игры и упражнения по развитию речи детей младшего возраста.

Игры и упражнения формируют у детей младшего возраста звуковую культуру речи. способствуют активизации словаря, развивают грамматический строй....

Консультация "Игра - инсценировка как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Консультация "Игра - инсценировка как средство развития речи детей дошкольного возраста"...

Картотека «Игры и упражнения для развития речи детей раннего возраста»

В картотеке представлены  игры для развития речи детй раннего возрста....

Игры и упражнения для развитие речи детей раннего возраста

Рано или поздно перед родителями встает вопрос: как заниматься развитием речи с детьми раннего возраста? Ведь все прекрасно понимают, что речь и мышление тесно взаимосвязаны, и, желая воспитать умника...

Консультация для воспитателей «Педагогические приёмы в развитии речи детей раннего возраста»

Исходя из задач по развитию речи, подбираем методы и приемы, направленные на развитие речевой активности детей. В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является ст...