Игры и приёмы для развития речи детей в возрасте 13 - 18 месяцев
консультация по логопедии
Предварительный просмотр:
Развитие речи ребёнка
(возраст 13 – 18 месяцев)
Слова «ещё» и «больше нет»
- Когда кормите ребёнка положите в тарелку еды заметно меньше, чем обычно. Он всё съест и вы спросите, хочет ли он еще. Давая ему добавку, обязательно скажите, что вы даёте ему ещё: «Вот ещё банан». Когда ребёнок всё съест, скажите: «Больше нет».
- После того как малыш выпьет из чашки, которую вы ему дали, скажите: «Всё. Больше нет». Побуждайте его произнести эти слова, задавая вопрос: «Где молоко?»
- Поиграйте с ребёнком в перетягивание одеяла или полотенца. Всякий раз, когда он скажет «ещё», дайте ему захватить еще немного одеяла.
- Вам помогут забавные игрушки. Например, механические игрушки (заводной цыпленок, лягушка и др.). Говоря «ещё», заставляйте игрушку двигаться, а когда он остановится, разведите руками: «Всё, больше нет». Предвкушение и изумление увеличит заинтересованность ребёнка в этих занятиях.
- Учите ребёнка наряду со словами «больше нет» и «ещё» употреблять жесты. Раскрытая протянутая ладонь – «еще», разведённые в стороны руки – «больше нет». Эти жесты помогут ребёнку постигнуть понятия и запомнить слова, связанные с движениями.
- Когда ребёнок начнёт активно использовать эти слова, побуждайте его добавлять к ним другие, относящиеся к делу, например: «Ещё молока» или «печенья больше нет». Хвалите ребёнка за то, что он употребляет эти слова, и пытайтесь сделать его фразу более распространённой: «Ты хочешь еще молока, пожалуйста».
Употреблять слова по смыслу
- Говорите с ребёнком, используя простые фразы и подчёркивая знакомые слова. Связывайте слова с действиями и выражениями лица («привет», «пока», «нет»). Повторяйте имена членов семьи, названия знакомых предметов, с которыми ребёнок постоянно имеет дело. Хвалите малыша за любую попытку что-то сказать, даже если не можете понять, что именно он сказал. Повторяйте специально для ребёнка нужные слова, делайте свои высказывания постепенно всё более распространёнными, рассказывая ему о том, что сейчас происходит.
- Список первых слов ребёнка будет содержать слова, характерные для большинства детей, а так же те, которые уникальны и свойственны только вашему ребёнку. Первые слова требуют от малыша контроля над языком и губами, умения произносить отдельные звуки и связывать со словами определённый смысл. Произношение ребёнка может отличаться от вашего, но в конце концов ребёнок приноровится к речи, которую он слышит вокруг себя. Запомните предметы, которые ребёнок любит, и помогите ему включить слова, обозначающие их, в его активный словарь.
- Выберите легко обыгрываемые слова, обозначающие противоположности, и попробуйте научить им ребёнка. Начните со слов «вверх» и «вниз». Наблюдая направлением взгляда и действиями ребёнка, удостоверьтесь, что он понимает эти слова. А затем начните игру, поднимая ребёнка вверх и опускается вниз. Если ему это понравится, спросите: «Хочешь вверх?» Скорее всего он сначала сможет сказать не «вверх», а «в». «Вниз» будет более трудным словом, поэтому не ожидайте от малыша сразу чёткой артикуляции. Повторяйте слова «вверх» и «вниз» во время купания, когда вы укладываете малыша спать, в другие подходящие моменты.
- Выберите для ребёнка книжку с чёткими и доступными для восприятия картинками. У неё должны быть тяжёлые картонные страницы, которые легко переворачивать. Когда вы читаете ребёнку книжку, спросите: «А где мяч? Покажи мяч». После этого спросите: «Что это?», побуждая ребёнка ответить: «Мяч». Если нужно, помогите и подскажите ему. Пусть после этого малыш возьмёт свой настоящий мяч – так картинка свяжется с реальным предметом.
- Ребёнок овладевает правилами грамматики, слушая, как окружающие его люди строят предложения, комбинируя слова. Попробуйте составить отдельные слова вашего ребёнка во фразы.
Понимание поручений.
- Дайте ребёнку простые задания, которые он должен выполнять в самых разнообразных ситуациях. Начните с простых просьб: «Подойди сюда. Дай мне игрушку. Сядь.» Если ребёнок не понимает, покажите ему, что следует делать, и похвалите за выполнение просьбы.
- Попробуйте более сложные требования: «Брось мяч», «Надень на голову шапку», «Обними брата». Всегда хвалите ребёнка, когда он всё сделал правильно.
- Как только он освоит какое-либо слово, вводите, если возможно, синонимы, чтобы расширить его словарь (кинь – брось, красный - алый).
- Обращайтесь к ребёнку с просьбами; вы будете удивлены, с какой готовностью от откликнется на просьбу вам помочь. Покажите как вам приятна его помощь.
- Игра поможет избежать конфликтной ситуации: если малыш не хочет выполнить вашу просьбу, пусть его попросит сделать это кукла. А потом пусть она по его подсказке попросит и вас что-нибудь сделать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дидактические игры и упражнения для развития речи детей раннего возраста
В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных...
Деловая игра для педагогов ДОУ "Развитие речи детей дошкольного возраста"
Деловая игра для педагогов ДОУ "Развитие речи детей дошкольного возраста"...
Игры и упражнения по развитию речи детей младшего возраста.
Игры и упражнения формируют у детей младшего возраста звуковую культуру речи. способствуют активизации словаря, развивают грамматический строй....
Консультация "Игра - инсценировка как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Консультация "Игра - инсценировка как средство развития речи детей дошкольного возраста"...
Картотека «Игры и упражнения для развития речи детей раннего возраста»
В картотеке представлены игры для развития речи детй раннего возрста....
Игры и упражнения для развитие речи детей раннего возраста
Рано или поздно перед родителями встает вопрос: как заниматься развитием речи с детьми раннего возраста? Ведь все прекрасно понимают, что речь и мышление тесно взаимосвязаны, и, желая воспитать умника...
Консультация для воспитателей «Педагогические приёмы в развитии речи детей раннего возраста»
Исходя из задач по развитию речи, подбираем методы и приемы, направленные на развитие речевой активности детей. В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является ст...