Консультация для родителей "Учимся слышать звуки".
консультация по логопедии

Диденко Елена Фёдоровна

Консультация поможет родителям узнать, что такое фонематический слух,  для чего необходимо его развивать у ребёнка. Также в материале представлен ряд игр и упражнений, с поиощью которых взрослые помогут малышу это сделать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_slyshat_zvuki.docx28.28 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся слышать звуки.

     С нарушениями детской речи сталкиваются практически все родители. Очень редко удаётся избежать тех или иных проблем, появляющихся при освоении ребёнком родного языка. Самые распространённые трудности – со звуками. Сразу правильно и чётко произносить все согласные получается далеко не у всех. Чистая речь ребёнка зависит не только от умения выговаривать «проблемные» звуки, но и от умения их различать.

Физический слух – это способность слышать окружающие звуки.

Речевой слух – это умение анализировать услышанные звуки речи.

     Фонематический слух – это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь заменив в слове даже один звук, мы можем получить совершенно иное слово: «Дом-том», «бочка-почка», коза-коса»… Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух.

     Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение и называется фонематическим слухом.

      Рассмотрим возрастные нормы развития фонематического слуха.

 Первый год жизни - уже на третьей неделе ребёнок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребёнок начинает подражать звукам, к полугоду различает своё имя.

 На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что к концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых,  собственное произношение еще не контролирует.

 На третьем году жизни  появляется возможность ребёнка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребёнок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.

 На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется. Ребёнок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух (б-п; в-ф; с-з; д-т и т. д., что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.

 На пятом году формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребёнок сможет успешно освоить чтение и письмо.

 Итак, развитый фонематический слух позволяет:

 1. Правильно произносить звуки.

 2. Чётко произносить слова.

 3. Владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно).

 4. Овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка.

 5. Успешно освоить письмо и чтение.

      Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Всем детям необходимо развивать фонематический слух, особенно детям с речевыми проблемами. Порой ребёнок не замечает, что он неправильно произносит звуки. Тренировать фонематический слух просто необходимо!!! Чем раньше с ребёнком начата работа по развитию фонематического слуха, тем успешнее будет идти общее развитие ребёнка, тем грамотнее он будет писать и читать. Работу с детьми-дошкольниками лучше проводить через игру.

Давайте поиграем! 

Цель игровых упражнений – научить ребёнка слушать и слышать. Вскоре Вы заметите, что ребёнок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию, исправить дефектное произношение.

Как правильно развивать фонематический слух?

Первый этап развития фонематического слуха на материале неречевых звуков – звуков природы, голосов животных, бытовых предметов и т. д.

 Ребёнок может научиться говорить и мыслить, только воспринимая и узнавая природные, бытовые и музыкальные шумы, голоса животных, птиц и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма.

 Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным, и ребёнок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно, трогать, брать в руки.

Примеры игр:

«Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь»

Проанализируйте с ребёнком бытовые шумы: скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, шелест страниц и так далее. Ребёнок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и закрытыми глазами.

«Волшебная палочка»

Предложите малышу взять «волшебную» палочку и постучать ею по любым предметам, находящимся в доме. Попросите его прислушаться к этим звукам и попытаться запомнить, что как звучит. Затем незаметно ударьте «волшебной» палочкой по одному из предметов, а ребёнок пусть вспомнит, что  это за звук.

«Громко–тихо» 
Попросите ребёнка произнести гласный звук, слог или слово по–разному:
а) громко, а затем тихо;
б) протяжно и отрывисто;
в) высоко, а через пару мгновений низко.

«Сказочные голоса» 
Придумайте или вспомните вместе с ребёнком каких–нибудь сказочных персонажей. Договоритесь, кто из них как говорит, а потом разыграйте небольшие диалоги. Поменяйтесь ролями и устройте еще одно представление. Такая игра поможет ребёнку развить память на звуки.

«Где позвонили?» 
Для этой игры необходим колокольчик или другой звучащий предмет. Малыш закрывает глаза, вы встаете в стороне от него и тихо звоните. Ребёнок должен повернуться к тому месту, откуда он слышит звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя.

2 этап – развитие фонематического слуха

на материале речевых звуков.

Здесь предлагается множество интересных и увлекательных игр и упражнений.

Примеры игр:

«Поймай звук».

Цель: развивать умение слышать заданный звук, «поймать» заданный звук. Попросите ребёнка хлопнуть в ладоши, когда он услышит звук [А]: О-У-А-И-Э… Аналогичная работа с другими гласными звуками: О, И, У, Ы, Э.

 «Будь внимательным!»

Цель: развивать умение слышать заданный звук, «поймать» заданный звук.

Если услышите заданный звук, хлопните в ладоши. Например,  звук «Р»: л, р, м, р, ч, р, л; ла-ра-ша-ка-ра; нос, рот, корка, шутка.

Обратите внимание, что твёрдые звуки произносим твёрдо, а мягкие мягко, звонкие согласные (Б, Ж, Д и др.) оглушаются в конце слова или перед другими согласными (например, «дуб» - в конце слышим звук П.) Не забывайте о различии звука и буквы: в слове слышим одни звуки, а на письме обозначаем другими буквами. Например, произносим «малако» и выделяем соответствующие звуки в слове, а пишем «молоко».

 «Повтори за мной».

Цель: развивать фонематический слух, умение повторить за взрослым цепочку гласных звуков в разной последовательности. Попросите ребёнка повторить за вами звуки: А-О-И, И-У-Ы, … И-О-А-Ы-Э, У-О-И-А-Ы,  АО, ИУ, ЫА, УЭ… , АО - ИУ, ЫА - УЭ…

«Правильно-неправильно»

Покажите ребёнку картинку и громко, четко назовите то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясните: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши. Пример: Пагон, багон, Вагон, дагон и т. д.

«Назови одинаковый звук в словах». 

Цель: развивать фонематический слух, слышать и называть слова с одинаковым звуком. Взрослый произносит три-четыре слова, с заданным звуком: Собака, колбаСа, ноС – дети должны назвать одинаковый звук [С], который есть в этих словах.

 «Придумай имя»

Цель: развивать умение подбирать имя на заданный звук.

Придумайте имя мальчику (девочке) на заданный звук, например, звук Н – Настя, Надя, Наташа. Звук В – Вова, Ваня, Вася, Валера.

 «Отгадай слово»

Цель: учить составлять слова по первым звукам предметов, изображенных на картинках.

Угадай по первым звукам, изображенных на картинках предметов слово. Например: лебедь, иголка, стол, арбуз (лиса).

«Добавлялки»

Цель: учить образовывать слова, добавляя заданный звук в начало или конец слова.

Добавляя заданный звук в начало (конец) слова, назовите получившиеся слова. Например: звук Ш ..уба (шуба), ..апка (шапка),..ар (шар), мы..(мышь), но..(нож), ду..(душ).

  «Слушай и выбирай».

 Перед ребёнком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:

  • рак, лак, мак, бак
  • сок, сук
  • дом, ком, лом, сом
  • коза, коса
  • лужи, лыжи
  • мишка, мышка, миска

 Взрослый называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребёнок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.

«Отвечай, не торопясь». Цель: совершенствовать фонематический слух, называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове, подбирать слова с одинаковым звуком. Задания на сообразительность, проверить, как ребёнок научился слышать и выделять определённые звуки в словах. - Найди в комнате предметы, в названии которых есть звук К.. (кукла, кубики, карандаши, книга..); - Подбери слово, чтобы первый звук был М… (Маша, муха, машина).

 «Чудесная удочка»

 На конце нитки у маленькой самодельной удочки прикреплён магнит. Опуская удочку за ширму, где лежат несколько картинок, к которым прикреплены металлические зажимы, ребёнок достаёт картинку и называет первый, последний звук.

«Придумать слова с заданными звуками»

Назвать посуду, цветы, животных, игрушки, которые начинаются с заданного звука.

По сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются с заданного звука.

 «Назови картинки»

Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук Ш. Например, картинки: машина, мышь, банка, тапки, шапка и т.д.

«Назови первый звук в слове». Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове. Взрослый показывает игрушку (картинку), например, слон и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Взрослый говорит: СССлон. Затем показывает игрушки или картинки животных, игрушек и т. д. и просит «Назови первый звук в слове».

Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в начале  (Я, Ё, Ю, Е), так как они обозначают двойные звуки (ЙА,ЙО,ЙУ,ЙЭ). При выделении начальных согласных звуков следите, чтобы ребёнок произносил их без призвука Э, не ЭМ, не МЭ, а М, например, в слове «МОСТ».

«Назови последний звук в слове». Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове. Взрослый показывает игрушку (картинку), например, кот и предлагает определить, какой звук в конце слова. Для этого - проговаривать чётко слово и последний звук голосом выделять громче: коТ, соМ, трактоР, малыШ… Затем показывает игрушки (картинки) животных, игрушек и т. д. и просит «Назови последний звук в слове».

Для этой игры не следует брать слова с йотированными гласными буквами в конце (Я, Е, Ё, Ю), так как они обозначают двойные звуки (ЙА, ЙЭ, ЙО, ЙУ).

«Цепочка слов». Цель: закрепить умение определять последний звук в слове и подбирать слова на заданный звук.

Взрослый вместе с ребёнком произносит слова. Каждое последующее слово должно начинаться на звук, которым закончилось предыдущее слово: «Мяч – чемодан – нос – санки – игла – абрикос …»

 «Определи место звука в слове»

Цель: развивать умение определять место звука в слове(начало, середина, конец).

Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, середине или конце слова. Например, звук Ш в словах : мышь (в конце), шапка (в начале), машина (в середине).

 «Прохлопай слово»

Цель: учить делить слова на слоги.

Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове. Например, ма - ли-на (3 слога).

Напоминаю правило русского языка: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов». Для определения количества слогов можно использовать  и такой приём: тыльную сторону ладони прижать к подбородку и произносить слово по слогам, как бы ритмизируя его. Сколько раз подбородок опустился вниз (произнося гласные), столько и слогов в слове.

«Позови слово»

Цель: учить определять ударный гласный в слове и выделять его голосом.

«Позовите» слова (названия предметов, изображенных на картинках) и назовите ударный гласный звук в слове. Напоминаю, что ударный гласный произносится более длительно, протяжно. Например: ноооты- ударный  гласный О.

Уважаемые родители! Развивая фонематический слух, Вы облегчите ребёнку процесс освоения чтения и письма. Удачи Вам и Вашим детям! И пусть фонематический слух будет в порядке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Учимся слышать звуки и правильно их произносить"

Вниманию родителей предлагаются речевые игры и упражнения, которые можно использовать дома при закреплении с ребенком правильного звукопроизношения....

Консультация "Учимся слышать звуки и правильно их произносить."

Консультация "Учимся слышать звуки и правильно их произносить."...

Консультация "Учимся слышать звуки и правильно их произносить"

Консультация "Учимся слышать звуки и правильно их произносить"...

Консультация на тему: "Как научить ребенка слышать звуки"

Консультация для родителей и воспитателей логопедических групп....

Консультация для родителей «Учимся слышать звуки и правильно их произносить».

Консультация для родителе  «Учимся слышать звуки и правильно их произносить»....

Консультация для родителей « Как научить ребенка слышать звуки и определять место звука в слове»

Родители могут помочь своему ребенку сделать первые шаги в осознании звуковой структуры слов. Приступая к играм по формированию звукового анализа, надо четко представлять себе последовательность ...