Речевые расстройства у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и пути их преодоления.
статья по логопедии
В статье описаны особенности речевых расстройств у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, их взаимосязь с двигательными нарушениями, специфика логопедической помощи при работе с детьми данной категории, а также их поэтапное комплексное сопровождение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_rasstroystva_u_detey_s_noda.docx | 22.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевые расстройства у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и основные направления их коррекции.
В современном мире наблюдается тенденция увеличения числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Около 30% среди них занимают дети с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата. Заболевания опорно-двигательного аппарата могут быть как врожденными, так и приобретенными. К наиболее выраженным патологиям относятся детский церебральный паралич (ДЦП), аномалии развития позвоночника, верхних и нижних конечностей, системные заболевания скелета. Двигательные расстройства у таких детей нередко сочетаются с отклонениями в развитии сенсорных функций, познавательной деятельности. Часто отмечаются речевые нарушения, которые имеют органическую природу и усугубляются дефицитом общения. Поэтому помимо медицинской помощи необходима также психолого-педагогическая и логопедическая коррекция. Дети данной категории нуждаются в особых условиях жизни, обучения и воспитания.
У детей с выраженными нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) наблюдаются характерные особенности: астенические проявления (повышенная утомляемость, истощаемость психических процессов), дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций, сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире, который ограничен рамками социально-бытовой сферы. Чаще всего это обусловлено вынужденной изоляцией, ограничением контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с трудностями передвижения (или несформированностью навыка самостоятельной ходьбы). Сочетанная патология зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объем информации, затрудняет интеллектуальную деятельность.
У детей с НОДА выделяют различные формы речевых нарушений. Примерно в 86% случаев фиксируется дизартрия, у 7% детей – алалия, у 2% - заикание, у 3% - дислалия и лишь у 2% детей речевое развитие соответствует возрастной норме.
Среди общего числа детей с НОДА необходимо выделить группу детей с ДЦП, в структуре дефекта которых речевые расстройства составляют свыше 90%. Особенности нарушений речи, степень их выраженности зависят от локализации и тяжести поражения мозга. В их основе лежит не только повреждение определенных отделов коры головного мозга, но и позднее их формирование или недоразвитие. Уровень речевого развития во многом зависит от состояния интеллекта. При сохранном интеллекте наблюдается положительная динамика развития речи, высокая результативность логопедической работы. Большое влияние на отставание в развитии речи при ДЦП оказывает так называемый «коммуникативный вакуум», ограничение социальных контактов, что приводит к низкой общей осведомленности. Отрицательное влияние на развитие речи также оказывают ошибки воспитания, например, чрезмерная опека, вследствие чего у ребенка не формируется потребность в речевом общении.
Наблюдается стойкая взаимосвязь между речевыми и двигательными нарушениями у детей с церебральным параличом. Отмечается определенная зависимость между тяжестью нарушений артикуляционной моторики и функции рук. Ограниченная подвижность мышц артикуляционного аппарата — это основное проявление пареза или паралича этих мышц. Патологические тонические рефлексы приводят к повышению тонуса мышц языка, затрудненному дыханию, голосообразованию, нарушению подвижности языка и губ, к гиперкинезам, атаксии, синкинезиям, саливации. В результате речь у детей неразборчива, смазана. В случае тяжелого поражения центральной нервной системы отмечается анартрия — полное отсутствие звукопроизношения в результате паралича речедвигательных мышц.
При ДЦП значительно замедляется и искажается процесс формирования речи. Сроки появления речи у детей зависят от степени поражения мозга, состояния интеллекта, своевременности и направленности коррекционно-логопедической работы. Чаще всего дети начинают произносить первые слова к двух-, трехлетнему возрасту, до этого периода общаясь с окружающими, в основном, при помощи мимики и жестов. Фразовая речь у них формируется к 4-5 годам.
У детей с церебральным параличом в результате нарушения функции артикуляционного аппарата страдает, прежде всего, развитие звукопроизношения. В этих случаях на начальных этапах речевого развития дети не произносят многих звуков, а в дальнейшем часть из них произносится искаженно. У детей отстает в развитии фонематическое восприятие: они не различают многие звуки на слух, не могут воспроизвести слоговые ряды, испытывают трудности звукового анализа и синтеза.
Лексико-грамматическая сторона речи также формируется с опозданием: затруднено понимание обращенной к ним речи, с большой задержкой пополняется активный словарный запас, длительное время сохраняются нарушения грамматического строя речи. Недоразвитие лексической стороны речи, выраженное ограничением словаря, обусловлены недостаточным уровнем осведомленности, знаний об окружающем мире. Словарь детей беден качественно и количественно, в нем преобладает номинативно-предикативная лексика обиходного характера; практически отсутствуют прилагательные и наречия, нарушено употребление предлогов. У детей затруднено усвоение лексического значения слов. Они допускают лексические замены, с трудом подбирают нужные слова. Низкая речевая активность и недоразвитие познавательной деятельности замедляют формирование и развитие грамматических форм и категорий. Это приводит к трудностям при построении предложений, согласовании слов, словообразовании, при самостоятельном высказывании.
В школьном возрасте характерны нарушения письменной речи в виде зеркальности. Также дети с ДЦП путают сходные по написанию графемы, допускают пропуски слогов и букв при письме, смешивают звуки, близкие по месту и способу артикуляции. Специфические нарушения письма обусловлены недостаточностью взаимосвязи зрительных образов слов с их звуковыми и артикуляционными образами, с несформированностью зрительно-моторной координации.
С целью организации адекватной логопедической помощи детям с ДЦП необходимо учитывать взаимосвязь речевых и двигательных нарушений, их особенности - несформированность произвольных движений и врожденные двигательные автоматизмы:
- тонический лабиринтный рефлекс (повышает мышечный тонус корня языка),
- шейный тонический рефлекс (повышает мышечный тонус спинки и кончика языка, что затрудняет дыхание, голосообразование, движения языка и губ),
- асимметричный шейный тонический рефлекс (повышает тонус в речевой мускулатуре, противоположной повороту головы ребенка).
При проведении логопедической работы с детьми с ДЦП необходимо учитывать, что тонические рефлексы оказывают влияние на мышечный тонус артикуляционного аппарата, поэтому коррекционную работу над звукопроизношением следует планировать, учитывая форму дизартрии:
− при псевдобульбарной дизартрии основное внимание должно быть направлено на расслабление общих и лицевых мышц, устранение гиперсаливации, синкинезий;
− при мозжечковой дизартрии включать в работу массаж артикуляционных мышц, упражнения для развития дыхания, упражнения на воспроизведение и удержание артикуляционных поз;
− при экстрапирамидной дизартрии работа направлена на развитие мимической мускулатуры, преодоление гиперкинезов и синкенезий;
− при корковой афферентной апраксической дизартрии акцент ставится на развитие кинестетических ощущений, орального и ручного праксиса;
− при корковой эфферентной дизартрии коррекционная помощь направлена на развитие тонких дифференцированных движений, на выработку ощущения положения языка.
Таким образом, занятия по устранению речевых дефектов для детей с ДЦП следует проводить в таких положениях, при которых влияние тонических рефлексов на речевую моторику было бы минимальным. Эти позы подбираются учителем-логопедом совместно с врачом-неврологом.
Формирование лексико-грамматической стороны речи осуществляется как единый неразрывный процесс. Особенностью работы по развитию словаря является комплекс коррекционных мероприятий, направленных на совершенствование восприятия и представлений об окружающей действительности, сопровождающихся словесным обозначением предметов и явлений, а также мер, способствующих расширению практического и чувственного опыта ребенка. Детей учат смотреть, слушать, наблюдать, анализировать. Все специальные занятия по развитию грамматического строя необходимо сочетать с обогащением опыта разговорной речи.
С целью профилактики дисграфии у детей с ДЦП необходимо проводить коррекционную работу, направленную на развитие всех сторон речи, зрительного и слухового восприятия, зрительно-моторной координации. Кроме того, необходимо постоянно стимулировать мотивацию речевого высказывания через воспитание стремления к общению. Родители в данном случае должны выступать активными участниками педагогического процесса.
В коррекционную работу с детьми с НОДА в период речевого развития целесообразно включать психотерапевтические занятия, основная цель которых заключается в устранении болезненных психических проявлений и развитии адекватного отношения к себе, собственному дефекту и окружающей среде.
Логопедическое обследование детей с НОДА проводится в условиях психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) совместно мультидисциплинарной командой специалистов медицинского и педагогического профиля. В данную работу включены: врач-ортопед, врач-невролог, врач-психиатр, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог.
Для обеспечения оптимальных условий медико-педагогической коррекции, медицинской реабилитации и социальной адаптации детей с НОДА и нарушениями речи в условиях ПМПК осуществляется комплексное сопровождение такой категории детей, которое организуется поэтапно:
1 этап - осуществляется на базе ПМПК, где проводится первичная диагностика, выбор образовательного маршрута, формы и продолжительности получения коррекционной помощи, рекомендации по включению в коррекционную помощь разных специалистов, формулируются рекомендации для обучения и воспитания детей с НОДА педагогам и родителям;
2 этап - реализуется на базе общеобразовательных учреждений (ОУ) в тесной взаимосвязи с ПМПК. Включает в себя организацию совместной коррекционной помощи педагогами ОУ, отслеживание ее эффективности, по необходимости – корректировка выбранных направлений в работе в условиях деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов ОУ, введение в коррекционный процесс узких специалистов ПМПК и здравоохранения;
на 3 этапе происходит отслеживание результативности и эффективности выбранной коррекционно-образовательной помощи совместно специалистами ПМПК и ОУ.
В целях осуществления качественного логопедического сопровождения детей с НОДА специалистами ПМПК простраивается система взаимодействия с образовательными учреждениями по вопросам организации системы коррекционной помощи детям, имеющим речевую патологию. На сегодняшний день наиболее эффективными в совместной деятельности учителей-логопедов ПМПК и сотрудников ОУ являются следующие формы взаимодействия:
- проведение совместных районных, городских семинаров, конференций, круглых столов;
- участие в психолого-медико-педагогических консилиумах ОУ;
- организация методических объединений для учителей-логопедов;
- совместное участие в разработке и реализации инновационных проектов;
- проведение мастер-классов, практикумов для педагогов и родителей;
- совместная деятельность по созданию адаптированных программ и пособий для организации обучения и коррекции детей с нарушениями речи;
- консультирование всех субъектов образовательного процесса, которое стало особенно актуальным в последние годы. Это объясняется тем, что увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих ОУ, педагогические коллективы которых не готовы к работе с данной категорией детей, в связи с чем деятельность ПМПК, направленная на оказание действенной помощи педагогам и родителям, позволяет обеспечить раннее выявление проблем и оказание своевременной коррекции.
Благодаря многообразию используемых форм взаимодействия логопедов ПМПК и ОУ появилась возможность качественного сопровождения детей с НОДА и нарушениями речи по всем направлениям и в максимальном объеме. Такой подход к организации коррекционной логопедической помощи детям способствует их успешной адаптации, социализации, интеграции в общество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной физкультурно-образовательной деятельности с элементами речевого развития для детей старшей группы на тему: "В путь-дорогу с перелетными птицами"
Конспект интегрированной физкультурно-образовательной деятельности с элементами речевого развития для детей старшей группы на тему: "В путь-дорогу с перелетными птицами"...
Речевые расстройства у детей и их причины.
Причины нарушений речи у детей, работа логопеда и воспитателя по формированию звуковой стороны речи....
Речевые расстройства у детей с аутизмом
Данная публикация предназначена для родителей и специалистов, которые работают с детьми, имеющие диагнос РАС (или аутизм)...
«Профилактика речевых расстройств у детей раннего и младшего дошкольного возраста с ЗРР»
Роль развития речи ребёнка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение ею перестраивает процессы детского восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и социализаци...
«Логоритмика как профилактика и преодоление речевых расстройств у детей дошкольного возраста»
Из года в год увеличивается количество детей с диагнозом "нарушение речи"...
Речевые расстройства у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и пути их преодоления
В статье описаны психофизические и речевые особенности детей с ДЦП, способы коррекции нарушений речи, комплексное сопровождение детей данной категории. Материал адресован широкому кругу специалистов, ...
Речевые расстройства у детей с РАС
В данной статье рассматриваются 4 варианта нарушений речи у детей с расстройством аутистического спектра....