Можно ли заниматься с логопедом в онлайне?
статья по логопедии

Сарбантович Нина Владимировна

Как  понять, в каких случаях дистанционные занятия будут эффективными, а в каких все же нужен личный прием у  специалиста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mozhno_li_zanimatsya_s_logopedom_onlayn.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

Можно ли заниматься с логопедом в онлайне

Когда онлайн подходит .

Подбор логопедической методики, в том числе решение о формате занятий, зависит от типа нарушения, которое нужно скорректировать. В дистанционном формате получается успешно работать со следующими проблемами звукопроизношения: 

  • Дислалия
    Нарушение, при котором ребенок пропускает, заменяет или искажает звуки. Например, «корова» превращается в «коову», а «лошадь» в «wошадь». В этих случаях помогает артикуляционная гимнастика. Если дислалия обусловлена тем, что ребенок не различает звуки на слух, сначала необходимо поработать над фонематикой.
  • Дизартрия
    Нарушение, при котором из-за повышенного или пониженного тонуса мышц ребенку трудно управлять органами речи  —  языком, мягким небом, губами. В онлайн-формате удается работать со стертой дизартрией или дизартрией первой и второй степени. В этом случае используют самомассаж (ребенок может делать его сам или при помощи мамы) и артикуляционную гимнастику. 
  • Фонетико-фонематические нарушения.
    Случаи, когда с речевым аппаратом у ребенка все в порядке, физический слух в норме, но он не различает звуки. В этом случае даются разнообразные задания. (на узнавание звуков: отличить глухие от звонких, свистящие от шипящих и т. д.)

Некоторые нарушения, связанные с непониманием речи, также поддаются коррекции в онлайн-формате:

  • Сенсорная алалия.
    Это отсутствие речи, которое связано с поражением отдельных зон головного мозга. Например, ребенок не понимает обращенную речь, может говорить отдельные слова, но не связные фразы.

  • Эхолалия
    Нарушение, при котором ребенок повторяет фразу, но не понимает, что она значит.

В обоих случаях в первую очередь идет работа с пониманием речи. Ребенку даются визуальные подсказки, предлагается контекст, облегчающий понимание слов, а затем и фраз.  

Онлайн подходит и для работы с детьми-билингвами, которые говорят на двух и более языках. Здесь необходима коррекция звукопроизношения и пополнение активного и пассивного словарного запаса, работа над грамматической стороной речи.

С нарушениями письменной речи  — дисграфией, дисклексией, дизорфографией — также получается работать дистанционно. При этом следует помнить, что чаще всего нарушение письма связано с запущенными фонематическими нарушениями. Если проработать их в устной речи, еще до того, как ребенок научился писать, проблем с письмом не будет. Но бывает и оптическая дисграфия, когда ребенку сложно различить все закорючки и палочки на письме. В этом случае онлайн со всеми его наглядными инструментами подходит как нельзя лучше.  

Когда онлайн не подходит 

  • При алалии и общем недоразвитии речи (ОНР) первого и второго уровней. Алалия — это полное отсутствие речи, когда ребенок не говорит даже отдельных слов. Оно вызвано поражением речевых участков коры головного мозга. ОНР первого и второго уровней —  нарушения, при которых ребенок не говорит или почти не говорит фразами. 

    Для работы с неговорящими детьми стандартные схемы не подходят. Каждый ребенок требует индивидуального подбора методик, а игры и упражнения необходимо умело комбинировать в зависимости от механизма нарушения и уровня языковых способностей. Кроме того, в этих случаях часто необходима помощь других специалистов: невролога, нейропсихолога, иногда психиатра.
     
  • При ринолалии.
    Это искажение или неверное произношение отдельных звуков, которое вызвано неправильным строением речевого аппарата.

    В этом случае ребенку, помимо, коррекции тембра голоса, дыхательной и  артикуляционной гимнастики, необходим логопедический массаж, и, следовательно, занятия в онлайне. 
     
  • При заикании 
    Это нарушение необходимо прорабатывать в тесной связке со смежными специалистами (невролог, логопед, психолог) по комплексным методикам.
     
  • При дизартрии третьей и четвертой степени
    Это состояние, вызванное нарушением проводимости нервных импульсов к органам артикуляции, лицевым и дыхательным мышцам. Тяжелые формы дизартрии часто сопровождаются явно выраженной симптоматикой  — обильное слюнотечение, парез лицевого нерва, язык «комком» оттянут назад, движения языком почти недоступны. В этом случае также необходима помощь других специалистов: невролога, нейропсихолога и т. д.
     
  • В случае, когда родители приходят поставить трехлетнему ребенку звуки «р», «л»: этот запрос не соответствует возрасту, помощь специалиста тут в принципе не нужна. 

Что делать, чтобы онлайн-занятия с логопедом были эффективными

Чаще всего родители либо преувеличивают, либо, наоборот, преуменьшают масштаб проблемы. Иногда они уверены, что у ребенка «все плохо», а в итоге нарушение корректируется за несколько занятий. А иногда, наоборот, говорят, что ребенок не выговаривает «всего один звук», а потом вскрывается еще множество других проблем. Чтобы определить, подходят ли в конкретном случае дистанционные занятия с логопедом, ребенка необходимо отправить на диагностику (ее тоже можно провести онлайн).

Если выбор сделан в пользу онлайна, родители обычно присутствуют на первом занятии: посмотреть, чтобы все было в порядке, обеспечить ребенку техническую и моральную поддержку. После этого чаще всего занятия проходят один на один: логопеду для дистанционной работы помощь родителя не требуется. 

И все же участие семьи в логопедической работе необходимо, поскольку 80 процентов успеха — это выполнение домашних заданий. И тут уже не играет никакой роли, проходят ли занятия онлайн или офлайн: и в том, и в другом случае результат будет зависеть от того, насколько методично и точно выполняются рекомендации дома.

Прогноз о том, сколько занятий с логопедом понадобится, и в онлайне в офлайне очень индивидуален. Однако с уверенностью можно сказать, что в онлайне ребенку потребуется меньше времени на адаптацию к новым условиям и незнакомому взрослому человеку. Дети часто боятся логопедического кабинета, странных инструментов и медицинского халата. Занимаясь дистанционно, ребенок остается в привычных, комфортных для себя условиях, чувствует себя в безопасности, легче идет на контакт и охотнее выполняет задания. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей, когда лучше начать заниматься с логопедом.

Рекомендации для родителей, когда лучше начать заниматься с логопедом....

Как я занимаюсь с логопедом (презентация)

В презентации представлены фотографии детей старшей группы "Почемучки" МБДОУ № 322 г. Красноярска....

Как часто заниматься с логопедом?

Ответ на вопрос родителей :" Как часто заниматься с логопедом?"...

Консультация для родителей "Как долго нужно заниматься с логопедом?"

Как долго нужно заниматься с логопедом?», «Сколько необходимо занятий?». Подобные вопросы задают чаще всего. Это нормально, ведь родителям нужно хотя бы примерно представлять, скольк...

Ваш ребенок занимается с логопедом? Что делать родителю: рекомендации логопеда. (Ноябрь 2021 год)

Важно, чтобы не только логопед, но и родители (даже в большей степени), занимались развитием речи малыша. Результативность коррекционной работы зависит от систематичности, ответственности и заинтересо...

«Зачем нужны домашние логопедические задания, если ребенок, итак занимается с логопедом?».

Очень часто слышу вопрос от родителей: «Зачем нужны домашние логопедические задания, если ребенок, итак занимается с логопедом?». Родителей все чаще удивляет тот факт, что логопед просит з...