Инновационные технологии в работе учителя – дефектолога в ДОУ.
статья по логопедии
Инновационные технологии в работе учителя – дефектолога в ДОУ.
Учитель – дефектолог – это главный организатор и координатор коррекционно-развивающего пространства в ДОУ. Он помогает детям с ОВЗ добывать знания и умения, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно и отвечать за результаты своего труда.
Современному учителю-дефектологу необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий и методик, позволяющих обогащать уровень представлений детей, стимулировать познавательную активность ребенка, способствовать развитию когнитивных функций.
В работе с детьми с задержкой психического развития в ДОУ можно использовать современные образовательные программы для детей с ЗПР и несколько видов образовательных инновационных технологий: игровые; информационно-коммуникационные; здоровьесберегающие; личностно-ориентированные; технологии проблемного обучения и др.
В первую очередь, большая роль отводится игровым технологиям. Они занимают ведущее место в работе с детьми ЗПР. Игровая деятельность положительно влияет на формирование общих представлений, основных психических процессов и речи. Через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, появляется потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее.
1. «Развивающие игры Воскобовича».
Данная технология основана на понимании и запоминании полученных теоретических знаний с помощью практических действий. Игры способствуют развитию у детей заинтересованности и стремления к познанию нового; развивают умения наблюдать, исследовать окружающий мир; развивают воображение, креативное мышление; содействуют психическому развитию и развитию мелкой моторики.
Игры Воскобовича так же учитывают интересы ребенка. Дети в ходе увлекательного игрового процесса совершают новые открытия и получают эмоциональное удовлетворение от выполненных ими задач. Большинство развивающих игр сопровождаются специальными методическими пособиями с иллюстрированными сказками, в которых необходимо выполнить интересные задания или ответить на поставленные вопросы. Добрые герои сказок помогают ребенку в игровой форме освоить не только азы окружающего мира или математики, но и учат малыша общению и взаимопонимаю.
Важно, что дети, выполняя различные задания по методике Воскобовича, быстро не утомляются. Ведь ребенок самостоятельно выбирает темп и нагрузку занятия, переключаясь с одного задания на другое.
2. Игровой набор «Дары Фрёбеля».
Технология Дары Фребеля – является эффективной технологией по развитию интеллектуальных, познавательных, игровых способностей детей через игровую деятельность детей. Состоит из нескольких пособий - «даров», которые являются символическими элементами Вселенной, составленными из основных геометрических форм: шар, куб, цилиндр. Каждая игрушка, игра имеет свое задание, которое она должна выполнить в развитии и воспитании ребенка.
3. Игры с Палочками Кюизенера.
С помощью данной технологии до детей в игровой форме можно довести глубинное понимание основных математических понятий - числа, количественные величины, соотношения между ними; развить умение сравнивать величины, дать детям представление о соразмерностях и даже о некоторых арифметических действиях.
4. Игры с Лэпбуками.
Лэпбук – это самодельная интерактивная папка с кармашками, вкладышами, окошками, которые дети могут передвигать, открывать, складывать, изучать и дополнять самостоятельно. В лэпбук собирается материал по определённой теме и дети в игровой форме получают незаметно для себя новые знания. Мы разработали Лэпбуки на разные лексические темы («Моя семья», «Овощи и фрукты», «Дикие животные», «Времена года» и пр.), на развитие разных психических процессов («Самый внимательный», «Умнее всех», «Играем и запоминаем» и т.д.)
5. Рисование песком с детьми на световом столе.
Песок позволяет детям почувствовать, что они в состоянии сотворить много самых разных вещей. Здесь возможно общение даже без слов, что особенно актуально для детей с ЗПР, «неговорящих» детей, задержка речевого развития. Для агрессивных детей – это способ успокоиться, «заземлить» отрицательную энергию. Для детей, страдающих гиперактивностью, рисование на песке – отличный способ расслабиться и включить самоконтроль, ведь при резких и хаотичных движениях невозможно создать запланированный рисунок. Для детей с аутичным спектром очень комфортный вариант общения с педагогом, где нет прямого контакта глаза в глаза, и нет необходимости тактильного контакта, но в то же время ребёнок и педагог активно взаимодействуют.
Большая роль отводится информационно-коммуникативным технологиям. Применение ИКТ с детьми ОВЗ позволяют строить процесс обучения на основе зрительного (презентация, анимация), слухового (звуковые и видеоматериалы) и осязательного (интерактивная доска, клавиатура) восприятия. Использование информационно-коммуникативных технологий в работе с дошкольниками позволяет мне повысить наглядность материала; разнообразить содержание и формы подачи материала.
Использование ИКТ в работе с детьми с ОВЗ включает в себя с одной стороны - просмотр иллюстраций, презентаций и видеоматериалов на разные лексические темы и образовательные задачи. Можно использовать самостоятельно созданные презентации на разные лексические темы («Времена года. Осень (зима, весна, лето)», «Дикие и домашние животные», «Я человек», «Транспорт» и др). Материалы компьютерных презентационных слайд-фильмов удобно использовать для вывода информации в виде распечаток на принтере в качестве индивидуального раздаточного материала для работы с ребёнком, учитывая характер зрительной нагрузки.
Важным моментом в использовании ИКТ в работе с детьми является использование развивающих компьютерных игр на разные программные задачи. Использование компьютерных игр делает коррекционно-развивающий процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от педагога, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
Онлайн сервисы:
- emaze.com - сервис для создания мультимедийных онлайн презентаций. Сервис обладает возможностью встраивания любых мультимедийных объектов (аудио сопровождения, видео, анимированных диаграмм и т.д.), а также современным дизайном и динамическими переходами. Emaze позволит создать интересную, современную презентацию для демонстрации на любом общешкольном мероприятии/совещании и т.д. Единственное, что потребуется – выход в интернет.
- яндекс-презентации - это программа подготовки презентаций и просмотра презентаций, являющаяся частью Microsoft Office. Материалы, подготовленные с помощью Яндекс презентации, предназначены для отображения различных материалов на большом экране — через проектор, либо телевизионный экран большого размера.
- яндекс-формы - удобный и бесплатный сервис, с помощью которого вы сможете упростить процесс создания веб-форм для сбора заявок, заказов, обратной связи, онлайн-опросов, голосований, анкет, регистрации на мероприятиях. Во многом функционал инструмента перекликается с хорошо известным продуктом Google Forms.
- Студио Полотно (Polotno Studio) - простой онлайн-редактор для создания графических дизайнов, регистрация не требуется
- Supa - видеоредактор
- Эй, тизер! - это онлайн-конструктор графики для социальных сетей, созданный российским разработчиком. Как большинство конкурентов, предлагает работу с нуля и по готовым макетам. Позволяет создавать проекты, свободно перетаскивая по холсту элементы дизайна. Пользователи могут подбирать для холста распространенные размеры: квадрат, прямоугольник, сториз в ВК или другие аккаунты, превью в YouTube и т.д.
- Фотошоп-онлайн - это удобный фоторедактор онлайн на русском языке с большими возможностями.
Таким образом, использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства, методы обучения, увеличивая тем самым интерес к изучаемому материалу.
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья подразумевает обязательное использование здоровьесберегающих технологии в образовательном процессе:
- физкультминутки и динамические паузы во время организованной образовательной деятельности,
- пальчиковая гимнастика для тренировки мелкой моторики и стимуляции речи, пространственного мышления, внимания,
- гимнастика для глаз, способствующей снятию статического напряжения мышц глаз.
- дыхательная и артикуляционная гимнастика,
-релаксационные упражнения для психического здоровья детей.
Так же важными технологиями в работе учителя-дефектолога являются педагогические технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников и индивидуально-дифференцированного подхода.
Планирование коррекционно-развивающей работы и контроль ее эффективности должен осуществляться с учётом возможностей и способностей детей. Учет индивидуально-психологических особенностей дошкольников, реальный запас знаний, умений и навыков, уровень развития ребёнка, особенности процессов внимания, мышления, памяти, а также зону ближайшего развития- является важным моментом. Важным принципом, влияющим на заинтересованность ребёнка в успехе, его мотивации на учение является личная поддержка ребёнка учителем-дефектологом: доброжелательное, ровное отношение к нему, постоянное предполагание у него возможности достичь успеха, предоставление возможности ребёнку почувствовать свою состоятельность в какой – либо деятельности. Ребёнок должен знать, что победить трудную ситуацию может помочь взрослый. В процессе деятельности применяю оценки деятельности детей: в форме эмоционального отношения, оценочного суждения (словесного поощрения и др.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 27.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные технологии в работе учителя – дефектолога в ДОУ.
Учитель – дефектолог – это главный организатор и координатор коррекционно-развивающего пространства в ДОУ. Он помогает детям с ОВЗ добывать знания и умения, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно и отвечать за результаты своего труда.
Современному учителю-дефектологу необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий и методик, позволяющих обогащать уровень представлений детей, стимулировать познавательную активность ребенка, способствовать развитию когнитивных функций.
В работе с детьми с задержкой психического развития в ДОУ можно использовать современные образовательные программы для детей с ЗПР и несколько видов образовательных инновационных технологий: игровые; информационно-коммуникационные; здоровьесберегающие; личностно-ориентированные; технологии проблемного обучения и др.
В первую очередь, большая роль отводится игровым технологиям. Они занимают ведущее место в работе с детьми ЗПР. Игровая деятельность положительно влияет на формирование общих представлений, основных психических процессов и речи. Через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, появляется потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее.
1. «Развивающие игры Воскобовича».
Данная технология основана на понимании и запоминании полученных теоретических знаний с помощью практических действий. Игры способствуют развитию у детей заинтересованности и стремления к познанию нового; развивают умения наблюдать, исследовать окружающий мир; развивают воображение, креативное мышление; содействуют психическому развитию и развитию мелкой моторики.
Игры Воскобовича так же учитывают интересы ребенка. Дети в ходе увлекательного игрового процесса совершают новые открытия и получают эмоциональное удовлетворение от выполненных ими задач. Большинство развивающих игр сопровождаются специальными методическими пособиями с иллюстрированными сказками, в которых необходимо выполнить интересные задания или ответить на поставленные вопросы. Добрые герои сказок помогают ребенку в игровой форме освоить не только азы окружающего мира или математики, но и учат малыша общению и взаимопонимаю.
Важно, что дети, выполняя различные задания по методике Воскобовича, быстро не утомляются. Ведь ребенок самостоятельно выбирает темп и нагрузку занятия, переключаясь с одного задания на другое.
2. Игровой набор «Дары Фрёбеля».
Технология Дары Фребеля – является эффективной технологией по развитию интеллектуальных, познавательных, игровых способностей детей через игровую деятельность детей. Состоит из нескольких пособий - «даров», которые являются символическими элементами Вселенной, составленными из основных геометрических форм: шар, куб, цилиндр. Каждая игрушка, игра имеет свое задание, которое она должна выполнить в развитии и воспитании ребенка.
3. Игры с Палочками Кюизенера.
С помощью данной технологии до детей в игровой форме можно довести глубинное понимание основных математических понятий - числа, количественные величины, соотношения между ними; развить умение сравнивать величины, дать детям представление о соразмерностях и даже о некоторых арифметических действиях.
4. Игры с Лэпбуками.
Лэпбук – это самодельная интерактивная папка с кармашками, вкладышами, окошками, которые дети могут передвигать, открывать, складывать, изучать и дополнять самостоятельно. В лэпбук собирается материал по определённой теме и дети в игровой форме получают незаметно для себя новые знания. Мы разработали Лэпбуки на разные лексические темы («Моя семья», «Овощи и фрукты», «Дикие животные», «Времена года» и пр.), на развитие разных психических процессов («Самый внимательный», «Умнее всех», «Играем и запоминаем» и т.д.)
5. Рисование песком с детьми на световом столе.
Песок позволяет детям почувствовать, что они в состоянии сотворить много самых разных вещей. Здесь возможно общение даже без слов, что особенно актуально для детей с ЗПР, «неговорящих» детей, задержка речевого развития. Для агрессивных детей – это способ успокоиться, «заземлить» отрицательную энергию. Для детей, страдающих гиперактивностью, рисование на песке – отличный способ расслабиться и включить самоконтроль, ведь при резких и хаотичных движениях невозможно создать запланированный рисунок. Для детей с аутичным спектром очень комфортный вариант общения с педагогом, где нет прямого контакта глаза в глаза, и нет необходимости тактильного контакта, но в то же время ребёнок и педагог активно взаимодействуют.
Большая роль отводится информационно-коммуникативным технологиям. Применение ИКТ с детьми ОВЗ позволяют строить процесс обучения на основе зрительного (презентация, анимация), слухового (звуковые и видеоматериалы) и осязательного (интерактивная доска, клавиатура) восприятия. Использование информационно-коммуникативных технологий в работе с дошкольниками позволяет мне повысить наглядность материала; разнообразить содержание и формы подачи материала.
Использование ИКТ в работе с детьми с ОВЗ включает в себя с одной стороны - просмотр иллюстраций, презентаций и видеоматериалов на разные лексические темы и образовательные задачи. Можно использовать самостоятельно созданные презентации на разные лексические темы («Времена года. Осень (зима, весна, лето)», «Дикие и домашние животные», «Я человек», «Транспорт» и др). Материалы компьютерных презентационных слайд-фильмов удобно использовать для вывода информации в виде распечаток на принтере в качестве индивидуального раздаточного материала для работы с ребёнком, учитывая характер зрительной нагрузки.
Важным моментом в использовании ИКТ в работе с детьми является использование развивающих компьютерных игр на разные программные задачи. Использование компьютерных игр делает коррекционно-развивающий процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от педагога, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.
Онлайн сервисы:
- emaze.com - сервис для создания мультимедийных онлайн презентаций. Сервис обладает возможностью встраивания любых мультимедийных объектов (аудио сопровождения, видео, анимированных диаграмм и т.д.), а также современным дизайном и динамическими переходами. Emaze позволит создать интересную, современную презентацию для демонстрации на любом общешкольном мероприятии/совещании и т.д. Единственное, что потребуется – выход в интернет.
- яндекс-презентации - это программа подготовки презентаций и просмотра презентаций, являющаяся частью Microsoft Office. Материалы, подготовленные с помощью Яндекс презентации, предназначены для отображения различных материалов на большом экране — через проектор, либо телевизионный экран большого размера.
- яндекс-формы - удобный и бесплатный сервис, с помощью которого вы сможете упростить процесс создания веб-форм для сбора заявок, заказов, обратной связи, онлайн-опросов, голосований, анкет, регистрации на мероприятиях. Во многом функционал инструмента перекликается с хорошо известным продуктом Google Forms.
- Студио Полотно (Polotno Studio) - простой онлайн-редактор для создания графических дизайнов, регистрация не требуется
- Supa - видеоредактор
- Эй, тизер! - это онлайн-конструктор графики для социальных сетей, созданный российским разработчиком. Как большинство конкурентов, предлагает работу с нуля и по готовым макетам. Позволяет создавать проекты, свободно перетаскивая по холсту элементы дизайна. Пользователи могут подбирать для холста распространенные размеры: квадрат, прямоугольник, сториз в ВК или другие аккаунты, превью в YouTube и т.д.
- Фотошоп-онлайн - это удобный фоторедактор онлайн на русском языке с большими возможностями.
Таким образом, использование информационных технологий в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства, методы обучения, увеличивая тем самым интерес к изучаемому материалу.
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья подразумевает обязательное использование здоровьесберегающих технологии в образовательном процессе:
- физкультминутки и динамические паузы во время организованной образовательной деятельности,
- пальчиковая гимнастика для тренировки мелкой моторики и стимуляции речи, пространственного мышления, внимания,
- гимнастика для глаз, способствующей снятию статического напряжения мышц глаз.
- дыхательная и артикуляционная гимнастика,
-релаксационные упражнения для психического здоровья детей.
Так же важными технологиями в работе учителя-дефектолога являются педагогические технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников и индивидуально-дифференцированного подхода.
Планирование коррекционно-развивающей работы и контроль ее эффективности должен осуществляться с учётом возможностей и способностей детей. Учет индивидуально-психологических особенностей дошкольников, реальный запас знаний, умений и навыков, уровень развития ребёнка, особенности процессов внимания, мышления, памяти, а также зону ближайшего развития- является важным моментом. Важным принципом, влияющим на заинтересованность ребёнка в успехе, его мотивации на учение является личная поддержка ребёнка учителем-дефектологом: доброжелательное, ровное отношение к нему, постоянное предполагание у него возможности достичь успеха, предоставление возможности ребёнку почувствовать свою состоятельность в какой – либо деятельности. Ребёнок должен знать, что победить трудную ситуацию может помочь взрослый. В процессе деятельности применяю оценки деятельности детей: в форме эмоционального отношения, оценочного суждения (словесного поощрения и др.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя - дефектолога
Цель: Закреплять представления детей о значении для здоровья санитарно - гигиенических мероприятий, формировать представления о причине некоторых заболеваний...
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-дефектолога с детьми раннего возраста
В презентации кратко показаны здоровьесберегающие приемы, которые используют в своей работе учителя-дефектологи Дома ребенка с детьми раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья...
Информациия об опыте работы "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя- дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"
Актуальность,новизна, принципы применения здоровьесберегающих технологий....
Инновационная технология в работе учителя-дефектолога по развитию творческой деятельности. Инновационная технология «Пластилинография» в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.
Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений на горизонтальной п...
Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР Тема: "Инновационные технологии в работе учителя - логопеда в процессе здоровьесбережения детей"
Применение в работе учителя-логопеда Одной из методик логопедического массажа —массаж ложками, предложенный и описанный известным петербургским логопедом, автором многих пособи...
Инновационные технологии в работе учителя-дефектолога
В материале представлен материал по использованию инновационных образовательных технологий в работе учителя-дефектолога с детьми с овз....
Инновационные технологии в работе учителя-логопеда "Использование элементов мозжечковой стимуляции в работе учителя - логопеда"
Использование элементов мозжечковой стимуляции в работе учителя-логопеда...