Диагностика фонематического восприятия у дошкольников.
статья по логопедии (подготовительная группа)
Фонематическое восприятие представляет собой наиболее элементарный уровень распознавания речевых высказываний. Под этим подразумевается способность к дифференциации и категориальной идентификации всех фонем родного языка. Д.Б. Эльконин фонематическое восприятие определяет как «слышание отдельных звуков и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании».
Важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка имеет фонематический слух – способность к слуховому восприятию звуков речи (фонем) и умение различать звуки речи в их последовательности в словах и близкие по звучанию звуки.
Фонематическое восприятие начинает формироваться у детей от 1 до 4 лет при восприятии устной речи окружающих и при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемым образцом. Проговаривание слов – важное условие выделения и обобщения дифференциальных признаков фонем и их закрепления в памяти. Для дальнейшего развития фонематического восприятия важно сознательное и произвольное выделение детьми отдельных звуков в словах и сравнение речевых звуков (в возрасте 4-5 лет). Механизм фонематического восприятия при овладении чтением и письмом существенно перестраивается в процессе разложения слов на составляющие их речевые звуки, соотношения звуков с буквами и формирования новых звукобуквенных образов слов.
По мнению Д.Б, Эльконина, развитие фонематического слуха у ребенка начинается со слуховой дифференцировки звуков (гласные – согласные, звонкие – глухие, твердые – мягкие), т.е. ребенок начинает с акустического различия звуков, затем включается артикуляция.
Развитый фонематический слух – важная предпосылка успешного усвоения детьми грамоты. В свою очередь, обучение грамоте способствует уточнению представлений о звуковом составе языка, содействует усвоению навыков фонематического анализа слов, мысленному расчленению на основные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов.
Нарушение фонематического слуха у детей с ОНР чаще носит вторичный характер, так как их собственная речь не способствует формированию четкого слухового восприятия и контроля. Трудности отмечаются уже при восприятии и воспроизведении простых ритмов, воспроизведение сложных ритмов им, как правило, недоступно.
Недостаточность фонематического восприятия обнаруживается при выполнении заданий на повторение пар слов, близких по артикуляторно-акустическим признакам, а также слов сложной слоговой структуры и скороговорок. Звуковой анализ нарушен в меньшей степени, однако и здесь выявляются отчетливые затруднения при выполнении заданий – назвать первый или последний согласный звук в словах типа кошка- камень. Ребенок с ОНР как правило выделяет слог. Встречаются перевороты слов (в слове шар первый звук [р]). Затрудняется сравнение слов по звуковому составу – определение количества звуков в слове и нахождение 2,3, 4 звуков.
Типичные ошибки детей с ОНР – пропуск гласных звуков, согласных в словах со стечением звуков, реверсы слов при назывании по порядку звуков в слове сон – н –о- с.
Значительные трудности у детей с ОНР вызывают задания на добавление звука в начале и в середине слова, перестановку звуков в слове, синтез слов из звуков и слогов.
Частая встречаемость реверсов слов указывает на нарушение не только фонематического восприятия, но и на пространственные нарушения, влияющие на правильность выполнения заданий.
Значимость исследования фонематического восприятия связана с тем, что на сегодняшний день большая часть детей с ОНР имеет ЗРР в звене звукоразличения, которое отрицательно влияет на устную и письменную речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_i_korrektsiya_fonematicheskogo_vospriyatiya_u_starshih.docx | 21.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Фонематическое восприятие представляет собой наиболее элементарный уровень распознавания речевых высказываний. Под этим подразумевается способность к дифференциации и категориальной идентификации всех фонем родного языка. Д.Б. Эльконин фонематическое восприятие определяет как «слышание отдельных звуков и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании».
Важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка имеет фонематический слух – способность к слуховому восприятию звуков речи (фонем) и умение различать звуки речи в их последовательности в словах и близкие по звучанию звуки.
Фонематическое восприятие начинает формироваться у детей от 1 до 4 лет при восприятии устной речи окружающих и при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемым образцом. Проговаривание слов – важное условие выделения и обобщения дифференциальных признаков фонем и их закрепления в памяти. Для дальнейшего развития фонематического восприятия важно сознательное и произвольное выделение детьми отдельных звуков в словах и сравнение речевых звуков (в возрасте 4-5 лет). Механизм фонематического восприятия при овладении чтением и письмом существенно перестраивается в процессе разложения слов на составляющие их речевые звуки, соотношения звуков с буквами и формирования новых звукобуквенных образов слов.
По мнению Д.Б, Эльконина, развитие фонематического слуха у ребенка начинается со слуховой дифференцировки звуков (гласные – согласные, звонкие – глухие, твердые – мягкие), т.е. ребенок начинает с акустического различия звуков, затем включается артикуляция.
Развитый фонематический слух – важная предпосылка успешного усвоения детьми грамоты. В свою очередь, обучение грамоте способствует уточнению представлений о звуковом составе языка, содействует усвоению навыков фонематического анализа слов, мысленному расчленению на основные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов.
Нарушение фонематического слуха у детей с ОНР чаще носит вторичный характер, так как их собственная речь не способствует формированию четкого слухового восприятия и контроля. Трудности отмечаются уже при восприятии и воспроизведении простых ритмов, воспроизведение сложных ритмов им, как правило, недоступно.
Недостаточность фонематического восприятия обнаруживается при выполнении заданий на повторение пар слов, близких по артикуляторно-акустическим признакам, а также слов сложной слоговой структуры и скороговорок. Звуковой анализ нарушен в меньшей степени, однако и здесь выявляются отчетливые затруднения при выполнении заданий – назвать первый или последний согласный звук в словах типа кошка- камень. Ребенок с ОНР как правило выделяет слог. Встречаются перевороты слов (в слове шар первый звук [р]). Затрудняется сравнение слов по звуковому составу – определение количества звуков в слове и нахождение 2,3, 4 звуков.
Типичные ошибки детей с ОНР – пропуск гласных звуков, согласных в словах со стечением звуков, реверсы слов при назывании по порядку звуков в слове сон – н –о- с.
Значительные трудности у детей с ОНР вызывают задания на добавление звука в начале и в середине слова, перестановку звуков в слове, синтез слов из звуков и слогов.
Частая встречаемость реверсов слов указывает на нарушение не только фонематического восприятия, но и на пространственные нарушения, влияющие на правильность выполнения заданий.
Значимость исследования фонематического восприятия связана с тем, что на сегодняшний день большая часть детей с ОНР имеет ЗРР в звене звукоразличения, которое отрицательно влияет на устную и письменную речь.
Диагностика фонематических процессов.
Диагностика фонематических процессов предполагает выявление факторов и условий, обеспечивающих его динамику для определения оптимального характера коррекции фонематического недоразвития.
В ее задачи входят:
- определение исходного состояния и перспектив развития фонематического слуха, фонематического восприятия и фонематических представлений для программы коррекционной работы с детьми;
- выявление динамики развития фонематических процессов у детей с ОНР для осуществления коррекции имеющихся процессов отклонений;
- оценка эффективности коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений.
- Исследование фонематического восприятия.
Оценка способности различать особенности и порядок звуков в слове проводится на лексическом материале или при сравнении отдельных звуков, слогов, слов, фраз:
дифференциация слов различающихся одной из парных согласных па-ба, сА-за, то-до;
диффернциация изолированных пар согласных п-б, ж-ш, с-з, к-г;
дифференциация слов – квазиомонимов (различающихся одной фонемой) бочка- почка, коза- коса, крыша – крыса;
деформированные фразы (услышать, найти и исправить ошибку) Хозяйка сварила зуб. На лугу паслась коса.
- Исследование фонетических процессов.
- Повторение слогов с оппозиционными звуками: са-ша, ша-са, са-за, за-са, жа-за, за-жа.
- Отбор картинок, названия которых содержат заданный звук или начинаются с заданного звука: [п]- [б], [ш]- [с].
- Подбор слов, начинающихся с определенных звуков или содержащих определенный звук.
- Перечисление слов с заданным звуком.
Исследование фонематического анализа и синтеза.
- Фонемный анализ (по Д.Б. Эльконину).
- Установление различительной функции фонем.
- Выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.
Простой (элементарный) фонематический анализ
Сложный фонематический анализ.
Фонематический синтез.
Исследование слоговой структуры слова.
- Повторение одно-, двух-, трехсложных слов с открытыми и закрытыми слогами и со стечением согласных.
- Повторение многосложных слов со стечением согласных.
- Повторение чистоговорок с многосложными словами.
Восприятие и воспроизведение ритмов.
- Восприятие ритмов.
- Слухомоторные координации.
Восприятие и воспроизведение громкости, высоты звуков, интонации.
- Послушать и определить (тихо-громко).
- Воспроизвести самостоятельно все задания.
Фонетические представления.
- Отраженное воспроизведение рядов слогов и слов.
- Дифференциация звуков в произношении слов.
Различение на слух оппозиционных фонем на материале слов и предложений.
1.Звуковой анализ слов.
2. Звуковой синтез.
Слоговая структура слова.
Материалом исследования служат предметные картинки.
Литература. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика фонематического восприятия детей подготовительной группы (конец года)
Подробная диагностика фонематического восприятия детей подготовительной группы при выпуске из детского сада...
Экспресс-диагностика фонематического восприятия
.............
Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у дошкольников
Развитие фонематического слуха является важной задачей в исправлении речевых недостатков у детей. Без полноценного восприятия звуков, без четкого их различения невозможно становление чистой речи....
Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".
Консультация "Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....
«Использование песочной терапии как средство формирования фонематического восприятия у дошкольников с акустико-фонематической дислалией»
Теоретические основы использования песочной терапии при коррекции акустико-фонематической дислалии у дошкольников старшего дошкольного возраста...
Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников
В книге дан сравнительный анализ данных о состоянии фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нормальным развитием речи и с ОНР. Предложены диагностические пробы для...
Материал для диагностики фонематического восприятия
Материал для диагностики фонематического восприятия....