Мониторинг результатов освоения воспитанниками коррекционно-развивающих программ по итогам диагностики
учебно-методический материал по логопедии
Обследование речи детей на начало и конец учебного года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring.docx | 26.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 52 «Аленький цветочек» города Смоленска
Мониторинг результатов освоения воспитанниками коррекционно-развивающих программ по итогам диагностики
Составил:
учитель-логопед
Кузнецова Д. В.
Методика: Обследование детей составлено с использованием заданий авторов методик Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной, Т.А. Ткаченко «Комплексное обследование дошкольника 3-6 лет».
Разделы обследования:
1-Звукопроизношение;
2-Слоговая структура;
3-Фонематические представления;
4-Грамматический строй;
5-Лексический запас;
6-Понимание речи;
7-Связная речь.
Каждое задание оценивалось по пяти бальной системе.
Критерии оценки уровня речевого развития:
0 – высокий;
1 – выше среднего;
2 – средний;
3 – ниже среднего;
4 – низкий.
Материал для проведения диагностики речевого развития детей
- Звукопроизношение
Предметные картинки для обследования звукопроизношения: санки, оса, ананас; сирень, осёл, гусь; зонт, коза; зебра, корзина; цветок, мельница, огурец; шар, машина, душ; жук, ножи; щенок, ящик, плащ; чайник, ключи, мяч; тыква, лопата, крот; тигр, котёнок, кость; лодка, клубок, стул; лев, коляска, медаль, рак, гора, топор; рябина, турист, якорь; ёж, змея, змей; дом, звезда; дятел, индюк; бусы, собака; белка, лебедь; волк, сова; вишня, свинья; лягушка, гиря, сапоги; кот, стакан; кит, хор, черепаха, петух; петухи, пальма, сапог; пират, копилка, цепь; мышь, сумка, сом; хомяк, нож, бант, слон; нитки, книга, конь; факел, телефон, шкаф; фен, дельфин.
- Слоговая структура
Предметные картинки для обследования слоговой структуры слова: пуговица, капуста, свисток, лекарство, скворечник, сковорода, велосипед, парикмахер, инструменты.
Задания: «Что изображено на картинке?», «Повтори».
4 – 5 лет – пуговица, мостик, капуста, дружба, свисток.
5 – 6 лет – лекарство, скворечник, сковорода, велосипед, сквозняк.
6 – 7 лет – сыворотка, сухофрукты, простокваша, парикмахер, комбинезон, инструменты.
4 – 5 лет – Ребята слепили снеговика. Вероника ест помидоры. Мотоциклист ездит на мотоцикле. Слава стоит на мостике.
5 – 6 лет – Водопроводчик чинит водопровод. Всеволод едет на велосипеде. Волосы подстригают в парикмахерской. На сковородке тушатся голубцы.
6 – 7 лет – Регулировщик стоит на перекрестке. У парикмахера расческа и ножницы. Экскурсовод проводит экскурсию. Чернослив и курага – сухофрукты.
- Фонематические представления
Примерные задания для обследования фонематических представлений:
4 – 5 лет – Есть ли звук [Р] в слове? Бобы, горох, капуста, помидор.
5 – 6 лет – Назови первый звук в слове: Аня, Оля, Уля, Ира.
6 – 7 лет – Назови все звуки в слове МАК. Сколько звуков в слове СУП? Составь слово из звуков: [Д], [О], [М].
Задание: «Покажи на картинках: рак – лак, мишка – миска, Марина – малина, коза – коса, жевать – зевать, тёлка – челка, вечер – ветер, мажет – машет».
- Грамматический строй
Словоизменение. Преобразование единственного числа во множественное.
Предметные картинки к заданию: «Измени слово».
4 – 5 лет – стол – столы, шапка – шапки, кольцо – кольца, жук – жуки.
5 – 6 лет – дом – дома, крот – кроты, окно – окна, лист – листья, дятел – дятлы.
6 – 7 лет – лампа – лампы, олень – олени, пень – пни, воробей – воробьи, колесо – колеса.
Словоизменение. Согласование с числительными.
Предметные картинки к заданию: «Посчитай, сколько?».
4 – 5 лет – 1 дом, 2 дома, 5 домов; 1 утка, 2 утки, 5 уток.
5 – 6 лет – 1 конь, 2 коня, 5 коней; 1 коза, 2 козы, 5 коз.
6 – 7 лет – 1 змея, 2 змеи, 5 змей; 1 воробей, 2 воробья, 5 воробьев.
Словоизменение. Согласование падежных окончаний.
Предметные картинки: лиса, ёжик, рысь.
И.п. У тебя есть (кто?) … В.п. Любишь (кого?) …
Р.п. У них нет (кого?) … Т.п. Доволен (кем?) …
Д.п. Корм даю (кому?) … П.п. Рассказ (о ком?) …
Словообразование. Образование уменьшительно-ласкательных форм.
Предметные картинки к заданию: «Скажи ласково».
4 – 5 лет – стол – столик, книга – книжечка, кукла – куколка, мяч – мячик.
5 – 6 лет – шкаф – шкафчик, ковер – коврик, одеяло – одеяльце, сапог – сапожок.
6 – 7 лет – кружка – кружечка, платье – платьице, гнездо – гнёздышко, дерево – деревце.
Словообразование. Согласование с предлогами.
Сюжетные картинки к заданию: «Кто где находится? Что где находится?»)
4 – 5 лет – предлоги – в, на, над, под.
5 – 6 лет – предлоги – за, с, к, из.
6 – 7 лет – предлоги – перед, около, из-за, из-под.
Словообразование. Образование прилагательных (с 6 лет).
Предметные картинки к заданию: «Из чего, какая, какой?»
Банка из стекла – стеклянная банка. Снеговик из снега – снежный снеговик. Книга из бумаги – бумажная книга. Бочка из дерева – деревянная бочка.
Предметные картинки: лиса, волк, медведь.
Задание: «Чей, чья, чье?», например:
Хвост волка – волчий хвост, ухо волка – волчье ухо, лапа волка – волчья лапа.
Словообразование. Префиксальное словообразование (с 6 лет).
Сюжетные картинки к заданию. Изменение слова ШЁЛ: вошёл, вышел, зашёл, перешёл, подошёл, отошёл.
- Лексический запас
Уровень классификаций.
Задание: «Назови одним словом». 4 – 5 лет – Голубь, ворона, воробей – это …
5 – 6 лет – Свитер, юбка, брюки – это … Груша, яблоко, лимон – это …
6 – 7 лет – Сапоги, туфли, кеды – это … Молоко, хлеб, колбаса – это …
Задание: «Назови». 4 – 5 лет – Назови животных. Назови игрушки.
5 – 6 лет – Назови птиц. Назови посуду.
6 – 7 лет – Назови фрукты. Назови мебель.
Номинативный словарь (Задание: «Назови детёнышей»)
4 – 5 лет – У кошки – котенок. У утки – утенок. У лисы – лисенок.
5 – 6 лет – У козы – козленок. У волка – волчонок. У собаки – щенок.
6 – 7 лет – У курицы – цыпленок. У коровы – теленок. У свиньи – поросенок. У овцы – ягненок. У лошади – жеребенок.
Антонимы (Задание: «Скажи наоборот»)
4 – 5 лет – хороший – плохой; большой – маленький; худой – толстый.
5 – 6 лет – широкий – узкий; свет – тьма, подниматься – опускаться; далеко – близко;
высоко – близко; умный – глупый.
6 – 7 лет – веселый – грустный; доброта – зло; здороваться – прощаться; чисто – грязно;
сухо – мокро; терять – находить.
Глагольный словарь (Задание: «Кто что делает?»)
4 – 5 лет – птица …, рыба …
5– 6 лет – змея …, заяц …, лошадь …
6– 7 лет – врач …, учитель …, повар …, художник …
- Понимание речи
Задание: «Ответь на вопрос?» Сюжетные картинки к заданию.
Примерные вопросы: «Где собака идет за кошкой? Где кошка идет за собакой?»
Женя потерял мишку, которого взял у Вани. Чей был мишка?
Покажи мамину дочку. Покажи дочкину маму.
Лошадь обогнала осла. Кто впереди? Кто отстал?
- Связная речь
Задания: 4 – 5 лет – составление предложений по предметной картинке.
5 – 6 лет – составление рассказа по сюжетной картинке.
6 – 7 лет – составление рассказа по серии сюжетных картинок
Задание: «Что неправильно нарисовал художник?» Предметные и сюжетные картинки к заданию.
Итоги результатов обследования в баллах
Раздел обследования | Баллы | Критерии оценки |
1.Звукопроизношение | 0 | Звукопроизношение не нарушено |
1 | Нарушено произношение одной группы звуков | |
2 | Нарушено произношение двух групп звуков | |
3 | Нарушено произношение трех групп звуков | |
4 | Нарушено произношение четырех и более групп звуков; дефекты звонкости, мягкости; нетрадиционные замены | |
2.Слоговая структура | 0 | Слоговую структуру слов воспроизводит без ошибок |
1 | Нарушения редки, главным образом в малознакомых словах | |
2 | Нарушения в предложениях. В словах - незначительные | |
3 | Нарушения грубые, на уровне слов (упрощения, перестановки, употребление слогов и т.д.) | |
4 | Звукокомплексы, звукоподражания | |
3.Фонематические представления | 0 | Сформированы соответственно возрасту |
1 | Самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи взрослого | |
2 | Только половину заданий на свой возраст выполняет верно | |
3 | Выполняет правильно только задания для более младшего возраста, с более трудными не справляется | |
4 | Не сформированы. Не может выполнить ни одного задания | |
4.Грамматический строй | 0 | Грамматические категории использует без затруднений |
1 | Редкие аграмматизмы | |
2 | Ошибки в словообразовании и словоизменении, но типичные | |
3 | Ошибки многочисленные, стойкие, специфические аграмматизмы, невозможность образовать формы слов | |
4 | Грамматический строй не сформирован | |
5.Лексический запас | 0 | Лексический запас сформирован по возрасту |
1 | Лексический запас в пределах обихода (номинативный словарь, умение подобрать антонимы) | |
2 | Лексический запас беден. Выполняет только половину заданий | |
3 | Лексический запас резко ограничен. Не выполняет и половины заданий | |
4 | Лексика отсутствует | |
6.Понимание речи | 0 | В полном объеме |
1 | Понимание на уровне целостного текста или рассказа. Для ответов на вопросы по смыслу требуется помощь взрослого | |
2 | Понимание грамматических форм, предложно-падежных конструкций, временных и пространственных отношений на уровне фразы | |
3 | Понимание ситуативное, только на уровне знакомых слов | |
4 | Обращенная речь малопонятна для ребенка, он не может выполнить даже простых поручений | |
7.Связная речь | 0 | Без затруднений |
1 | Рассказ бедный. Требуется помощь взрослого, наводящие вопросы. Присутствует некоторая смысловая неточность | |
2 | Синтаксические конструкции фраз бедные. Нарушена последовательность в передаче сюжета | |
3 | Простая аграмматическая фраза со структурными нарушениями | |
4 | Связной речи нет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг результатов освоения воспитанниками коррекционно-развивающих программ по итогам диагностики на середину (промежуточная диагностика) и конец 2019-2020 учебного года
Мониторинг результатов освоения воспитанниками коррекционно-развивающих программ по итогам диагностики на середину (промежуточная диагностика) и конец 2019-2020 учебного года...
Мониторинг результатов освоения воспитанниками коррекционно-развивающих программ по итогам диагностики на начало и конец 2020-2021 учебного года
Мониторинг результатов освоения воспитанниками коррекционно-развивающих программ по итогам диагностики на начало и конец 2020-2021 учебного года...
Мониторинг результатов освоения воспитанниками коррекционно-развивающих программ по итогам диагностики на начало и конец 2021-2022 учебного года
Мониторинг результатов освоения воспитанниками коррекционно-развивающих программ по итогам диагностики на начало и конец 2021-2022 учебного года...
Результаты освоения воспитанниками основной образовательной программы по итогам мониторинга системы образования во второй младшей группе
Результаты освоения воспитанниками основной образовательной программыпо итогам мониторинга системы образования во второй младшей группе Мониторинг осуществляется на основе методического пособия и...
Результаты освоения воспитанниками основной образовательной программы по итогам мониторинга системы образования в средней группе 2021-2022 г.г.
Результаты освоения воспитанниками основной образовательной программыпо итогам мониторинга системы образования в средней группе Мониторинг осуществляется на основе методического пособия и д...
Результаты мониторинга освоения программы воспитанниками Результаты освоения воспитанниками основной образовательной программы по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства РФ
При реализации программы мной была проведена оценка эффективности педагогических воздействий, индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностик...