Консультация для педагогов и родителей "Этапы запуска речи"
консультация по логопедии

Налимова Анна Игоревна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_etapy_zapuska_rechi.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и родителей

Тема: «Этапы запуска речи».

Цель: познакомить педагогов и родителей с понятием моторная алалия и этапами запуска речи.

Недоразвитие речи при моторной алалии носит системный характер, охватывая все ее компоненты: фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую стороны. По превалирующим признакам можно выделить группу детей с преобладающим фонетико-фонематическим недоразвитием (их меньшинство) и группу с преобладающим лексико-грамматическим недоразвитием. Предполагается, что первая из групп обусловлена ведущим поражением нижних отделов в центральной моторной области коры доминантного полушария, где концентрируются раздражения от мышц, связок, возникающие при выполнении артикуляционных движений, или в общей мускулатуре (при выполнении прочих движений). Вторая группа обусловлена поражением передних отделов моторной области коры мозга (нижние отделы моторно-премоторной зоны и активная речевая зона, располагающаяся в задних отделах нижней лобной извилины).

В нормальных условиях артикуляционные движения и связанные с ними кинестетические импульсы, идущие от речевого аппарата в кору головного мозга, играют значительную роль в процессе звукового анализа и синтеза, помогают уточнить звуковой состав слова, сохранить нужную последовательность звукового ряда. При алалии ребенок не может найти правильную последовательность звуков в слове, слов во фразе, не может переключиться от одного слова к другому, Это ведет к обилию парафразий, перестановок, персеверации и свидетельствует о нарушении подвижности основных нервных процессов, о застойных очагах возбуждения или торможения в речедвигательном анализаторе. Как следствие этого, у ребенка с моторной алалией при хорошем слухе и достаточном понимании речи, при отсутствии параличей и грубых парезов артикуляционной мускулатуры не развивается самостоятельная речь, долгое время она остается на уровне отдельных звуков, слов.

Среди детей — моторных алаликов дошкольного возраста значительную часть составляют дети так называемого первого уровня речевого недоразвития. При относительной сформированности импрессивной речи (понимании слов и отношений между ними) эти дети либо совсем не говорят, либо пользуются отдельными (чаще всего односложными) звуковыми комплексами, несколько напоминающими лепет или звукоподражания.

Общую цель логопедической работы при моторной алалии мы рассматриваем в создании у алаликов такой речевой базы, которая позволяет их речи в дальнейшем развиваться спонтанно и сложиться в систему.

Наиболее оправданной моделью создания такой базы, как нам кажется, является путь развития речи в онтогенезе. Однако моделирование онтогенеза при формировании речи у моторных алаликов не предполагает слепого копирования всего пути развития речи в норме с его частностями и деталями. Задача заключается в учете основных закономерностей этого пути, в ориентировке на ключевые звенья, которыми детерминируется развитие системы.

Логопедическая работа с моторными адалинами строится обычно поэтапно, и естественно, что конечный успех всей работы в значительной мере определяется логопедическим воздействием: оправданностью их целевой установки, обоснованностью программы речевого развития, а также эффективностью путей и средств, избираемых логопедом для преодоления дефекта у ребенка.

Этапы запуска речи неговорящих детей:

1 этап - формируем диалог, диалогическую речь. И этот диалог может быть по-разному оформлен. Сначала этот диалог имеет однонаправленную форму. Что значит однонаправленную? Когда вопрос идет от взрослого. Дальше мы сформируем диалог, который направлен уже к собеседнику. И тогда ребенок вступает в коммуникацию с другим ребенком. Разные варианты побуждения. «Скажи Вове, чтобы он сел». Соответственно, один из детей должен подойти к Вове и сказать «Сядь». «Попроси Ваню встать» - Петя идет к Ване и говорит «Встань». Или: «Скажи Тане: «Иди!» Соответственно Петя подходит к Тане и говорит «Иди!»

2 этап – формирование предложений из двух слов на базе однословных предложений. Центром предложений остается глагол либо в форме 1-го лица настоящего времени, либо в побудительной форме. Усложнение синтаксической схемы этих предложений осуществляется за счет включения второстепенных членов. Ребенок отвечает на вопрос собеседника о своих действиях с предметами. 

•        Кого (что) ты несешь?,

•        Кого (что) ты держишь?

•        Что ты делаешь?

При ответах ребенка нужно обращать внимание на окончание (сову, лису).

        3 этап – формирование двусловных и трёхсловных предложений. На вопрос логопеда о том, что делает то или иное лицо,  ребенок дает ответ.

При ответах обращается внимание на правильное  произношение окончаний (ударных).Помимо вопросов о действиях лиц, логопед задаст также вопросы о лицах, совершающих действие; Кто идет (несет, сидит). Самое существенное, появляется на 3 этапе работы. Если на первых двух, ребенок говорил исключительно только о себе, о тех действиях, которые он выполняет. Или же он к кому-то обращался с побуждением. На 2 этапе у нас было модели основных, вокруг которых все обрастало. На данном этапе работы, он у нас начинает наблюдать и он уже обозначает в своей речи про то, что делают другие люди, другие лица. Или же какие- то другие объекты. Одушевленные, неодушевленные. Он говорит, про 3е лицо. Ребенок отвечает на вопрос о действиях другого лица (животного) или о состоянии предмета.

Образовательные результаты трёх этапов запуска речи:

- умеет обратиться к собеседнику;

- умеет задать вопрос;

- умеет побудить к действию;

- умеет сообщить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения.

Культура речи является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь - визитная карточка человека, поскольку от того на сколько грамотно он выражается, зависит его ус...

Консультация для педагогов Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения.

Культура речи является обязательным элементом общей культуры человека. Не случайно считается, что речь - визитная карточка человека, поскольку от того на сколько грамотно он выражается, зависит его ус...

Консультация для педагогов «Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения».

    Не случайно считается, что речь человека - его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не толь...

Консультация учителя-логопеда "Игры для запуска речи"

Вашему  ребенку больше года, он  не говорит и вы  очень волнуетесь по этому поводу? Для запуска речи помогут данные игры и упражнения...

Консультации для родителей Упражнения для запуска речи

Консультации для родителейУпражнения для запуска речи...