Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей группе
картотека по логопедии (старшая группа)
Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_did_igra.docx | 153.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №103»
Картотека
дидактических игр
по развитию речи в старшей группе
Воспитатель: Сурова О.В.
Саранск 2023
Картотека дидактических игр
по развитию речи в старшей группе
Дидактическая игра «Придумай сам»
Цель: видеть в различных предметах возможные заместители других предметов, годных для той или иной игры; формировать умение использовать один и тот же предмет в качестве заместителя других предметов и наоборот; развивать речь, воображение.
Ход игры: Воспитатель предлагает выбрать каждому ребенку по одному предмету (кубик, шишка, листик, камешек, полоска бумаги, крышечка) и пофантазировать: «Как можно поиграть этими предметами?» Каждый ребенок называет предмет, на что похож и как можно с ним играть.
Дидактическая игра «Кто больше вспомнит?»
Цель: обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действия предметов; развивать память, речь.
Ход игры: посмотреть на картинки и рассказать, что они делают, что еще умеют делать.
Метель — метет, вьюжит, пуржит.
Дождь — льет, моросит, накрапывает, капает, начинается, хлещет.
Дидактическая игра «Где что можно делать?»
Цели: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.
Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них.
Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать ягоды, грибы; охотится; слушать пение птиц; отдыхать).
Дидактическая игра «Кто (что) летает?»
Цели: закрепить знания о животных, насекомых, птицах, развивать внимание, память.
Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное, причем поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит».
Когда называется предмет который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «Летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры.
Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем»
Цели: закрепить знания о растениях сада и огорода; умение называть их признаки, описывать и находить их по описанию, развивать внимание.
Ход игры: Дети описывают любое растение в следующем порядке форма, окраска, вкус. Водящий по описанию должен узнать растение.
Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Цели: закрепить знание детей о частях суток, развивать речь, память.
«А что потом?»
Цели: закрепить знание детей о частях суток, о деятельности детей в разное время суток; развивать речь, память.
Дидактическая игра «Где что лежит?»
Цель: учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком; закрепить правильное произношение определенных звуков в словах; развивать внимание.
Ход игры: Воспитатель называет предмет и предлагает детям ответить, куда его можно положить. Например:
- «Мама принесла хлеб и положила его в … (хлебницу).
- Маша насыпала сахар … Куда? (В сахарницу)
- Вова вымыл руки и положил мыло. Куда? (В мыльницу)
Дидактическая игра «О чем еще так говорят?»
Цель: закрепить и уточнить значение многозначных слов; воспитывать чуткое отношение к сочетаемости слов по смыслу, развивать речь.
Ход игры: Подскажите о чем еще можно так сказать:
Идет дождь: идет — снег, зима, мальчик, собака, дым.
Играет — девочка, радио, …
Горький — перец, лекарство,. и т. д.
Дидактическая игра «Кто кем был?»
Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.
Ход игры: взрослый, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
Цыплёнок – яйцом Хлеб – мукой
Лошадь – жеребёнком шкаф – доской
Корова – телёнком велосипед – железом
Дуб – жёлудем рубашка – тканью
Рыба – икринкой ботинки – кожей
Яблоня – семечкой дом – кирпичом
Лягушка – головастиком сильный – слабым
Бабочка – гусеницей взрослый – ребёнком
Дидактическая игра «Обобщающие понятия»
Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
Вариант 1.
Ход игры: взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч логопеду, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы.
Взрослый - Дети
Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска.
Фрукты – яблоко, груша, лимон, апельсин, абрикос, слива.
Ягоды – малина, клубника, ежевика, арбуз, черника.
Деревья – берёза, ель, сосна, дуб, липа, тополь, орех.
Домашние животные – корова, лошадь, коза, овца, кролик, баран, кошка, собака.
Дикие животные – тигр, лев, волк, лиса, белка, заяц, медведь, лось.
Перелётные птицы – стриж, ласточка, грач, скворец, аист, цапля, журавль.
Зимующие птицы – голубь, ворона, сорока, воробей, дятел, сова.
Мебель – стул, стол, кресло, диван, шкаф, кровать, софа.
Посуда – тарелка, ложка, вилка, нож, чайник, чашка, блюдце.
Одежда – пальто, платье, свитер, юбка, брюки, майка, трусы.
Обувь – туфли, сапоги, ботинки, тапочки, босоножки.
Вариант 2. Взрослый называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.
Взрослый – Дети
Огурец, помидор – Овощи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей группе
Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей группе...
Картотека дидактических занятий по развитию речи в старшей группе.
Данное пособие рассчитано на детей 5-6 лет.Позволяет совершенствовать восприятие детьми окружающего мира ,пополнять и активизировать словарь ,совершенствовать умение согласовывать слова в предложения ...
Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей группе детского сада.
Предложенные дидактические игры развивают у детей мышление,связную речь, грамотический строй речи, воображение, память. Детям они очень нравятся, они с удовольствием в них играют....
Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей группе
Игры на развитие речи....
Картотека дидактических игр по развитию речи для старшей группы.
Картотека дидактических игр по развитию речи для старшей группы....
Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей группе
В данной картотеке представлены игры по звуковой культуре речи, игры на развитие словаря, игры на формирование грамматического строя речи, игры на развитие связной речи....
Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей группе.
Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводиться как на групповых, так и на индивидуальных занятиях, може...