Консультация для родителей «Сочиняем загадки вместе с детьми»
консультация по логопедии

Сергеева Елизавета Сергеевна

Консультация для родителей «Сочиняем загадки вместе с детьми»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinyaem_zagadki.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Сочиняем загадки вместе с детьми»

Загадки – традиционно народное творчество. Загадка учит думать, помогает находить связи между предметами, увидеть знакомый предмет или явление с новой, необычной стороны, позволяет расширить представления об окружающем мире, учит тонко чувствовать родной язык, развивает фантазию и речь.

    При разгадывании загадок  не надо сразу же подсказывать ответ – и так понятно, что у взрослого знаний больше. Если хочется научить ребёнка самостоятельно размышлять, лучше набраться терпения и помочь найти решение путем подборок и ассоциаций.

    Большинство загадок, особенно тех, что предназначены для детей, построены на выделении основных особенностей объекта. Чтобы найти правильный ответ, следует разобраться, какие характеристики перечислены в загадке, вспомнить, какие из предметов обладают данными свойствами, и из их списка выбрать наиболее подходящий.

    После того, как  отгадали загадку, необходимо спросить у ребёнка: «Как ты догадался, что это…? Какие слова из загадки тебе помогли». Эта работа, помимо мышления, развивает связную речь, формирует у ребёнка умение объяснять свои умозаключения.

    Загадки полезно не только отгадывать, но и самостоятельно сочинять.

    Придумывание загадок – гимнастика для ума, которая позволяет мобилизовать умственные способности ребёнка.

    Составлять загадки можно буквально обо всём. Но надо помнить, что они  должны быть о тех предметах, с которыми ребёнок знаком, чаще всего сталкивается, которые многократно воспринимает.  

В загадке должны быть названы яркие характерные признаки внешнего вида (цвет, форма, величина), отмечены те качества и свойства, которые ребёнок хорошо знает (голос животного, чем оно питается, повадки и другое).

     Чтобы придумать загадки (да еще и подобрать рифму), нужно понять, как они устроены.

     В загадке не называется предмет, о котором придумана загадка.
Нужно придумать другой образ, с которым ассоциируется загаданное слово и перечислить все его признаки и действия, которые можно сделать с этим предметом. Как найти такой образ?
Помогут следующие вопросы, которые нужно задать к загаданному предмету:

  • что это за предмет?
  • зачем он нужен?
  • из какого материала сделан?
  • на что похож?

Эти признаки предмета и возможные над ним действия нужно заложить в текст загадки, чтобы у слушателя возник обратный ассоциативный ряд, ведущий к отгадке. Простыми словами, - текст загадки обязательно должен помочь догадаться.

     По возможности сочинить рифму.

     Придумывание  описательных загадок доступно детям уже с трёх лет. Например, шустрый, драчливый, маленький, чирикает (воробей).

      Как придумать загадку-сравнение? 

Чтобы сочинить простейшую задачку, нужно научиться находить свойства предмета и сравнивать его по этим качествам с другими предметами (явлениями). Очень удобно заполнить небольшую таблицу.

Малина

Какая? (Какое? Какой? Какие?)

На что похожа?

Сладкая

Сахар, мёд

Красная

Помидор, румянец

Сочная

Арбуз

Ароматная

Цветок

     Получается такая загадка:

Сладкая, как мёд.

Красная, как румянец.

Сочная, как арбуз.

Ароматная, как цветок.

     Как придумать загадку, если предмет или явление не имеет четко выраженных признаков? Задайте себе вопрос: «А что он умеет делать? Кто еще так поступает?»

Ветер

Что делает?

На что (кого) похож?

Летит

Птица

Воет

Волк

Свищет

Соловей Разбойник

Гнёт деревья

великан

 Вот что получилось:

Летит, словно птица.

 Воет, будто волк.

Свищет, как Соловей Разбойник.

Гнёт деревья, как великан.

     Другой вариант – используем противительные союзы и отрицания: Летит, да не птица.

Воет, да не волк.

Свищет, да не Соловей Разбойник.

Гнёт деревья, да не великан.

      Как придумать загадку «наоборот»? 

Более сложный вариант – нахождение кроме схожих черт характерные отличия рассматриваемого предмета или явления от других. Например, облако – белое, как вата, да в руки не взять. Туман – седой, как древний старик, да сказку не расскажет.

Жук

Какой?

На что (кого) похож?

Что умеет делать?

Чем отличается?

крылатый

на птицу

да без хвоста

рогатый

на быка

да не забодает

на самолёт

летает

да садится на травинки

на пчелу

жужжит

да не укусит

Возможный вариант:

Крылатый, как птица, да без хвоста.

Рогатый, как бык, да не забодает.

Летает, как самолёт, да садится на листья деревьев.

Жужжит, как пчела, да не укусит.

Придумывание загадок с опорой на части и целое.

Можно привлечь  на помощь математику! Рассмотрим человеческое тело. Из каких частей оно состоит? Один язык, губы, один рот, по два глаза, уха, по паре рук и ног. Как народ отразил это в фольклоре?

Один болтун,

Другой свистун

И третий едун.

Два брата видаки,

А два – слышаки,

Два бегуна,

Да два брата-ухвата.

А теперь по этому принципу придумываем загадки сами.

Велосипед

Названия частей

Сколько их

На что похожи?

колесо

2

кольцо, тарелка, баранка

руль

1

рога, ухват

седло

1

стул

педаль

2

подножка, стремя, ступенька

Сам сижу на стуле,

ноги – на ступеньках,

Руками за рога ухватился.

На двух тарелках, будто ракета, мчусь.

Чем больше загадок мы отгадываем и сочиняем вместе с ребёнком, тем лучше он развивается!




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Сочиняем сказку вместе»

В этой консультации идет речь о том, как сказки помогают развить в ребёнке воображение, мышление, речевое творчество и умение придумывать сказки самому. Родителям даны советы, как помочь ребенку...

Консультация для родителей «Сочиняем сказки вместе с детьми» Часть1

Консультация для родителей «Сочиняем сказки вместе с детьми»Часть1[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23466226","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Консультация для родителей «Сочиняем сказки вместе с детьми» Часть2

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23945146","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left;"}}]]         ...

консультация для родителей "СОЧИНЯЕМ СКАЗКУ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ"

как развить у ребёнка творческое мышление...

Консультация для родителей «Сочиняем сказки вместе с детьми»

Консультация для родителей«Сочиняем сказки вместе с детьми»...

Консультация для родителей "Сочиняем сказки вместе с детьми"

Сказка входит в жизнь человека с самого раннего детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство малыша с миром литературы, с миром взаимоотношений и со всем окружающим ми...