Консультация для родителей «Сочиняем загадки вместе с детьми»
консультация по логопедии
Консультация для родителей «Сочиняем загадки вместе с детьми»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Сочиняем загадки вместе с детьми»
Загадки – традиционно народное творчество. Загадка учит думать, помогает находить связи между предметами, увидеть знакомый предмет или явление с новой, необычной стороны, позволяет расширить представления об окружающем мире, учит тонко чувствовать родной язык, развивает фантазию и речь.
При разгадывании загадок не надо сразу же подсказывать ответ – и так понятно, что у взрослого знаний больше. Если хочется научить ребёнка самостоятельно размышлять, лучше набраться терпения и помочь найти решение путем подборок и ассоциаций.
Большинство загадок, особенно тех, что предназначены для детей, построены на выделении основных особенностей объекта. Чтобы найти правильный ответ, следует разобраться, какие характеристики перечислены в загадке, вспомнить, какие из предметов обладают данными свойствами, и из их списка выбрать наиболее подходящий.
После того, как отгадали загадку, необходимо спросить у ребёнка: «Как ты догадался, что это…? Какие слова из загадки тебе помогли». Эта работа, помимо мышления, развивает связную речь, формирует у ребёнка умение объяснять свои умозаключения.
Загадки полезно не только отгадывать, но и самостоятельно сочинять.
Придумывание загадок – гимнастика для ума, которая позволяет мобилизовать умственные способности ребёнка.
Составлять загадки можно буквально обо всём. Но надо помнить, что они должны быть о тех предметах, с которыми ребёнок знаком, чаще всего сталкивается, которые многократно воспринимает.
В загадке должны быть названы яркие характерные признаки внешнего вида (цвет, форма, величина), отмечены те качества и свойства, которые ребёнок хорошо знает (голос животного, чем оно питается, повадки и другое).
Чтобы придумать загадки (да еще и подобрать рифму), нужно понять, как они устроены.
В загадке не называется предмет, о котором придумана загадка.
Нужно придумать другой образ, с которым ассоциируется загаданное слово и перечислить все его признаки и действия, которые можно сделать с этим предметом. Как найти такой образ?
Помогут следующие вопросы, которые нужно задать к загаданному предмету:
- что это за предмет?
- зачем он нужен?
- из какого материала сделан?
- на что похож?
Эти признаки предмета и возможные над ним действия нужно заложить в текст загадки, чтобы у слушателя возник обратный ассоциативный ряд, ведущий к отгадке. Простыми словами, - текст загадки обязательно должен помочь догадаться.
По возможности сочинить рифму.
Придумывание описательных загадок доступно детям уже с трёх лет. Например, шустрый, драчливый, маленький, чирикает (воробей).
Как придумать загадку-сравнение?
Чтобы сочинить простейшую задачку, нужно научиться находить свойства предмета и сравнивать его по этим качествам с другими предметами (явлениями). Очень удобно заполнить небольшую таблицу.
Малина | |
Какая? (Какое? Какой? Какие?) | На что похожа? |
Сладкая | Сахар, мёд |
Красная | Помидор, румянец |
Сочная | Арбуз |
Ароматная | Цветок |
Получается такая загадка:
Сладкая, как мёд.
Красная, как румянец.
Сочная, как арбуз.
Ароматная, как цветок.
Как придумать загадку, если предмет или явление не имеет четко выраженных признаков? Задайте себе вопрос: «А что он умеет делать? Кто еще так поступает?»
Ветер | |
Что делает? | На что (кого) похож? |
Летит | Птица |
Воет | Волк |
Свищет | Соловей Разбойник |
Гнёт деревья | великан |
Вот что получилось:
Летит, словно птица.
Воет, будто волк.
Свищет, как Соловей Разбойник.
Гнёт деревья, как великан.
Другой вариант – используем противительные союзы и отрицания: Летит, да не птица.
Воет, да не волк.
Свищет, да не Соловей Разбойник.
Гнёт деревья, да не великан.
Как придумать загадку «наоборот»?
Более сложный вариант – нахождение кроме схожих черт характерные отличия рассматриваемого предмета или явления от других. Например, облако – белое, как вата, да в руки не взять. Туман – седой, как древний старик, да сказку не расскажет.
Жук | |||
Какой? | На что (кого) похож? | Что умеет делать? | Чем отличается? |
крылатый | на птицу | да без хвоста | |
рогатый | на быка | да не забодает | |
на самолёт | летает | да садится на травинки | |
на пчелу | жужжит | да не укусит |
Возможный вариант:
Крылатый, как птица, да без хвоста.
Рогатый, как бык, да не забодает.
Летает, как самолёт, да садится на листья деревьев.
Жужжит, как пчела, да не укусит.
Придумывание загадок с опорой на части и целое.
Можно привлечь на помощь математику! Рассмотрим человеческое тело. Из каких частей оно состоит? Один язык, губы, один рот, по два глаза, уха, по паре рук и ног. Как народ отразил это в фольклоре?
Один болтун,
Другой свистун
И третий едун.
Два брата видаки,
А два – слышаки,
Два бегуна,
Да два брата-ухвата.
А теперь по этому принципу придумываем загадки сами.
Велосипед | ||
Названия частей | Сколько их | На что похожи? |
колесо | 2 | кольцо, тарелка, баранка |
руль | 1 | рога, ухват |
седло | 1 | стул |
педаль | 2 | подножка, стремя, ступенька |
Сам сижу на стуле,
ноги – на ступеньках,
Руками за рога ухватился.
На двух тарелках, будто ракета, мчусь.
Чем больше загадок мы отгадываем и сочиняем вместе с ребёнком, тем лучше он развивается!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Сочиняем сказку вместе»
В этой консультации идет речь о том, как сказки помогают развить в ребёнке воображение, мышление, речевое творчество и умение придумывать сказки самому. Родителям даны советы, как помочь ребенку...
Консультация для родителей "Сочиняем сказку вместе"
консультация...

Консультация для родителей «Сочиняем сказки вместе с детьми» Часть1
Консультация для родителей «Сочиняем сказки вместе с детьми»Часть1[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23466226","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Консультация для родителей «Сочиняем сказки вместе с детьми» Часть2
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23945146","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left;"}}]] ...

консультация для родителей "СОЧИНЯЕМ СКАЗКУ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ"
как развить у ребёнка творческое мышление...

Консультация для родителей «Сочиняем сказки вместе с детьми»
Консультация для родителей«Сочиняем сказки вместе с детьми»...

Консультация для родителей "Сочиняем сказки вместе с детьми"
Сказка входит в жизнь человека с самого раннего детства и остаётся с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство малыша с миром литературы, с миром взаимоотношений и со всем окружающим ми...