«Игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя речи у детей»
консультация по логопедии
Игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя речи у детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 129.58 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игры и упражнения по развитию
лексико-грамматического строя речи у детей»
Общее недоразвитие речи - это сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики.
Дети испытывают трудности в построении предложений, неправильно используют предлоги, затрудняются преобразовывать существительные единственного числа во множественное (кольцо – «кольцы», пень – «пени»), согласовывать существительные с числительными (пять утков, пять конев), неправильно используют падежные окончания, не умеют образовывать уменьшительно – ласкательные формы («домичек» вместо домик). С 6 лет дети затрудняются в образовании прилагательных от существительных (хвост волка –
«волчачий»).
Словарный запас у детей с ОНР очень беден. Дети затрудняются назвать месяцы, времена года, деревья, грибы, ягоды, не все называют детенышей животных. Все эти нарушения могут стать причиной трудностей в усвоении школьной программы.
Поэтому формировать лексико – грамматическую сторону речи нужно еще в дошкольном возрасте. Работа по развитию лексико-грамматического строя речи ведётся по следующим направлениям:
1.Развитие словаря:
- активизация и обогащение словаря по теме;
- описание предметов, особенностей строения;
- называние действий с данными по теме предметами;
- называние признаков по нескольким параметрам: форма, цвет, размер или внешний вид, окрас, повадки.
2. Формирование грамматических представлений:
- упражнения на словоизменение (число, род, падеж);
- упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных);
- употребление предлогов;
- составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.
Все нарушения лексики и грамматики требуют длительной (в течение 2-3 лет) коррекционной работы и пристального внимания к речи детей не только со стороны специалистов (воспитателей, учителя-логопеда и других педагогов), но, в первую очередь, со стороны родителей, так как именно Вы являетесь для детей авторитетом и примером для подражания. Обучение может осуществляться с помощью упражнений и дидактических игр с наглядным материалом, мячом.
Наглядным материалом могут служить натуральные предметы, игрушки, картинки. В настоящее время отечественной промышленностью выпускается большое количество настольно-печатных игр для развития речи детей, некоторые игры можно изготовить совместно с ребенком, что сделает Ваше общение с ним более интересным, познавательным и эмоционально насыщенным. «Играть в слова» с ребенком можно по пути домой или по дороге в детский сад, собираясь на прогулку, идя в магазин, перед сном и т.д. Важно, чтобы все игры с малышом проходили в атмосфере доброжелательности и заинтересованности. Необходимо поощрять любые, даже самые маленькие его успехи. Если задание кажется ребёнку сложным, приведите несколько примеров его выполнения или попросите выбрать верный вариант из предложенных Вами. Ни в коем случае не предлагайте механически повторить за Вами готовый ответ. Также не рекомендуется повторять речевые ошибки ребенка во время игры. Лучше будет, если Вы просто скажете: «Неверно», «Не так сказал» - и предложите правильный вариант ответа.
1.«Догадайся, что это».
Взрослый описывает какой-то предмет, называя как можно больше его признаков, ребёнок должен догадаться, о чём идёт речь. (Например: «Это фрукт, оно спелое, круглое, сладкое, румяное, сочное, из него варят компот, делают джем и варенье».) Постепенно нужно привлекать ребенка к загадыванию таких загадок.
2. Игра с мячом «Скажи наоборот».
Взрослый бросает мячик и называет любое прилагательное или глагол, ребёнок должен назвать слово, противоположное по смыслу: добрый – злой, пришёл – ушёл, бросил – поймал, широкий – узкий.
3. «Назови ласково».
Вы говорите ребёнку: «Сегодня к нам пришел невидимый гном-малютка. У него есть волшебная палочка. Все предметы, до которых он дотрагивается, сразу же становятся маленькими. Шкаф превращается в шкафчик, кресло – ….».
4. «Кто подберёт больше слов».
Ребенок должен назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы:
– Что можно сшить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку и т.д.)
– Что можно надеть на голову? (Шапку, фуражку, панаму, кепку и т.д.)
– Что можно завязывать? (Шапку, шарф, шнурки, платок, бантик и т.д.)
5. Игра «Мой, моя, моё, мои».
Игроки должны назвать предметы, про которые можно сказать «он мой» (мой карандаш, мой мяч, мой мишка и т.д.); «она моя» (моя кукла, моя машина, моя сумка и т.д.)
6. «Перестановка».
Все члены семьи собираются вместе и решают сделать «перестановку». Каждый игрок рассказывает (можно и рисовать), где будет находиться тот или иной предмет мебели: телевизор на тумбочке в правом дальнем углу, слева от него – шкаф с книгами и т.д. Приветствуются любые варианты, даже не очень реализуемые, главное, чтобы предложения строились правильно.
7. «Что в чём хранится?».
Во время сервировки стола к ужину, мама просит ребенка подать сахарницу, а затем говорит: «Почему сахарницу так назвали? Правильно. В ней хранится сахар. В чем хранятся конфеты, сухари, иголки?». Постарайтесь вспомнить вместе с ребенком как можно больше слов с суффиксом –ниц. Назовите слова, неподходящие под это правило (солонка, маслёнка и др.)
8. «Варим варенье, делаем сок».
Покупая в магазине продукты, выясните, какой бы сок хотел купить ваш малыш. Стоя в очереди, вспомните, из каких ягод и фруктов ещё делают соки и как они называются. Точно так же можно обговорить и названия джемов, варенья и даже каш.
9. «Один-много».
Взрослый называет один предмет, а ребенок – много таких предметов. (Можно использовать мяч). Например:
шар... (шары), комар... (комары), гриб... (грибы), шкаф... (шкафы)
10. «Чего много?»
Цель: усвоение образования существительных в родительном падеже множественного числа.
Апельсин — много апельсинов;
кукла — много кукол;
гриб — много грибов;
карандаш — много карандашей;
ручка — много ручек;
11. «Посчитай».
Цель: практическое освоение согласования существительных с числительными.
Детям демонстрируются картинки с изображением нескольких предметов, и
предлагается сосчитать их.
Образец ответа: один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров. (Примерный речевой материал: гриб, стул, кукла, машина, тетрадь, перо, ведро, колесо.)
12. «Подумай и скажи».
Цель: упражнение детей в образовании прилагательных от существительных. Предлагаем детям дать словами правильные определения.
Образец ответа: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная. При затруднении задается вопрос «какая?» («какой?»).
Примерный речевой материал:
Если на улице очень холодно, то день ...
Если на улице шум, то улица ...
Если человеку сопутствует удача, то человек ...
Если у человека талант, то человек ...
Таким образом, включение разнообразных игр и упражнений на развитие лексико-грамматического строя в коррекционный процесс играет важную роль в речевом развитии Ваших детей.
Желаю удачи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/15/picture-224545-1381851911.jpg)
Дидактические игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи
Игры предназначены для работы учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста для развития лексико-грамматического строя речи....
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/20/picture-203238-1521560163.jpg)
игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи
игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/26/picture-1034362-1524761948.jpg)
Консультация для родителей "Дидактические игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи детей с ОНР"
Консультация для родителей "Дидактические игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи детей с ОНР"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/13/picture-837833-1526190908.jpg)
Игры и упражнения на развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР
Общее недоразвитие речи - это сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики.Дети испытывают трудности в...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/24/picture-836301-1477271991.jpg)
Игры и упражнения для развития лексико -грамматического строя речи
В материале собраны игры и упражнения для развития лексико - грамматического строя речи, указаны цель игр, материал и полное их описание....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/07/picture-1108516-1599509535.jpg)
Консультация для родителей на тему: «Игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя речи»
Консультация для родителей на тему:«Игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя речи»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/24/picture-1314771-1616534625.jpg)
Консультация для родителей "Игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя речи у детей"
Работу по формированию лексико – грамматической стороны речи нужно начинать еще в дошкольном возрасте.Многие дети дошкольного возраста часто испытывают трудности в построении предложений, неправ...