Учебно- методическое пособие «Картотека игр по развитию памяти у детей с задержкой психического развития»
методическая разработка по логопедии
Обучение детей с задержкой психического развития в большой мере опирается на процессы памяти, которые обеспечивают приобретение новых сведений, дают возможность овладевать различными областями знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_po_razvitiyu_pamyati_2022.docx | 35.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №33 «Журавлик» города Туапсе
Учебно- методическое пособие «Картотека игр по развитию памяти у детей с задержкой психического развития»
Разработана
учителем- логопедом
МБДОУ ДС № 33
«Журавлик» г. Туапсе
Крот Ю.Ю.
2021 г.
Содержание
1. Введение (пояснительная записка)………………………
2.Особенности памяти у детей с ЗПР……………………..
3.Варианты использования картотеки игр………………
4. Картотека игр ……………………………………………
5. Список литературы ………………………………………..
1.Пояснительная записка
Актуальность : Обучение детей с задержкой психического развития в большой мере опирается на процессы памяти, которые обеспечивают приобретение новых сведений, дают возможность овладевать различными областями знаний.
В основе логопедической работы лежит принцип многократного повторения материала, а что может быть скучнее для дошкольника, у которого ведущей деятельностью является игра? И для того чтобы вызвать у ребенка интерес к занятиям логопед должен вводить максимальное количество дидактических игр.
Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста.
Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.
Преимущество игры состоит в том, что она позволяет более активно воздействовать на ребенка. С помощью игр поддерживается стойкий интерес к занятиям, желание узнать новое и усваивать знания
Вывод : Таким образом, чтобы запоминание носило продуктивный характер, оно должно быть целенаправленным. Именно поэтому в задачу педагога входит наладить процессы запоминания, сохранения информации и ее воспроизведения у обучающихся дошкольников с ЗПР всеми возможными способами, в том числе и с помощью усиленной мотивации, используя разнообразные игры и упражнения .
В процессе осуществления этой деятельности учитель- логопед ставит ряд задач. Задачами по развитию памяти являются:
- Развитие слуховой, зрительной, вербальной, словесно – логической памяти;
- Работа над усвоением знаний при помощи произвольного, сознательного запоминания;
- Развитие прочности запоминания;
- Формирование полноты и точности воспроизведения словесного материала;
- Работать над увеличением объема памяти.
Ожидаемый результат: активизация процессов памяти у детей с ЗПР, увеличение объема вербальной, слуховой, зрительной, словесно- логической памяти.
2.Особенности памяти у детей с ЗПР
Память заключается в запечатлении, сохранении и последующем узнавании или воспроизведении того, что было у человека в прошлом опыте. Точность и прочность запоминания у детей с ЗПР словесного и наглядного материала низкая. Воспроизводя его, они многое пропускают, переставляют местами элементы, составляющие единое целое, нарушая их логику, часто повторяются, привносят новые элементы, основываясь на различных, чаще всего случайных ассоциациях. При этом дети, характеризующиеся преобладанием процессов возбуждения, обнаруживают особенно отчетливо выраженную склонность к привнесениям. Дошкольники с ЗПР обычно пользуются непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием. Они запоминают только то, что привлекает их внимание, кажется интересным. У детей с задержкой психического развития отмечают особенности как произвольной, так и непроизвольной памяти, причем и долговременной, и кратковременной:
- недостаточная прочность запоминания;
- кратковременная память преобладает над долговременной, поэтому требуется постоянное подкрепление и многократное повторение ;
- хуже развита вербальная память, лучше зрительная;
- страдает способность к логическому запоминанию.
- непроизвольная память менее продуктивная, чем у обычных сверстников;
- недостаточный объем и слабое запоминание.
Именно эти особенности отражаются на способности детей с ЗПР запоминать материал, причем как словесный, так и наглядный. Для формирования произвольной регуляции памяти, необходимо особое внимание уделить развитию внимания и запоминания, так как они являются одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение детьми доступного для них объема знаний и умений. Поэтому наряду с развитием эмоционального контакта ребенка со взрослыми необходимо с самого начала обучения проводить занятия (игры и упражнения), способствующие формированию внимания и запоминания.
3.Варианты использования картотеки игр
Условия самоизоляции изменили жизнь малышей и взрослых. Все дети дошкольного возраста: и посещающие, и не посещающие дошкольные образовательные организации, оказались в ситуации необходимости освоения ими содержания главных образовательных программ дошкольного образования без возможности непосредственного взаимодействия с педагогом.
Перед родителями соответственно в данном случае, встал вопрос о переходе ДОО в режим оказания родителям, психолого-педагогической, методический и консультативной помощи по вопросам воспитания и освоения детками содержания дошкольного образования с внедрением дистанционных технологий. Использование данной картотеки помогло мне организовать процесс обучения и общении с родителями в дистанционной форме , игры из картотеки я включала в задания для родителей. Карточки с играми отправлялись в мессенжер родительского чата
Во время пандемии картотека созданная мною предоставила ребенку возможности получить образование на дому, оказать педагогическую поддержку и консультативную помощь родителям обучающихся.
Создание и оформление картотек – важный и необходимый процесс для плодотворной работы с детьми.. Материалами картотек используются мною, как для индивидуальных занятий, так и для коллективного творчества детей. Все картотеки заламинированы, доступны для многократного использования детьми и коллегами.
О с н о в н ы е д о с т о и н с т в а к а р т о т е к и:
1. Концентрация материала по определенной теме в одном месте.
2. Краткость информации, позволяющая педагогу сразу обработать предложенный материал.
3. Возможность быстро сформировать образовательную работу с учетом возрастных и индивидуальных особенностей группы, а также квалификации педагога.
4. Возможность создавать разные варианты образовательной деятельности.
5. Облегчение процесса планирования (в таблицу плана вставляется только № карточки).
Преимущества использования картотеки:
-накопление содержания педагогического процесса, вариантов форм, методов работы и возможность многократно использовать накопленный материал;
-гибкость, подвижность образовательного процесса – возможность моделировать его с учетом потребностей и предпочтений детей;
- систематическое хранение информации, позволяющее понять логику, зависимость между различным материалом.
В нужный момент мы можем использовать из своего «банка» то, что лучше всего позволит нам решить воспитательно – образовательные задачи.
4.Картотека игр на развитие памяти у детей с задержкой психического развития 5-6 лет.
1.УЗНАЙ ПРЕДМЕТ
Упражнение хорошо тренирует тактильную память у детей – способность запоминать ощущения после прикосновений. Ребенку завязывают глаза и по очереди дают ему в руки разные предметы (3-10 штук), не называя их. Ребенок должен самостоятельно догадаться о том, что это за предмет. Затем предложите малышу назвать все предметы в той последовательно, в которой он их угадывал. Сложность такой игры на развитие памяти состоит в том, что ребенку необходимо выполнять 2 мыслительные операции – узнавание и запоминание.
2.ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК
Положите в полотняный мешочек несколько предметов, обладающих разными свойствами, например, спичечный коробок, пуговицу, кубик, клубок ниток. Ребенку необходимо на ощупь определить, что это за предметы. Для лучшего запоминания маленькие дети могут самостоятельно складывать вещи в мешочек. Малышам постарше раздаются мешочки уже с предметами внутри.
3.ЧУДЕСНЫЕ СЛОВА
Такое упражнение способствует развитию слуховой памяти у детей 5-6 лет. Вам необходимо выбрать 20 слов, которые как-то связаны по смыслу, например, банан-яблоко, собака-кошка, дверь-окно. Слова зачитываются малышу 3 раза, при этом пары выделяются интонацией. Затем ребенку повторяют первое слово из пары, а он должен вспомнить второе. Так развивается кратковременная слуховая память, для тренировки долговременной – попросите малыша назвать слова через некоторое время.
4.КТО БОЛЬШЕ ЗНАЕТ
Ребенку необходимо в течение 1 минуты назвать 5 предметов заданного цвета или формы, например, 5 желтых или 5 квадратных предметов. Повторять предметы нельзя.
5.ЗАПОМИНАЕМ СЛОВА
Не торопясь прочтите ребенку с интервалом в 5 секунд. 10 приведенных ниже слов. Дети должны их запомнить и все их воспроизвести.
Слова: тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка.
6.ЭКРАН
На полу или на столе разложены различные предметы в определенном порядке. Все дети фотографируют своим внутренним взглядом эти предметы. Фотографирование идет на счет 5. после этого все закрывают глаза и отворачиваются. Педагог делает некоторые изменения, по сигналу дети открывают глаза, тот кто увидел изменения, поднимает руки и называет.
7.ВИДЕОСКОП
Дети сидят в кругу. По кругу передается одна за другой 1 – 2 (позже более) открыток. Примерно через каждые 10 секунд, педагог дает сигнал (хлопок) и дети передают своему соседу справа открытку и получают другую. Когда открытки прошли по кругу 2 -3 раза их откладывают в сторону. Попросите детей вспомнить и рассказать, что изображено на 1-ой открытке и так далее. Остальные добавляют то, что кто-то забыл.
8.ОПИШИ ПРЕДМЕТ
1. Дети сидят в кругу. Педагог пускает по кругу предмет. Дети внимательно его рассматривают и по сигналу передают соседу. Предмет убирается, дети его должны описать.
2. Выходит ребенок, перед ним разложены 5-6 предметов. Он внимательно рассматривает их. Затем отворачивается и дает описание предметов (описание возможно по схеме: цвет, форма, материал)
9.КАКОЙ ИГРУШКИ НЕ ХВАТАЕТ
Поставьте перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну из игрушек. Вопрос к ребенку: «какой игрушки не хватает? ». Игру можно усложнить: ничего не убирать, а только менять игрушки местами; увеличить количество игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.
10.ПЕРЕСКАЗ ПО КРУГУ
Ведущий читает текст, участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков, далее по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению, затем все вместе слушают текст еще раз и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки
11.ОБЕЗЬЯНКИ
Ведущий предлагает детям: «давайте мы с вами сегодня превратимся в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все что видят». Ведущий на глазах складывает конструкцию, предлагая запомнить и точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.
12.ЗАПОМИНАЕМ ВМЕСТЕ
Один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-нибудь свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье и т. д.
Это упражнение рекомендуется проводить неоднократно.
13.ГУЛЯЕМ ПО ЗООПАРКУ
Пусть ребенок закроет глава и представит, что гуляет по зоопарку. «Буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвал».
Тюлень, лось, баран, тигр, крокодил.....
1. Перечисли животных, которых ты знаешь.
2. Внимательно посмотри на эти рисунки и покажи животных, которых я назвала.
3. Найди на картинках животных, которых назвал ты.
4. Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они
назывались.
14. ЛЕСЕНКА СЛОВ
Это упражнение позволяет поработать над развитием кратковременной слуховой памяти. Суть его заключается в повторении слов с добавлением нового слова, связанного с предыдущим прямым или косвенным образом.
Например:
«Кошка.
Кошка. Молоко.
Кошка. Молоко. Мышка.
Кошка. Молоко. Мышка. Клубок.
Кошка. Молоко. Мышка. Клубок. Когти.»
Таким образом можно добавлять новые слова до тех пор, пока ребенок не начнет путаться и сбиваться.
15.ЧТО В КОРЗИНКЕ?
Это упражнение позволяет развивать у ребенка с задержкой психического развития произвольную память. Эта игра является вариацией первого варианта и отличается формулировкой. Суть сводится к следующему.
Взрослый говорит о том, что «лежит в корзине», и предлагает ребенку «дополнить» ее содержимое чем-то новым, предварительно перечислив то, что там уже есть.
Например:
«У меня в корзинке персики...»
«У меня в корзинке персики и абрикосы...»
«У меня в корзинке персики, абрикосы и груши...» и так далее.
Игра « Заблудились животные»
Попросить ребенка в течение 1 минуты посмотреть на картинку, а после того как картинка будет убрана, вспомнить, что на ней было изображено.
Можно задать вопросы:
1. Какие растения изображены на картинке?
2. Какие животные?
3. Может ли так быть?
4. Какие животные заблудились?
Игра « Что потерялось?»
Изображенные на рисунке игрушки живут дома у очень неряшливой и небрежной девочки. Все они имеют жалкий вид.
Задание: попросить ребенка внимательно посмотреть на картинки, а затем по памяти рассказать, что же случилось с игрушками?
Обсуждению рисунков следует уделять особое внимание, так как отдельные признаки предметов, на которые ребенок обращал внимание, позволяют формировать в его памяти образ предметов.
Игра « Что изменилось?»
Вариант 1: попросить ребенка сначала внимательно посмотреть на картинку с изображением пяти знакомых предметов и назвать их.
Затем эту картинку закрыть, предложить другую, и спросить, нет
ли на ней предметов, которые были на первой картинке? Каких предметов не стало? Какие предметы появились вновь?
Вариант 2: попросить ребенка внимательно посмотреть на рисунок, на котором изображено 5 предметов. Затем рисунок закрыть и предложить ребенку новый,
на котором уже 7 предметов.
Спросить его, нет ли здесь предметов, которые были на первой картинке? Какие предметы появились вновь?
Игра «Фотообъектив»
А эта игра, в процессе которой ребенку будет предложено вообразить себя фотообъективом, будет особенно активно развивать кратковременную память.
Ребенку предлагают несколько секунд посмотреть на что-либо (предмет, объект, человека), мысленно сфотографировав это, после чего описать все детали, которые удалось запомнить. Разнообразить игру можно, предлагая ребенку
запоминать расположение игрушек или предметов, меняя их местами или удаляя один из предметов.
Упражнение «Рисунок»
Отличное упражнение в игровой форме, стимулирующее развитие
зрительной памяти, а также моторики рук, внимания и усидчивости. Суть игры сводится к следующему – взрослый рисует что-то на бумаге, после чего дает
ребенку время запомнить рисунок.
Спустя отведенное время рисунок прячется, и ребенку нужно зарисовать его так, как смог запомнить.
Игра «Угадай, что я загадал?» Вы описываете любой предмет из окружения ребенка. Задача ребенка определить этот предмет. Например: этот предмет большой, мягкий, удобный, со спинкой и подлокотниками. Что это?
Затем пусть ребенок загадает вам свой предмет.
Также можно вспомнить игры, в которые мы играли в детстве: «Морской бой», «Крестики – нолики», «Города» - здесь можно просто подбирать слова на последний звук; заучивание стихов, загадок, чистоговорок, считалок и т. п.
Игра «Колпачки»
Развивает зрительную память, представление о цвете предмета, стимулирует внимание, сосредоточенность. Вы предлагаете ребенку внимательно посмотреть и запомнить последовательность складывания разных по цвету колпачков один в другой. Сначала берется 3 колпачка, например, красного, черного и зеленого цветов, затем количество колпачков увеличивается до 4-х, 5-ти, 6-ти.
Все перечисленные выше игры и упражнения должны быть понятны ребенку и усложняться постепенно. Очень важна похвала взрослого.
Адекватная оценка выполненного помогает воспитывать в ребенке чувство уверенности в собственных силах и мотивирует его для дальнейших
занятий.
4. Использованная литература:
1. Гайштут А.Г. «По ступенькам к развитию внимания, памяти, логики».
Изд.: «Початкова школа». 2005г.
2. Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. «Игровые занятия по развитию
памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников». Изд.: М.:
«АРКТИ». 2008г.
3. Семенович А.В. – «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в
детском возрасте» - М.: Изд. центр. «Академия» 2002г.
4. Большева Т.В. «Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с
помощью мнемотехники». Библиотека программы «детство». Изд.:
«Детство-Пресс» 2005г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития
Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) является одной и...
Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития
Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики и психологии...
Развитие памяти у детей с задержкой психического развития .
Раскрыты основные проблемы развития памяти у детей с задержкой памяти, особенности развития детей....
Статья "Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития".
В статье описывается об особенностях развития памяти удетей с ЗПР. Представлены игры для развития тактильной, двигательной, зрительной, слухо-речевой памяти....
Картотека игр на развитие памяти у детей с задержкой психического развития. Памятка для родителей.
Для формирования произвольной регуляции памяти, необходимо особое внимание уделить развитию внимания и, запоминания, так как они являются одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение де...
Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития
Особенности развития памяти...
Рекомендации родителям по развитию памяти у детей с задержкой психического развития «Играем и память развиваем!»
Рекомендации родителям по развитию памяти у детей с задержкой психического развития «Играем и память развиваем!»...