консультация для родителей
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Консультация джля родителей «Развитие зрительно-пространственных представлений у детей с нарушениями речи»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для родителей | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Развитие зрительно-пространственных представлений у детей с нарушениями речи»
По последним исследованиям у большинства детей с речевыми нарушениями отмечается низкий уровень развития восприятия пространства и ориентировки в нем. Такие дети затрудняются в определении сторон пространства (особенно правой и левой). Они недопонимают пространственные отношения между предметами. В связи с недоразвитием речемыслительных процессов дети не могут соотнести положение предмета в пространстве с его словесным обозначением.
Что же такое пространственные представления? В психологическом словаре они рассматриваются как представления о: величине, форме, относительном расположении объектов, их поступательном и вращательном движении и т.д. Как и другие психические процессы, пространственные представления реализуются благодаря тесному межполушарному взаимодействию, которые обеспечивают ориентировку в пространстве, правильную организацию действий.
Недостаточно сформированные пространственные представления с большой вероятностью скажутся у дошкольников на формировании грамотной связной речи, а у школьников на процессе формирования навыка чтения и письма. Дети, у которых не сформированы пространственные представления, не используют в
своей речи предлоги, обозначающие расположение предметов, людей и животных. В их речи часто отсутствует предлог «над».
Дошкольники затрудняются в дифференциации предлогов «к», «у», «в», «на» (к дому, у дома, в столе - на столе).
Нередко смешивают предлоги «перед – после», что является следствием несформированности пространственных отношений. Например: «Шкаф стоит после стула», или «Лето бывает перед весной, а осень после зимы». В дальнейшем, при овладении навыком письма перечисленные трудности приводят к нарушениям
письменной речи, патологическую основу которой составляют недостаточность или запаздывание формирования «схемы тела». Впоследствии это проявится в затруднениях ориентировки в схеме тетрадного листа.
Например, при оформлении письменных работ дети долгое время не могут принять и добиться автоматизма при выполнении стандартных требований к их оформлению: пропуск определённого количества строчек или клеточек между работами, выделение «красной строки», соблюдение «полей» тетрадного листа, оформления работы «в два - три столбика», равномерного заполнения тетрадного листа текстом.
Чтобы предотвратить трудности, которые могут возникнуть в школе, необходимо уже в дошкольный период вести работу над формированием зрительно-пространственных представлений у детей. В этом вопросе помогут игры и упражнения, представленные ниже.
Примерные игры и упражнения:
1. «Найди спрятанное». Предложите ребенку найти спрятанный вами предмет или игрушку в комнате, следуя инструкциям. Например: «Встань спиной к телевизору и сделай два шага вправо, повернись налево и сделай один шаг и т.д.».
2. Попросите ребенка показать различные части тела: правый глаз, левую руку и т.д. Усложните задание, попросив показать левой рукой правое ухо, правой рукой левый глаз и т.д. Такой вид упражнений помогает сформировать умение ориентироваться в правой и левой сторонах пространства.
3. На улице можно предложить ребенку рассмотреть окружающие предметы и назвать их расположение относительно друг друга. Например: «Машина стоит около дома», «Автобус едет справа от девочки», «Цветы растут слева от дерева» и т.д.
4. «Графический диктант по клеточкам». Рисунки графических диктантов можно найти в литературе по подготовке ребенка к школе. Это задание помогает не только развивать зрительно-пространственную ориентировку, но и готовит руку к письму.
5. Предложите ребенку сложить по образцу какой-либо предмет из сборного конструктора или кубиков.
6. «Найди отличия в картинках». Такие задания можно встретить в детских журналах.
7. «Чего не хватает?». На рисунке изображены предметы, у которых художник не нарисовал какой-либо детали. Ребенок должен определить чего не хватает и дорисовать. Материалы к игре можно найти в специальной литературе и в детских журналах.
8. «Что изменилось?» Разложите перед ребенком игрушки или картинки, предложите запомнить и закрыть глаза. Поменяйте игрушки местами и спросите, что изменилось?
9 «Разрезные картинки»
Собрать картинку с разными видами разрезов (вертикальными, горизонтальными, диагональными, фигурными), предварительно рассмотрев целое изображение (можно разрезать любую открытку или изображение из детского журнала, можно скачать с интернета).
10 Развивающие игры: «Найди тень», «Нужные вещи», «Узнай по силуэту»
Цель: учить находить соответствие силуэт- предмет, определять назначение мебели (посуды, одежды) закреплять названия предметов мебели, умение подбирать существительные к глаголу, использовать предлоги.
Оборудование: силуэты с предметами мебели, посуды, одежды
Описание: Игру можно проводить на разную тематику: посуда, одежда. Например, на тему «Мебель» Взрослый предлагает найти предметы по их назначению. Например, на что можно сесть? Во что можно положить вещи? Куда можно положить спать?
При обучении ориентировке на собственном теле используйте следующие приёмы.
1. Зрительно-осязательное обследование ребёнком своего тела;
2 Нахождение и называние частей своего тела;
3. Соотнесение ребёнком частей своего тела;
4. Соотнесение ребёнком частей своего тела с телом другого ребёнка;
5. Словесное обозначение их пространственного расположения;
6. Зрительно-осязательное обследование ребёнком куклы: выделение и называние частей её тела; словесное обозначение их расположения.
Желаем успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...