Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя по вопросам педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры дошкольников
статья по логопедии

Коновалова Галина Александровна

Ни  у  кого  не  вызывает  сомнения  то, что  детей  надо  учить  чтению, счету, письму. Но  не  менее  важно  учить  детей  игровой  деятельности, в  которой  раскрывается  и  формируется  личность  ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_uchitelya-logopeda_i_vospitatelya.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя по вопросам педагогического сопровождения сюжетно-ролевой игры дошкольников

                 Ни  у  кого  не  вызывает  сомнения  то, что  детей  надо  учить  чтению, счету, письму. Но  не  менее  важно  учить  детей  игровой  деятельности, в  которой  раскрывается  и  формируется  личность  ребенка.

                 Нередко, однако, приходится  убеждаться  в  том, что  часть  детей  дошкольного  возраста  не  умеет  играть, у  них  плохо  развита  речь.  Одна  из  причин  этого  заключается  в  том, что  с  этими  детьми  никто  в  семье  не  играет, поскольку  родители  предпочитают  другие  виды  деятельности (чаще  всего  это  разные  виды  развития  интеллекта, которым  ребенок  обучается  в  ущерб  игре). Другая  причина  состоит  в  том, что  эти  дети  в  раннем  возрасте  были  по  разным  обстоятельствам  лишены  общения  со  сверстниками  и  не  научились  налаживать  с  ними  взаимоотношения. Игра  таких  детей  индивидуальна. Будучи  обособленными  в  группе, они  и  играть,  предпочитают  в  одиночку. Содержанием  их  игр  редко  становятся  человеческие  взаимоотношения, но  если  и  становятся, то  поражают  своей  узостью, свидетельствующей  об  ограниченных  знаниях  о  людях, которые  их  окружают. Игра  часто  характеризуется  низким  уровнем  и  однообразием  сюжетов  с  шаблонным  содержанием.

                 При  низком  уровне  игры  дети  лишь  манипулируют  предметами. Однообразие  сюжетов  часто  связано  с  бедным  социальным  опытом  ребенка, узкой  или  неправильной  осведомленностью  о  делах  и  отношениях  взрослых, от  которых  зависят  их  исходные  представления.

                Формирование  игровой  деятельности  в  дошкольном  возрасте  предполагает  ее  организацию  логопедом  и  воспитателем. Причем  чем  меньше  дети, тем  больше  в  их  играх  должно  быть  непосредственного  участия  со  стороны  взрослых.

                Первоначальная  игровая  деятельность  детей  носит  индивидуальный  характер. Воспитатель  ежедневно  планирует  работу  над  развитием  речи. Планирование  индивидуальной  речевой  работы  обычно  вызывает  у  воспитателей  детских  садов  большие  трудности: какие  часы  надо  отвести  для  этих  занятий?  как  часто  их  проводить?

                Индивидуальную работу с детьми массовых групп можно  проводить  в  утренние  часы  до  завтрака, во  время  свободных  игр, летом – во  время  пребывания  детей  на  воздухе. Воспитатель  вызывает  отдельных  детей  и  проводит   работу  с  каждым  из  них  в  течение  5-10  минут. Проведение  индивидуальной  работы  от  случая  к  случаю  не  дает  никаких  результатов.

                  Индивидуальная  работа  с  детьми  с  тяжелыми нарушениями речи (ТНР)  проводится  воспитателями  во  второй  половине  дня. Ежедневно  воспитатель  занимается  с  тремя-четырьмя  детьми  и  проводит  игровые занятия, включающие  общую  или  специальную  артикуляционную  гимнастику, задания  на  автоматизацию  и  дифференциацию  звуков,  а  также  задания  по  всем  разделам  программы, усваиваемые  детьми  с  наибольшим  трудом.

В  игровой  форме  процесс  мышления  протекает  быстрее, новый  материал  усваивается  прочнее, запоминается  легче.

                 Поэтому  в  работе  логопеда  и  воспитателей   необходимо  расширять  применение  всех  общепризнанных  игр. Особое  внимание  при  этом  следует  уделять  так  называемым  речевым  играм: знать  их  как  можно  больше, уметь  использовать  для  развития  коммуникативных  способностей  детей, расширения  их  активного  словаря, для  практического  усвоения  функций  словоизменения  и  словообразования, для  формирования  связного  высказывания  и  т.д.

                 К  речевым  играм  следует  отнести: подвижные  игры  с  речевым  сопровождением, русские  народные  игры, игры  хороводные, дидактические, шуточные, словесные, настольно-печатные, игры-драматизации, игры-потешки  с  пальчиками  и  др.

                 Обучая  ребенка  игре, воспитатель  делает  доступным  для  него  сложный  мир  взрослых  дел  и  отношений. Роль  воспитателя  здесь  огромна. Это  показ  простых  и  понятных  ситуаций, демонстрация  игровых  действий, постановка  игровых  задач, отражающих  жизненные  ситуации.

                В  группах  для  детей  с  ТНР  широко  проводятся  сюжетно-ролевые  игры  и  игры  с  правилами. К последним относятся  дидактические  и  подвижные игры.

                Сюжетно-ролевая  игра  оказывает  положительное  влияние  на  развитие  речи. В  ходе  игры  ребёнок  вслух  разговаривает  с  игрушкой, говорит  и  за  себя, и  за  неё, подражает  гудению  самолёта, голосам  зверей  и  т.д.

                В  процессе  игры  воспитатель  и  логопед  много  разговаривают  с  ребенком, в  результате  чего  у  не говорящего  ребёнка  возникает  потребность  в  речевом  общении. Ему  хочется  попросить  взрослого  о  чём-либо, сообщить  ему  что-то. Воспитатель  всячески  побуждает  ребенка  обращаться  с  вопросами  по  поводу  той  или  иной  игрушки. Таким  образом, в  сюжетно-ролевой  игре  развивается  речевая  активность  ребенка.

                В  сюжетно-ролевых  играх  дети  берут  на  себя  роли  взрослых  людей  и  в  игровой  форме  воспроизводят  их  деятельность  и  отношение  между  ними. При  этом  они  комментируют  свои  действия: «Мама  наливает  чай»; «Шофёр  едет  на  машине». Действующие  лица  в  игре  появляются  путём  ролевого  перевоплощения  в  тот  или  иной  образ  самого  ребёнка, игрушки  или  окружающих  детей  и  взрослых. «Я  буду  мама, а  ты  моя  дочка», - говорит  девочка, определяя  свою  роль  и  роль  подруги. «Это у нас шофёр», - решает  ребёнок, усаживая куклу в  автомобиль.

              Обучение  детей  с  тяжелыми нарушениями  речи сюжетно-ролевым  играм  целесообразно  начинать  с  игр  с  дидактической  игрушкой, в  которых  взрослый  показывает  ребёнку  те  или  иные  действия: «Уложим  куклу  спать»; «Напоим  куклу  чаем». Усвоив  их, ребёнок  в  состоянии  играть  самостоятельно.

              Обучение  детей  сюжетно-ролевой  игре  необходимо  сопровождать  рассказом  о  содержании  действий: «Эта  кукла  Катя. Катя  хочет  спать. Куда  положим  Катю? Спать  надо  на  кровати. На  кроватке  спит  Катя». Учитывая, что  у  детей  с  общим  недоразвитием  речи  резко  снижено  понимание  обращённой  речи, необходимо  следить  за  тем, насколько  ребёнок  понимает  взрослого. С  этой  целью  логопед (или  воспитатель) просит  его  называть  или  показывать  игрушки, о  которых  идёт  речь  в  игре.

                 Для  усвоения  названий  предметов  и  действий  с  ними  большое  значение  имеет  активное  манипулирование  ими  самими  детьми. Играя  с  игрушкой  и  одновременно  слушая  логопеда, ребёнок  быстро  и  хорошо  запоминает  её  название,  подражая  взрослому. Показывая, как  надо  играть, следует  все  действия  обозначать  словом. При  этом  важно  сразу  же  передать  предмет  ребёнку, чтобы  он, подражая  взрослому, действовал  с  ним, а  логопед  сопровождал  бы  словом  не  только  свои  действия, но  и  действия  ребёнка: «Я  качаю  Катю. Оля  качает  Катю. Юля  качает  Катеньку».

                 Руководя  сюжетно-ролевыми  играми, воспитатель  или  логопед  даёт  качественную  оценку  действию («Я  легко  глажу  волосы»; «Кукла  прыгает  высоко»), обращает  внимание  ребенка  на  порядок  выполнения («Развязываю  пояс  на  платье, расстёгиваю  пуговицы  на  платье, снимаю  платье  с  Кати»). Когда  ребёнок  наблюдает,  разнообразные  действия  и  при  этом  слышит  разное  обозначение  их  словом, у  него  развивается  чувство  языка.

                  Игровой  опыт  ребёнка  слишком  мал, чтобы  он  мог  сразу  же  выполнять  действия  в  правильной  последовательности. Наблюдая  за  игрой  ребёнка, можно  заметить, что  он  часто  укладывает  куклу  спать, не  сняв  с  неё  платье  и  даже  пальто. Поэтому  сначала  необходимо  показать  порядок  игровых  действий  и  только  потом  давать  задания  типа: «Уложи  куклу  спать».

                 Если  игра  проводится  впервые, то  необходимо  «проиграть»  весь  речевой  сюжет  на  глазах  у  ребенка. Играя, нельзя  отвлекаться  от  сюжета: например, делать  замечания  ребенку, так  как  в  этом  случае  теряется  целостность  восприятия  сюжета.

В  ходе  игры  воспитатель  или  логопед  должен  искренне  перевоплощаться  в  то  или  иное  лицо, чтобы  затронуть  эмоции  ребёнка, заставить  его  сопереживать. Взрослый, взяв  на  себя  игровую  роль, способствует  переводу  неорганизованных  действий  в  собственно  игровые, показывает  необходимость  участия  в  игре  речи.

                  Необходимым  условием  успешного  развития  речи  детей  в  сюжетно-ролевой  игре  является  подбор  разнообразных  игрушек: кукол, одежды  для  них, наборов  посуды, мебели, овощей  и  фруктов, машин  различного  назначения  и  т.д. Однако  наряду  с  сюжетными  игрушками, изображающими  в  уменьшенном  виде  реальные  предметы, дети  используют  в  игре  предметы, которые  замещают  реальные (палочки, кубики, шарики  и  т.д.). При  общем  недоразвитии  речи  ребёнок  с  трудом  овладевает  навыками  применения  предметов-заменителей. По  мере  овладения  детьми  сюжетно-ролевой  игрой  взрослому  следует  показать, что  можно  использовать  карандаш  или  палочку  вместо  градусника, а  кубик  вместо  мыла. Обращение  в  игре  к  заменителям  ставит  детей перед  необходимостью  переименовать  предмет, а  затем  сообщить  об  этом  другим  играющим. Таким  образом, в  игре, кроме  речи, определяемой  

особенностями  взятой  на  себя  роли, появляется  речь, функцией  которой  является  согласование  совместных  действий.

                    Сюжетно-ролевые  игры  организует  логопед  и  воспитатель. Обучение  детей  практическим  действиям (через  игры  с  дидактической  куклой) проводится  логопедом  в  форме  занятия, а  дальнейшее  развитие  игры  и  её  обогащение  осуществляются  воспитателем. Развитые  сюжетно-ролевые  игры  логопеду следует использовать для актуализации  имеющихся  у  ребёнка  речевых  средств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры дошкольников

В соответствии с  ФГОС обучение детей происходит в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. В статье рассматривается пробле...

Доклад "“Педагогическое сопровождение сюжетно- ролевой игры дошкольников” презентация

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида №56 «Северяночка»    Доклад  к педсовету №3...

Педагогическое сопровождение сюжетно - ролевой игры современных дошкольников

Игра- самоценная форма активности ребенка дошкольного возраста. Замена игры другими видами деятельности обедняет личность дошкольника, препятствуя развитию воображения дошкольника, которое признано ва...

Педагогическое сопровождение сюжетно - ролевой игры современных дошкольников.

Консультация предназначена в помощь воспитателям для сопровождения сюжетно - ролевых игр у современных дошкольников....

Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры современных дошкольников

Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры современных дошкольников...

Презентация "Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры дошкольников"

Игра – любимый вид деятельности дошкольников. И как бы ни были важны занятия, подготовка к школьному обучению, природа ребенка требует реализации потребности в игре...