Консультация "Пересказ"
консультация по логопедии
Материал для педагогов ДОО по развитию речи дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pereskaz.docx | 14.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение дошкольников с использованием метода пересказа
Метод пересказа широко используется в работе с детьми начиная с пятого года жизни. Если у младших дошкольников требование взрослого запомнить не приводит к выделению ими соответствующих целей, то «старшие» дети уже владеют умением принимать задачу запомнить и припомнить. С помощью этого метода обогащаются все компоненты языка (лексика, грамматика, интонации). Дети практически осваивают связную диалогическую и монологическую речь на лучших образцах художественной литературы. Задача воспитателя при планировании занятий по пересказу художественных произведений – отобрать тексты, доступные по содержанию и стилю изложения детям данной возрастной группы.
Занятие по пересказу имеет следующую типовую структуру:
1) Вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи (оживление аналогичного личного опыта детей, показ картинки и др.).
2) Первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. (Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.)
3) Вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.
4) Подготовительная беседа (разбор произведения).
Цели беседы:
– уточнение содержания (главным образом идей и характеристик образов);
– привлечение внимания к языку (ненавязчиво подчеркнуть точные определения, сравнения, фразеологизмы);
– активная подготовка к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, осмысление интонации, ударений, темпа, особенно в важных композиционных моментах).
Все эти цели решаются в единстве, при последовательном анализе текста по ходу его сюжета. 1-й и 4-й этапы опускаются, если сравнительно сложное произведение было прочитано и разобрано заранее, за 3–6 дней до пересказа, или если дети уже отлично справляются с пересказом самостоятельно.
5) Повторное чтение, суммирующее результаты разбора. Иногда перед ним уместна установка: «Вслушивайтесь, как я читаю».
6) Пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).
7) Пересказ (3–7 человек). Активное руководство воспитателя. В конце вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).
На некоторых занятиях полезно сочетать два текста для пересказа: первый – новый для детей, сравнительно легкий; второй – уже известный им, он должен быть коротким. Это оживляет внимание детей.
Приемы пересказа:
- Образец чтения произведения.
- Вопросы к детям.
- Объяснения, указания.
- Упражнения – индивидуальные и хоровые повторения слов и фраз, варианты произнесения, выбор наиболее подходящей интонации и др.
- Обращение к личному опыту детей, показ наглядного материала – все это уточняет идею произведения, создает эмоциональный фон для предстоящего пересказа.
- Подсказ слова или фразы воспитателем.
- Совместный пересказ педагога и ребенка.
- Отраженный пересказ.
- Пересказ по частям.
- Оценка пересказа педагогом. Наиболее развернуто анализируют первый и второй пересказы, хотя и в этом случае отмечают немногие (1–2) качества положительного характера. Иногда педагог сравнивает два последовательно прозвучавших пересказа, привлекая к оценке детей. Нужно помнить, что оценка творческой художественной деятельности, какой является пересказ, должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения. Следует подсказать детям подходящие формулировки их оценочных суждений: «Мне кажется…», «Я советую Сереже…», «А может быть, лучше…» и т. д.
- Пересказ по ролям (в лицах).
- Игра-драматизация или инсценировка текста с использованием игрушек, силуэтов.