ИОП на ребенка с ТНР
рабочая программа по логопедии
Индивидуальная образовательная программа (далее ИОП) для ребенка с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) разработана в соответствии с Основной образовательной программы дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iop_na_sofyu.docx | 60.89 КБ |
Предварительный просмотр:
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
Индивидуальная образовательная программа (далее ИОП) для ребенка с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) разработана в соответствии с Основной образовательной программы дошкольного образования.
Особенностью программы является «реализация общеобразовательных задач с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития».
Программа определяет требования к объему, содержанию образования, планируемым результатам, модели организации образовательно-воспитательного процесса.
Программа направлена на создание условий для развития дошкольника, открывающих возможности для позитивной социализации, личностного развития. Развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками; на создание развивающей образовательной среды как системы в социализации и индивидуализации детей.
Индивидуальная образовательная программа составлена на Б//// Софью ////, 20.10.2012 г рождения, зачисленную в ДОУ на основании приказа МБДОУ детский сад №//, за №233 от 25.07.2016 г. Заключение ППК за №655-16 от 11.12.2016 г.
Психолого-педагогическая характеристика на Б/// Софью ///.
Б/// Софья///, детский сад посещает с 25.06.2016года. Соня воспитывается в полной семье, второй ребенок в многодетной семье.
Воспитанием ребенка занимаются оба родителя. К детскому саду относятся положительно, режим дня ребенок соблюдает. Простудными заболеваниями болеет часто, аппетит хороший, Соня разборчива в еде. Дневной сон не нарушен, энурэзом и энкопрезом не страдает.
Ребенок хорошо развит физически, у Сони 2 группа здоровья. Антропологические данные соответствуют возрасту. Движения скоординированные и четкие. Моторика рук развита хорошо. Ведущая рука - правая. Культурно - гигиенические навыки и самообслуживание развиты достаточно хорошо: умеет самостоятельно одеваться и раздеваться. Свои вещи на место убирает аккуратно.
Соня доброжелательный, общительный ребёнок; умеет управлять своим поведением и чувствами. Чувства не полноценности и не уверенности в себе не испытывает. К требованиям воспитателя относится положительно, старается выполнить все поручения. В контакт с взрослыми и сверстниками вступает легко. Среди ребят в группе есть круг друзей с общими интересами.
Проявляет большой интерес к новым игрушкам, может долго с ними играть. Во время игры старается выполнять правила, активно участвует в них, доводит игру до конца. Проявляет интерес к различным играм, в основном к настольно-печатным и сюжетно – ролевым играм, а так же играть с куклами, в игре проявляет воображение, замысел игры глубокий, легко принимает на себя игровую роль. Любит рисовать. Есть любимые книги для рассматривания.
С программой средней группы справляет на среднем уровне. Проявляет интерес к занятиям, активно участвует в них, но не усидчива, часто отвлекается, быстро переключается с одного вида деятельности на другой.
Соня владеет порядковым и количественным счетом в пределах 5, умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме. Сравнивает предметы по длине, ширине, высоте. Знает и называет геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб. Ориентируется в пространстве и во времени. Знает свои имя и фамилию, имена родителей, адрес проживания – затрудняется. Называет разные предметы, которые ее окружают в помещении, на улице, на участке.Называет их свойства, качества. Знает и называет диких и домашних животных, одежду, обувь, мебель, посуду, деревья и т.д.Различает и называет некоторые растения ближайшего окружения. Называет времена года в правильной последовательности. Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе. Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека.
Знает о значении для здоровья утренней гимнастики, закаливания, соблюдения режима дня. На занятиях по физической культуре умеет ловить мяч с расстояния, бросать мяч разными способами правой и левой руками, отбивать о пол, а так же ползать, подлезать, пролезать и перелезать через предметы; перелезать с одного пролета гимнастической стенке на другой ( вправо, влево), энергично отталкиваться и правильно приземлятся в прыжках на двух ногах, на месте и с продвижением вперед, строится по заданию взрослого в шеренгу, в колонну по одному, парами, в круг. В подвижных играх Соня берет на себя ведущую роль, осознанно относится к выполнению правил игры.
Соня проявляет интерес к продуктивной деятельности.Владеет техническими навыками работы с ножницами, пластилином и карандашами. На занятиях все задания выполняет аккуратно, доводит начатое до конца. В случае возникновения затруднений она принимает помощь взрослых, внимательно следит за действиями воспитателя. Проявляет интерес к конструктивной деятельности, умеет преобразовывать постройки в соответствии с заданием взрослого, в том числе поделкам из бумаги.
Трудовые поручения выполняет охотно,проявляет желания помогать взрослым и поддерживать порядок в группе.
Соня на занятиях по развитию речи пересказывает короткие сказки, может пересказать сюжет литературного произведения, составить описательный рассказ об игрушке, по картине и с помощью вопросов воспитателя, заучить стихотворение наизусть. Проявляет эмоциональную заинтересованность в драматизации знакомых сказок, участвует в беседе, высказывает свое мнение. Словарный запас ниже возрастной нормы. Речь у Сони не разборчивая с нарушением звукопроизношения.
- Цели и задачи реализации программы
Цельюиндивидуальной образовательной программы является: построение системы коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для ребенка с тяжелыми нарушениями речи, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольной образовательной организации и родителей ребенка.
Целью реализацииявляется построение системы коррекционно-развивающей психолого-педагогической работы, максимально обеспечивающей создание условий для развития ребенка с ТНР, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности.
Цель ИОП достигается путем решения следующих задач:
• овладение ребенком самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования; • охрана и укрепление физического здоровья ребенка, обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
• формирование оптимистического отношения к окружающему миру, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечение позитивного эмоционально-личностного и социально-коммуникативного развития.
Решение данных задач возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию и образованию, тесной взаимосвязи в работе всех специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, воспитателей, музыкального руководителя, медперсонала) ДОУ, а также при участии родителей (законных представителей) в реализации программных требований.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы
В соответствии с ФГОС ДО индивидуальная образовательная программа для ребенка с ТНР базируется на следующих принципах и подходах:
- Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурном компоненте, которые находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.
- Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
- Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ. Совместная работа субъектов образовательного процесса является залогом успеха коррекционной работы. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития ребенка.
- Принцип доступности предполагает построение обучения ребенка на уровне его реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.
- Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Концентрированное изучения материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами ДОУ. В результате использования единой темы на занятиях учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя ребенок прочно усваивает материал и активно пользуется им в дальнейшем.
Коррекционно-развивающая работа с ребенком с задержкой психического развития должна строиться таким образом, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.
1.1.3. Значимые для реализации программы характеристики детей с ТНР
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи – это дети с крайне ограниченными речевыми навыками. У них часто наблюдается сочетание стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи (Л.С. Выготский), можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированиюпсихики.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это такое речевое нарушение, при котором у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом наблюдается недоразвитие всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематического и лексико-грамматического).
Характеристика детей с I уровнем речевого развития
(по Р.Е. Левиной)
Первый уровень характеризуется почти полным отсутствием словесных средств общения или весьма ограниченным их развитием. У детей, находящихся на первом уровне речевого развития, активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Слова и их заменители употребляются для обозначения лишь конкретных предметов и действий. Дети широко пользуются жестами и мимикой. В речи отсутствуют морфологические элементы для передачи грамматических отношений. Речь ребенка понятна окружающим лишь в конкретной ситуации.
- Планируемые результаты освоения программы
Припроведении мониторинга на начало учебного года каждый участник педагогического процесса выстраивает индивидуальную работу, исходя из результатов оценки индивидуального развития ребенка с ЗПР, который позволяет: выявить индивидуальные особенности ребенка, определить оптимальный педагогический маршрут и обеспечить индивидуальное сопровождение, разработать индивидуальный план коррекционно-развивающей работы, определить условия воспитания и обучения.
Образовательная область «Речевое развитие»
- Развитие словаря.
- Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
- Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа
(развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи;
работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов; совершенствование
фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и
синтеза).
- Развитие связной речи.
- Формирование коммуникативных навыков.
II. Образовательная область «Познавательное развитие»
- Сенсорное развитие.
- Развитие психических функций.
- Формирование целостной картины мира.
- Познавательно-исследовательская деятельность.
- Развитие математических представлений.
III. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
- Восприятие художественной литературы.
- Конструктивно-модельная деятельность.
- Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка )
- Музыкальное развитие (восприятие музыки, музыкально-ритмические движения,
пение, игра на детских музыкальных инструментах).
IV. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- Формирование общепринятых норм поведения.
- Формирование гендерных и гражданских чувств.
- Развитие игровой и театрализованной деятельности (подвижные игры,
дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры).
- Совместная трудовая деятельность.
- Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
V. Образовательная область «Физическое развитие»
- Физическая культура (основные движения, общеразвивающие упражнения,
спортивные упражнения, подвижные игры).
Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.
II. Содержательный раздел
2.1. Содержание индивидуальной образовательной программы
2.1.1. Педагогическое сопровождение воспитателей
Раздел | Программные задачи | Организационные формы |
Образовательная область «Познавательное развитие» | ||
Сенсорное развитие |
| Индивидуальная, групповая, подгрупповая |
Развитие психических функций |
| |
Формирование целостной картины окружающего мира, познавательно-исследовательская деятельность. | 1. Формировать умение ориентироваться в групповом помещении, помещении детского сада, на участке. 2. Формировать представление о мире предметов, необходимых человеку, их назначении; частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны. 3. Воспитывать бережное отношение к вещам. 4.Формировать представления о смене времен года, их очередности. Научить узнавать и различать времена года по существенным признакам сезона. 5. Формировать представления о многообразии природных явлений, о сезонных изменениях в природе. 6. Формировать представления о том, что растения — это живые существа. Знакомить с жизнью растений, с первыми весенними цветами, полевыми и луговыми цветами. .Учить узнавать деревья по листьям, плодам, семенам, характерным особенностям стволов. 7. Расширять представления об овощах, фруктах, грибах, ягодах, местах их произрастания, цвете, форме, размере; о блюдах, которые можно из них приготовить. 8. Формировать представления о комнатных растениях и уходе за ними. Конкретизировать представления о диких и домашних животных, об особенностях их внешнего вида и образе жизни, о труде людей по уходу за домашними животными. 9.Формировать представления о разнообразии птиц, характерных особенностях их внешнего вида, образе жизни. 10. Формировать представления об аквариумных рыбках, их внешнем виде, образе жизни, уходе за ними. Привлекать детей к уходу за аквариумными рыбками. 11.Формировать представления о насекомых, их особенностях, образе жизни. 12.Воспитывать любовь и бережное отношение к природе | |
Развитие математических представлений | 1. Формировать навыки счета в пределах пяти с участием слухового, зрительного и двигательного анализаторов. Обучать отсчитыванию предметов из большего количества. Ввести в активный словарь количественные и порядковые числительные (в пределах пяти). Учить отвечать на вопросы: Сколько всего? Который по счету? 2. Обучать сравнивать две группы предметов и уравнивать две неравных группы двумя способами: добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний предмет. Совершенствовать умение сравнивать численности множеств в условиях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, отличаются по размерам. 3. Обучать сравнивать предметы по длине, ширине, высоте (путем наложения и приложения). Формировать навык сравнения предметов сразу по двум признакам. Формировать умение сравнивать до пяти предметов разной длины, высоты, раскладывая их в возрастающем и убывающем порядке. 4. Формировать умение узнавать, различать и называть геометрические формы, соотносить формы предметов с геометрическими фигурами. Обучать группировке геометрических фигур по цвету, форме, размеру. 5. Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве и на плоскости. 6. Обучать различению контрастных и смежных частей суток, определению их последовательности. 7. Формировать представления о смене времен года и их очередности. | Индивидуальная, групповая, подгрупповая |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» | ||
Восприятие художественной литературы | 1. Учить слушать сказки, рассказы, стихи, произведения малых фольклорных форм и с помощью педагога правильно понимать их содержание. 2. Воспитывать чувство языка, учить воспринимать мелодику русской речи, эмоционально реагировать на прочитанное. Совершенствовать навык рассматривания иллюстраций к литературным произведениям и умение соотносить их с текстом. Учить понимать вопросы к литературному произведению, отвечать на них, задавать простые вопросы. 3. Формировать навык пересказа хорошо знакомых сказок и небольших рассказов со зрительной опорой и с помощью взрослого. | Индивидуальная, групповая, подгрупповая |
Конструктивно-модельная деятельность | 1. Совершенствовать конструктивныйпраксис в работе с разрезными картинками (2—4 части со всеми видам разреза), простыми пазлами, кубиками с картинками по всем изучаемым лексическим темам. 2. Развивать конструктивныйпраксис и мелкую моторику в работе с дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике. 3. Формировать навыки сооружения построек по образцу и алгоритму из крупного и мелкого строительного материала с использованием деталей разных цветов. Совершенствовать умение различать и называть детали строительного конструктора, анализировать несложные постройки и создавать их по образцу, схеме, указанию. 4. Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала. 5.Обучать конструированию из бумаги: сгибанию прямоугольного листа пополам, совмещая при этом стороны и углы; приклеиванию деталей к основной форме. | Индивидуальная, групповая, подгрупповая Показ занятия |
Изобразительная деятельность Рисование | 1. Закрепить умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок, правильно использовать их при создании изображения; правильно закрашивать изображения, проводя линии и штрихи только в одном направлении и не выходя за контур изображения, формировать умение располагать узор в полосе, сочетать краски с фоном, создавать 95 несложные сюжетные композиции, передавать в рисунке расположение частей, соотнеся их по величине; изображать круглую, овальную, четырехугольную, треугольную формы. 2. Формировать умение рисовать отельные предметы и несложные сюжетные композиции, правильно располагая их на листе. Закреплять и обогащать представления о цветах и оттенках, развивать умение использовать их в рисовании. Знакомить с декоративными композициями по мотивам дымковских и филимоновских узоров. Учить созданию узоров в стиле этих росписей. | Индивидуальная, групповая, подгрупповая Занятия, показ взрослого |
Аппликация | 1. Развивать интерес к аппликации. Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими, совершать разные виды прямых разрезов, вырезать круглые формы из квадрата, навыки аккуратного наклеивания деталей. Совершенствовать технику вырезывания силуэтным симметричным способом, умения производить на глаз криволинейные разрезы. | |
Лепка | 1. Развивать интерес к лепке и совершенствовать умение лепить из пластилина, глины, соленого теста, используя разные приемы, освоенные в предыдущих группах. Формировать умение получать требуемую форму, оттягивая части от заготовки, сглаживать поверхность формы, присоединять части, приглаживая и примазывая их. Формировать умение украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки. | |
Музыкальное воспитание Слушание (восприятие) музыки | 1. Знакомить с многообразием музыкальных форм и жанров. 2. Совершенствовать навыки культурного слушания музыки, умение дослушивать произведение до конца, узнавать и запоминать его, рассказывать с помощью педагога, о чем это произведение. 3. Совершенствовать умение различать громкую и тихую музыку, звучание детских музыкальных инструментов. Помочь разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них тембровый и динамический слух, чувство ритма. | Индивидуальная, групповая, подгрупповая |
Музыкально-ритмичные движения | 1. Формировать умение передавать характер музыки в движениях, отражать в движении развитие музыкального образа. 2. Учить детей двигаться ритмично, в умеренном и быстром темпе, менять движения в соответствии с двухчастной и трехчастной формой музыкального произведения. Учить освоению танцевальных движений: прямой галоп, поскоки, пружинка, притопы; выставление ноги на носок, на пятку; кружение по одному, в парах. Учить хлопать в ладоши, перестраиваться из круга врассыпную и обратно; двигаться в и хороводах и парами по кругу в танцах; выполнять различные плавные движения руками. Учить выполнять действия с предметами (флажками, шарами, ложками, кубиками, ленточками, султанчиками, платочками, погремушками, куклами) в соответствии с музыкальным сопровождением. 3. Учить детей инсценировать песни, выполнять образные движения в музыкальных играх и спектаклях. | |
Пение | 1. Учить детей получать радость от занятия пением. Развивать умение петь выразительно, без напряжения в голосе, протяжно, согласованно, чисто интонируя мелодию, в едином темпе, четко произнося слова. Практиковать коллективное и индивидуальное пение, с аккомпанементом и без него. Учить детей самостоятельно отвечать на музыкальные вопросы: «Как тебя зовут?», «Кто, как поет?» (кошка, петушок, корова, щенок). | |
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» | ||
Формирование общепринятых норм поведения | 1. Совершенствовать навыки адекватного поведения в различных ситуациях. Воспитывать вежливость, отзывчивость, скромность, смелость, желание быть справедливым. Учить испытывать чувство стыда за нехорошие поступки. Развивать умение играть и действовать сообща, уступая друг другу. Формировать навык бережного отношения к вещам. | Индивидуальная, групповая, подгрупповая |
Формирование гендерных и гражданских чувств | .Продолжать поло-ролевое воспитание. Воспитывать уважительные отношения к сверстникам своего и противоположного пола. 2. Развивать представления каждого ребенка о его прошлом, настоящем и будущем. 3. Углублять представления каждого ребенка о своей семье, ее членах и ее истории. 4. Расширять представления детей о правах и обязанностях детей. Привлекать детей к активному участию в жизни группы и детского сада, в оформлении помещений. 5. Воспитывать любовь к родному городу. Знакомить с его достопримечательностями. Воспитывать любовь к родному городу, знакомить с его достопримечательностями, названиями улиц, на которых живут дети, и находится детский сад. 6. Привлекать внимание к труду взрослых, его общественному значению. Формировать представления о некоторых профессиях, трудовых действиях их представителей. 7. Формировать первичные представления о государственных праздниках (Новый год, День защитника Отечества, 8 марта, 9 мая). | Индивидуальная, групповая, подгрупповая Занятия, кружки, беседы |
Развитие игровой и театрализованной деятельности Подвижные игры | 1. Развивать двигательную активность, быстроту, ловкость, способность ориентироваться в пространстве, активизировать мышечный тонус, совершенствовать координацию движений. Воспитывать самостоятельность в организации знакомых игр с группой сверстников. | Индивидуальная, групповая, подгрупповая |
Настольно-печатные дидактические игры | 1. Формировать навыки игры в настольно-печатные игры с правилами (лото, домино, игры-«ходилки»), умение играть сообща, уступать друг другу. | |
Сюжетно-ролевые игры | 1. Обогащать социальный опыт и развивать социальные отношения в игре на основе осмысления профессиональной деятельности взрослых. 2. Формировать умение объединяться для игры, распределять роли, совершать действия в соответствии с общим замыслом, согласовывать действия друг с другом и совместными действиями достигать результата, самостоятельно создавать игровые замыслы, подбирать атрибуты, предметы-заместители. Развивать умение использовать в сюжетно-ролевой игре постройки из строительного материала. | |
Театрализованные игры | 1. Развивать интерес к театрализованным играм. Обучать разыгрыванию несложных представлений по знакомой сказке, проведению театрализованных игр во всех видах театра. Формировать эстетический вкус, достаточный запас эмоций и впечатлений | |
Совместная трудовая деятельность Самообслуживание | 1. Совершенствовать умение самостоятельно одеваться и раздеваться, соблюдать установленную последовательность в одевании. Приучать аккуратно складывать и вешать одежду, с помощью взрослого приводить их в порядок – чистить, просушивать. Воспитывать у детей стремление всегда быть аккуратными и опрятными. | Индивидуальная, групповая, подгрупповая Беседы |
Хозяйственно-бытовой труд | 1. Приучать детей поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада, убирать на место строительный материал, игрушки, помогать воспитателю подклеивать книги, коробки для настольных игр. Учить самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять глубокие тарелки, чашки с блюдцами, хлебницы, правильно раскладывать столовые приборы (ложки, вилки) | |
Труд в природе | 1. Продолжать учить детей поливать растения, протирать пыль с крупных листьев растений, убирать сухие листья. Приобщать к работе по выращиванию растений из луковиц и крупных семян. Привлекать к работе в цветнике: поливать цветы и собирать семена. Формировать желание помогать зимующим птицам: подкармливать их, сооружать кормушки. Формировать желание помогать воспитателю приводить в порядок используемые в трудовой деятельности оборудование (очищать, складывать в определенном месте) | |
Формирование основ безопасности в быту, в социуме, в природе. | 1. Совершенствовать у детей навыки безопасного поведения дома, в детском саду (на занятиях, в игровой деятельности, на лестнице, в раздевалке, в туалетной комнате), в спортивном зале, на участке (возле качелей, в песочнице, на спортивных снарядах), на игровых площадках. Формировать навыки поведения с незнакомыми людьми. Закрепить знание каждым ребенком фамилии имени и отчества мамы и папы, домашнего адреса и телефона. 2. Совершенствовать представления о правилах дорожного движения и навыки безопасного поведения на улицах города, на остановках, в транспорте. Познакомить детей с некоторыми дорожными знаками («Дети», «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Остановка общественного транспорта», «Велосипедная дорожка»). 3. Сформировать представления о специальном транспорте («Скорая помощь», «Полиция», пожарная машина). 4. Совершенствовать навыки безопасного поведения в природе и культуры поведения в природе. Совершенствовать представления о безопасном взаимодействии с растениями и животными. Совершенствовать представления о простейших взаимосвязях в природе. 5. Формировать умение одеваться по погоде. | Индивидуальная, групповая, подгрупповая Беседы |
Образовательная область «Физическое развитие» | ||
Физическая культура Основные движения | Ходьба и бег. 1. Обучать ходьбе и бегу с согласованными движениями рук и ног, ходьбе и бегу с ускорением и замедлением темпа, ходьбе и бегу на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена, мелким и широким шагом, приставным шагом в сторону, в колонне по одному, по двое, по прямой, по кругу, врассыпную, с изменением направления, с перешагиванием через различные предметы, между предметами, по линии, по шнуру, по доске, по гимнастической скамейке, по наклонной доске вверх и вниз. 2. Формировать умение выполнять ходьбу с выполнением заданий. Учить сочетать ходьбу с бегом. Ползание и лазание. 1. Обучать ползанию на четвереньках с опорой на колени и ладони, с опорой на колени и предплечья по прямой, между предметами, змейкой; по горизонтальной доске, гимнастической скамейке на животе; подлезанию под веревку, дугу (h=50 cм); пролезанию в обруч, перелезанию через бревно, гимнастическую скамейку; лазанию по гимнастической стенке, не пропуская реек; переходу по гимнастической стенке с пролета на пролет, вправо и влево приставным шагом. Прыжки. 1. Обучать выполнению прыжков на месте на двух ногах в чередовании с ходьбой, с продвижением вперед, с поворотом кругом; прыжков «ноги вместе — ноги врозь», прыжков на одной ноге, прыжков через линию, через предмет высотой 20 см, в длину, с короткой скакалкой; спрыгиванию с высоты 20—30 см; прыжкам в длину с места. Катание, ловля, бросание. 1. Обучать бросанию мяча друг другу снизу и ловле его, бросанию от груди, в горизонтальную цель, через веревку, из-за головы, подбрасыванию мяча вверх и ловле его, отбиванию мяча о землю правой и левой рукой. Обучать прокатыванию мячей и обручей друг другу, в ворота, между предметами, по узкой дорожке (ширина 20 см), выложенной шнуром, обозначенной линиями и др. Обучать метанию предметов на дальность в горизонтальную и вертикальную цель правой и левой рукой. Ритмическая гимнастика. 1. Формировать умение выполнять упражнения под музыку. Способствовать развитию выразительности движений, умения передавать двигательный характер образа (котенок, лошадка, зайчик и т.п.). | Индивидуальная, групповая, подгрупповая |
Строевые упражнения | 1. Совершенствовать навыки построения врассыпную, в пары, в шеренгу, в колонну друг за другом, в круг. Использовать для упражнений зрительные ориентиры: флажки, кубики, кегли, конусы и др.; поднятую и опущенные руку, стрелки и др. использовать для упражнений звуковые сигналы: свисток, удары в бубен, хлопки в ладоши определенные команды («Стоп», «Повернись направо!», «К зеленому флажку шагом марш!» и др.). Учить становиться в колонну и шеренги по росту. Учить перестраиваться из колонны по одному в пары и обратно. Из пар в колонну по одному на месте и во время ходьбы; из колонны по одному или шеренги в звенья, заранее выбрав ведущего каждого звена, в круги вокруг водящих. Учить поворачивать направо, на лево, кругом, переступая на месте. | |
Общеразвивающие упражнения | 1. Совершенствовать умение выполнять движения для рук и плечевого пояса (поднимать руки вверх, вперед, в стороны, ставить на пояс, отводить руки за спину, закладывать руки за голову, сжимать и разжимать кисти рук, вращать кисти рук из исходного положения руки вперед, в стороны), для туловища (поворачиваться в стороны, наклоняться вперед, вправо и влево), для ног (подниматься на носки, выставлять ногу вперед на пятку, на носок, выполнять притопы, полуприседания, приседания, поочередно поднимать ноги, согнутые в коленях). При выполнении общеразвивающих упражнений использовать различные исходные положения (стоя, ступни параллельно, ноги врозь, пятки вместе — носки врозь, ноги вместе; стоя в упоре на коленях; сидя в упоре сзади; лежа на животе; лежа на спине); использовать различные предметы (мячи большого и среднего размера, обручи малого диаметра; гимнастические палки; флажки; кубики; гимнастические скамейки). | |
Спортивные упражнения | 1. Обучать езде на трехколесном и двухколесном велосипеде по прямой и по кругу. Обучать скатыванию на санках с горки, подъему с санками на горку, торможению при спуске с горки; скольжению по ледяной дорожке с поддержкой взрослого. | |
Подвижные игры | 1. Воспитывать интерес к активной двигательной активности, развивать самостоятельность, инициативность, пространственную ориентировку, творческие способности. | |
Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни. | 1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей. Проводить закаливающие процедуры с использованием природных факторов. 2. Формировать потребность в движении, привлекать детей к подвижным и спортивным играм. Проводить утреннюю гимнастику. Обеспечить проведение ежедневных прогулок в первой и второй половинах дня. Обеспечить проведение физкультурных пауз во время занятий. 3. Воспитывать культурно-гигиенические навыки, умение правильно чистить зубы, полоскать рот после еды, пользоваться носовым платком. Совершенствовать умение правильно вести себя за столом во время еды, пользоваться столовым прибором. 4. Расширять представления о здоровом образе жизни, о значении правильного питания, движения, пребывания на свежем воздухе и солнце, гигиены для здоровья человека. 5. Формировать представления о факторах, оказывающих негативное влияние на здоровье. Формировать представления о месте человека в природе, о том, как жить, не нанося вреда природному окружению. | Индивидуальная, групповая, подгрупповая Беседы |
2.1.2. Логопедическое сопровождение
Содержание образовательной области направлено на овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Основное внимание уделяется стимулированию речевой активности ребенка с ТНР, где формируется мотивационно-потребностный компонент речевой деятельности, развиваются ее когнитивные предпосылки: восприятие, внимание, память, мышление
Цель:обеспечить своевременное и эффективное развитие речи как средства общения, понимания, самовыражения ребенка.
Раздел | Программные задачи | Организационные формы |
Развитие словаря | Расширение пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам (осень, названия деревьев, овощи, фрукты, грибы и лесные ягоды, игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда) на основе ознакомления с окружающим.Уточнение понимания и постепенное введение в активный словарь слов – названий предметов ближайшего окружения (мяч, машинка, кукла, кубики, мишка, платье, брюки, рубашка, кофта, шорты, тапки, туфли, ботинки, кроссовки, сапожки, шкаф, стол, стул, кровать, диван, чайник, кастрюля, тарелка, чашка, ложка), их частей (колесо, кузов, кабина, голова, лапа, живот, спина, ухо, нос, глаз, рот, рука, нога, воротник, карман, рукав, пуговица, каблучок, шнурок, ножка, спинка, сиденье, полка, дверца, носик, крышка, ручка), слов – названий природных явлений (осень, дождь, туман, туча, ветер, дерево, трава, листья), названий действий (спать, есть, пить, играть, гулять, стоять, сидеть, лежать, идти, мыть, рисовать, смотреть, слушать, петь, танцевать, говорить, кричать, одеваться,, раздеваться, умываться, причесываться, поливать, строить, катать, ехать, лететь, убирать, стирать, варить, опадать, дуть), признаков предметов (большой, маленький, хороший, плохой, горячий, холодный, вкусный, сладкий, кислый, солёный, красный, синий, жёлтый, зелёный). 2. Обучение пониманию обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий (деревья, овощи, фрукты, грибы, ягоды, игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда). 3. Обучение правильному употреблению личных местоимённых форм (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они), притяжательных местоимений (мой, моя), притяжательных прилагательных (мамин, папин), определительных местоимений, наречий (тут, там, здесь, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко, высоко, низко), количественных числительных (один, два), порядковых числительных (первый, второй, третий, четвёртый, пятый). 4. Формирование понятия слово. | индивидуальная |
Формирование и совершенствование грамматического строя речи | Обучение дифференциации и употреблению существительных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже (груша – груши, слива – сливы, сапог – сапоги, стол – столы, яблоко – яблоки). Обучение пониманию вопросов косвенных падежей (кого?, что?, чего?, кому?, чему?) и употреблению существительных в винительном, родительном, дательном падежах без предлога (куклу, машинки, мишке). Обучению пониманию, а затем и употреблению в речи предлогов (в, на, под). Обучению образованию, а затем и употреблению в речи глаголов в повелительном наклонении (дай, мой, иди, сиди, неси, беги, пой, слушай, смотри), в инфинитиве (бросать, ловить, сидеть), в настоящем времени (иду, идёт, идём). Обучение согласованию притяжательных местоимений (мой, моя) с существительными мужского и женского рода (моя рубашка, мой шкаф). Формирование навыка согласования прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода в именительном падеже (красный мяч, красная груша, красное яблоко). Формирование навыков составления простого двухсловного предложения и обучение согласованию подлежащего и сказуемого (Мишка сидит.Дети сидят). | индивидуальная |
Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа | Развитие просодической стороны речи. Формирование правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха. Формирование навыка мягкого голосоведения при произнесении гласных и их слияний. Воспитание правильного умеренного темпа речи (по подражанию педагога). Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интонационной выразительности речи в работе над звукоподражаниями, при рассказывании маленьких потешек, при выполнении подвижных упражнений с текстом. Коррекция произносительной стороны речи. Уточнение произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в словах и предложениях с ними, в звукоподражаниях, в небольших потешках и играх. Активизация движений речевого аппарата с целью формирования правильной артикуляции свистящих звуков. Работа над слоговой структурой слова. Формирование умения различать на слух длинные и короткие слова (мак – погремушка, кот – велосипед, дом – черепаха). Формирование умения передавать ритмический рисунок слова (прохлопывая, простукивая, протопывая слово вместе с логопедом и вслед за ним) со зрительной опорой и без неё. Обучение правильному произношению и делению на слоги сначала двухсложных, а потом трёхсложных слов, состоящих из открытых слогов (дыня, мука, батоны, вагоны), и использованию их в речи. | индивидуальная |
Развитие связной речи и речевого общения | Развитие умения вслушиваться в обращённую речь, понимать её содержание, адекватно реагировать на неё. Стимуляция проявления речевой активности. Формирование умения поддерживать беседу. Формирование умения задавать вопросы по картинке (Кто это?, Что она делает?), по демонстрации действия (Кто это?, Что он делает?) и отвечать на них (Это птичка. Птичка летает. Это Ваня. Ваня ест.). Формировать умение повторять за взрослым описательный рассказ из 2-3 простых предложений, а затем с помощью взрослого составлять короткий описательный рассказ по алгоритму или предложенный взрослым плану. Формировать навыки пересказа. Обучать пересказывать знакомые сказки или небольшие тексты с помощью взрослого и со зрительной опорой. | индивидуальная |
2.1.3. Психологическое сопровождение
1 .помощь в установление эмоционального контакта с внешним миром;
2. развитие и гармонизация эмоциональной сферы;
3. снятие эмоциональной напряженности;
4. снижение уровня тревожности.
5. развивать сенсорно-перцептивной сферы, развитие произвольного внимания и памяти.
План работы педагога – психолога на
октябрь – май 2020 – 2021 учебный год
Психологическое сопровождение (2 раза в неделю)