Проект "Нам учить стихотворения легко"
проект по логопедии (старшая группа)

Гурова Екатерина Юрьевна

Мнемотаблицы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mnemotablitsy.docx13.88 КБ
Файл mnemotabl_1.docx344.94 КБ

Предварительный просмотр:

Совместный проект с детьми и родителями

«Нам учить стихотворения легко!»

 в старшей группе

Тема: «Нам учить стихотворения легко!».

Автор проекта: Учитель-логопед  Гурова Екатерина Юрьевна

Время проведения проекта: среднесрочный проект с 10 января – 20 мая  2022г

Дети с общим недоразвитием речи испытывают значительные трудности запоминания стихотворных текстов.

В чем же причина? Дошкольный возраст - возраст образных форм сознания. Наукой давно доказано, что в первом случае, при разучивании, например, стихотворения требуется произвольное запоминание, а во втором - действует непроизвольное, освоенное на эмоциях и интересе ребенка. И наш педагогический опыт это подтверждает, ведь в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер.

В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что при использовании приемов мнемотехники будет повышаться уровень качества заучивания стихотворений в старшем дошкольном возрасте.

Цель: Выявить эффективность использования приемов мнемотехники в заучивании стихотворных текстов у детей.

В соответствии с целью были определены основные задачи исследования.

1. Изучить литературу по данной проблеме.

2 . Разработать и апробировать в условиях дошкольного учреждения наглядный материал, включающий в себя приемы мнемотехники.

3. Сформировать у родителей представление о значимости заучиваний стихотворений детьми.

Предполагаемые результаты.

- у родителей сформируется  четкое представление о мнемотаблицах и эффективности использования приемов мнемотехники в заучивании стихотворных текстов у детей.

-  у детей разовьётся умение с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые стихотворные тексты.

Этапы реализации:

1. Подготовительный этап.

2. Основной этап.

3. Заключительный этап.

Содержание и структура проекта.

1 этап: подготовительный.

Изучение проблемы заучивания стихотворений.

Подбор информации о значимости приёма мнемотехники для заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста.

Подготовка дидактических пособий.

2 этап: основной.

1 Работа с родителями:

1. Сообщение в рамках родительского собрания «Использование мнемотехники для заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста».

2. Задание родителям. Придумать рисунки или схематическое изображение к стихотворениям. Нарисовать в таблицу.

3 этап: заключительный.

1. Представление своих мнемотаблиц детям и выразительное чтение стихотворение.

 2. Обобщение опыта  работы по проекту и его представление.



Предварительный просмотр:

Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста.

      Мнемотаблицы – это таблицы, состоящие из последовательно расположенных изображений-символов, в которых зашифровано содержание текстов.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно  облегчает  процесс запоминания, сокращает время заучивания и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, мышления;

- перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;

- развитие мелкой моторики рук.

Этот метод наиболее эффективен для дошкольников старшего возраста. Так как, в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память и запоминание носит непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В  более старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка.

Помогите ребёнку представить происходящее.  И иллюстрируйте каждое слово или  выражение. Нет цели создавать шедевры, достаточно схематически изобразить рисунки.

Практически все этапы при классическом заучивании стихотворения сохраняются:

Подготовительный этап

Выразительное чтение стихотворения взрослым

Обсуждение

Визуализация стихотворения

 Взрослый читает отдельно каждую строчку.  Вместе с ребёнком придумывает ассоциациативный образ (картинки)к каждому слову или фразе и зарисовываете её.

Повторное выразительное чтение с опорой на придуманные образы с помощью взрослого.

Воспроизведение стихотворения ребенком с помощью мнемотаблицы.

Воспроизведение стихотворения ребенком без помощи мнемотаблицы.

Наши родители с детьми сделали процесс запоминания стихотворений более простым, интересным и творческим!

Даша С. «Осень» И. Винокуров               Вероника З. «Ёжик» И. Тивоварова

Полина Ш

«Бабочки»

Даниэла В. «Дождик» Н. Радченко        

Кирилл Н. «Сосулька» А. Горбунова          

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учим стихотворение по - весеннему легко и весело!

Заучивание стихотворение с помощью зарисовок....

Учим стихотворения легко!

Статья о простых способах заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста....

Учим стихотворения легко и интересно

Уважаемые родители, предлагаю вам разучить стихотворения с ребенком с использованием метода мнемотехники - опоры на картинки....

Консультация для родителей «Учить цвета легко и весело». Учим цвет!

Игра - вот самый действенный способ изучить цвета. 1. Покажите детям те вещи, которые им особенно нравятся, и называйте цвет. 2. Сравнивайте предметы; Например наша машина зелёная, как травка (л...

Как учить с ребенком стихотворение легко и быстро

Как учить с ребенком стихотворение легко и быстро Думаю, что со мной согласятся многие родители и педагоги, что процесс заучивания стихотворения с ребенком или группой детей требует много времени и те...