Картотека пальчиковая гимнастика
картотека по логопедии (старшая группа)

Поликарпова Тамара Анатольевна

Пальчиковая гимнастика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika.docx47.31 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика

Сентябрь

1

«В школу»

В школу осенью пойду.
Там друзей себе найду,
Научусь писать, читать,
Быстро, правильно считать.
Я таким ученым буду!
Но свой садик не забуду.

Дети “шагают” пальчиками по столу.

Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Грозят указательным пальчиком правой руки.

2

На базар ходили мы,

 Много груш там и хурмы,

 Есть лимоны, апельсины,

 Дыни, сливы, мандарины,

 Но купили мы арбуз –

 Это самый вкусный груз!

Пальцы сжимаются  и разжимаются в кулак

Соединяем  мизинцы, безымянные,  средние,

указательные и большие,  по очереди.

  большой отводится вверх

3

«Наши пальчики»

  Мы писали, мы писали,

  А теперь все дружно встали.

  Ножками потопали,

  Ручками похлопали.

  Мы писали, мы писали,

  Наши пальчики устали.

  Мы немножко отдохнем –

  И опять писать начнем.

Ритмично сжимать пальцы в кулачки.

Выполнять соответствующие  движения.

 

 Ритмично сжимать пальцы  в кулачки.

4

«Дикие животные»

Это зайчонок, это бельчонок,

Это лисёнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок

Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

 

Вращают большим пальцем.

5

Дети в лес грибной пошли

И грибочки там нашли.

Часть из них потом сварили,

Засолили, засушили,

Заморозили немножко

И поджарили с картошкой.

дети «идут» указательным и средним пальцами обеих рук по столу

загибают или разгибают пальцы на руке, рассказывая, что они сделали с грибами

Октябрь

1

Я хочу построить дом,

Чтоб окошко было в нём,

Чтоб у дома дверь была,

Рядом чтоб сосна росла.

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

Солнце было, дождик шёл,

И тюльпан в саду расцвёл!

Руки сложить домиком, и поднять над головой

Пальчики обеих рук соединить в кружочек

Ладошки рук соединяем вместе вертикально

Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики

Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой

Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены». Затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения

Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики –   «бутончик тюльпана»)

2

«Моя страна»

Посмотрю на карту я:            

Вот российская земля.          

Есть леса тут и озера,

Горы, реки и моря.

Я люблю тебя, Россия,          

Ты же Родина моя!                  

вытягивают вперед прямые ладони

поочереди соединяют одноименные пальцы рук

крепко сжимают в «замок»

прикладывают руки к груди

3

«Пылесос»

Пылесос, пылесос,

Ты куда суёшь свой нос?

Я жужжу, я жужжу,

Я порядок навожу.

Соприкосновение кончиков пальцев.

обеих рук (ладони смотрят вперед)

то же, но ладони обращены друг к другу.

Ритмичное сгибание пальцев

4

«Строитель»

Строитель строит дом.
Он увлечен своим трудом:
Из камня дом он строит.
Сердитый ветер налетел,
Шел град, но дом остался цел.
Лил дождь, был гром –

Не рухнул дом!

постукивают кулачками один о другой

«домик» - соединить подушечки пальцев под углом

покачивают руками над головой

стучат пальцами одной руки по ладони другой

«домик»

Ноябрь

1

«Вышел дождик погулять»

  Раз, два, три, четыре, пять,

  Вышел дождик погулять.

  Шел неспешно, по привычке,

  А куда ему спешить?

  Вдруг читает на табличке:

  «По газону не ходить!»

  Дождь вздохнул тихонько: ОХ!

  И ушел. Газон засох.

        Удары по столу пальчиками.

«Шагают»

Удары ладонями по столу.

 Хлопок.

Хлопки по столу.

2

«Как у нас семья большая»

Как у нас семья большая

Да весёлая.

Два у лавки стоят,

Два учиться хотят,

Два Степана у сметаны объедаются.

Две Дашки у кашки питаются.

Две Ульки в люльке качаются.

ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно

загнуть большие пальцы на обеих руках

загнуть указательные пальцы на обеих руках

загнуть средние пальцы

загнуть безымянные пальцы

загнуть мизинцы

3

Если пальчики грустят – доброты они хотят.

Если пальчики заплачут – их обидел кто-то значит.

Наши пальцы пожалеем – добротой своей согреем.

К себе ладошки мы прижмем,

Гладить ласково начнем.

Пусть обнимутся ладошки, поиграют пусть немножко.

Каждый пальчик нужно взять и покрепче обнимать.

пальцы плотно прижимаем к ладоне

трясем кистями

«моем» руки, дышим на них

поочередно, 1 вверху, 1 внизу.

гладим ладонь другой ладонью

скрестить пальцы, ладони прижать

пальцы двух рук быстро легко стучат

каждый палец зажимаем в кулачок

4

Комнатные цветы

необычной красоты!

В комнатах у нас растут,

Аспарагус, каланхоэ, фиалка, герань, алоэ.

И цветут, цветут, цветут.

Бальзамин, бегония, фиалка, роза, пеларгония.

Комнатные нежные цветы,

Лето посреди зимы.

Соединяем руки перед собой, сложив ладонь к ладони, пальцы к пальцам.

Пальчики разведём в стороны, не отрывая друг от друга основания ладоней.

Соединяем руки перед собой, сложив ладонь к ладони, пальцы к пальцам.

Загибаем указательным пальцем правой руки каждый пальчик на левой руке, начиная с мизинца. (Дети проговаривают названия комнатных цветов).

Пальчики разведём в стороны, не отрывая друг от друга основания ладоней.

Шевелим пальчиками, лепестками цветка.

Загибаем указательным пальцем левой руки каждый пальчик на правой руке, начиная с мизинца. (Дети проговаривают названия комнатных цветов).

Соединяем руки перед собой, сложив ладонь к ладони, пальцы к пальцам.

Пальчики разведём в стороны, не отрывая друг от друга основания ладоней.

Декабрь

1

Раз, два, три, четыре, пять  

Мы во двор пришли гулять.      

Бабу снежную лепили,  

Птичек крошками кормили,        

С горки мы потом катались,        

А ещё в снегу валялись.    

И снежками мы кидались        

Все в снегу домой пришли.      

Съели суп и спать легли.    

Загибаем пальчики по одному

«Идём» по столу указательным и средним пальчиками

«Лепим» комочек двумя ладонями

Крошащие движения всеми пальцами

Проводим указательным пальцем  правой руки  по ладони левой руки

Кладём ладошки на стол то  одной стороной, то другой  

имитируем движения по тексту  

Отряхиваем ладошки                              

Движения воображаемой ложкой,  руки под щёки

2

На машине ярко – красной  

Мчимся мы вперёд. 

Труд тяжёлый и опасный 

Нас, пожарных, ждёт. 

Вой пронзительный сирены 

Может оглушить 

Будем и водой, и пеной  

Мы пожар тушить

И в беду попавшим людям 

Сможем мы помочь 

С пламенем бороться будем, 

Мы и день и ночь! 

Двумя руками имитируем езду на машине «крутим руль»

(Ритмично щёлкаем пальцами рук

Энергично потираем ладонь о ладонь вертикально

Скрещивают руки на груди и ритмично похлопываем по плечам скрещенными руками

Ритмично покачивают головой

Указательные пальцы обеих рук подносим к ушам, ритмично постукиваем

Ритмично «выбрасываем» пальцы из сжатого кулака

Ритмично постукивают кулачками друг о друг

Ритмично потирают ладони

Ритмично похлопывают руками по бокам

Ритмично потопывают

Ритмично хлопают в ладош

3

Дружат в нашей группе 

Девочки и мальчики. 

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять 

Начинаем мы считать. 

Раз, два, три, четыре, пять

Мы закончили считать 

пальцы рук соединяют в замок (несколько раз)

пальцы с мизинчика поочередно соединяют друг с другом

Руки вниз, встряхивают кистями

4

«Наряжаем елку»

   Раз, два, три, четыре, пять

   

Будем елку наряжать.

Мы повесим шарики,

 

Яркие фонарики,

 

Веселого Петрушку

И разные игрушки:

И мишку-шалунишку,

И заиньку-трусишку.

           

Поочередно соединяют подушечки пальцев обеих рук, начиная с большого.

Соединяют ладони  «домиком» над головой и разводят руки в стороны.

Соединяют подушечки пальцев обеих рук, образуя шарик.

Прижимают ладони друг к другу, пальцы раздвинуты, выполняют вращательные движения ладонями вперед-назад.

Показывают длинный нос.

Вытягивают ладони вперед.

 Показывают «Мишкины лапы» и покачиваются из стороны в сторону.

 Прикладывают раскрытые ладони к голове.

5

«На ёлке»

 Мы на елке веселились,

 И плясали, и резвились.

 После добрый Дед Мороз

  Нам подарки преподнес.

  Дал большущие пакеты,

  В них же вкусные предметы:

  Конфеты в бумажках синих,

  Орешки рядом с ними,

  Груша, яблоко,

 Один золотистый мандарин.

Ритмичные хлопки в ладоши

Удары кулачками.

«шагают» средним и  указательным пальчиками по  столу.

«рисуют» руками большой круг.

Ритмичные хлопки в ладоши

Загибают пальчики, начиная с большого.

Январь

1

Лепим мы из снега ком,

Из комочков слепим дом.

Звери будут в доме жить,

Веселиться и дружить,

Вместе домик сторожить

Дети сжимают и разжимают кисти рук

Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны

Хлопают в ладоши

Соединяют руки в «замок»

2

Держим кисточку вот так:

Это трудно?

Нет, пустяк!

Вправо-влево, вверх и вниз

Побежала наша кисть.

А потом, а потом

Кисточка бежит кругом.

Закрутилась, как волчок

За тычком идет тычок!

большой и указательный пальцы вместе

указательный палец вверх

встряхиваем руками

движения рук в соответствии с текстом

руками очерчиваем круг

Сделать несколько тычков

3

- Как живёшь? - Вот так!

- А идешь? - Вот так»!

-Как даешь? - Вот так!

- Ждёшь обед? - Вот так!

- Машешь вслед? - Вот так!

-Утром спишь? - Вот так!

- А шалишь? - Вот так!

показать большой палец

«шагать» пальчиками по столу

протягивать открытую ладонь

кулачок подпирает лицо

помахать рукой

2 ладошки под щекой

щёки надули и руками лопнули

Февраль

1

Раз, два, три, четыре, пять.

К нам зима пришла опять.

Любим забавы холодной поры:

Весело мчимся с высокой горы,

Ходим на лыжах, на санках летим

И в белоснежных коньках мы скользим,

Лепим все дружно снеговика.

Не уходила б зима никогда!

Соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших

Указательный и средний пальцы «шагают» по столу

Сжимать – разжимать пальцы в кулаки

Загибаем пальцы обеих рук, начиная с больших.

Хлопают в ладоши.

2

- Мама, мама!

- Что, что, что?

- Гости едут!

- Ну и что?

- Здрасьте, здрастье!

- Чмок, чмок, чмок!

Ладони сомкнуты перед грудью, пальцы левой руки плотно прижаты к пальцам правой руки.)

(Мизинцы четыре раза постукивают друг о друга.)

(Три раза постукивают друг о друга указательные пальцы.)

(Постукивают мизинцы.)

(Постукивают указательные пальцы.)

(Средний и безымянный пальцы дважды перекрещиваются с теми же пальцами другой руки, обходя их то справа, то слева.)

(Гости целуются: средний и безымянный пальцы постукивают по тем же пальцам другой руки.)

3

Пальцы эти – все бойцы.

Удалые молодцы.

Два больших и крепких малых

И солдат в боях бывалых.

Два гвардейца – храбреца!

Два сметливых молодца!

Два героя безымянных,

Но в работе очень рьяных!

Два мизинца – коротышки

– Очень славные мальчишки!

Растопырить пальцы на обеих руках,

сжать их в кулак.

Приподнять два больших пальца,

другие крепко прижать к столу.

Приподнять указательные пальцы,

другие крепко прижать к столу.

Приподнять средние пальцы,

другие крепко прижать к столу.

Приподнять безымянные пальцы,

Хлопнуть в ладоши.

4

Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом –

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем

Движения по тексту

Март

1

У мамы на кухне есть множество дел:

В кастрюле большущей бульон закипел,

Котлеты поджарили в сковороде,

В креманки уже разлито желе,

В салатнице папин любимый салат,

А к чаю купила она мармелад.

Семью накормила

И снова – дела:

Посуду помыть

И прибрать со стола.

Но разве так можно?

Подумайте сами!

Давайте поможем заботливой маме!

Посуду помыть не составит труда,

А мама приляжет – устала она.

сжимают – разжимают пальцы на обеих руках

поочередно загибают пальцы на обеих руках одновременно

попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь

делают круговые движения ладоней друг о друга

пожимают плечами, руки с растопыренными

пальцами опущены вниз

делают жест руками от груди вперед

потирают круговыми движениями ладони друг об друга

сложенные вместе ладони подкладывают под щеку

2

Дуйте в дудки, бейте в ложки,

В гости к нам пришли матрешки.

Ложки деревянные,

Матрешечки румяные.

имитируют движения

«шагают» пальчики по столу

вытягивают руки, сложенные «ковшиком», вперед

качают головой, поднеся руки к щечкам

3

Я взял бумагу, карандаш,

Нарисовал дорогу.

На ней быка изобразил,

А рядом с ним корову.

Направо дом,

Налево сад...

В лесу двенадцать кочек.

На ветках яблочки висят,

И дождичек их мочит.

Потом поставил стул на стол,

Тянусь как можно выше.

Уф! Свой рисунок приколол

Совсем неплохо вышел!

Поворот ладони левой руки к себе, пальцы вместе - «лист бумаги». Указательный палец правой руки - «карандаш», провести пальцем по левой ладони линию - «дорогу»

Руки сжаты в кулаки, большой палец и мизинец каждой из них слегка оттопыриваются в стороны, показывая рога быка и коровы. Дети произносят: «My-у!..»

Пальцы складываются домиком

Кисти рук скрещиваются в запястьях - «деревьях», шевелить раздвинутыми пальцами - «ветер раскачивает ветки»

Указательным пальцем правой руки рисуют кисточки на левой ладони

Встряхивание кистей - имитация капель дождя

Левая рука сжимается в кулак и кладется на приподнятую вверх ладонь правой

Левый кулак медленно разжимается, пальцы с напряжением тянутся вверх

Правая рука разглаживает воображаемый рисунок - поднятую в вертикальном положении левую ладонь. улыбка удовлетворения на лице

4

К нам Весна лишь заглянула -

В снег ладошку окунула

И расцвел там нежный,

Маленький подснежник

Протягивают руки вперед

Руки внизу, перпендикулярно корпусу

Руки соединяют в бутон на уровне глаз

Медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»)

5

Мы на полочке лежим                

Сказку рассказать хотим.                

В руки нас быстрей возьми                

И читать скорей начни:                

Про колобок-румяный бок,          

Про зайку,        

И про теремок.        

Книжек много есть на свете!  

Почитать хотите, дети?        

руки «полочкой»

разводят руки в стороны

руки в «замок» перед собой

соединяют ладошки вместе «книжечкой»

соединить округлые пальцы вместе, воображаемый шар

ушки над головой (или из пальцев двух рук сделать двух «зайчиков»)

ладони «домиком» над головой или перед собой

соединяют пальцы рук по одному пальчику начиная с мизинца

потёрли ладошки перед собой

Апрель

1

1,2,3,4,5.

Будем в космосе лететь.

1 – комета.

2 – планета.

3 – луноход.

4 – звездолет.

5 – земля,

До свидания, друзья!

Дети по очереди загибают пальцы одной руки, начиная с мизинца, помогая указательным пальцем другой руки

Дети вращают кистью, которая сжата в кулак

Дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого

Дети машут кистью руки, как бы прощаясь

То же с другой руки. Или можно выполнять двумя руками вместе

2

Раз, два, три, четыре, пять

Пальчики пора вставать!

Будем делать мы зарядку, будем мы скакать вприсядку,

Будем прыгать и плясать,

раз, два, три, четыре, пять.

указательным пальцем правой руки стучать по каждому пальцу левой руки, затем наоборот

пальцы обеих рук складываются кончиками вместе, хлопать ладонями, не размыкая пальцев

сжать кулаки – раскрыть ладони, повторить 5 раз

3

С наступлением весны,.

Птицы прилетают.

Возвращаются скворцы,

Работяги и певцы.

А грачи у лужицы

Шумной стайкой кружатся.

Журавли летят торопятся,

А малиновка и дрозд,

Занялись устройством гнезд.

Пальцы расставлены, ладони перекрещены

Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.

Пальцы рук сжимаются в кулаки и разжимаются.

Ладони раскрыты, соединены чашечкой.

Круговые движения кистями рук.

Пальцы расставлены, ладони перекрещены.

Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.

Пальцы рук в замок ладони открыты.

4

Дорожных правил очень много.

Раз - Внимание дорога!

Два - сигналы светофора,

Три – смотри дорожный знак,

А четыре – «переход».

Правила все надо знать

И всегда их выполнять.

«грозят» пальчиками

загибают поочередно пальцы

хлопки руками

показывают «класс!» большим пальцем

Май

1

Вокруг все было тихо,

И вдруг- салют! Салют!

Ракеты в небе вспыхнули.

И там и тут!

Пальчики собраны в кулачки 

Разжать пальчики

Растопырить пальчики веерообразно

Вновь сжать и раскрыть пальчики веером

2

Что делать после дождика?

По лужицам скакать!

Что делать после дождика?

Кораблики пускать!

Что делать после дождика?

На радуге кататься!

Что делать после дождика?

Да просто улыбаться!

Соединяем по очереди все пальцы с большими

Щёпоть одной руки приставляем в центр ладони другой

Соединяем все пальцы рук с большими

Рисуем обеими руками восьмёрку

Соединяем все пальцы с большими

Руки перед грудью, кисти опущены вниз, каждая рука очерчивает дугу

Соединяем все пальцы с большими

Улыбаемся

3

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землей корешки.

Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить

Развести пальцы рук

Ритмично двигать пальцами вместе-врозь

Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести

4

Вот и лето наступает

Всех на отдых приглашает

Будем плавать, загорать

И на даче отдыхать.

последовательно соединять пальцы обеих рук с большими, начиная с мизинцев

соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших

круговые движения кистями, «солнце»

делаем из ладошек «домик»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека пальчиковой гимнастики

картотека пальчиковой гимнастики...

картотека пальчиковой гимнастики старшая группа

картотека пальчиковой гимнастики старшая группа...

картотека пальчиковой гимнастики подготовительная группа

картотека пальчиковой гимнастики подготовительная группа...

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам

Отличная картотека для практикующих логопедов. Пальчиковая гимнастика по всем лексическим темам. Могут даже использовать те, которые работают по Нищевой....

Картотека Пальчиковой гимнастики для 2 младшей группы

Картотека пальчиковой гимнастики для 2 младшей группы....

Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)

В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....

Картотека пальчиковой гимнастики для дошкольников. картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Картотека пальчиковой гимнастики для дошкольников.картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)Для чего нужна пальчиковая гимнастика?Давайте обобщим, сколько всего полезного мы делаем...