Консультация для родителей "Формирование речевой активности"
консультация по логопедии (младшая группа)

Лукьянова Светлана Николаевна

Игры, которые помогут родителям сформировать речевую активность у неговорящих детей. Данная статья будет также полезна педагогам групп раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_razvitie_rechi.docx121.01 КБ

Предварительный просмотр:

Эмблема

Управление образования Администрации г. Реутов

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа №1»

ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

143966, Московская область,                                                                      Тел. 8(495)528-04-57

г.Реутов, ул.Лесная, д.12                                                             e-mail: reut_schooll@mosreg.ru 

Консультация для родителей на тему:

«Формирование речевой активности»

                            Подготовил воспитатель:

Лукьянова С. Н.

г. о. Реутов, 2023г.

Ваш ребенок никак не может заговорить? Значит, нужно ему помочь. Дорогие родители, если вы сами хотите проводить занятия со своим ребенком – замечательно! Мы постараемся немного помочь вам в этом. В активном словаре (т.е. то, что произносим) неговорящего ребенка бывает примерно 5-10 слов (слоговых комплексов), реже до 25 словесных единиц. Теперь нужно выяснить уровень понимания речи вашего малыша, то есть его пассивный словарь. Известно в логопед (родитель)ии, что ребенок может заговорить лишь при достаточно хорошем уровне понимания речи.

Если у малыша достаточно высокий уровень понимания речи, то главная наша задача – вызывание любых звуко-речевых проявлений, т.е. «разговорить» ребенка.

Ребенок с низким уровнем понимания речи с трудом понимает элементарные просьбы родителей, выраженные только словесно. При рассматривании сюжетных картинок, если спросить ребенка о действиях: «Покажи, кто читает? Покажи, кто поливает?», то ребенок не понимает названий действий. Но ребенок может показать правильно, если в вопросах использовать знакомые слова: «Покажи, кто читает книжку? Покажи, кто поливает цветочки?». Значит, в первую очередь мы будем проводить игры и занятия на расширение объема понимания речи.

Формирование речевой активности.

Игра «Солнце-дождик».

Цель: формирование речевой активности, активизация повторения звукоподражаний.

Задачи: развитие слухового внимания, сенсорных ощущений, развитие общения.

Ход игры: Занятие проводится с группой детей. Логопед (родитель) предлагает детям погулять по лесу, греясь на солнышке, поясняя, что может начаться дождик, показывая большой зонт, сообщая, что скрываться от дождика необходимо, прячась под зонт. Дети вместе с логопедом (родителем) изображают прогулку по лесу (можно использовать фоновую магнитофонную запись с шумом леса): перешагивают через буреломы, оглядываются по сторонам, нюхают воображаемые цветы. Логопед (родитель) в это время постоянно произносит: «Солнце светит ярко. Уф, как жарко!», стимулируя детей к повторению междометия «Уф!». В определенный момент логопед (родитель) эмоционально восклицает: «Дождик! Дождик! Все прячемся под зонтик»; раскрывает зонт, детей не спрятавшихся под зонтик, логопед (родитель) слегка опрыскивает из пульверизатора. Когда дети спрячутся под зонт, логопед (родитель) барабанит по зонту пальцами и эмоционально произносит звукоподражание «кап-кап. Как дождик капает: кап-кап». Затем снова логопед (родитель) произносит: «Солнце вышло, уф, как жарко!». Игра повторяется несколько раз.

Формирование слоговой структуры слова.

Игра «Взбиваем пену».

Цель: формировать слоговую структуру слов, типа СГСГ (пена, вода, мыло).

 Задачи: развитие познавательной деятельности, мелкой моторики.

Оборудование: таз с водой, венчик, баночка с жидким мылом, две пипетки, губка, ведро, разные виды мыла (различных цветов и фактуры).

Ход игры: логопед (родитель) побуждает ребенка опустить руки в таз с водой, пошевелить ими, при этом эмоционально произнося «Смотри, вода! Ах, какая теплая вода!». Слово «вода» логопедом (родителем) повторяется несколько раз с четкой утрированной артикуляцией, затем логопед (родитель) побуждает ребенка повторить слово «вода» по слогам и на распев. Логопед (родитель) вместе с ребенком берут пипетки, опускают их в жидкое мыло, причем логопед (родитель) несколько раз произносит слово «мыло» в разных контекстах, выделяя его интонационно: «Смотри, мыло! Понюхай мыло! Набери мыло в пипетку», затем побуждает ребенка к произнесению слова «мыло»: «Давай вместе скажем, что это. Это мыло!». Затем набранное мыло опускается в миску с водой, после чего логопед (родитель) показывает ребенку как можно венчиком взбить пену, когда у ребенка получается, логопед (родитель) восклицает: «Пена!», стимулируя ребенка к его произнесению. Логопед (родитель) побуждает ребенка собрать пену губкой. По окончанию игры логопед (родитель) демонстрирует ребенку разные виды мыла, предлагает выбрать мыло разного цвета, разной формы, угадать разные виды мыла по запаху, постоянно побуждая ребенка произнести слово «мыло». Итогом занятия может стать демонстрация мультимедийной презентации, включающая фотографии предметов, названия которых учились произносить.

Игры с продуктами. Вариант 1.

Цель: формирование слов слоговой структуры СГСГ.

Задачи: развитие мелкой моторики пальцев рук, кинестетического восприятия. Оборудование: мешочек из цветной ткани, фасоль, мука, зерна кофе.

Ход игры: логопед (родитель) высыпает муку на стол, предлагает ребенку опустить в нее руки, похлопать руками по муке, сопровождая речевым комментарием: «Смотри, мука! Мягкая! Мягкая мука», можно похлопать ладошками и стряхнуть с них муку, можно подуть на муку, сделать из нее горки, постоянно произнося слово «мука» нараспев по слогам, побуждая вопросами и интонациями к повторению слова. Затем логопед (родитель) показывает ребенку фасоль и говорит: «Бобы!», прячет фасоль в муку, предлагая ребенку найти, когда ребенок достает фасоль и муки, логопед (родитель) снова эмоционально произносит «Бобы». То же логопед (родитель) делает с зернами кофе. Затем логопед (родитель) насыпает в мешочек муку, кладет фасоль и зерна кофе: «Найди бобы. Что это? Давай скажем вместе. Найди кофе. Что это? Давай скажем вместе».

Игры с продуктами. Вариант 2.

В дальнейшем подобную игру можно повторять, закрепляя слова другой простой слоговой структуры, а также лексическую тему «продукты» или, используя более доступное для произнесения детьми с алалией, обобщающее понятие «еда»: манка, соль, соя, мюсли, каша, паста (макароны) и др.

Цель: формирование слоговой структуры, закрепление лексической темы «Продукты».

 Оборудование: четыре мягких игрушки или куклы; четыре прозрачных стеклянных стакана, теплая вода в кувшине, маленькие баночки с чаем, растворимым кофе, какао, пищевым красителем; столовая ложка.

Ход игры: Логопед (родитель) устраивает презентацию: показывает, что в кувшине теплая вода, прикладывая руку ребенка к кувшину, несколько раз произнося слова «теплая» и «вода», интонацией побуждая ребенка к повторению. Показывает баночки и называет несколько раз, что в них находится, вместе с ребенком нюхает содержимое баночек. Затем предлагает ребенку угостить его друзей разными напитками. Ребенок с помощью логопеда (родителя) наливает воду из кувшина в стаканы. Логопед (родитель): «Угостим Мишку чаем. Где чай? Давай заварим чай. Что мы заварили?». Ребенок кладет ложку чая в стакан и размешивает. Логопед (родитель): «Давай угостим Мишку соком. Приготовим сок. Что мы дали Мишке?». Ребенок кладет ложку красителя в стакан и размешивает. То же самое с кофе и какао.

Игры с крупами.

Для этой игры заранее необходимо подготовить прозрачную емкость (миску, банку с широким горлышком и т.п.), в которую насыпать любую крупу, например, гречневую. Игру желательно проводить на полу, предварительно постелив на полу покрывало или старую простынь. Возможно большое количество вариантов данной игры, в зависимости от целей занятия. Приведем лишь некоторые из них.

«Сухой бассейн». Вариант 1.

Цель: формирование слоговой структуры слова.

Задачи: развитие кинестетического восприятия, мелкой моторики пальцев рук, обогащение словарного запаса.

Оборудование: «сухой бассейн», мелкие игрушки, слоговая структура названий которых соответствует этапу коррекционной работы. Например: ваза, коза, лиса, пони, духи, боты, пума.

Ход игры: В начале игры взрослый устраивает презентацию. Демонстрирует ребенку все игрушки, называя их, побуждая ребенка произнести игрушки вместе с ним в сопряженной речи, «отхлопывая» слоговую структуру слов. Затем взрослый знакомит ребенка с «сухим бассейном»: опускает руку ребенка в банку с крупой, показывает, как можно пересыпать крупу. По окончании презентации взрослый объясняет ребенку: «Игрушки решили поиграть с тобой в прятки (прячет игрушки в «сухом бассейне»), сможешь ли ты найти их». Ребенок, опуская руку в «бассейн», пытается на ощупь угадать игрушку и назвать ее; либо достает и называет игрушку по инструкции взрослого.

«Сухой бассейн». Вариант 2.

Цель: формирование номинативного словаря в соответствии с лексической темой.

Задачи: те же.

Оборудование: «сухой бассейн», мелкие игрушки, названия которых соответствуют лексической теме. Например, лексическая тема «Животные»: коза, лиса, пони, пума, лама, косуля, бык, лев, хомяк, конь, кабан (одновременно в «сухой бассейн» рекомендуем опускать не более пяти игрушек).

Ход игры: тот же.

«Сухой бассейн». Вариант 3.

Цель: формирование предикативного словаря.

Задачи: те же.

Оборудование:        «сухой бассейн», мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов», изображающие действия, например: пьет, поет, сидит, плывет, готовит и т.п.

Ход игры: тот же.

«Сухой бассейн». Вариант 4.

Цель: формирование атрибутивного словаря.

Задачи: те же.

Оборудование: «сухой бассейн», мелкие игрушки разных цветов.

Ход игры: тот же.

Сенсорные альбомы.

Цель: формирование атрибутивного словаря (пассивного или активного в зависимости от этапа работы).

Задачи: развитие тактильного, кинестетического восприятия.

Оборудование: в альбом для рисования вклеиваются одинаковые кусочки различных материалов: вата, мех, шелк, шерсть, наждачная бумага, фольга.

Ход игры: Логопед (родитель) показывает ребенку альбом, побуждает ребенка провести рукой по разным материалам, обращает внимание ребенка на их качества: пушистый, мягкий, скользкий, колючий, шершавый, гладкий. Некоторые материалы, название которых просто по слоговой структуре можно назвать: мех, вата, фольга. Затем ребенку предлагается показать по инструкции: Что гладкое? А что шершавое? А что мягкое? и т.п. А затем поочередно с ребенком угадывать на ощупь лоскутки в альбоме. Если уровень речевого развития уже достаточно высокий, то можно попросить ребенка назвать качества материалов.

Активизация речевого подражания, речевой деятельности.

Игра «Выжимаем губки».

Цель: формировать навык речевого подражания, стимулировать произнесение звукоподражания «кап-кап».

Задачи: развитие зрительного и кинестетического восприятия, мелкой моторики пальцев рук, пассивного словаря.

Оборудование: две тарелки, губки разных цветов.

Ход игры: Логопед (родитель) ставит на стол две тарелки, в одной из них – вода, раскладывает на столе губки разных цветов. Он опускает губку в воду, выжимает в пустую тарелку, произнося при этом эмоционально звукоподражание «кап-кап». Затем логопед (родитель) предлагает ребенку выполнить это действие по инструкции: «Возьми желтую (красную, синюю и т.д.) губку». Детям нравится эта игра, на таком эмоциональном фоне ребенок произносит звукоподражание. Движение повторяется по несколько раз правой и левой рукой. Когда ребенок сможет по подражанию воспроизводить слова определенной слоговой структуры, можно повторять эту игру, стимулируя ребенка к произнесению слов: «вода», «губка», «капает».

Примерные игры и задания в соответствии с лексическими темами.

Тема «Животные». Вариант 1.

Задача: развитие зрительного внимания.

Оборудование: рисунок кота с кнопками, к нему дополнительные детали, сделанные из разных материалов: нос (пуговица), когти (ракушки), усы (нитка или проволока) с  кнопками.

Ход игры: логопед (родитель) показывает ребенку заготовку рисунка кота, побуждает ребенка назвать картинку: «киса», «кот». Затем ребенок закрывает глаза, а логопед (родитель) наклеивает усы на мордочку кота, затем просит ребенка открыть глаза и показать, что изменилось, что появилось на мордочке кота. Далее логопед (родитель) наклеивает на рисунок: когти, нос. Инструкция та же. Затем логопед (родитель) проводит рукой по наклеенным на рисунок частям, еще раз произнося их название, стимулируя ребенка к произнесению названий слов:  киса, усы, когти, нос.

Тема «Животные». Вариант 2.

Задача: формирование винительного падежа, фразовой речи.

Оборудование: для игры понадобятся вырезанные из любой плотной ткани (однотонной) фигуры: кошка и рыбка, собака и косточка, заяц и морковка. На фигурки кошки, собаки и зайца необходимо пришить одну часть кнопок, а на фигурки рыбки, косточки и морковки – вторую часть кнопки.

Ход игры: логопед (родитель) предлагает ребенку «покормить друзей». Логопед (родитель) начинает фразу с незаконченной интонацией, побуждает ребенка ее продолжить: «Зайке дадим….(морковку)» и предлагает ребенку «пристегнуть» морковку к зайке и т.д. В случае, если ребенок не продолжает фразу, логопед (родитель) заканчивает ее самостоятельно, а затем спрашивает ребенка: «Что дадим зайке?». Логопед (родитель) помогает ребенку ответить на вопросы, выделяя интонацией окончание «у»: морковкУ, косточкУ, рыбкУ. По окончанию игры логопед (родитель) побуждает ребенка к сопряженному или отраженному произнесению фразы: «Зайка ест морковку», «Пес ест косточку»; «Киса ест рыбку».

«Чудесный мешочек».

В начале игры логопед (родитель) устраивает презентацию: показывает ребенку мешочек и сообщает, что в нем спрятались разные предметы, поочередно достает их из мешочка и называет. Затем логопед (родитель) просит ребенка закрыть глаза и на ощупь угадать предметы, находящиеся в мешочке. Для преодоления речевого негативизма у ребенка логопед (родитель) может предложить поменяться ролями, ребенок будет просить логопеда (родителя) достать тот или иной предмет. Инструкцию к этой игре можно варьировать в зависимости от целей занятия, например: «Угадай, какие фрукты в мешочке. Достань и назови»; «Достань из мешочка все мягкие предметы. А теперь все колючие»; «Достань из мешочка все предметы, начинающиеся на звук «А» и т.п.

«Волшебная дорожка».

Цель: формирование номинативного словаря по теме «Посуда».

Задачи: развитие координации движений.

Оборудование: гимнастическая скамейка, доска или длинная веревка, различная посуда (ваза, сито, бидон, нож, доска, бокал, миска), тканевый мешок.

Ход игры: логопед (родитель) предлагает ребенку пройти по доске или веревке, не сходя с нее, нагибаясь собрать посуду, расставленную по краям от веревки, в мешок и назвать ее. Если уровень речевого развития ребенка не достаточен для самостоятельного называния, ребенку можно предложить собрать посуду по инструкции: «Положи в мешок вазу. Что у тебя в мешке? Давай скажем вместе». Эту же игру можно использовать при закреплении других лексических тем.

«Баночки и крышки».

Цель: формирование предикативного словаря, различение разноприставочных глаголов «открыть-закрыть»; закрепление понятий: «большой - маленький».

Оборудование: банки из-под круп с крышками разных размеров.

Ход игры: Логопед (родитель) медленно отвинчивает крышки с нескольких банок разных размеров, сопровождая свои действия речевым комментарием: «Смотри, я открываю, смотри, я открыла». Затем логопед (родитель) перемешивает банки и крышки на столе и предлагает ребенку самостоятельно подобрать крышки для каждой банки. Действия ребенка логопед (родитель) также сопровождает комментарием: «Закрой вот эту баночку. Закрыл? Что сделал? Давай вместе скажем – закрыл. Теперь банка закрыта». По окончанию игры логопед (родитель) предлагает ребенку открыть все банки для того, чтобы проверить, а справится ли логопед (родитель) с заданием. Действия ребенка снова сопровождаются комментарием: «Что сделал? Открыл? Банка открытая. А что мне нужно сделать закрыть? А теперь открой все маленькие банки. Какие банки ты открыл?».

Лексическая тема «Посуда».

«Мытье посуды».

Логопед (родитель) устраивает презентацию: показывает ребенку посуду, мыло, губку; побуждает ребенку к сопряженному или отраженному проговариванию слов: мыло, вода, губка. Вместе с ребенком настраивает воду, несколько раз обращая внимание ребенка на слова: «горячий», «холодный». Все действия логопед (родитель) побуждает производить ребенка, лишь помогая ему. Затем во время мытья каждого предмета логопед (родитель) побуждает ребенка к произнесению его называния или произнесению фразы, например, «Я мою миску» и т.п.

Лексическая тема «Одежда».

Цель: формирование номинативного словаря по теме «Одежда».

Задачи: развитие внимания, формирование социального поведения, развитие зрительного восприятия, обогащение пассивного словаря, формирование фразы, винительного падежа существительных.

Оборудование: разноцветные прищепки, одежда для кукол, низко натянутая бельевая веревка.

Ход игры: логопед (родитель) предлагает ребенку по инструкции развесить вещи для куклы сушится: «Возьми красные прищепки, повесь кофту. Что весит на веревке? Давай вместе скажем: «кофта», что ты повесил на веревку «КофтУ».

Лексическая тема «Обувь».

Цель: формирование номинативного словаря по теме «Обувь», понятий «чистый - грязный».

Задачи: развитие внимания, формирование социального поведения, развитие зрительного восприятия, обогащение пассивного словаря, формирование фразы, винительного падежа существительных.

Оборудование: различная обувь: кеды, боты, сапоги, тапки (не матерчатые), галоши; щетка для сметания грязи, маленькая щеточка для полирования обуви, газета.

Ход игры: Вместе с ребенком логопед (родитель) подготавливает к чистке обуви: раскладывает на полу газету, рядом раскладываются предметы в той последовательности, в которой они будут использоваться; щетка для сметания грязи, щетка для полирования. После этого логопед (родитель) вместе с ребенком называют всю обувь, которую им предстоит почистить. Логопед (родитель) демонстрирует ребенку ритуал чистки обуви, объясняет ему его значение, демонстрирует разницу между чистым и грязным ботинком. Затем просит ребенка самостоятельно почистить оставшуюся обувь и назвать ее. В процессе занятия логопед (родитель) постоянно просит ребенка назвать, где чистая обувь, а где грязная. Например: «Вот чистая» или «Какие стали боты? Чистые?».

Лексическая тема «Животные», «Птицы», «Обитатели водоемов».

Цель: формирование номинативного словаря по изучаемой теме.

Задачи: развитие внимания, координации движений.

Оборудование: маленький аквариум или большая прозрачная миска с водой, мелкие резиновые игрушки в соответствии с выбранной лексической темой, ложка.

Ход игры: Логопед (родитель) рассказывает ребенку, что произошло кораблекрушение – нужно спасти бедных животных, достать их ложкой из воды и назвать, чтобы они не перепутались. Для закрепления обобщающих понятий можно поместить в воду животных и птиц предложить ребенку, «спасая» их рассаживать в разные лодки: для животных и для птиц.

Лексическая тема «Цветы».

Цель: формирование номинативного словаря по изучаемой теме.

Задачи: формирование социальных навыков, развитие моторики, обоняния, памяти, формирование категории множественного числа существительных в именительном падеже.

Оборудование: несколько ваз, лейка с водой, ножницы, целлофановый пакет, живые цветы (выбрать из доступных): мимоза, мак, ирис, пион, акация, лилия, пижма, Иван- чай.

Ход игры: логопед (родитель) объясняет ребенку, чтобы цветы не завяли их нужно ставить в вазу. Логопед (родитель) побуждает ребенка к повторению слов: ваза, вода. Затем логопед (родитель) предлагает разлить воду из лейки в вазы. Логопед (родитель) обучает ребенка обрывать с цветов нижние листья, подрезать их концы. Затем логопед (родитель) вместе с ребенком называет каждый цветок, предлагает ребенку понюхать цветы, произнося фразу «Ах, как пахнет», стимулируя ребенка к повторению фразы или произнесению междометия «Ах!». Затем логопед (родитель) предлагает ребенку по запаху с закрытыми глазами угадать цветок, в случае верной отгадки цветок можно ставить в вазу. В конце игры, логопед (родитель) объясняет ребенку, что в одной вазе получился «букет», а в вазах – «букеты», предлагает ребенку показать, где букет, а где букеты; стимулирует ребенка к произнесению слова «букет».

Глаголы.

  1. Узнавание глаголов со сходным значением. Логопед (родитель) демонстрирует ребенку анимационные картинки на компьютере и просит щелкнуть мышкой по картинке в соответствии с инструкцией. Например, «Покажи, где рисует, а где раскрашивает».

Рисует – раскрашивает;

Шьет – вяжет;

Жарит – варит;

Моет – стирает;

Лежит – спит.

  1. Определение названий предметов к названиям действий.

Оборудование: картинки: мальчик, собака, река, молоко, разлитое на столе, дождь, снег, щенок, дерево, цветок.

Логопед (родитель) раскладывает перед ребенком картинки и просит отгадать загадки. Логопед (родитель) задает вопрос, ребенок передает логопеду (родителью) нужные картинки. Логопед (родитель) стимулирует ребенка к произнесению слова: «на».

Вопросы: Кто бежит? Что бежит? Кто идет? Что идет? Кто растет? Что растет?

  1. Игра «Что какие звуки издает?»

Оборудование: аудиоэнциклопедия звуков окружающего мира (скрип двери, гудок машины, шелест листьев, журчание воды, звуки грома, шуршание бумаги), мультимедийная презентация с фотографиями, видеоматериалами, изображающими различные явления: открывающуюся дверь, едущую машину, листопад, течение ручья, гром, свертывание бумаги.

Ход игры: логопед (родитель) предлагает ребенку посмотреть презентацию, а затем отгадать, что какие звуки издает, если ребенок отгадывает правильно, то логопед (родитель) включает ему соответствующий звук. Вопросы: что скрипит? Что гудит? Что шелестит? Что журчит? Что грохочет? Что шуршит? Логопед (родитель) задает ребенку один вопрос, в этот момент на экране демонстрируются три явления из уже просмотренной презентации.

Лексическая тема «Части тела», «Части целого».

Перечень игр и упражнений.

  1. Обведение по контуру на листе бумаги своих ладоней и ладоней взрослого. Слова для закрепления: ладонь - ладони, палец - пальцы, рука. В этом упражнении возможно закрепление представлений о цвете: обведение ладоней различными карандашами по инструкции.
  2. Узнавание животных по их частям тела. Логопед (родитель) называет ребенку части тела животных, а ребенок должен показать соответствующую картинку, а по возможности – назвать.

Хобот, бивни, уши, тело – слон;

Голова, туловище, копыта, вымя – коза;

Чешуя, плавники, хвост – рыба.

  1. Определение частей целого. Ребенку демонстрируются вперемешку картинки, по возможности логопед (родитель) стимулирует ребенка к их произнесению: сумка, Ваня, боты, стул. Затем логопед (родитель) просит ребенка: показать картинки в соответствии с инструкцией. «У чего и у кого есть ручка?»; «У кого и у чего есть язычок?»; «У кого и у чего есть ножка?».
  2. Закрепление названий частей тела, развитие общения, слухового внимания, самоконтроля. Логопед (родитель) просит ребенка (лучше проводить занятие в группе детей) показать, где у него спина, где нога, где живот. В зависимости от речевых возможностей, логопед (родитель) стимулирует ребенка к сопряженному или отраженному повторению слов: спина, нога, живот. Затем логопед (родитель) предлагает ребенку повторять за ним различные простые танцевальные движения и по сигналу останавливаться и «здороваться на языке танцоров» (объяснив ребенку значение слова «танцор»), здороваясь желательно стимулировать ребенка к произнесению вышеупомянутых слов. Здороваться нужно определенным образом:

1 хлопок в ладоши – здороваться, касаясь ногой.

2 хлопка в ладоши – здороваться, касаясь спиной.

3 хлопка в ладоши – здороваться, касаясь животом.

Лексическая тема «Фрукты».

Узнавание предмета из двух сходных по описанию. Ребенку предъявляются: мандарин и апельсин; апельсин и лимон; яблоко и груша; манго и папайя. Называются как общие признаки, так и дифференциальные. Задача ребенка правильно угадать описываемый предмет из пары.

Лексическая тема «Одежда».

Узнавание предмета из двух сходных по описанию. Ребенку предъявляются: кофта и свитер; платье и сарафан; колготы и носки; футболка и майка. Называются как общие признаки, так и дифференциальные. Задача ребенка правильно угадать описываемый предмет из пары.

Лексическая тема «Мебель».

Узнавание предметов по описанию их функционального назначения. Ребенку демонстрируются игрушечные предметы мебели. Логопед (родитель) просит ребенка показать предмет, о котором она расскажет, например: «В нем можно хранить одежду, а можно убирать в него книги, у него есть полки, он сделан из дерева, значит он деревянный» и т.д.

Лексическая тема «Продукты».

  1. Очистка вареных яиц. Закрепление слов: яйцо – яйца, чистить, скорлупа (в пассивном словаре).
  2. Разбивание яиц. Закрепление слов: яйцо, белок, скорлупа.
  3. Массаж рук горячими и холодными яйцами. Закрепление слов: яйцо, горячий – холодный, катать.
  4. Классификация предметов на группы: «еда» и «напитки».
  5. Исключение лишнего продукта, определяя его на вкус: например, горького продукта из ряда сладких; острого из ряда соленых и т.п. Логопед (родитель) постоянно подчеркивает качество вкуса, побуждает ребенка к повторению слов: соленый, кислый, сладкий и т.п.

Лексическая тема «Цветы».

  1. Складывание разрезных картинок. Заранее подготавливаются открытки, фотографии, репродукции картин с изображением цветов в двух экземплярах. Один экземпляр разрезается на некоторое количество частей в зависимости от зон ближайшего и актуального развития ребенка, второй экземпляр демонстрируется ребенку в качестве образца.
  2. Классификация фотографий цветов в электронном виде в папки с изображением «Лес» и «Сад», соответственно деление цветов на две группы: «садовые» и «лесные».

Лексическая тема «Животные».

  1. Классификация домашних и диких животных. Классифицировать можно фотографии, представленные в программе Word пакета Microsoft Office: от соответствующих фотографий проводить стрелочки к лесу или дому.
  2. Подбор картинок и называние животных, подходящих к описанию.  

Высокий, пятнистый …(олень);

Серый, колючий …. (еж);

Рыжая, пушистая …. (лиса).

  1. Игра «Кто как передвигается?»

Оборудование: мягкие игрушки: конь, змея, птица, рыба, зайка; набор разноцветных камней для аквариумного дизайна.

Ход игры: логопед (родитель) называет ребенку игрушки и от их имени предлагает ребенку отгадать загадки. В зависимости от уровня речевого развития ребенок, отгадывая загадку, либо показывает соответствующую игрушку, либо называет ее. Логопед (родитель) поясняет ребенку, что за каждый верный ответ животные подарят ему волшебный камушек: чем больше камушков он соберет, тем больше обрадуется мама. Логопед (родитель) спрашивает ребенка: кто скачет? Кто ползает? Кто летает? Кто плавает? Кто прыгает?

  1. Игра «Кто как ест»?

Оборудование: фотографии собаки (пес), кошки (киса), козы, петуха; разноцветная фасоль (красная и белая).

Ход игры: логопед (родитель) называет, кто изображен на фотографии, стимулирует ребенка к повторению или воспроизведению соответствующих звукоподражаний; просит ребенка снова отгадать загадки. В зависимости от уровня речевого развития ребенок, отгадывая загадку, либо показывает соответствующую фотографию, либо называет ее. Логопед (родитель) объясняет ребенку, что за каждый верный ответ ребенок будет получать в подарок белую фасолину, а за каждый неправильный – красную. Если в конце игры у него будет больше белых фасолин, чем красных, то он получит в подарок стикер с изображением животного. Логопед (родитель) спрашивает ребенка: Кто лакает молоко? Кто грызет косточку? Кто жует сено? Кто клюет семечки? Если уровень речевого ребенка уже достаточно высокий, возможно продолжение игры: логопед (родитель) вместе с ребенком составляют фразы по опорным картинкам: Пес грызет косточкУ; Коза жует сено; Петух клюет семя.

  1. Игра «Кто как голос подает»?

Оборудование: фотографии животных и птиц и на компьютере (голубь, ворона, кот, воробей, свинья, петух, сова, овца, курица, лягушка, корова, гусь, волк, лошадь, утка, пес), аудиоэнциклопедия голосов животных и птиц.

Ход игры: Логопед (родитель) демонстрирует ребенку фотографии, называет их. Логопед (родитель) рассказывает, что животные совсем запутались, кто из них как голос подает и предлагает ребенку помочь им. Если ребенок верно укажет (скажет), кто так подает голос, то он услышит его. В случае затруднений логопед (родитель) подсказывает ребенку ответ, но через некоторое время снова задает ему вопрос, вызвавший затруднение. Причем картинки демонстрируются ребенку по четыре на экране и группируются следующим образом (группирование связано с простотой слоговой структуры, вначале         демонстрируются        фотографии, названия которых        доступны        для  произнесения ребенком):

  1. кот, сова, овца, пес;
  2. гусь, волк, утка, сова;
  3. голубь, петух, утка, овца.

Повторения остальных названий животных на данном этапе логопедической работы от ребенка требовать не нужно.

Логопед (родитель) задает вопросы: кто воркует? Кто каркает? Кто мяукает? Кто чирикает? Кто стрекочет? Кто хрюкает? Кто кукарекает? Кто ухает? Кто блеет? Кто кудахчет? Кто квакает? Кто мычит? Кто гогочет? Кто воет? Кто ржет? Кто крякает? Кто лает?

Лексическая тема «Посуда».

Узнавание предмета из двух сходных по описанию. Ребенку предъявляются чашка и стакан; миска и тарелка; вилка и ложка, рюмка и бокал. Называются как общие признаки, так и дифференциальные. Задача ребенка правильно угадать описываемый предмет из пары.

Общие приемы.

  1. Именная книжка-малышка. К логопедическому альбому можно порекомендовать родителям: изготовить самостоятельно личную книгу ребенка, в которую поместить картинный материал со словами, вызывающими наибольшие затруднения у ребенка. На первой странице книжки-малышки можно наклеить фотографию ребенка и подписать, например «Ванюшкина книжка».

Цель: сенсорное воспитание, образование мн.ч. существительных в им.п., развитие словаря прилагательных, глаголов.

Вы покупаете фрукты: киви, банан, слива, яблоко, ананас, груша, лимон. Другие не нужно, так как, например, мандарин – это сложное слово по слоговой структуре. Далее вместе с ребенком Вы эти фрукты режете, обращаю Ваше внимание, что все действия ребенок должен производить или

самостоятельно, или Вы его рукой. Вы спрашиваете: что мы делаем? Мы режем. Затем спрашиваете ребенка. То же самое Вы делаете с глаголами: трем, выжимаем, вырезаем, срезаем и т.п. Вы изучаете «строение» фрукта: где кожура, где косточка, где долька. Вы обсуждаете, что можно приготовить из фруктов (далее готовите это), например, сок из яблока – яблочный (относительные прилагательные пока в пассивном словаре должны быть). В общем как можно больше действий ребенок должен сам произвести.

Следующий день: вы рисуете или лепите фрукты и сочиняете про них сказку.

Следующий день: Вы учитесь подбирать прилагательные (слива какая? – сладкая, а лимон какой? – кислый, чтобы ребенок осознал разницу, он должен попробовать).

Затем Вы рисуете 1 сливу, а на другой стороне листа 3 сливы. И говорите это одна слива, а это сливы. По аналогии: это яблоко, а это яблоки и т.п.

Покажи где яблоко? А где сливы? Это что? А это? И т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация : "Способы мотивации речевой активности дошкольников"

Развитие речевой активности может проходить не только на специально-подготовленных занятиях, но и в другие режимные моменты, на протяжении всего времени пребывания в детском саду....

Консультация для родителей "Повышения речевой активности у детей раннего возраста с задержкой речевого развития"

Консультация для родителей  "Повышения речевой активности у детей раннего возраста с задержкой речевого развития"...

Консультация для родителей"Речевая активность детей в семье"

Иногда родители считают, что плохая речь их ребёнка исправится сама собой и для этого ничего не надо делать. Другие считают, что развитие речи требует особой  среды, специально подготовленных уче...

Консультация для родителей: «Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности» (речевое развитие)

Работа с родителями в детском садуКонсультация для родителей:«Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности» (речевое развитие)          ...

"Приемы речевой активности ребенка раннего возраста с задержкой речевого развития" консультация для родителей

За последние годы значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями. Более  того, с каждым годом возрастает число практически неговорящих детей. Причины этого явления разнообразны и многочи...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности» (речевое развитие)

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как средство формирования речевой активности", воспитатель Елена Анатольевна Осипова, МБДОУ детский сад № 17...

Консультация «Формирование коммуникативно-речевой активности дошкольников»

Консультация «Формирование коммуникативно-речевой активности дошкольников»...