Весёлые истории для артикуляционной гимнастики
консультация по логопедии (средняя, старшая группа)
Предлагаемые сказки придуманы для отработки комплексов упражнений, развивающих правильный артикуляционный уклад звуков «к» - «г» - «х»; «ш» - «ж» - «ч» - «щ»; «л»; «р», и для пассивной артикуляционной гимнастики. Истории с движениями, как правило, легче и быстрее запоминаются, потому что опираются на принцип активности. Он заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит; 50% из того, что видит; 90% из того, что делает. Можно рассказывать сказку и одновременно выполнять упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Весёлые истории для артикуляционной гимнастики»
Предлагаемые сказки придуманы для отработки комплексов упражнений, развивающих правильный артикуляционный уклад звуков «к» - «г» - «х»; «ш» - «ж» - «ч» - «щ»; «л»; «р», и для пассивной артикуляционной гимнастики. Истории с движениями, как правило, легче и быстрее запоминаются, потому что опираются на принцип активности. Он заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит; 50% из того, что видит; 90% из того, что делает. Можно рассказывать сказку и одновременно выполнять упражнения.
«Храбрый комар»
(для пассивной артикуляционной гимнастики)
Жил-был комар. Он каждое утро делал зарядку. И чистил свой хоботок вот так.
«Хоботок» - сомкнутые губы вытянуть вперёд.
А потом он весело улыбался себе.
«Улыбочка» - губы удерживаются в улыбке. Зубы не видны.
Но однажды поселилась рядом лягушка, она широко открывала рот и тем очень пугала насекомых. Комар набрался храбрости и полетел посмотреть на неё. Он сделал страшную мордочку, сверкая чистым хоботком.
Верхняя губа поднимается так, что обнажается верхняя десна.
Когда такое увидела лягушка, она так растерялась, что даже испугалась и открыла от удивления рот.
Нижняя губа опускается так, что обнажаются дёсны.
Лягушка тут же ускакала из этих мест и больше не возвращалась. Насекомые стали трубить победу в честь комара. Подняли свои язычки, приветствуя победителя.
«Весёлая змейка» - высовывать язык изо рта, затем убирать обратно в рот. Двигать языком из стороны в сторону, потом снова убирать в рот.
А комар в ответ помахивал своим чистым хоботком.
Сомкнутые губы вытянуть вперёд.
«Прекрасная Обжорка»
(для отработки звуков «к» - «г» - «х»)
Гусеничка Обжорка всё время хотела кушать. Она лопала всё, что попадало в её поле зрения: и листочки, и цветочки, и веточки, и плоды. А наевшись, сладко засыпала. И так было каждый день. И вот однажды она проснулась и замерла от страха, к ней тянул свой хобот слон.
«Хоботок» - вытянуть сомкнутые губы вперёд.
Но наша гусеница не растерялась и улыбнулась слону в ответ.
«Улыбочка» - губы удерживаются в улыбке, зубы не видны.
И слон решил удалиться подальше, чтобы не нарушать покой очаровательной дамы с такой прекрасной улыбкой.
- Ах! Какой вежливый слон! Посмотрю на себя в зеркальце, - сказала гусеничка. – Ой, какой у меня бледный вид!
И гусеничка решила позаниматься, чтобы у неё стал вид более здоровый, когда вернётся слон.
«Лопатка» - рот открыть, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.
«Иголочка» - рот открыть, узкий напряжённый язык выдвинуть вперёд.
Она очень сильно проголодалась и тут же принялась за еду. Она ела, ела и ела… Но вскоре она опять взглянула в зеркало и принялась чистить зубки, ожидая слона.
«Почистим зубки» - рот приоткрыть, и кончиком языка «почистить» верхние и нижние зубы изнутри, делая движения языком вправо-влево.
Затем Обжорка свернулась катушечкой и сладко уснула.
«Катушка» - рот открыть, кончик языка упереть в нижние резцы, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатить» вперёд и убрать вглубь рта.
Настало время для Обжорки превратиться в куколку. И веточка, на которой сидела куколка, нежно её убаюкивала и раскачивала вверх-вниз, как на качелях.
«Качели» - рот открыть, поднимать язык к верхним зубам, затем опускать к нижним.
В один прекрасный миг вылетела из куколки прекраснейшая бабочка, она была такой красивой, что все вокруг замирали, когда она пролетала мимо. И однажды она увидела слона. Она села ему на ушко, а он затаил дыхание, чтобы не спугнуть такую красоту.
«Трудолюбивая божья коровка»
(для отработки звуков «ш» - «ж» - «щ» - «ч»)
Жила-была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку. Улыбнулось и пощекотало её тёплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у неё нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться.
- Какая же ты божья коровка, если у тебя нет чёрных пятнышек, - говорили они.
- Да ты просто красный жук, - вторили другие.
Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова выглянуло. Божья коровка перестала плакать, подставила солнышку личико, и они стали улыбаться друг другу.
«Улыбочка» - губы в положении улыбки, зубы не видны.
- Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудностей, - сказало солнышко и подарило божьей коровке книжку.
Божья коровка её долго разглядывала, потом стала делать упражнения, написанные в книжке. У неё сначала не получалось, но она вытащила язычок и пошлёпала его.
«Непослушный язычок» - приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…».
И он стал ровным, как лопаточка.
«Лопатка» - рот открыть, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.
Вскоре набежала легкая тучка и помыла божью коровку дождиком. Но и тут она не растерялась: сложила свой язычок чашечкой
«Чашечка» - рот широко открыть, передний и боковые края широкого языка поднять, не касаясь зубов.
И набрала дождевой водички для чая. Попила чай с бубликом
«Бублик» - зубы сомкнуть, губы округлить и чуть вытянуть вперёд так, чтобы верхние и нижние резцы были видны.
И снова за работу. На картинках она увидела лошадку
«Лошадка» - приоткрыть рот и пощёлкать медленно кончиком языка. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык.
весёлого маляра,
«Маляр» - рот открыть, широким кончиком языка, как кисточкой, вести от верхних резцов до мягкого нёба.
грибок,
«Грибок» - присосать язык к нёбу и широко открыть рот, не отрывая языка от нёба.
Божья коровка так увлеклась работой, что и не заметила, как у неё на спинке появились чёрненькие пятнышки.
- Божья коровка, пора ложиться спать, - обратилось к ней солнышко.
- Хорошо, солнышко, давай я угощу тебя вареньем за такую чудесную книжку, - весело ответила божья коровка. Они попили чай с вареньем
«Вкусное варенье» - рот открыть, широким языком облизать верхнюю губу.
и отправились спать. Солнышко за горку, а божья коровка под грибок.
«Грибок» - присосать язык к нёбу и широко открыть рот, не отрывая языка от нёба.
Утром божья коровка вылетела из своего домика и полетела на праздник, где собрались все жители поляны. И тут все увидели, что у неё появились… пятнышки. Они были кругленькими и блестящими и так прекрасно смотрелись на красной спинке. С тех пор все жители поляны ходят к божьей коровке в гости: кто поучиться, кто книжку посмотреть.
«Загадочная бабочка»
Эту красивую бабочку все называли Загадкой. Знаете почему? Да потому, что она очень любила загадывать всем загадки и не говорить отгадки. Летела однажды наша бабочка и увидела птенчика. Он сидел под кустом и сильно плакал, открывая при этом свой клюв.
«Птенчик» - рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
А бабочка ему говорит:
Явился в жёлтой шубке:
- Прощайте, две скорлупки!
Перестав плакать, птенчик сказал: «Это что, про меня?»
А бабочка всё своё:
- Летом в болоте вы её найдёте.
Зелёная квакушка, улыбается от ушка до ушка.
Птенчик стал уже улыбаться, как лягушка.
«Улыбочка» - губы в положении улыбки, зубы не видны.
- А ещё знаешь, про что-нибудь большое? – спросил он.
И тут бабочка не растерялась:
- У этого зверя огромный рост,
Сзади у зверя маленький хвост,
Спереди у зверя – хвост большой.
Ну, конечно, это он!
Ну, конечно, это…
- Слон! – закричал весело птенчик.
«Хоботок» - вытянуть сомкнутые губы вперёд.
- Вот теперь я вижу, ты в полном порядке! Скажи, почему ты так громко плакал? – спросила бабочка.
- Я остался один, потому и плакал.
Рядом с птенчиком стояла маленькая лопатка. И бабочка сразу загадала новую загадку:
- Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать горку, строить дом.
- Это про мою лопатку.
«Лопатка» - рот открыть, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.
Я отгадал. А ещё знаешь? – спросил птенчик.
Бабочка предложила птенчику отправиться искать маму, но он не научился ещё летать. Тогда бабочка загадала ему следующую загадку:
- Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
Птенчик сразу отгадал загадку и причесался.
«Расчёска» - «причёсывать» верхними зубами нижнюю губу, как расчёской, и наоборот, «причёсывать» нижними зубами верхнюю губу.
Затем друзья покачались на качелях.
«Качели» - рот открыть, поднимать язык к верхним зубам, затем опускать к нижним.
И не заметили, как время прошло.
- А что всегда идёт, а с места не сходит? – спросила бабочка.
И снова отгадал птенчик загадку. А тут и мама прилетела. Поблагодарила она бабочку за чудесные загадки и пригласила к себе в гости. Так загадочная бабочка нашла себе друзей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Весёлые истории для артикуляционной гимнастики.
Предлагаемые сказки используются для отработки комплексов упражнений, развивающих артикуляционный уклад звуков ([к] – [г]-[х]; [ш] – [ж] – [ч] –[щ]; [л]; [р]), и для пассивной артикуляционной ги...
Весёлые сказки для артикуляционной гимнастики
Как сделать занятия более интересными и увлекательными? В этом родителям помогут весёлые сказки для проведения артикуляционной гимнастики представленные в данной консультации....
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/07/picture-625153-1430994291.jpg)
Веселые истории для артикуляционной гимнастики.
Артикуляциооная гимнастика в виде веселого рассказа, дети с интересом слушают и выполняют задания....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/26/picture-824585-1477486691.jpg)
Весёлые истории для артикуляционной гимнастики
Предлагаемые сказки придуманы для отработки комплексов упражнений, развивающих правильный артикуляционный уклад звуков ( [к] – [г] — [х]; [ш] — [ж]— [ч] — [щ]; [л]...
Весёлые сказки для артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика – основа формирования правильного звукопроизношения, но повторение одних и тех, же упражнений многократно становится не интересным. Здесь на помощь может прийти сказка. Все...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/17/picture-169726-1518844879.jpg)
«Сказка про весёлый язычок» Комплекс артикуляционной гимнастики
Любой из нас пришёл на свет на этот мирТворить добро, надеяться, любить,Смеяться, плакать, но при всём при этомДолжны мы научиться ГОВОРИТЬЦель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментиро...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/16/picture-1397657-1700150018.jpg)
Буклет "Весёлая и вкусная артикуляционная гимнастика"
Буклет "Весёлая и вкусная артикуляционная гимнастика"...