МЕЛКАЯ МОТОРИКА И ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
презентация по логопедии
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?
Доказано, что речь ребёнка и его сенсорный опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребёнок хорошо говорил, развивайте его ручки!
Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением.
Процессу совершенствования мелкой моторики необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и проворными к 5-6 годам станут его пальчики, зависят его успехи в обучении. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорно не только в младшем дошкольном возрасте, но и в старшем, и дальше в начальных классах.
Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу. Они защищали, строили жилище, создавали всё необходимое для жизни. Не случайно в русском языке так много выражений, связанных с руками.
Дыхание — это естественная функция человеческого организма. Но чаще всего мы обращаем на него внимание лишь в случае болезни либо каких-то отклонений, даже если речь идёт о собственном ребёнке. Родителям дошкольника часто трудно выделить время для выполнения несложных упражнений. На помощь приходит детский сад, где дыхательная гимнастика является важной составляющей деятельности по укреплению здоровья дошкольников.
Дыхательная гимнастика является наиболее эффективным методом не только профилактики простудных заболеваний и заболеваний органов дыхания у детей, но и общего укрепления организма ребенка. При выполнении комплекса таких упражнений развивается дыхательная мускулатура, речевой аппарат, происходит насыщение крови кислородом, что благотворно влияет на деятельность всех органов и систем.
Дыхательная гимнастика актуальна так же для родителей и работников образовательных учреждений, так как, используя его, можно научить дошкольника «правильному» дыханию, тем самым, снизив уровень заболеваемости детей в ДОУ. А также для реабилитации у пациентов, перенесших пневмонию, вызванной COVID-19.
Ежедневное использование дыхательной гимнастики, как одной из форм здоровьесберегающих технологий, необходимое условие оздоровления дошкольников в период летнего отдыха.
Ключевая цель дыхательной гимнастики — научить дошкольника правильно дышать, а значит, укрепить его здоровье. Лёгкие должны максимально наполняться в процессе вдоха, грудная клетка — расширяться. При выдохе крайне важно, чтобы высвободился весь воздух, в противном случае оставшийся будет ограничивать поступление нового в необходимом объём.
Дыхательные упражнения имеют крайне мало противопоказаний. К примеру, выполнять гимнастику нежелательно ребятам, перенёсшим травмы головного мозга, позвоночника, имеющим остеохондроз шейно-грудного позвоночного отдела, а также высокое давление (артериальное, внутриглазное, внутричерепное).
Правила выполнения дыхательной гимнастики в ДОУ:
1) Воздух в помещении обязательно должен быть свежим, но не холодным.
2) Очень полезно делать гимнастику на улице. Помимо специальных игровых упражнений, хорошо просто предложить детям вдохнуть полной грудью свежий аромат природы обратить внимание, как чудесно пахнут цветы на клумбе и пр. Это не только укрепит дыхательные органы, но и обогатит детские представления об окружающем мире. А после прогулки в холодную погоду можно интенсивно подуть на свои ладошки, чтобы согреть их (это тоже полезное дыхательное упражнение).
3) Любое упражнение по продолжительности не должно длиться более 3 минут.
4) Мышцы тела ребёнка не должны быть напряжены.
5) Если у малыша насморк, перед гимнастикой следует очистить носовые ходы.
6) Упражнения непременно должны быть регулярными, поскольку оздоровительный эффект наблюдается после длительного курса.
7) Если у какого-то ребёнка плохое настроение, и он не расположен к занятиям, то нельзя заставлять его тренироваться. Пользы это не принесёт, ведь важен позитивный настрой.
8) Гимнастику нельзя выполнять сразу после приёма пищи, это чревато тошнотой и даже рвотой. Нужно выдержать паузу не менее получаса. Запрещено делать упражнения и на голодный желудок — у ребёнка может просто закружиться голова.
9) в процессе выполнения гимнастики нужно следить за состоянием дошкольников. Если кто-то побледнел либо покраснел, прикрыл глаза, стал часто дышать, то нужно сразу предложить этому ребёнку отдохнуть.
Одно и то же упражнение с течением временем можно усложнять. Например, не просто греть ручки после прогулки — направлять на них глубокое тёплое дыхание, а сопровождать свои действия протяжным произношением гласных звуков («а», «о», «у»). Стоит помнить о том, что эти самые простые занятия и упражнения пойдут на пользу любому ребенку. А благодаря игровой форме, дети даже не заметят, что серьезно потрудились и сделали шаг к крепкому здоровью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
МЕЛКАЯ МОТОРИКА И ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА | 1.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель и задачи : 1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики и дыхательной гимнастике у детей дошкольного возраста. 2. Поделиться с педагогами и с родителями своими разработками по этой теме. 3. Апробировать с педагогами и с родителями несколько игр и упражнений по развитию мелкой моторики и дыхательной гимнастике . Мастер- класс с педагогами Читается стихотворение : Раз, два, три, четыре, пять Мы бумажку будем мять! Мы бумажку будем мять! Свои ручки развивать ! (Плотную бумагу берём со стола и мнём обеими руками, как будто лепим снежок).
Знакомство с разновидностями пальчиковых игр Игры и упражнения на развитие мелкой моторики , которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома. Различные игры с пальчиками Пальчиковая гимнастика Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка : способствует овладению навыками мелкой моторики ; помогает развивать речь ; повышает работоспособность головного мозга; развивает психические процессы : внимание, память, мышление, воображение; развивает тактильную чувствительность; снимает тревожность.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках . Самый известный вариант такой игры – « Сорока-белобока », но есть и более сложные для проговаривания и показа. Очень интересна пальчиковая гимнастика под музыку. Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры. (совместно с педагогами проводится игротренинг ). Моя семья Этот пальчик – мамочка , Этот пальчик – папочка , Этот пальчик – бабушка , Этот пальчик – дедушка , Этот пальчик – я . Вот и вся моя семья!
Дыхание — это естественная функция человеческого организма. Но чаще всего мы обращаем на него внимание лишь в случае болезни либо каких-то отклонений, даже если речь идёт о собственном ребёнке. Родителям дошкольника часто трудно выделить время для выполнения несложных упражнений. На помощь приходит детский сад, где дыхательная гимнастика является важной составляющей деятельности по укреплению здоровья дошкольников.
«Рисование песком» Цель: Тренировка органов дыхания, активизация губных мышц, формирование умения управлять процессом вдоха и выдоха, развитие дыхательной мускулатуры и легких. Оборудование: генетический песок, коктельная трубочка. Ход игры: ребёнку предлагается одноразовая тарелочка с песком и коктейльная трубочка в качестве воздушного карандаша. Вдыхая воздух через трубочку, ребенок подносит ее к песочку и пытается нарисовать рисунок с помощью воздушной струи. Играть можно как одному, так и вдвоем, устроив соревнование «Кто какой рисунок изобразил».
«Поймай салфетку» Для этого нам понадобится пустой, одноразовый стаканчик, котельные трубочки разного диаметра, разорванные салфетки. Уважаемые участники трубочкой вдыхаем кусочек салфетки и стараемся опустить в стаканчик, за 1минуту нужно постараться, как можно больше салфеток опустить в стаканчик. Можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен быть 5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки. Играть можно как одному, так и вдвоем, устроив соревнование «Кто больше соберёт салфеток».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль развития мелкой моторики и артикуляционной гимнастики в развитии речи детей»
Презентация по теме "Мелкая моторика"...
Важность развития мелкой моторики ребенка. Пальчиковая гимнастика.
В данном материале описано значение развития мелкой моторики. Так же приведены несколько простых, но интересных упражнений, которые можно выучить и проигрывать с ребенком дома, в дороге, или на отдыхе...
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики....
Мой практический опыт: занятия по мелкой моторике и глазодвигательная гимнастика для детей с нарушением зрения
Наши предки, забавляя детишек играми в ладушки и в «сороку-белобоку», занимались вовсе не бессмысленным занятием. Поглаживания, похлопывания, разминания пальчиков, которые происходят во вр...
Мой практический опыт: занятия по мелкой моторике и глазодвигательная гимнастика для детей с нарушением зрения
В процессе жизнедеятельности человека выполнения большинства трудовых, бытовых и спортивных действий в значительной степени зависит от уровня развития координационных способностей рук. Движения кистью...
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...
Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников
Влияние воздействия руки на мозг человека было известно очень давно. В головном мозгу речевая область расположена рядом с двигательной областью. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пише...