Упражнения для развития речевого дыхания.
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Рослова Наталья Сергеевна

Правильно сформированное диафрагмальное дыхание, которое является базой для формирования речевого дыхания, позволит в дальнейшем перейти к его развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_dlya_rechevogo_dyhaniya_1.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для речевого дыхания

Техника выполнения упражнений:

- воздух набирать через нос

- плечи не поднимать

- выдох должен быть длительным и плавным

- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки

- нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может  привести к головокружению

Условия для проведения игр и упражнений на дыхание

Не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате.

Не заниматься после еды ( только через 1,5 – 2 часа)

Занятия проводить в свободной одежде, не стесняющей движений.

Не переутомляться, при недомогании отложить занятия.

Дозировать количество и темп проведения упражнений.

Правильно сформированное диафрагмальное дыхание, которое является базой для формирования речевого дыхания, позволит в дальнейшем перейти к его развитию.

Первый этап – формирование длительного выдоха у детей

Игра “Султанчик” (султанчик легко изготовить из яркой фольги или новогодней мишуры, привязав её к карандашу). Задача: побуждать ребенка к произвольному выдоху. Взрослый предлагает ребенку подуть вместе с ним на султанчик, обращая внимание малыша на то, как красиво разлетаются полоски.

Игра “Шарик” Задача: формировать произвольный ротовой выдох. Взрослый предлагает ребенку подуть на легкий шарик для пинг-понга, который находится в тазике с водой.  Игра “Перышко”Задача: формировать произвольный ротовой выдох. Ребенок сдувает с ладони взрослого перышко или ватный шарик.

Игра “Занавесочка” Задача: формировать произвольный ротовой выдох. Ребенок дует на бахрому, выполненную из папиросной бумаги.

Игра “Кулиска”. Задача: учить продолжительному ротовому выдоху. Оборудование: цветные перышки нанизанные на ниточки, закрепленные на рамке в виде кулис; набор мелких игрушек  расположенных за “Кулисами”. Взрослый побуждает ребенка узнать, что находится за “кулисами”, провоцируя на продолжительный ротовой выдох.

 Игра “Ветерок”. Задача: учить продолжительному ротовому выдоху. Взрослый предлагает ребенку подуть на цветок одуванчика, веточку с листочками или на листочки, вырезанные из папиросной бумаги, как ветерок, сопровождая действия ребенка стихотворным текстом:

Очень жаркий день-денечек.
Дунь-подунь, наш ветерочек.
Ветерочек, ветерок,
Дунь-подунь, наш ветерок.

Игра “Бабочка лети” Задача: учить продолжительному ротовому выдоху. Взрослый показывает ребенку бабочку, вырезанную из цветной бумаги, закрепленную по центру ниткой, дует на нее. Бабочка летает. Игру можно сопровождать стихотворным текстом:

Бабочка летала,
Над (Вовочкой) порхала.
(Вова) не боится –
Бабочка садится.

Взрослый “сажает” бабочку на руку ребенка, побуждая ребенка подуть на нее.

Игра “Горячий чай” Задача: учить ребенка продолжительному ротовому выдоху. Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай (суп) в блюдце (тарелке), чтобы он быстрее остыл.

(Чашка вырезается из цветного картона, пар изображается папиросной бумагой и прикрепляется к чашке с помощью пружинки).

Ребенок дует а “пар”. Если правильно дует то “пар” отклоняется от чашки. Показ действия сопровождается словами: “Наберу воздуха и подую на чай”.

 Игра “Кораблик” Задача: формировать длительный носовой выдох. Взрослый предлагает подуть на легкий бумажный или пластмассовый кораблик в тазике с водой.

Упражнение “Загони мяч в ворота” Задача: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.

Используя бумажный или выполненный из ваты (из фольги, цветной бумаги) “мячик”, ребенок и взрослый попеременно дуют на него, перекатывая по столу.

Игра “Задуй свечу” Задача: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох. Перед ребенком на столе стоит зажженная свеча (использовать свечки для украшения торта). Взрослый предлагает дунуть на свечу, чтобы она погасла.

 Игра “Волейбол” Задача: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох. Оборудование: воздушный шарик.

Взрослый и ребенок стоят напротив друг друга. Взрослый дует на шарик, который летит к ребенку, а ребенок в свою очередь тоже дует на шар (шар летает от взрослого к ребенку и наоборот).

 Игра “Чей паровоз громче гудит” Задача: учить продолжительному и целенаправленному выдоху (не надувая при этом щеки). Для проведения игры необходимо несколько маленьких пузырьков с маленьким горлышком из-под лекарств или духов. Взрослый подносит пузырек к губам и дует в него, чтобы послышался свист, затем предлагает сделать тоже самое ребенку – подуть в каждый пузырек по очереди (не надувая при этом щеки). Усложнение: ребенку предлагается определить, какой из 2-3 предъявленных пузырьков гудел (свистел) громче.

 Игра “Погреем руки” Задача: формировать целенаправленную тепл ую струю выдыхаемого воздуха. Взрослый предлагает ребенку погреть свои, мамины ручки. Необходимо обращать внимание на положение губ (рот широко открыт). Усложнение: “греем ручки” с одновременным длительным произнесением гласных звуков “ А, У, О ”.

 Игра “Зайка” Задача: различение холодной и теплой струй выдыхаемого воздуха. Взрослый читает стихотворный текст:

“Зайке холодно сидеть

Надо лапоньки погреть. (дует на руки ребенка, сложенные лодочкой,  теплой струей воздуха).

Лапку заинька обжег.

На нее подуй дружок. (дует на руки ребенка, используя холодную струю  

                                        воздуха).

Затем предлагается ребенку также подуть

 Упражнение “Трубочка”

Задача: формировать предпосылки комбинированного дыхания, учить регулировать силу воздушной струи.

Ребенок дует через трубочку свернутую из плотной бумаги (или через соломинку для коктейля) на ватку или перышко, лежащее на столе.

Учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №32» Рослова Н.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

упражнения для развития речевого дыхания

Упражнения для развития речевого дыхания  Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звуко...

Картотека упражнений на развитие речевого дыхания и голоса

Игры, направленные на развитие речевого дыхания...

Игры и упражнения для развития речевого дыхания

Назначение данной работы - помочь воспитателям и логопедам в их работе по формированию правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста....

Комплексы упражнений для развития речевого дыхания, речевого слуха и артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста

Проблема развития речи у маленьких детей в наши дни как никогда актуальна. Все больше встречается детей с задержкой речевого развития, с различными нарушениями развития речи....

Игры и упражнения по развитию речевого дыхания, речевого слуха, артикуляционного аппарата и слухового внимания для детей младшего возраста.

Игры и упражнения по развитию речевого дыхания, речевого слуха, артикуляционного аппарата и слухового внимания для детей младшего возраста....