Картотека дыхательно-голосовых упражнений.
картотека по логопедии
Дыхательно-голосовые упражнения
Одна из причин возникновения речевых нарушений – неправильное дыхание. Слабые или толчкообразные вдохи и выдохи, нерациональное распределение воздуха ведут к тому, что ребенок говорит то слишком громко, то слишком тихо, неразборчиво, «захлебывается» словами, не проговаривает их целиком. Для коррекции проблем с дыханием в логопедии используют специальные комплексы упражнений – дыхательную гимнастику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartotka.dyhatelno-golosovye_uprazhneniya.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дыхательно-голосовые упражнения.
Глубокий вдох через нос – продолжительный выдох через рот. Глубокий вдох через правую ноздрю – продолжительный выдох через рот. Глубокий вдох через левую ноздрю – продолжительный выдох через рот. | «Заморозим подбородок» - втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз под подбородок, выполнять молча и на одном выдохе. | «Заморозим ладошки» - растянуть сомкнутые губы, тыльную сторону ладони поставить под подбородок, длительно дуть на одном выдохе по подбородку на тыльную сторону ладони. | «Заморозим подбородок - 2» - втянуть нижнюю губу под верхнюю и длительно подуть холодным воздухом вниз под подбородок, шёпотом произносить [ФА] на одном усиленном выдохе. |
«Погреем ладошки» - руки согнуты в локтях, ладони впереди на расстоянии 15-20 см от рта, дуть теплым воздухом на ладони. | «Погреем ладошки - 2» - руки согнуты в локтях, ладони впереди на расстоянии 15-20 см от рта, дуть теплым воздухом на ладони, произнося слог [ХА] | Длительное произнесение на одном выдохе гласных звуков сначала тихим, затем громким голосом: А (Э), У (О), Ы, И. | Произнесение на одном выдохе сочетаний из 2. затем 3 гласных: а) АУ, УА, АО, ОА, АИ, ИА, УИ, ИУ… б) АУИ, АИУ, УАИ, УИА, АОИ, АИО, ОАИ, ОИА… |
Произнесение на одном выдохе одинаковых слогов: а) ФА-ФА, ХА-ХА.. б) ФА-ФА-ФА, ХА-ХА-ХА… в) ФА-ФА – ФА-ФА-ФА ХА-ХА – ХА-ХА-ХА | Произнесение на одном выдохе слогов с разными гласными: а) ХА-ХО-ХИ ХО-ХИ-ХА ХИ-ХА-ХО б) ФА-ФО-ФУ-ФЫ ФО-ФУ-ФЫ-ФА ФУ-ФЫ-ФА-ФО ФЫ-ФА-ФО-ФУ |
Вырастим большими. На счет «раз, два» подняться на носки, руки в стороны, вверх, ладонями вовнутрь, потянуться — глубокий вдох через нос. На счет «три, четыре» — руки вниз, сгибая ноги в коленях, наклониться вперед — усиленный выдох через рот. Повторить в медленном темпе 5—6 раз. | Дровосек. И.п. — ноги врозь, кисти рук в замок. «Раз» — поднять руки вверх, прогибаясь в пояснице — глубокий вдох через нос. «Два» — наклоняясь вперед, руки опустить резко вниз между ног (имитация рубки дров) — усиленный выдох через рот. «Три» — исходное положение. Повторить 7—8 раз в медленном темпе. | Гуси шипят. Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс. «Раз, два, три, четыре» — наклониться вперед и, вытягивая шею, произнести на удлиненном выдохе: «Ш-ш-ш-ш». Повторить 4—5 раз в медленном темпе. | Косарь. Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях и подняты вперед, пальцы сжаты в кулак. Поворачиваясь направо и налево, имитируя движения косаря, делать размашистые движения руками и произносить: «Ж-у-х! ж-у-х!» Повторить 7— 8 раз в среднем темпе. |
Пилим дрова. Упражнение выполняется парами. Встать лицом друг к другу, ноги врозь, левая нога вперед, взяться за руки. Наклонившись вперед и поочередно сгибая и разгибая руки в локтях, имитиро-вать движениями рук пилку дров, при этом произносить: «Ж-ж-ж-ж». | Паровоз. Ходьба на месте или по комнате с попеременным движением согнутыми руками и имитацией звука отходящего или останавливающегося поезда: «Ч-у-х! Ч-у-х!» Повторять в течение 35—40 секунд. | Надуй шар. Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемый шар. На счет «раз, два» — сделать глубокий вдох через рот. На счет «три, четыре» — усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающийся шар. Повторить 3—4 раза в медленном темпе. | Спускай воздух. Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемую накачанную воздухом резиновую камеру. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через рот; «три, четыре, пять, шесть» — спустить воздух из камеры со звуком «с-с-с-с!». Повторять 3—4 раза в медленном темпе. |
Подуй на свечку. Сесть на полу, ноги врозь, держа в руке воображаемую свечу. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через нос и рот; «три, четыре» — продолжительны и медленный выдох, имитирующий задувание свечи. Повторить 3—4 раза. |
Снег. Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения. | Кораблики. Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от "киндер-сюрпризов" или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами. | Футбол. Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру "Кто быстрее". | Волшебные пузырьки. Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него. | |
Губная гармошка. Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же. | Цветочный магазин. Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу. | Свеча (из цветной бумаги). Вы «зажигаете» свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее. | Буль-бульки. Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в "буль-бульки" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в "Буль-бульки", чтобы не пролить воду. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека Дыхательно голосовые упражнения
Упражнения для развития правильного дыхания...
Консультация для родителей - "Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения".
Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мя...
В.В. Коноваленко "Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения"
Приложение к комплекту тетрадей для закрепления произношения звуков у детей 4-5 лет...
Дыхательно-голосовые упражнения.
Примерный комплекс, дополняется в процессе артикуляционной и пальчиковой гимнастики (разминки) по 3- 10 раз каждое упражнение.1. Глубок...
Дыхательно-голосовые упражнения
Дыхательно-голосовые упражнения...
Дыхательно-голосовые упражнения
Дыхательно-голосовые упражнения...
Дыхательно-голосовые упражнения!
Дыхательно-голосовые упражнения!...