Банк пальчиковых игры
картотека по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Пальчиковые игры
№1 Лексическая тема «День знаний». «РАДУГА» (пальчиковая гимнастика) Гляньте: радуга над нами, | №21 Лексическая тема «Народная игрушка». У Матрешиной сестрицы (Ритмичные удары пальцами правой руки, |
№2 Лексическая тема «Вот и лето пролетело». Мы ладошки протянули. | №22 Лексическая тема «Труд взрослых. Профессии». «Повар» (пальчиковая игра) Повар готовил обед, А тут отключили свет. (ребром ладони стучат по столу) Повар леща берёт И опускает в компот. Бросает в котёл поленья, В печку кладёт варенье. Мешает суп кочерыжкой, Угли бьёт поварёшкой. Сахар сыплет в бульон. (загибают пальчики, начиная с большого) И очень доволен он! (разводят руками) |
№3 Лексическая тема «Дары осени: фрукты, овощи, ягоды, грибы». Будем мы варить компот, Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание. Фруктов нужно много вот: Будем яблоки крошить, Загибают пальчики начиная с большого. Грушу будем мы рубить, Отожмём лимонный сок, Слив положим на песок. Варим, варим мы компот. Опять «варят» и «помешивают». Угостим честной народ. Развести руки в стороны | №23 Лексическая тема «Зимние забавы». Пальчиковая гимнастика «СНЕЖОК» Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики, начиная с большого Мы с тобой снежок слепили. «Лепят», меняя положение ладоней Круглый, крепкий, очень гладкий Показывают круг, сжимают ладони Вместе,гладят одной ладонью другую И совсем – совсем не сладкий. Грозят пальчиком Раз – подбросим. Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок Два – поймаем. Приседают, ловят воображаемый снежок Три – уроним Встают, роняют воображаемый снежок И… сломаем. Топают |
№4 Лексическая тема «Транспорт. Правила безопасности дорожного движения». Едем, едем на машине, | №24 Лексическая тема «Водный мир». «РЫБКА» (пальчиковая гимнастика) Рыбка плавает в водице, Сложенными вместе ладонями дети Рыбке весело играть. Изображают как плывёт рыбка Рыбка, рыбка, озорница, Грозят пальчиком Мы хотим тебя поймать. Медленно сближают ладони Рыбка спинку изогнула, Снова изображают, как плывёт рыбка Крошку хлебную взяла. Делают хватательное движение обеими руками Рыбка хвостиком махнула, Снова «плывут» Рыбка быстро уплыла. |
№5 Лексическая тема «Детский сад: кто заботится о детях». Детский сад, детский сад, Он всегда ребятам рад. (хлопки на каждое слово) Буду в садике играть (показ жеста «ку-ку» - спрятаться) И конструктор собирать, (пальцы кистей соприкасаются) И игрушки за собой убирать. (руки движутся вправо-влево) Буду бойко танцевать (приседание) И лепить, и рисовать, (имитировать лепку, рисование) Буду песни каждый день напевать. (руки сложить "замком" перед собой) | №25 Лексическая тема «Защитники отечества». «БОЙЦЫ-МОЛОДЦЫ» (пальчиковая гимнастика) Пальцы эти все бойцы, Показать раскрытые ладони Удалые молодцы. Два-больших и крепких малых И солдат в боях удалых. Два-гвардейца-храбреца, Два-сметливых молодца. Два героя безымянных, Сжать пальцы в кулаки и поочередно Но в работе очень рьяных! разжимать пальцы на обеих руках Два –мизинца-коротышки- одновременно, начиная с больших. Очень славные мальчишки! |
№6 Лексическая тема «Домашние животные, птицы и детёныши». КОТЯТА (пальчиковая гимнастика) (Ладошки складываем,пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.) | №26 Лексическая тема «Мой дом». Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой) Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек) Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально) Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики) Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой) Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения) И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана") |
№7 Лексическая тема «Дикие животные и детёныши» «Звери» (пальчиковая гимнастика) Зайцы спрятались от волка. Чья- то им досталась норка… (Прячут по одному пальцы одной руки в «норку» - колечко, сделанную другой рукой) Серый волк зубами щёлк- (Соединяют по очереди большой палец с другими) Ах, какой зубастый волк! (Руки к щекам, качают головой) Белочка в своём дупле Орешки щёлкает в тепле. (Щелчки пальцами) Пересчитала мама медвежат- В берлоге все послушные лежат. (Соединяют соответствующие пальцы рук друг с другом, затем соединяют пальцы в « замок») | №27 Лексическая тема «О любимых женщинах: мамах и бабушках». «НАШИ МАМЫ» (пальчиковая гимнастика) Много мам на белом свете, (разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи) Всех их очень любят дети! Журналист и инженер, (поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке) Повар, милиционер, Швея, кондуктор и учитель, Врач, парикмахер и строитель – Мамы разные нужны, (сжимают обе ладошки в «замочек») Мамы разные важны! (разводят руки, поднимают ладошками вверх) |
№8 Лексическая тема «С чего начинается Родина?». Город – это улицы, проспекты и дома, (Ладонь правой руки лежит на столе; производить поочередные постукивания пальцами по столу.) | №28 Лексическая тема «Животные жарких стран». Если в жаркую страну Я случайно попаду, (Сжимают и разжимают пальчики.) То увижу там (Соединяют все пальчики с большим на обеих рук, образуя «бинокль», подводят к глазам.) шакала, бегемота, носорога, Кенгуру, гиппопотама, Обезьяну, тигра, льва, Крокодила и слона. (Разгибают по очереди пальчики на правой и левой руках, начиная с большого.) Хорошо живется им – (Хлопают в ладоши, разводят руки в стороны.) Не бывает снежных зим. (Указательным пальчиком двигают влево-вправо.) |
№9 Лексическая тема «Осень: и животные осенью». Осень, осень, - трем ладошки друг о друга | №29 Лексическая тема «Прощай, матушка-зима». Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному) |
№10 Лексическая тема «Деревья». Всем в лесу на удивленье (трут ладони друг о друга) Разные растут деревья: (открывают ладони и растопыривают пальцы) Вот уперлась в небеса Вся смолистая сосна. (соединяют локти – «ствол», раскрывают ладони – «крона») Распустила ветви-косы Белоствольная береза. («фонарики» с движением сверху вниз) Как во полюшке былинка, Тонкая растет осинка. (показывают указательный палец, остальные – сжаты в кулак) Дуб раскинул свои ветви, И не страшен ему ветер. (вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы) Липа цветом зацвела, (собирают пальцы в щепотку – «бутон») Пчелок в гости позвала. (делают круговые вращения указательным пальцем – пчелы летят) Ель иголки распушила (опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы) И грибочки все закрыла. (показывают гриб: указательный палец – ножка, ладонь сверху – шляпки | №30 Лексическая тема «Искусство». «Матрешка» У Матрешиной сестрицы (Ритмичные удары пальцами правой руки, |
№11 Лексическая тема «Поздняя осень». Листопад, листопад! Листья по ветру летят: Руки поднять вверх. Покачивая кистями из стороны в сторону, медленно опускать руки (листья опадают). С клёна – кленовый, Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны. С дуба – дубовый, Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу. С осины – осиновый, Указательный и большой соединить в виде колечка. С рябины- рябиновый. Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны. Полны листьев лес и сад То-то радость для ребят! Хлопки в ладоши. | №31 Лексическая тема «Я вырасту здоровым». Пальчиковая гимнастика «Грязнули» Кто зубы не чистит, Не моется с мылом Пальцы рук поочередно, начиная с указательного, «здороваются» с большими пальцами Тот вырасти может Болезненным, хилым. Ладони ставятся одна над другой, изображая рост ребенка. Дружат с грязнулями Только грязнули Пальцы рук соединить в замок Которые сами В грязи утонули Движение имитирующее пловца У них вырастают Противные бяки, Руки сгибаем в локтях, ладони друг за другом около носа, «дразнимся» За ними гоняются Злые собаки Руки вперед, правая ладонь лежит на левой, пальцы чуть согнуты, каждый палец правой руки касается одноименного пальца левой, «пасть» Грязнули боятся Воды и простуд, А иногда и вообще не растут! Руки скрещены на груди, затем волнообразные движения рукой, касаемся указательным и большим пальцем носа, а на последнюю строчку, совершаем отрицательные движения указательным пальцем. |
№12 Лексическая тема «Наша безопасность». Дорожных правил очень много! (Сжимают и разжимают кулачки.) Раз — внимание дорога! Два — сигналы светофора. Три — смотри, дорожный знак, А четыре — переход. (Последовательно соединяют пальчики с большим на обеих руках.) Правила все надо знать И всегда их выполнять. (Разжимают и сжимают кулачки.) | №32 Лексическая тема «Космос». Раз, два, три, четыре, пять - (Загибают одноименные пальчики рук, начиная с мизинчиков.) В космос полетел отряд. (Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.) Командир в бинокль глядит, Что он видит впереди? (Пальчики обеих рук соединяют с большими, образуя «бинокль».) Солнце, планеты, спутники, кометы, Большую желтую луну. (Разгибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.) |
№13 Лексическая тема «Мама, милая мама». Первые подснежники (Ладошки сжать друг с другом и округлить «Тюльпан») Я в руках несу. (Сжать ладони в кулачки, держать перед собой) Нежные цветочки Маме подарю. (Вытягиваем руки вперед, ладони вверх) Будь всегда красивой, Нежной, как цветы. (Обводим овал лица) Хорошо, что рядом Есть со мною ты. (Прижать ладони к груди) | №33 Лексическая тема «Труд весной. Весна-красна». Весёлые льдинки Под самым карнизом, Над самым оконцем (Сжимают и разжимают кулачки.) Забралось в сосульки (Стучат пальчиками по столу.) Весеннее солнце. (Поднимают руки и делают «солнышко») Сверкая, бегут По сосулькам слезинки… (Сжимают и разжимают кулачки.) И тают сосульки – Весёлые льдинки. (Стучат пальчиками по столу.) |
№14 Лексическая тема «Птицы». Птичка летала, (скрестить ладони рук) Птичка устала. Птичка крылышки сложила, (сделать замок) Птичка пёрышки помыла. (вращение замком) Птичка клювом повела (выпрямленные соединённые мизинцы изображают клюв Птичка зёрнышки нашла. Птичка зёрнышки поела, (соединённые мизинцы стучат по столу) Снова крылышки раскрыла, Полетела. (скрещенные ладони делают взмахи). | №34 Лексическая тема «Птицы прилетели». «Журавли» (пальчиковая гимнастика) "До свиданья, до свиданья, |
№15 Лексическая тема «Здравствуй, гостья Зима». На дворе мороз и ветер, На дворе гуляют дети, (гуляют) Ручки, ручки потирают, (потирают ручки) Ручки, ручки согревают. Чтоб не зябли наши ручки Мы похлопаем в ладошки. (Хлопают) Вот как хлопать мы умеем, Вот как ручки мы согреем. Чтоб не зябли наши ножки, Мы потопаем немножко. (Топают) Вот как топать мы умеем, Вот как ножки мы согреем. Нам мороз теперь не страшен Все мы весело попляшем. Вот как мы плясать умеем, Вот как ножки мы согреем. | №35 Лексическая тема «Солнышко лучистое». «Здравствуй» (пальчиковая гимнастика). Здравствуй, Солнце золотое! Пальцами правой руки по Здравствуй, небо голубое! очереди «здороваться» с Здравствуй, вольный ветерок! пальцами левой руки, Здравствуй, маленький дубок! похлопывая друг друга кончиками. Мы живем в одном краю - Всех я вас приветствую! |
№16 Лексическая тема «Одежда, Обувь. Головные уборы». Посчитаем первый раз, Попеременные хлопки ладонями и удары Сколько обуви у нас. кулачками по столу Туфли, тапочки. Сапожки На каждое название обуви загибают по одному Для Наташки и Серёжки, пальчику, начиная с большого Да ещё ботинки Для нашей Валентинки, А вот эти валенки Для малышки Галеньки. | №36 Лексическая тема «Камчатка заповедный край». «Люблю по городу гулять» |
№17 Лексическая тема «Новый год у ворот». Лепим мы из снега ком, (Дети сжимают и разжимают кисти рук) Из комочков слепим дом. (Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны) Звери будут в доме жить, (Хлопают в ладоши) Веселиться и дружить, Вместе домик сторожить (Соединяют руки в «замок») Давай, дружок Давай, дружок, смелей, дружок! (Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя) Кати по снегу свой снежок – Он превратится в толстый ком. (Рисуют в воздухе круг) И станет ком снеговиком. (Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх) Его улыбка так светла! (Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку) Два глаза, шляпа, нос, метла. (Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу) Но солнце припечёт слегка – (Дети поднимают руки вверх) Увы! И нет снеговика! (Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками) | №37 Лексическая тема «Я и моя семья». «КАК У НАС СЕМЬЯ БОЛЬШАЯ» (пальчиковая гимнастика). Как у нас семья большая Ритмичные хлопки а в ладоши и удары Да весёлая. кулачками попеременно Два у лавки стоят, Загнуть большие пальцы на обеих руках Два учиться хотят, Загнуть указательные пальцы на обеих руках Два Степана у сметаны Загнуть средние пальцы Объедаются. Две Дашки у кашки Загнуть безымянные пальцы Питаются. Две Ульки в люльке Загнуть мизинцы Качаются. |
№18 Лексическая тема «Мастерская Деда Мороза». Что зимой мы любим делать? В снежки играть, на лыжах бегать, На коньках по льду кататься, Вниз с горы на санках мчаться. (Поочередно соединяют большой палец с остальными.) Новогодние игрушки Праздник приближается, Елка наряжается. (Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят в стороны.) Мы развешали игрушки: Бусы, шарики, хлопушки. (Поочередно соединяют большой палец с остальными.) А здесь фонарики висят, Блеском радуют ребят. (Крутят ладошками в воздухе - «фонарики».) | №38 Лексическая тема «Я+ТЫ=МЫ». «МОЯ СЕМЬЯ» (пальчиковая гимнастика) Раз, два, три, четыре, Хлопки в ладоши на счет. Кто живет в моей квартире? Раз, два, три, четыре, пять! Хлопки в ладоши на счет. Всех могу пересчитать: Папа, мама, брат, сестренка, Поочередное поглаживание пальчиков. Кошка Мурка, два котенка, Мой щегол, сверчок и я, Вот и вся моя семья! Массаж всех десяти пальчиков. |
№19 Лексическая тема «Волшебные слова». Наши девочки и мальчики (дети держат руки на поясе) | №39 Лексическая тема «Цветы и насекомые». «ПЧЕЛА» (пальчиковая гимнастика). Прилетела к нам вчера Машут ладошками. Полосатая пчела. А за нею шмель – шмелёк На каждое название насекомого загибают пальчик. И весёлый мотылёк, Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза. Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам Пожужжали, полетали, Машут ладошками, От усталости упали. Роняют ладони на стол. |
№20 Лексическая тема «Животные и птицы зимой». «Звери» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?
Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...
Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?
Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....
Пальчиковые игры и мелкая моторика. Развитие речи через пальчиковые игры
Пальчиковые игры и мелкая моторика....
Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.
Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....
Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"
Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...
Банк игр "Игры, которые лечат"
Картотека игр на дыхание составлена по А.С.Галанов "Игры которые, лечат"...