«Речевые игры на свежем воздухе»
консультация по логопедии

Жукова Юлия Александровна

В этой статье предстаены игры, которые способствуют развитию речи у детей. Данные игры педагоги могут проводить на прогулке, а родители во время совместного отдыха с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_svezhem_vozduhe.docx23.11 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые игры на свежем воздухе.

С наступлением теплых беззаботных деньков деткам нравится проводить свободное время на улице. И заниматься нельзя заставить ни дошкольника, ни ученика старших классов. Поэтому сегодня я расскажу, как можно организовать логопедические игры на свежем воздухе. Ведь упражняться нужно регулярно, а если ребенок имеет проблемы со звукопроизношением, фонематическим слухом, построением предложений – тренироваться нужно ежедневно, независимо от погоды и выходных.

У дошколят постепенно происходит становление полноценного общения, потребность в сотрудничестве с окружающими. Но эффективный контакт, познание многообразия мира, обретение теоретических сведений и практического опыта невозможно без качественного развития речи. Если в два – три года детишкам достаточно просто находиться рядом, не взаимодействуя, каждый овладевает тем, что ему нравится, то в более старшем возрасте возникает тяга к совместным действиям, обмену, получению одобрения и признания сверстников.

Усвоение моральных норм, принципов поведения, межличностное взаимодействие – это тесно сочетается с овладением языком и является основой социализации, интеграции ребенка в общество, его принятия. Речевые проблемы, возникшие на любом этапе, обязательно скажутся на учебе в школе, приобретении друзей, самооценке, психическом состоянии. Поэтому так важно не упустить момент и сделать занятия систематическими, но при этом интересными и незаметными, чтобы не вызвать отторжения и негативизма.

Излишняя настойчивость и интенсивность вызывает только утрату мотивации и желания. А наша задача создать положительное отношение и доброжелательный эмоциональный фон. С этим отлично справятся игры, ведь это замечательное поле для развивающей деятельности, они никогда не наскучат, ими можно наслаждаться бесконечно, вносить творческие изменения и придумывать что-то так, чтобы времяпрепровождение стало насыщенным и постоянно меняющимся. Они способствуют воображению, учат находить нетрадиционные решения, не теряться в необычных ситуациях.

Виды игр и инвентарь.

Логопедические игры на улице можно условно разделить на три подгруппы:

  • активные – связанные с движениями (бег, прыжки) и отдельными спортивными состязаниями;
  • пассивные – неторопливые тихие занятия, как индивидуальные, так и коллективные;
  • сюжетно — ролевые – можно отнести и к первой и ко второй группе, поскольку они сочетают в себе элементы как активных, так и спокойных развлечений.

В любых случаях применим специальный инвентарь: спортивные снаряды, различные дидактические пособия. Обе эти группы следует чередовать, чтобы ребенок не утратил интереса, и ему не казалось, что отдых превращается в скучный урок или наоборот не перевозбудился от чересчур шумных шалостей.

Желание двигаться естественно для детского организма. Тактильный голод, недостаточный темп наращивания мышц, отсутствие стимуляции от рецепторов опорно-двигательного аппарата тормозит совершенствование речи. Логопедические подвижные игры следует выбирать так, чтобы они соответствовали возрасту и психическим особенностям. Необходимо учитывать, какой информационный багаж уже имеется, понимает ли ребенок, обращенный к нему текст, правила, которые требуется соблюдать, умеет ли работать в команде.

Виды речевых игр на прогулке.

Самыми простыми и доступными являются затеи с мячом и скакалкой. Можно тренироваться вдвоем или компанией, устраивать целые соревнования. Ведь именно в состязаниях формируется командный дух, стремление к успеху, осознание собственной значимости.

  • Перебрасывая мячик, называйте только предметы, начинающиеся на заданный слог или на указанную тематику: фрукты, овощи, мебель, одежда.
  • Модернизируйте всем знакомые «Города» — один произносит название предмета или имя, а следующий подбирает другое на крайнюю букву (например: апельсиН – НосоК – КиТ – Танк или Коля – Яна – Артем – Мария)
  • Применение уменьшительно — ласкательных суффиксов – взрослый кидает шар и говорит слово, малыш возвращает его, превратив сказанное в ласковое название (книга – книжечка, зайка – заинька, лиса – лисонька, волк – волчонок и др).
  • Задание для обогащения словаря вежливыми словами – перекидываясь, дети озвучивают всевозможные благодарности (благодарю, спасибо, пожалуйста), извинения (прости, извините, жалко), приветствия (привет, здравствуйте, добрый вечер, доброй ночи) и т.д.
  • Обучение образованию прилагательных: взрослый говорит из чего сделана вещь, ребенок создает прилагательное (например, сапожки из резины – резиновые, пирожное из меда – медовое, гвоздь из железа – железный, шляпка из соломы — соломенная и т.д.)
  • «Кто сколько знает…» — участники находятся вокруг центра и, бросая мячик, называют пословицы. Можно задать определенную тему: труд, год, хлеб и т.д. Тот, кто в очередной раз не вспомнит поговорку, выходит из круга. Чемпион — последний оставшийся.
  • Нарисуйте на асфальте мелом кружочки, а внутри каждого буковку. Пусть дети бегают вокруг, а по хлопку занимают те, в которых нарисованы только согласные (гласные, звонкие, глухие и т.д.) Либо, попав в кружок с буквой, ребенок называет соответствующее слово.
  • Бродя по лесу подсчитывайте количество собранных грибов, цветочков в букете, встреченных пеньков или муравейников.

Спокойные развлечения.

Если вы уже набегались, напрыгались и хочется посидеть и отдохнуть, то и тут есть чем заняться с пользой. Альбомы, краски, картинки, куклы и машинки, посудка и ведерки с лопатками, взятые с собой из дома, очень пригодятся, но если их нет – не беда.

  • С помощью шишек или камней разного цвета можно сразиться в «крестики — нолики» и шашки, расчертив поле прямо на земле.
  • Построить настоящий город из песка или создать трассу для миниатюрных пластмассовых или металлических автомобилей.
  • Рисовать, писать буквы, слоги и предложения получится на песочке или земле палочкой, пальчиками, а на асфальте – цветными мелками или кусочком красного кирпича.
  • Выкладывайте травинками, галькой, шишечками слоги.
  • Рисование на песке увлекательно и полезно для мелкой моторики.
  • Совершенствование фонематического слуха – произносите нараспев различные слоги, ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит загаданный звук.
  • Прислушивайтесь к звукам живой природы и шуму различного транспорта на улице.
  • Взрослый обозначает любой предмет или животное, а воспитанник отвечает на вопрос «что делает»: машина – едет, самолет – летит.
  • На отдыхе, наслаждаясь солнышком и беззаботностью, приятно вместе петь песенки, вспоминать стихи.
  • Неиссякаемый интерес вызывает пальчиковый театр, сделанный из подручных материалов – бересты, листьев.
  • Сорвите с ветки листочек и устройте соревнование у кого быстрее получится сдуть его с горизонтальной поверхности. Можно сесть двоим соперникам напротив и силой воздушной струи загонять листок на территорию противника.
  • Побеседуйте о том, какое сейчас время года, а что было до него и что будет после. Какие месяцы считаются летними и почему? Сколько месяцев в году, а сколько недель или дней?
  • Гуляя по берегу водоема, расскажите, какие обитатели встречаются в глубине озера, пруда или речки, как они живут, чем питаются, почему не приспособлены жить на суше. В лесу вспомните названия деревьев, лесных обитателей, чем они питаются, где спят, как зовут детенышей и пр.
  • Поощряйте любопытство юного исследователя, отвечайте на вопросы развернуто, давайте как можно больше информации в доступном виде.
  • Соберите гербарий

Игротерапия.

Очень важным этапом формирования коммуникативных возможностей является умение построить сюжетную линию, распределить или взять на себя задуманные роли. Предложите ребенку понянчить кукол, побыть морскими пиратами или проиграть по ролям любимую сказку («Колобок» для совсем крошек, «Золушку», «Емелю», «Кота в сапогах» — для тех, кто постарше). Умение работать сообща, держаться в рамках своей роли, осмысливать и передавать чувства персонажей и их эмоции, не обижаться и не конфликтовать научат в дальнейшем строить отношения с другими людьми в коллективе.

Вернувшись с прогулки, не забудьте поделиться впечатлениями, что понравилось и удивило. Все вышеперечисленные игры помогают проводить каникулы с удовольствием и ненавязчиво приобретать новые знания и навыки. Дети не просто социализируются, они учатся самостоятельно устанавливать правила, находить выход из трудных ситуаций, принимать взвешенные решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вспомним детство? Русские народные игры игры на свежем воздухе.

Новое- это хорошо забытое старое . Предлагаю коллегам и родителям вспомнить детство и возобновить народные игры, ведь дети остаются всё-таки детьми....Желаю приятного совместного отдыха!...

Игры на свежем воздухе. Играем всей семьёй.

Детские игры могут стать увлекательными и интересными, если их организовать на природе. Хорошая погода подарит детям радость и веселое настроение. Все дети любят прыгать, бегать и скакать! Дайте возмо...

"Игры на свежем воздухе. Играем всей семьей"

Стремительно мелькают рабочие будни, отнимающие большую часть нашего времени. И так мало его остаётся для любимых малышей. Торопливые сборы в детский сад и 10 минут чтения на ночь – вот, зачастую, и в...

Игры на свежем воздухе.Играем всей семьёй

Совместные игры  на свежем воздухе не только укрепляют здоровье,но и способствуют улучшению взаимоотношений в семье, сближают детей и родителей....

Речевые игры на свежем воздухе со скакалкой

Чем выше двигательная активность ребенка дошкольника, тем лучше развивается его речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движени...

Речевые игры на свежем воздухе в летний период

Лето – удивительная и благоприятная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в это период они много времени проводят на свежем воздухе. Пребывание дошкольников на пр...

Физкультурно-речевой досуг на свежем воздухе. «Поход на летнюю поляну».

Цель. Создать радостное настроение. Активизировать словарь по теме «Лето». Упражнять в беге, координации речи с движениями. Развивать внимание, ловкость, чувство равновесия. Учит наблюдать...