Автоматизация и дифференциация звуков с дошкольниками с речевыми нарушениями через театрализовано – игровую деятельность.
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Исправление недостатков речи – огромный труд. Основная работа по коррекции речевых нарушений осуществляется учителем–логопедом на занятиях. Наибольшая проблема в работе учителя–логопеда заключается не столько в постановке звуков, сколько в последующей их автоматизации и дифференциации.
Отработка детьми речевого материала по автоматизации и дифференциации звуков отличается некоторой монотонностью, дети очень быстро устают от однообразия подачи «сухого» материала, теряют интерес к логопедическим занятиям.
В целях повышения эффективности коррекционной работы с детьми с различными речевыми нарушениями, а также повышения интереса к логопедическим занятиям логопеды в своей работе опираются на ведущей вид деятельности детей дошкольного возраста – игру. Одним из наиболее интересных видов деятельности по коррекции речевых нарушений, в т.ч. звукопроизношения, является театрализовано – игровая деятельность, которая оказывает психотерапевтическое воздействие, способствует развитию познавательных процессов, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы: помогает развитию связной и грамматически правильной речи, а также способствует автоматизации и дифференциации поставленных или исправленных логопедом звуков в ненавязчивой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avt._i_dif.zvukov_cherez_teatr-igr._d-t.docx | 182.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Автоматизация и дифференциация звуков с дошкольниками с речевыми нарушениями через театрализовано – игровую деятельность
Исправление недостатков речи – огромный труд. Основная работа по коррекции речевых нарушений осуществляется учителем–логопедом на занятиях. Наибольшая проблема в работе учителя–логопеда заключается не столько в постановке звуков, сколько в последующей их автоматизации и дифференциации.
Отработка детьми речевого материала по автоматизации и дифференциации звуков отличается некоторой монотонностью, дети очень быстро устают от однообразия подачи «сухого» материала, теряют интерес к логопедическим занятиям.
В целях повышения эффективности коррекционной работы с детьми с различными речевыми нарушениями, а также повышения интереса к логопедическим занятиям логопеды в своей работе опираются на ведущей вид деятельности детей дошкольного возраста – игру. Одним из наиболее интересных видов деятельности по коррекции речевых нарушений, в т.ч. звукопроизношения, является театрализовано – игровая деятельность, которая оказывает психотерапевтическое воздействие, способствует развитию познавательных процессов, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы: помогает развитию связной и грамматически правильной речи, а также, способствует автоматизации и дифференциации поставленных или исправленных логопедом звуков в ненавязчивой форме.
Содержание театрализовано – игровой деятельности в работе с детьми с речевыми нарушениями
Театрализовано – игровая деятельность – это обобщенное понятие, включающее в себя разные виды театральных игр и упражнений, организуемые совместно с учителем – логопедом на занятиях.
1. Для автоматизации звуков можно использовать игрушки, выступающие в роли образа звука: например, жук – [Ж], комар – [З], змея – [Ш] и т.п. При этом можно придумать целые этюды, например, жук и комар делят картинки, в названии которых есть звуки [Ж] и [З].
2. Можно использовать любые игрушки из пальчикового театра, с помощью которых можно многократно повторять слоги и слова, и это не будет утомительно. Например, перед ребёнком раскладываются несколько игрушек из пальчикового театра, и логопед даёт задание научить эти игрушки проговаривать слова со звуком [Ш]. Ребёнок подносит змею (образ звука [Ш]) к каждой игрушке по очереди и проговаривает слова с заданным звуком.
3. У инсценировок с помощью пальчикового театра (где действуют пальцы и руки для изображения птиц, животных и др. персонажей) большие возможности для развития ручной ловкости, движений кистей и пальцев рук, точности, выразительности движений.
Формирование устной речи начинается тогда, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Это важно и при своевременном речевом развитии и, особенно, в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка.
Например, инсценирование фрагментов сказок о животных «Теремок», «Колобок».
Пример образов животных из пальцев рук к сказке “Колобок”:
- Заяц: указательный и средний пальцы выпрямлены. Согнутый большой палец – на согнутых мизинце и безымянном.
- Волк: ладонь держат вертикально, изображая профиль волка. Большой палец («ухо») слегка приподнят, сложенные попарно указательный и средний, безымянный и мизинец сходятся и расходятся – «открывается пасть волка»;
- Медведь: четыре пальца вертикально стоят на столе. Средний согнут – это «голова медведя»;
- Лиса: ладонь держат вертикально, изображая профиль лисы. Большой палец чуть – чуть приподнят – это ухо. Указательный согнут – это лоб. Средний палец – нос. Сомкнутые безымянный и мизинец отходят от среднего – пасть лисицы раскрыта.
4. В коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес. Именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер по автоматизации и дифференциации звуков, формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания.
Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект. Например, упражнение «Помощники» (упражнение сначала выполняется одной рукой, затем двумя руками):
− Братец, принеси дрова! − Заболела голова! − Средний, ты наколешь дров? − Я сегодня нездоров! − Ну, а ты затопишь печку? − Ох, болит моё сердечко! − Ты, меньшой, свари обед! − У меня силёнок нет! − Что же, сделаю всё сам, Но обеда вам не дам! Голодать готовы? − Мы уже здоровы! | Четыре пальца согнуты. Большой палец, обращаясь с просьбой, дотрагивается до каждого поочередно. Отвечая, каждый распрямляется и вновь сгибается. Все пальцы рук выпрямляются. |
На логопедических занятиях также активно используется чтение чистоговорок, потешек, загадок, которые можно произносить от имени героев сказок: высоким голосом читают Лиса, Белка, Зайка, низким – Медведь, Волк, Тигр. В данных видах упражнений помимо закрепления навыков автоматизации и дифференциации звуков осуществляется работа и по формированию интонационной выразительности речи. Из чтения потешек, чистоговорок можно создать целый мини – спектакль, разыгрывать который помогают разнообразные костюмные атрибуты – маски зверей, шапочки, фартуки и т.п.
5. Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра и задача логопеда – окружить ребёнка игрой так, чтобы он не заметил, что занимается тяжёлой работой. В этом огромную помощь оказывают дидактические игры – лото «Расскажи сказку», способствующие развитию речи, её фонетической и просодической стороны, памяти и логического мышления. Играть могут от 1 до 6 человек. Задача детей – собрать комплект карточек к одной предложенной сказке и рассказать её, используя все доступные средства выразительности (голос, интонацию, мимику и т.п.), а также, соблюдая правильное произношение всех звуков родного языка. В данном виде театрализовано – игровой деятельности используются знакомые детям сказки, такие, как, например, “Маша и медведь”, “Лиса и журавль”, “Лиса, заяц и петух” и др.
6. Наиболее распространённой формой детского творчества является драматизация, которая основана на действии, совершаемом самим ребёнком. Данный вид творчества также интересен и ненавязчив для детей. При использовании на логопедических занятиях различных видов театра, например, настольный театр игрушек (“Театр резиновой игрушки”, “Театр деревянной игрушки”, “Театр мягкой игрушки”, “Театр игрушек киндер – сюрприз” и т.п.), театр – вкладыш (по типу доски Сегена), театр “Би-ба-бо” с ширмой и др. дети действуют за персонажа, учатся владеть куклой/ игрушкой/ деревянной формой, что способствует развитию моторного праксиса детей. Также, используя фигурки, разыгрывая определённое действие, дети учатся правильно проговаривать все звуки родного языка, владеть своим голосом, интонацией, развивают память и учатся взаимодействовать друг с другом. Как правило, материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки, оказывающие активизирующее воздействие на речевую деятельность ребенка. Театр сюжетных картинок, театр на фланелеграфе также могут использоваться на логопедических занятиях как при пересказе знакомых детям сказок (например, “Репка”, “Курочка Ряба”, “Снегурочка” и др.), так и при самостоятельном придумывании детьми рассказов по предложенным им картинкам. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно улучшается артикуляция, активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая сторона его речи, улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.
Таким образом, применение театрализовано – игровой деятельности в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями повышает эффективность их речевого развития: способствует автоматизации и дифференциации звуков, помогает формированию связной речи, значительно пополняет словарный запас, делает речь более грамотной и выразительной. Использование театрализовано – игровой деятельности в коррекции речи детей способствует более быстрому и успешному исправлению недостатков речи и делает этот процесс ярким и незабываемым.
Список используемой литературы
- Артемова Л.В. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2006г.;
- Бардышева Т.Ю. Расскажи стихи руками. – М., Издательский дом «Карапуз», 2013г.;
- Доронова Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности/ Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1997г.;
- Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009г. – 64с.;
- Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. – СПб.: Дельта, 1999. – 256 с.;
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду/ М.Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2004г.;
- Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду/ Е.В. Мигунова. – НовГУ им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006г.;
- Ресурсы театрализованной деятельности в развитии у дошкольников мотивации к логопедическим занятиям. Журнал «Логопед», № 4, 2005г.;
- Театрализованная деятельность, как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада. Журнал «Логопед», № 4, 2007г.;
- Театрально – игровая деятельность в системе логопедической работы. Журнал «Логопед», № 5, 2007г.;
- Интернет – ресурсы:
- http://logoportal.ru/
- http://festival.1september.ru/ Германовичене Е.Н. Театрально – игровая деятельность в системе логопедической работы.
- http://ped-kopilka.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: "Роль развивающих игр в работе по автоматизации и закреплению звуков у детей с речевыми нарушениями"
В основе статьи изучалось влияние развивающих игр на процесс автоматизации и закрепления звукопроизношения у детей с речевыми нарушениями....
Использование ИКТ при автоматизации и дифференциации звуков у дошкольников, имеющих дефекты речи
Использование ИКТ при автоматизации и дифференциации звуков у дошкольников, имеющих дефекты речи....
Развитие коммуникативных и речевых способностей через театрально-игровую деятельность
Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей....
«Развитие личностных качеств дошкольников с речевыми нарушениями через организацию совместной деятельности логопеда – родителей – детей».
Сообщение из опыта работы, посвященное развитию личностных качеств дошкольников-логопатов....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Формирование связной речи у детей с речевыми нарушениями посредством театрально-игровой деятельности с использованием сказок алтайской писательницы Ирины Цхай
Цель: создать условия для развития связной речи детей-дошкольников, имеющих речевые нарушения, посредством театрально-игровой деятельности....
Использование элементов мнемотехники в работе по автоматизации и дифференциации звуков у дошкольников с общим недоразвитием речи
В своей работе используем логопедические рифмовки и миниатюры. Суть метода заключается в том, что на каждое слово или словосочетание мы придумываем картинку (изображение); таким об...
Обогащение и активизация лексико-грамматических средств речи у дошкольников с речевыми нарушениями через проектную деятельность.
Технология проектной деятельности предполагает соблюдение следующих условий:- педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой (природной и социальной);- педа...