«Учим стихи правильно»
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Как учить стихи с детьми, которые посещают логопедический пункт?
Дети с недоразвитием речи испытывают значительные трудности запоминания стихотворных текстов. Причинами этих трудностей являются: отставание в развитии слухового внимания и слуховой памяти; нарушения чувства ритма; отклонения в формировании слоговой структуры слова; отставание в развитии всех сторон речевой системы; нарушения мелкой моторики; недостаточная мотивация к заучиванию художественных произведений. Поэтому при воспроизведении стихотворения ребенок говорит то быстро, то резко замедляет темп речи в пределах одной фразы, и даже одного слова, пропускает, недоговаривает из-за этого слоги в слове, слова во фразе, меняет ударения, не выговаривает, поставленные логопедом, звуки.
Выучив неправильно с такими детьми стихи, очень сложно исправить допущенные ошибки, порою просто невозможно логопеду в короткие сроки устранить данные ошибки.
С детьми, имеющими нарушения речи, необходимо сначала поработать над словами, где сложная слоговая структура: много слогов, есть стечения согласных. Нужно прохлопать каждое слово.
Дальше в процессе заучивания стихотворения наизусть, мы уже не проговариваем слова по слогам, а делим предложения (или стихотворную строчку) на слова. Одно слово - один хлопок ладонью по столу, второе слово - удар ладонью второй руки по столу, и дальше чередуем руки в процессе проговаривания предложения. И так весь текст от начала до конца. В процессе многократных повторений ребенок запоминает стихотворение, не нарушая слоговую структуру, не пропускает окончания и не меняет их.
Как работать с поставленным звуком?
У детей с дефектами звукопроизношения стереотипы неправильного произношения слов, предложений очень стойкие.
Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться. Автоматизировать звук — это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Автоматизация звука проходит в строгой последовательности, осуществляется от простого к сложному, от легкого к трудному. Последним этапом является отработка звука в стихотворениях и чистоговорках.
Если ребенку только поставили звук или он на этапе автоматизации в слогах, словах, то не нужно давать такому ребенку стихотворения с данным звуком.
Если ребенку все же досталось стихотворение с трудным, новым звуком, нужно заучивать стих, выделяя и проговаривая поставленный новый звук сразу же при заучивании, если выучить стих без поставленного звука, то переучить ребенку будет очень сложно.
Если ребенок в стихотворении сильно выделяет звук в словах (например, долгое произнесение звука Р), не нужно на это обращать внимание, наоборот, следует хвалить ребенка за верное выделение нового для него звука.
Чем ниже уровень развития речи, тем проще и доступнее должны быть художественные образы. При заучивании стихотворных текстов важно соблюдать общие методические установки, но следует вносить поправки, с учетом речевых возможностей детей.
Выбирая стихотворения детям, воспитателям необходимо советоваться с логопедом, который подскажет, на каком этапе у детей данный звук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchim_stihi_pravilno.docx | 21.53 КБ |
Предварительный просмотр:
«Учим стихи правильно»
«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка». (В. Г. Белинский)
Как по-разному мы читаем стихи! Одни - монотонно, вяло. Другие - выделяя особенности стихотворного размера. Третьи – громко, эмоционально и неестественно. Но с удовольствием мы слушаем того, кто читает так, как разговаривает в жизни, с живой выразительностью, четкой речью, переживая эмоции, затронутые данным произведением.
Можно ли научить этому ребенка? Да, можно. При этом, читая и заучивая стихи с детьми, мы решаем следующие задачи:
- укрепление памяти;
- выработка четкой дикции;
-овладение средствами интонационной выразительности;
- развитие творческих способностей ребенка;
- расширение кругозора;
- воспитание нравственных качеств (любовь к близким, забота о животных, бережное отношение к природе, игрушкам и т. п.).
Вот несколько советов, которые помогут развивать ребенка в данном направлении.
Как правильно выбрать стихотворение для заучивания?
* Стихотворение должно быть доступным.
* В первую очередь, близким и понятным детям по содержанию.
* Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение. Детям 2 лет достаточно двух-четырех строчек, 3-4 лет – одно-два четверостишия, 5-7лет – до пяти четверостиший, в зависимости от проявляемого ребенком интереса и уровня развития памяти.
Старшие дошкольники способны воспринимать метафоры, сравнения, небольшие описания, но все же динамичность важна.
* Стихи для детей должны быть высокого качества, ведь поэзия является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха (умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, этических и нравственных понятий).
Читайте детям произведения народного творчества (народные потешки, прибаутки, шутки, песенки) и мастеров художественного слова. Ищите хорошие стихи современных поэтов. Нельзя использовать слабые стихи непрофессионалов, с неточными рифмами, нарушением строя, с неграмотным употреблением формы слова.
Как учить стихи с детьми?
Прежде, чем познакомить ребенка с выбранным стихотворением, просмотрите его сами, выберите нужное настроение, интонацию, расставьте акценты, выделяя главное слово. Если используется диалог, или повествование идет от лица какого-либо персонажа, то можно менять и тембр голоса. В некоторых стихах возможно обыгрывание звучания слов.
Так, шипящие звуки - передают шелест травы, листьев, протяжные гласные – завывание ветра. Этот прием нужно использовать осторожно, подчеркивание звука должно быть небольшим. Можно использовать изменение скорости прочтения, связанное с содержанием. Быстрое проговаривание может сопровождать быструю смену событий или высокую скорость действия, затягивание речи - нежелательное или затянувшееся действие.
Прочитайте ребенку стихотворение естественно и выразительно, прочувствовав настроение. Поговорите с ним о содержании, убедитесь, все ли он понял. Очень трудно учить стихотворение, когда ты не понимаешь смысла некоторых слов (да и произносишь их с трудом, и тебе трудно представить, что там происходит, в этом стихотворении, о чём вообще поэт пишет). Поэтому, выбирая стихи для разучивания, нужно обращать внимание не только на объём стихотворения, но и на сложность текста — много ли в нем слов, совсем незнакомых ребёнку, насколько ему будут понятны авторские обороты речи. Стихотворение должно понравиться. Как вы понимаете, для того, чтобы что-то выучить, надо это повторять много раз. Но также большое значение имеет эмоциональный аспект — нравится ребёнку стихотворение или нет, хочется ли ему его выучить. Если у вас нет выбора — учить стихотворение или не учить, постарайтесь вызвать у ребёнка положительный отклик на стихотворные строчки. Постарайтесь найти в стихотворении и донести до ребёнка, чем лично оно вам нравится. Например:
- Какое стихотворение? - весёлое, озорное, оно поднимает настроение;
- Какое стихотворение? - доброе, с какой теплотой автор относится к героям;
- Как красиво автор описал природу! Мы прямо так и представляем себе зимний лес, деревья в снегу, свежий запах мороза;
- Предложите ребенку поиграть: вы читаете стихотворение, а он договаривает концы строк. Не затрудняет детей и пофразовое повторение текста. Затем можно перейти к целостному пересказу. На первых порах ненавязчиво подсказывайте, проговаривайте вместе отрывки, которые пока не отложились в памяти. Чтобы сохранить интерес у детей младшего возраста, можно рассказать стихотворение для разных игрушек по очереди или от лица мишки, зайки, кошки и т. п.
Дети старшего дошкольного возраста способны хорошо принимать задачу, поставленную перед ними: выучить стихотворение. Следите, чтобы речь ребенка была внятной и естественно выразительной. Порой дети очень быстро проговаривают текст, проглатывая окончания. Можно сразу остановить и поправить, чтобы не закреплялась ошибка. Длительность такого занятия с ребенком не должна превышать пяти минут. Лучше еще раз вернуться к стихотворению через некоторое время.
Как учить стихи с детьми, которые посещают логопедический пункт?
Дети с недоразвитием речи испытывают значительные трудности запоминания стихотворных текстов. Причинами этих трудностей являются: отставание в развитии слухового внимания и слуховой памяти; нарушения чувства ритма; отклонения в формировании слоговой структуры слова; отставание в развитии всех сторон речевой системы; нарушения мелкой моторики; недостаточная мотивация к заучиванию художественных произведений. Поэтому при воспроизведении стихотворения ребенок говорит то быстро, то резко замедляет темп речи в пределах одной фразы, и даже одного слова, пропускает, недоговаривает из-за этого слоги в слове, слова во фразе, меняет ударения, не выговаривает, поставленные логопедом, звуки.
Выучив неправильно с такими детьми стихи, очень сложно исправить допущенные ошибки, порою просто невозможно логопеду в короткие сроки устранить данные ошибки.
С детьми, имеющими нарушения речи, необходимо сначала поработать над словами, где сложная слоговая структура: много слогов, есть стечения согласных. Нужно прохлопать каждое слово.
Дальше в процессе заучивания стихотворения наизусть, мы уже не проговариваем слова по слогам, а делим предложения (или стихотворную строчку) на слова. Одно слово - один хлопок ладонью по столу, второе слово - удар ладонью второй руки по столу, и дальше чередуем руки в процессе проговаривания предложения. И так весь текст от начала до конца. В процессе многократных повторений ребенок запоминает стихотворение, не нарушая слоговую структуру, не пропускает окончания и не меняет их.
Как работать с поставленным звуком?
У детей с дефектами звукопроизношения стереотипы неправильного произношения слов, предложений очень стойкие.
Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться. Автоматизировать звук — это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Автоматизация звука проходит в строгой последовательности, осуществляется от простого к сложному, от легкого к трудному. Последним этапом является отработка звука в стихотворениях и чистоговорках.
Если ребенку только поставили звук или он на этапе автоматизации в слогах, словах, то не нужно давать такому ребенку стихотворения с данным звуком.
Если ребенку все же досталось стихотворение с трудным, новым звуком, нужно заучивать стих, выделяя и проговаривая поставленный новый звук сразу же при заучивании, если выучить стих без поставленного звука, то переучить ребенку будет очень сложно.
Если ребенок в стихотворении сильно выделяет звук в словах (например, долгое произнесение звука Р), не нужно на это обращать внимание, наоборот, следует хвалить ребенка за верное выделение нового для него звука.
Чем ниже уровень развития речи, тем проще и доступнее должны быть художественные образы. При заучивании стихотворных текстов важно соблюдать общие методические установки, но следует вносить поправки, с учетом речевых возможностей детей.
Выбирая стихотворения детям, воспитателям необходимо советоваться с логопедом, который подскажет, на каком этапе у детей данный звук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как правильно учить стихи.
Как взрослым необходимо правильно с ребенком учить стихи....
Как правильно учить стихи.
Как взрослым необходимо правильно с ребенком учить стихи....
"Как правильно выбирать и учить стихи с детьми".
Информация для родителей, как правильно выбирать и заучивать стихи с детьми дошкольного возраста....
Проект "Учим стихи правильно" (старшая группа)
Цель: создание условий для формирования у детей и родителей заинтересованности и умения выразительно заучивать стихи. Задачи: 1. Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми. 2. Научить детей выра...
Буклет "Учим стихи правильно"
В детском саду проводит много утренников. Родители будут учить с детьми стихотворения к празднику. К сожалению, не все дети легко запоминают стихотворения. Перед родителями встаёт вопрос, как сде...
Консультация "Учим стихи правильно"
laquo;Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка»....
Учим стихи правильно
рекомендации для родителей...