Что такое ОНР
консультация по логопедии
Иногда, когда ребенок имеет проблемы с речью, врачи ставят такой диагноз: ОНР. Что это такое и как именно проявляется мы и рассмотрим подробно в данной статье. В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют едва ли не самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Из них больше половины детей имеют логопедическое заключение ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_onr.docx | 18.01 КБ |
Предварительный просмотр:
«Что такое ОНР?»
Очень часто многие родители замечают у своих детей только нарушение звукопроизношения и не видят необходимости переводить своего ребенка в специализированную логопедическую группу. Зачастую, это только верхушка айсберга, и коррекция речевого дефекта невозможна в полном объеме в условиях общеобразовательной группы детского сада.
Иногда, когда ребенок имеет проблемы с речью, врачи ставят такой диагноз: ОНР. Что это такое и как именно проявляется мы и рассмотрим подробно в данной статье. В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют едва ли не самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Из них больше половины детей имеют логопедическое заключение ОНР.
Общее недоразвитие речи – это форма речевого расстройства, при котором нарушено развитие всех компонентов речевой системы у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, при котором не сформированы компоненты языковой системы, а именно:
• Фонетические нарушения;
• Лексические нарушения;
• Грамматические нарушения;
• Нарушение развития связной речи.
Во многих случаях ОНР является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности центральной нервной системы (иногда легко выраженной, неблагоприятного социального окружения в периоды активного развития речи.
Диагноз ОНР выставляют ребенку только после трех лет, так как лишь к этому периоду должны сформироваться основные компоненты речи. До того, как ребенок достигнет этого возраста правильнее рассматривать задержку речевого развития.
Для речи таких детей характерны следующие признаки:
-более позднее начало речи (первые слова появляются в 3-4, а иногда и в 5 лет);
- ребенок понимает обращенную к нему речь, но сам не может озвучить свои мысли;
-дети неправильно согласуют различные части речи между собой, не используют в речи предлоги, затрудняются в словообразовании;
-у детей с ОНР нарушено произношение нескольких или всех групп звуков;
-речь детей с общим недоразвитием речи малопонятна.
Поэтому, коррекционную работу необходимо вести именно по этим областям:
1) Фонетические нарушения – Этот уровень является наиболее тяжелым. По всем показателям речевое развитие находится на самом низком уровне. Для общения и обозначения предметов и явлений дети используют небольшое количество звукоподражаний (ав, мяу, кап) и аморфные слова (слово «бах» обозначает упал, врезался; слово «ди» - иди, найди и т. д.). По данному компоненту необходима работа по развитию слоговой структуры - т. е. работа над объяснением места звука в слове («Куда спрятался звук?» - в начало в середину или в конец слова, какие звуки называются гласными, согласными и как они произносятся; перестановкой слогов в слове (барелина вместо балерина, пропуском и их заменой (гебемот вместо бегемот); работа по произношения звуков, их постановке и автоматизации в речи (объяснении места положения – артикуляции, языка, губ, зубов, воздушной струи и что они при этом должны делать, а так же по дифференциации звуков в речи со сходными по звучанию словами, объяснению смысла слов. Например: КОЗА-КОСА, МИШКА-МИСКА, ДОСКА-ТОСКА. Донесите до ребёнка, что это разные слова, а изменение позиции языка меняет смысл и само произношение слова. Так же можно играть в игру «Запомни, повтори» слоги:
Ба-ба-па-ба; Сы-шы-шы-сы;
Ка-га-ка-га; За-за-жа-жа;
То-то-то-до; Са-са-за-са и т. д.
2) Лексико-грамматические нарушения (развиваем, пополняем словарный запас детей, формируем правильное употребление грамматических категорий) – Этот уровень несет в себе возрастание речевой активности ребенка. В речи появляются простые предложения, которые состоят их 2-3 слов. Но словарь ребенка очень скуден, появляется большое количество грубых ошибок в грамматическом строении речи (например, вместо «большое одеяло» слышим «большая одеяло»). Этот уровень ОНР также характеризуется нарушением слоговой структуры речи: ребенок сокращает, переставляет слоги (вместо «вата» слышим «ата», вместо «хорошо» - «хошо»); Мы наполняем его словами-прилагательными, глаголами, числительными, обобщающими понятиями, словами-антонимами, синонимами, знакомим детей с новыми неизвестными им словами, формируем правильное употребление окончаний, падежных и родовых окончаний количественных числительных, окончаний глаголов в прошедшем времени. Так же необходимо проработать употребление в речи предлогов и т. д.
Например: игра «Назови одним словом»:
• яблоко, апельсин, банан, груша – это фрукты.
• шкаф, диван, кресло, кровать – это мебель и т. д.
Игра «Какой, какая, какие?»:
• Солнышко (какое) – яркое, тёплое, жёлтое и т. д.
• День (какой) – пасмурный, солнечный ….
Игра «Скажи наоборот»: Жарко - холодно, светлый - тёмный, большой - маленький, высокий – низкий и т. д.
Игра «Где спряталась кукла?» - Кукла сидит под столом, на столе, в коробке, за коробкой, выглядывает из-за (из-под) коробки, над столом, около стола, достаю куклу из шкафа.
Игры на развитие грамматических категорий: «Назови сколько?» - 1 цыпленок — один мяч, 2 цыпленка — два мяча, 5 цыплят — пять мячей, 8 цыплят – восемь мячей и т. д.
Игра «Кто что делает?» - красные яблоки растут (а не растёт, мальчик играет с красненькими флажками (а не с красненький флажком) и т. п.
3) Развиваем связную речь (умение отвечать полным ответом, составлять предложения и говорить предложениями, вести диалог) – для этого необходимо читать и пересказывать сказки, рассказы; придумывать предложения по предметным картинкам, наполняя их словами прилагательными, наречиями, числительными; составлять предложения и рассказы по серии сюжетных картинок, по план-схемам. Поначалу необходимо задавать ребёнку наводящие вопросы и требовать от него не односложного, а полного ответа.
Уже появляется развернутая речь, ребенок может произносить целые фразы, однако присутствуют нарушения фонетико-фонематического и лексико-грамматического характера («это моя папа», «много деревц» вместо «много деревьев»). Словарный запас ребенка наполнен, но он может не знать редко употребляемые или путает близкие по значению слова. Нарушение слоговой структуры слова проявляется в трудностях при произнесении слов со сложным слоговым составом (милиционер, мотоциклист, аттракцион);
Наблюдается отсутствие нарушений звукопроизношения, но при этом дети имеют не внятную дикцию, часто путают местами слоги и звуки. Не первый взгляд эти недостатки кажутся несущественными, но в итоге затрудняют у ребенка процесс обучения чтению и письму.
Коррекция речи у детей с ОНР.
Общее недоразвитие речи относится к тяжелым нарушениям речи. И исправить это нарушение самостоятельно невозможно. Родителям надо помнить, что данное речевое нарушение отрицательно влияет на развитие нервно-психической и познавательной деятельности, поэтому часто у детей с ОНР наблюдается задержка темпа психического развития, что проявляется в незрелости высших психических функций, к тому же дефицит речевых средств создает проблемы и при адаптации детей в начале школьного периода. Поэтому необходимо своевременно обратиться к специалистам (невролог, логопед) и нельзя пренебрегать той коррекционной помощью, которую они оказывают детям с ОНР еще в дошкольном возрасте.
Но ряд недостатков возможно исправить и в домашних условиях. Можно беседовать с ребенком обо всем на прогулке, дома, в гостях, задавайте ребенку открытые вопросы, которые потребуют от него довольно развернутого ответа: вместо вопроса: «Тебе понравилось на дне рождении?» спросите: «Что (кто) тебе больше понравился на дне рождении? Почему?». Уделите внимание и имеющимся в речи ребенка ошибкам. Конечно, в семье обычно поправляют ребнка, когда он неправильно произносит тот или иной звук, слово, но иногда делают это с насмешкой или раздражением. К исправлению речевых ошибок надо подходить весьма осторожно. Ни в коем случае не ругайте малыша за его плохую речь и не требуйте от него немедленного верного повтора трудного для него слова. Такие методы приводят к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово, лучше дать образец его произношения.
Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, предложите ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа, ответить, что изображено на картинке. В том случае если ребенок допустит ошибки, не следует его перебивать, предоставьте ему возможность закончить высказывание, а затем уже исправьте его ошибки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекции межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) «Что такое хорошо, а что такое плохо».
Проблема межличностных отношений дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Именно в дошкольном детстве зарождаются и развиваются отношения с окружающими л...
ЧТО ТАКОЕ «ХОРОШО» И ЧТО ТАКОЕ «ПЛОХО»
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Блез Паскаль...
В.Маяковский. Что такое хорошо и что такое плохо?
Текст стихотворения Владимира Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо?"...
интегрированное занятие в старшей группе по нравственному воспитанию "Что такое хорошо и что такое плохо"
Формировать умение детей решать нравственные ситуации....
Воспитание сказкой. Стихотворение В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" средняя группа
Занятие по нравственному воспитанию. "Будем делать хорошо и не будем плохо"...
"Что такое хорошо и что такое плохо?"- семинар для педагогов ДОУ.
Семинар-практикум решает вопросы нравственного воспитания в ДОУ. Цель семинара: повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов по одной из годовых задач: нравственное воспита...