Консультация для воспитателей "Артикуляционная гимнастика"
консультация по логопедии

Бочарова Оксана Викторовна

Для правильного произношения звуков нужны сильные, упругие и подвижные язык, губы, мягкое нёбо. Все эти речевые органы состоят из мышц. Необходимо тренировать мышцы языка и губ. Для этого и существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

 

   

Учитель-логопед  Бочарова О.В.

                 2021 г.

Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения

     Для правильного произношения звуков нужны сильные, упругие и подвижные язык, губы, мягкое нёбо. Все эти речевые органы состоят из мышц. Необходимо тренировать мышцы языка и губ. Для этого и существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной.

   

  Артикуляционная гимнастика - это совокупность особых, с определенной целью подобранных упражнений, способствующих укреплению мышц артикуляционного аппарата и развитию силы, ловкости и дифференцированности движений данного органа.

     Точность, сила и дифференцированность движений артикуляционного аппарата развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

      Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки, составляющие фонетическую систему языка. Другими словами, упражнения подбирают в соответствии с тем, какие звуки нарушены у ребёнка.

     Самым подвижным органом является язык. Наибольшей степенью подвижности обладают передняя часть языка и кончик языка. В образовании звуков также играет роль подвижность губ. Губы могут вытягиваться в трубочку, могут округляться, могут обнажать передние верхние и нижние зубы. Наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней губой, образовывать щель, приближаясь к верхним передним зубам. Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, меняя этими движениями объем полости рта, что особенно важно при образовании гласных звуков. Мягкое небо может опускаться и подниматься. Когда мягкое небо опущено, выдыхаемая струя воздуха проходит через нос, в результате чего образуются носовые звуки М, М’, Н, Н’.

     

     Итак, при образовании различных звуков каждый орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Четкого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а работа их – координирована.

     Во всех возрастных группах могут быть использованы одни и те же комплексы артикуляционной гимнастики, но требования к проведению и к выполнению упражнений детьми на каждом возрастном этапе будут различными.


Младший возраст:
Упражнения проводятся в игровой форме. Объем требований к выполнению движений невелик. Надо чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершенствовать движения артикуляционного аппарата.

Средний возраст: Для гимнастики используются игровые приемы. На основе приобретенных детьми простейших навыков движения органов артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются. Соответственно повышаются и требования к выполнению артикуляционной гимнастики.

Старший возраст:  Контроль за плавностью, легкостью, четкостью выполнения движений, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения и положения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений. Движения становятся легкими, правильными, привычными, поэтому их можно проводить в любом темпе.

Методика выполнения упражнений артикуляционной гимнастики

  • Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше проводить перед завтраком в течение 3-5  минут.

  • Упражнения выполняются от простого к сложному.

  • Сначала упражнения выполняются перед зеркалом в медленном темпе, затем допускается выполнение без зрительных ориентиров. Каждый день добавляется по одному новому упражнению.

  • Нельзя проводить артикуляционную гимнастику, не видя, как выполняет упражнение каждый ребенок. При выявлении детей, которые не справляются с выполнением упражнений: работа проводится в подгруппах  или индивидуально.
  • На первых занятиях каждое упражнение выполняют два раза. Затем каждое упражнение выполняют 10-15 раз.

  • Если у ребёнка не получается какое-то движение можно использовать механическую помощь.

  • Занятия должны проходить в игровой форме. Можно привлечь любимую игрушку.  Так же любима детьми Сказка о Весёлом Язычке.

Сказка о Весёлом Язычке

  • Жил да был Весёлый Язычок. У него был домик. Это рот. Чтобы Весёлый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей в доме две.

  • Первая дверь - это губы. Давай её откроем (упражнение «Лягушка»).

  • Вторая дверь- это зубы. Откроем и её (упражнение «Окошко»).

  • Что же делает наш язычок? Он спит. У него есть мягкая подушка – твоя губка (упражнение «Лопаточка»).

  • Наконец он проснулся, высунулся на улицу (упражнение «Иголочка»).

  • Посмотрел направо, потом налево (упражнение «Часики»).

  • Погода хорошая, светит солнышко. Захотелось язычку погулять. Вышел он во двор, увидел качели. Решил покачаться (упражнение «Качели»).

  • Потом увидел наш Язычок лошадку и захотелось ему на ней покататься (упражнение «Лошадка»).

  • Нагулялся язычок и отправился домой. Закрыл сначала вторую дверь - зубы (упражнение «Окошко»), а затем первую - губы (сомкнуть губы «Лягушка»).

Основной комплекс артикуляционной гимнастики

  • Лягушка. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до пяти.

  •  Хоботок. Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой и удерживать на счёт до пяти.

  •  Лягушка–хоботок. На счёт «раз – два» чередовать упражнения «Лягушка» - «Хоботок».

  •  Окошко. На счёт «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счёт «два» закрыть рот (окошко закрыто).

  • Лопаточка. Улыбнуться, открыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу и удерживать на счёт до пяти.

  • Иголочка. Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.

  • Лопаточка-иголочка. На счёт «раз – два» чередовать упражнения «Лопаточка» и «Иголочка».

  • Часики. Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «раз – два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть – неподвижна.

  • Качели. Улыбнуться, открыть рот, на счёт «раз – два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть – неподвижна.

  • Лошадка. Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Язык должен быть широким и кончик языка не должен подворачиваться внутрь. Нижняя челюсть – неподвижна.

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков  С – Сь – З – Зь - Ц

  • Вначале выполняются упражнения на развитие речевого дыхания, чтобы ребёнок научился направлять выдыхаемый воздух посередине языка.

  • Лягушка – хоботок.

  • Лопаточка.

  • Накажем непослушный язычок. Положить широкий язычок между губами и «пошлёпать» его «пя-пя-пя»

  • Киска сердится. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счёт «раз»-выгнуть язык горкой, на счёт «два» - вернуться в исходное положение. Кончик языка не отрывается от нижних зубов, рот не закрывается.

  • Упрямый ослик. Губы в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, с силой произносить сочетание ИЕ.

  • Трубочка. Открыть рот, свернуть язык трубочкой и длительно подуть в эту трубочку.

  • Качели

  • Чистим нижние зубы. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть – неподвижна.

  • Посчитай нижние зубки. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Нижняя челюсть – неподвижна.


Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад, звуков Ш – Ж – Ч - Щ

  • Лягушка – хоботок.

  • Лопаточка.

  • Накажем непослушный язычок.

  • Чашечка. Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счёт до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

  • Бублик. Выполнить упражнение «Хоботок». Округлить губы так, чтобы были видны зубы. Удерживать губы на счёт до пяти. Зубы должны быть сжаты.

  • Фокус. Положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно прилегает к верхней губе. Нужно сдуть ватку с кончика носа.

  •  Лошадка.

  • Маляр. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть – неподвижна.

  • Вкусное варенье. Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху - вниз (намазать) губку вареньем.

  • Грибок. Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке.

  • Гармошка. Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка открывать и закрывать рот.


Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Л - Ль

  • Лягушка – хоботок.

  • Лопаточка.

  • Накажем непослушный язычок.

  • Вкусное варенье.

  • Качели.

  • Пароход. Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук «Ы-Ы-Ы». Следить - кончик языка должен быть опущен и находиться в глубине рта.

  • Индюк. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы. Темп убыстрять, добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следить – язык должен быть широким.

  • Маляр

  • Чистим верхние зубки. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка двигать вправо-влево с внутренней стороны.

  • Посчитай зубки. В этом комплексе «считаем» верхние зубы.

  • Поймаем звук «л». Улыбнуться, во время произнесения звука «а» широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно убыстряя темп движения, вы услышите звук «л».


Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Р - Рь

  • Качели.

  • Маляр.

  • Чистим верхние зубы.

  • Посчитай верхние зубы.

  • Лошадка.

  • Грибок.

  • Гармошка.

  • Барабан. Улыбнуться, открыть рот. Произносить звук д-д-д. Язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться.

  • Комарик.  Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, длительно произнести звук з. Следить, чтобы рот не закрывался.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы о...

Здоровьесберегающие технологии. Консультация для родителей "Гимнастика вдвоём"

Рекомендации как проводить гимнастику в семейном кругу....

Консультация для воспитателей .Гимнастика маленьких волшебников.

Консультация для воспитателей старшей и подготовительной групп доу,о методике проведения самомассажа....

Консультация "Использование пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики у детей младшего возраста."

Возвращение к истокамИздревле на Руси мамы играли с малышами в такие игры как «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Ладушки», в Китае мамы развивают ладошки малышей с помощью каменных и металлическ...

Консультация для воспитателей. Гимнастика после дневного сна.

Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами, помогает улучшит настроение детей, поднять мышечный тонус....

Консультация "Здоровьесберегающие технологии: Гимнастика после сна"

Доклад - консультация для инструкторов по физической культуре и воспитателей групп...