Консультация для воспитателей "Артикуляционная гимнастика"
консультация по логопедии
Для правильного произношения звуков нужны сильные, упругие и подвижные язык, губы, мягкое нёбо. Все эти речевые органы состоят из мышц. Необходимо тренировать мышцы языка и губ. Для этого и существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 23.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель-логопед Бочарова О.В.
2021 г.
Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения
Для правильного произношения звуков нужны сильные, упругие и подвижные язык, губы, мягкое нёбо. Все эти речевые органы состоят из мышц. Необходимо тренировать мышцы языка и губ. Для этого и существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной.
Артикуляционная гимнастика - это совокупность особых, с определенной целью подобранных упражнений, способствующих укреплению мышц артикуляционного аппарата и развитию силы, ловкости и дифференцированности движений данного органа.
Точность, сила и дифференцированность движений артикуляционного аппарата развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.
Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки, составляющие фонетическую систему языка. Другими словами, упражнения подбирают в соответствии с тем, какие звуки нарушены у ребёнка.
Самым подвижным органом является язык. Наибольшей степенью подвижности обладают передняя часть языка и кончик языка. В образовании звуков также играет роль подвижность губ. Губы могут вытягиваться в трубочку, могут округляться, могут обнажать передние верхние и нижние зубы. Наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней губой, образовывать щель, приближаясь к верхним передним зубам. Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, меняя этими движениями объем полости рта, что особенно важно при образовании гласных звуков. Мягкое небо может опускаться и подниматься. Когда мягкое небо опущено, выдыхаемая струя воздуха проходит через нос, в результате чего образуются носовые звуки М, М’, Н, Н’.
Итак, при образовании различных звуков каждый орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Четкого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а работа их – координирована.
Во всех возрастных группах могут быть использованы одни и те же комплексы артикуляционной гимнастики, но требования к проведению и к выполнению упражнений детьми на каждом возрастном этапе будут различными.
Младший возраст: Упражнения проводятся в игровой форме. Объем требований к выполнению движений невелик. Надо чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершенствовать движения артикуляционного аппарата.
Средний возраст: Для гимнастики используются игровые приемы. На основе приобретенных детьми простейших навыков движения органов артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются. Соответственно повышаются и требования к выполнению артикуляционной гимнастики.
Старший возраст: Контроль за плавностью, легкостью, четкостью выполнения движений, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения и положения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений. Движения становятся легкими, правильными, привычными, поэтому их можно проводить в любом темпе.
Методика выполнения упражнений артикуляционной гимнастики
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше проводить перед завтраком в течение 3-5 минут.
Упражнения выполняются от простого к сложному.
Сначала упражнения выполняются перед зеркалом в медленном темпе, затем допускается выполнение без зрительных ориентиров. Каждый день добавляется по одному новому упражнению.
- Нельзя проводить артикуляционную гимнастику, не видя, как выполняет упражнение каждый ребенок. При выявлении детей, которые не справляются с выполнением упражнений: работа проводится в подгруппах или индивидуально.
На первых занятиях каждое упражнение выполняют два раза. Затем каждое упражнение выполняют 10-15 раз.
Если у ребёнка не получается какое-то движение можно использовать механическую помощь.
Занятия должны проходить в игровой форме. Можно привлечь любимую игрушку. Так же любима детьми Сказка о Весёлом Язычке.
Сказка о Весёлом Язычке
Жил да был Весёлый Язычок. У него был домик. Это рот. Чтобы Весёлый Язычок не выбегал, его домик всегда был закрыт. А дверей в доме две.
Первая дверь - это губы. Давай её откроем (упражнение «Лягушка»).
Вторая дверь- это зубы. Откроем и её (упражнение «Окошко»).
Что же делает наш язычок? Он спит. У него есть мягкая подушка – твоя губка (упражнение «Лопаточка»).
Наконец он проснулся, высунулся на улицу (упражнение «Иголочка»).
Посмотрел направо, потом налево (упражнение «Часики»).
Погода хорошая, светит солнышко. Захотелось язычку погулять. Вышел он во двор, увидел качели. Решил покачаться (упражнение «Качели»).
Потом увидел наш Язычок лошадку и захотелось ему на ней покататься (упражнение «Лошадка»).
Нагулялся язычок и отправился домой. Закрыл сначала вторую дверь - зубы (упражнение «Окошко»), а затем первую - губы (сомкнуть губы «Лягушка»).
Основной комплекс артикуляционной гимнастики
Лягушка. Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счёт до пяти.
Хоботок. Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой и удерживать на счёт до пяти.
Лягушка–хоботок. На счёт «раз – два» чередовать упражнения «Лягушка» - «Хоботок».
Окошко. На счёт «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счёт «два» закрыть рот (окошко закрыто).
Лопаточка. Улыбнуться, открыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу и удерживать на счёт до пяти.
Иголочка. Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как жало. Следить, чтобы кончик языка не загибался вверх.
Лопаточка-иголочка. На счёт «раз – два» чередовать упражнения «Лопаточка» и «Иголочка».
Часики. Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счёт «раз – два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть – неподвижна.
Качели. Улыбнуться, открыть рот, на счёт «раз – два» поочерёдно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть – неподвижна.
Лошадка. Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Язык должен быть широким и кончик языка не должен подворачиваться внутрь. Нижняя челюсть – неподвижна.
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков С – Сь – З – Зь - Ц
Вначале выполняются упражнения на развитие речевого дыхания, чтобы ребёнок научился направлять выдыхаемый воздух посередине языка.
Лягушка – хоботок.
Лопаточка.
Накажем непослушный язычок. Положить широкий язычок между губами и «пошлёпать» его «пя-пя-пя»
Киска сердится. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счёт «раз»-выгнуть язык горкой, на счёт «два» - вернуться в исходное положение. Кончик языка не отрывается от нижних зубов, рот не закрывается.
Упрямый ослик. Губы в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, с силой произносить сочетание ИЕ.
Трубочка. Открыть рот, свернуть язык трубочкой и длительно подуть в эту трубочку.
Качели
Чистим нижние зубы. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть – неподвижна.
Посчитай нижние зубки. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Нижняя челюсть – неподвижна.
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад, звуков Ш – Ж – Ч - Щ
Лягушка – хоботок.
Лопаточка.
Накажем непослушный язычок.
Чашечка. Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счёт до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.
Бублик. Выполнить упражнение «Хоботок». Округлить губы так, чтобы были видны зубы. Удерживать губы на счёт до пяти. Зубы должны быть сжаты.
Фокус. Положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно прилегает к верхней губе. Нужно сдуть ватку с кончика носа.
Лошадка.
Маляр. Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть – неподвижна.
Вкусное варенье. Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху - вниз (намазать) губку вареньем.
Грибок. Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке.
Гармошка. Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая языка открывать и закрывать рот.
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Л - Ль
Лягушка – хоботок.
Лопаточка.
Накажем непослушный язычок.
Вкусное варенье.
Качели.
Пароход. Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук «Ы-Ы-Ы». Следить - кончик языка должен быть опущен и находиться в глубине рта.
Индюк. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы. Темп убыстрять, добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следить – язык должен быть широким.
Маляр
Чистим верхние зубки. Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка двигать вправо-влево с внутренней стороны.
Посчитай зубки. В этом комплексе «считаем» верхние зубы.
Поймаем звук «л». Улыбнуться, во время произнесения звука «а» широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно убыстряя темп движения, вы услышите звук «л».
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков Р - Рь
Качели.
Маляр.
Чистим верхние зубы.
Посчитай верхние зубы.
Лошадка.
Грибок.
Гармошка.
Барабан. Улыбнуться, открыть рот. Произносить звук д-д-д. Язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен закрываться.
Комарик. Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, длительно произнести звук з. Следить, чтобы рот не закрывался.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация: Роль артикуляционной гимнастики в развитии речи детей
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов - кинем. Выработка той или иной кинемы о...
Консультация "Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей".
Консультация для родителей....
Здоровьесберегающие технологии. Консультация для родителей "Гимнастика вдвоём"
Рекомендации как проводить гимнастику в семейном кругу....
Консультация для воспитателей .Гимнастика маленьких волшебников.
Консультация для воспитателей старшей и подготовительной групп доу,о методике проведения самомассажа....
Консультация "Использование пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики у детей младшего возраста."
Возвращение к истокамИздревле на Руси мамы играли с малышами в такие игры как «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Ладушки», в Китае мамы развивают ладошки малышей с помощью каменных и металлическ...
Консультация для воспитателей. Гимнастика после дневного сна.
Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами, помогает улучшит настроение детей, поднять мышечный тонус....
Консультация "Здоровьесберегающие технологии: Гимнастика после сна"
Доклад - консультация для инструкторов по физической культуре и воспитателей групп...