Рабочая программа
рабочая программа по логопедии (старшая группа)
Рабочая прграмма предназначена для детей с общим недоразвитием речи I, II, III, IV уровня речевого речевого развития
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя-логопеда группы
для детей с тяжелыми нарушениями речи
срок реализации программы 1 учебный год
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ………………………………………………………………………………............3
1. Пояснительная записка……………………………… …………………………………….….3
1.1. Нормативно-правовые документы………………………………………………………3
1.2. Цель и задачи реализации Программы…………………………………………………4
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы……………..……………………4
1.4.Характеристики, значимые для разработки и
реализации Программы…………………….............................................................................5
2. Планируемые результаты освоения Программы………………………………………….....6
3.Способы определения результативности реализации Программы……………………….…7
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ………………………………………………………………………...8
1. Режим дня …………………………………………………………………………...................8
2. Учебный план …………………………………………………………………………….........9
3. Расписание организованной образовательной деятельности………………………….........9
4. Принципы воспитания и обучения детей с нарушением речи…………………………......10
5. Формы реализации Программы…………………………………..……………………….....10
6. Способы реализации Программы……………………….……………………………….......11
7. Методы реализации Программы……………………………………………………...….....12
8. Приемы реализации Программы…………………………………………………………….13
9. Средства реализации Программы……………………………………………………..….....13
10. Основные направления коррекционно - образовательной деятельности ………..……...14
11. Преемственность во взаимодействии педагогических работников…………………..….16
12.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников, перспективный план
работы с родителями………………………………………………………………………….....17
13.Перспективное планирование………………………………………………..…………......18
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ……………………………………………………………………...21
1.Условия реализации Программы……………………………………………………….…….21
2. Учебно-методическое обеспечение…………………………………………………….…....21
3. Материально-техническое оснащение……………………………………………….…..….24
Целевой раздел
1. Пояснительная записка
Рабочая программа строится на основе общих закономерностей развития детей дошкольного возраста с учетом сензитивных периодов в развитии психических процессов. Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Рабочая программа предназначена для детей с общим недоразвитием речи (I, II, III, IV уровня речевого развития).
Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки речи еще в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное - она наиболее гибка и податлива. Поэтому нарушения речи преодолеваются легче и быстрее.
- Нормативно-правовые документы
Рабочая программа разработана на основе:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Конвенции о правах ребенка;
- Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях (Постановление от 15 мая 2013 г. №26«Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»);
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г.№1014);
- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155);
- Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи
1.2 Цель и задачи реализации Программы
Цель Программы:
Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса для выравнивая стартовых возможностей детей с речевыми проблемами.
Задачи реализации Программы
Одной из основных задач Программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к
обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Программой предусмотрено:
- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений; преодоление недостатков в речевом развитии;
- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
- подготовка к овладению элементами грамоты;
- формирование навыков учебной деятельности;
- развитие связной речи дошкольников.
- развитие коммуникативности, успешности в общении.
- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами медицинских учреждений.
- развитие познавательных процессов и мелкой моторики (сопутствующая задача программы).
1.3 Принципы и подходы к формированию Программы.
Программа строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество с семьями;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствиеусловий, требований, методов возрасту и особенностей развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Таким образом, разработанная в соответствии с ФГОС ДОП программа направлена на:
- охрану и укрепление здоровья воспитанников, коррекцию нарушений речевого развития;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развитиякаждого ребенка в период дошкольного детства независимо от тяжести речевого нарушения;
- раскрытие потенциальных возможностей каждого ребенка черезосуществление индивидуального и дифференцированного подхода;
- использование адекватной возрастным, типологическим и индивидуальным возможностям детей с речевыми нарушениями модели образовательного процесса, основанной на реализации деятельностного и онтогенетического принципов, принципа единства диагностики, коррекции и развития;
- реализацию преемственности содержания общеобразовательныхпрограмм дошкольного и начального общего образования;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепление здоровья детей.
- Характеристики, значимые для разработки и реализации Программы.
Дети различных возрастных категорий могут иметь качественно неоднородные уровни речевого развития. Поэтому следует учитывать не только возраст ребенка, но и уровень его речевого развития, а также индивидуально-типологические особенности развития ребенка.
Рабочая программа предназначена для организации коррекционной работы с детьми 5-7 лет, посещающих группу для детей с тяжелыми нарушениями речи .
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. К группе детей с тяжелыми нарушениями речи относятся дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при дислалии, ринолалии, легкой степени дизартрии; с общим недоразвитием речи всех уровней речевого развития при дизартрии, ринолалии, алалии и т.д., у которых имеются нарушения всех компонентов языка.
В учебном году согласно результатам обследования ПМПК на коррекционно-развивающие занятия зачислены дети со следующими заключениями: ОНР (I уровень), ОНР (II уровень), ОНР (III уровень), ОНР (IV уровень).
Характеристика детей с общим недоразвитием речи (I уровень речевого развития).
При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов, явлений, действий. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.
Характеристика детей с общим недоразвитие речи (II уровень речевого развития)
Данный уровень определяется как начатки общеупотребительной речи, отличительной чертой которой является наличие двух-, трех-, а иногда даже четырехсловной фразы.
При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность ребенкавозрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простыхпредлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т. д. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и 9 основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количествонесформированных звуков).
Характеристика детей с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексикаребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильноупотреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных ссуществительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причемзамены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении,замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложнойслоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед завзрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотяотмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками исуффиксами.
Характеристика детей с общим недоразвитием речи (IV уровень речевого развития)
К нему относятся дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. У дошкольников с IV уровнем развития речи отмечается недостаточная дифференциация звуков:[т-т’-с-с’-ц], [р-р’-л-л’-j] и др. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности». Все это показатели не закончившегося процесса фонемообразования. Остаются стойкими ошибки приупотреблении суффиксов (единичности, эмоционально-оттеночных, уменьшительно-ласкательных, увеличительных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Крометого, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обуславливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с разнымипридаточными. Дети с ОНР имеют (по сравнению с возрастной нормой) особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.
- Планируемые результаты освоения Программы
Целевые ориентиры по речевому развитию детей с ОНР(I уровня речевого развития)
- Ребенок понимает и выделяет из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изученными лексическими темами: «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Продукты питания», «Одежда» и т. д.);
- Называет некоторые части тела (голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и одежды (карман, рукав и т.д.); обозначает наиболее распространенные действия (сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т.д.), некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния (холодно, тепло, больно и т.д.);
- Выражает желания с помощью простых просьб, обращений; отвечает на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов. При этом не предъявляются требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление.
Целевые ориентиры по речевому развитию детей с ОНР(II уровня речевого развития)
- Ребенок соотносит предметы с их качественными признаками и функциональным назначением.
- Узнает по словесному описанию знакомые предметы.
- Сравнивает знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам.
- Понимает простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей, некоторых простых предлогов.
- Фонетически правильно оформляет согласные звуки ([п], [б], [м], [т], [д], [н], [к], [х], [г]), гласные звуки первого ряда ([а], [о], [у], [ы], [и]).
- Воспроизводит отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов из сохранных и усвоенных звуков.
- Правильно употребляет в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций.
- Общается, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения («Мой мишка», «Можно (нельзя) брать», «Маша, пой», «Маша, дай куклу» и проч.).
- В процессе коррекционно-развивающего обучения у детей расширяется понимание обращенной речи, развивается речевая активность.
Целевые ориентиры по речевому развитию детей с ОНР (III уровня речевого развития)
- Понимает обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы.
- Фонетически правильно оформляет звуковую сторону речи.
- Правильно передает слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи.
- Пользуется в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ.
- Владеет элементарными навыками пересказа.
- Владеет навыками диалогической речи.
- Владеет навыками словообразования: продуцирует названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных.
- Грамматически правильно оформляет самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов проговаривает четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно.
- Использует в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.).
- Владеет элементами грамоты: «навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов и коротких предложений в пределах программы.
- В дальнейшем осуществляется совершенствование всех компонентов языковой системы.
Целевые ориентиры по речевому развитию детей с ОНР (IV уровня речевого развития)
В итоге логопедической работы речь детей соответствует языковым нормам по всем параметрам.
- Дети свободно составляют рассказы, пересказы;
- Владеют навыками творческого рассказывания.
- Адекватно употребляют в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т.д..
- Понимают и используют в самостоятельной речи простые и сложные предлоги.
- Понимают и применяют в речи все лексико-грамматические категории слов.
- Овладели навыками словообразования разных частей речи, переносят эти навыки на другой лексический материал.
- Оформляют речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка.
- Владеют правильным звуко-слоговым оформлением речи.
Помимо этого,у детей достаточно развиты и другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к школьному обучению. - Сформировано фонематическое восприятие.
- Сформированы первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза.
- Развиты графо-моторные навыки.
- Владеет элементарными навыками письма и чтения (печатания буква, о, у, ы, б, п, т, к, л, м, с, з, ш, слогов, слов и коротких предложений).
- Способы определения результативности реализации Программы
Необходимым условием реализации рабочей Программы для детей с тяжелыми нарушениями речи является проведение комплексного психолого-педагогического обследования. Содержание обследования непосредственно связано с содержанием логопедической работы, что позволяет более точно составлять программу обследования конкретной группы воспитанников, видеть уровень их актуального развития и прогнозировать расширение «зоны ближайшего развития» каждого ребенка. Поскольку личность ребенка не только развивается, но и раскрывается в процессе деятельности, обследование строится на основе широкого использования диагностических возможностей игры и других видов детской деятельности, которые в дошкольном возрасте очень тесно связаны с игрой. Обследование проводится по методике разработанной и принятой методическим объединением учителей-логопедов города Бирска и Бирского района.
По результатам обследования в начале учебного года заполняются речевые карты и индивидуальные планы на каждого ребенка, зачисленного в группу для детей с тяжелыми нарушениями речи. Эта форма отражения результатов обследования наглядно представляет информацию о динамике развития каждого ребенка как в течение одного учебного года, так и в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении.
Для отслеживания динамики развития и уточнения направлений коррекционно-развивающей работы проводится два среза: первый (в начале учебного года) позволяет разработать оптимальную для всей группы и для каждого ребенка программу логопедической и общеразвивающей работы; второй (в конце учебного года) дает полное представление о динамике развития ребенка в течение года и на этой основе позволяет наметить общие перспективы дальнейшей логопедической и общеразвивающей работы с ним. Если необходимо выяснить, какие трудности испытывает ребенок с нарушением речи при освоении данной Программы, в середине учебного года проводится промежуточный срез для оценки образовательных достижений и корректировки коррекционно-образовательных маршрутов.
Результатом реализации данной Программы является качество речи детей, которое определяется Зональной ПМП комиссией в конце учебного года. По результатам обследования в конце учебного года составляется отчет учителя-логопеда.
Содержательный раздел
1. Режим дня детей с тяжелыми нарушениями речи «Радуга»
№ | Режимный момент | Время проведения |
1. | Прием, игры, самостоятельная деятельность | 8.00 – 8.25 |
2. | Утренняя гимнастика | 8.25 – 8.35 |
3. | Игровая и самостоятельная деятельность | 8.45 – 8.50 |
4. | Подготовка к завтраку, завтрак | 8.50 – 9.15 |
5. | Подготовка к образовательной деятельности | 9.15 – 9.20 |
6. | Организованная образовательная деятельность | 9.20 – 9.50 10.00 – 10.30 10.40-11.10 |
7. | Подготовка к прогулке, прогулка, самостоятельная, игровая и двигательная деятельность | 11.10 – 12.20 |
8. | Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, гигиенические процедуры | 12.20 – 12.30 |
9. | Подготовка к обеду, обед | 12.30 – 13.00 |
10. | Подготовка ко сну, дневной сон | 13.00 – 15.00 |
11. | Подъем, закаливающие процедуры | 15.00 – 15.15 |
12. | Подготовка к полднику, полдник | 15.15 – 15.35 |
13. | Подготовка к прогулке, прогулка, двигательная деятельность | 15.35 (16.05) – 16.20 |
14. | Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры | 16.20 – 16.30 |
15. | Подготовка к ужину, ужин | 16.30 – 17.00 |
16. | Прогулка, самостоятельная, игровая, двигательная деятельность | 17.00 – 18.00 |
Уход домой |
2.Учебный план
Вид занятия Возрастные группы | 5-6 лет (фронтально-подгрупповые) | 6-7 лет (фронтально-подгрупповые) |
Кол-во занятий в неделю | Кол-во занятий в неделю | |
1 период (сентябрь-ноябрь) | ||
Лексико-грамматическое | 2 | 3 |
ЗКР | - | 2 |
Обучение грамоте | - | - |
2 период (декабрь-февраль) | ||
Лексико-грамматическое | 3 | 2 |
ЗКР | 2 | 2 |
Обучение грамоте | - | 1 |
3 период (март-май) | ||
Лексико-грамматическое | 3 | 2 |
ЗКР | 2 | 1 |
Обучение грамоте | - | 2 |
Все подгрупповые занятия проводятся согласно перспективным планам.
3 Расписание организованной образовательной деятельности
День недели | Время | Вид деятельности |
Понедельник | 15.35 – 17.00 | Индивидуальная и подгрупповая работа |
17.00 – 18.00 | Индивидуальная работа | |
Вторник Среда Четверг Пятница | 8.00 - 8.50 | Индивидуальные занятия по постановке и автоматизации звуков |
9.20 – 9.50 | Фронтальные и подгрупповые занятия | |
9.50 – 12.00 | Индивидуальные и подгрупповые занятия |
4 Принципы воспитания и обучения детей с тяжелыми нарушениями речи
Принципы воспитания и обучения детей с тяжелыми нарушениями речи определяют содержание Программы:
- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
- принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
- принципы интеграции усилий специалистов;
- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
- принцип постепенности подачи учебного материала;
- принцип концентрического наращивания
5.Формы реализации Программы
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого–педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого–возрастным и индивидуальным особенностям.
Основной формой работы является игровая деятельность - основная форма деятельности дошкольников.
Основными формами коррекционного обучения в детском саду являются логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе.
Программа предполагает решение коррекционных задач в форме:
- фронтальных занятий;
- подгрупповых занятий;
- индивидуальных занятий.
Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, фронтальные занятия носят игровой характер,
Фронтальные логопедические занятия позволяют эффективно решать те задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства воспитанников группы. Данный вид занятий формирует у них умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи. В основе планирования лежат тематический и концентрический подходы. При планировании и проведении фронтальных логопедических занятий определяются тема и цели; выделяется словарь, который дети должны усвоить в активной речи; отбирается лексический материал с учетом темы и цели занятия, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей, при этом допускается ненормативное фонетическое оформление части речевого материала; обеспечивается постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий; учитывается зона ближайшего развития дошкольников; повторение усвоенного речевого материала. Оптимизация содержания занятий обеспечивается их интегрированным характером, когда параллельно реализуются и органично дополняют друг друга разные линии работы по коррекции тех или иных компонентов речевой системы дошкольников, а также психических и психофизиологических функций. Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников обеспечивает выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов.
К фронтальным занятиям предъявляются требования:
1. Занятие должно быть динамичным.
2. Обязательно включаются игровые фрагменты и сюрпризные моменты.
3. Предусматривается частая смена различных видов деятельности.
4. Обязательна коммуникативная направленность занятия.
5. У детей развивается умение слушать, слышать, исправлять ошибки в чужой и в своей речи.
6. Используется разнообразный дидактический материал, красочный и удобный.
7.Технологии, используемые на занятиях, разнообразны и располагаются в порядке возрастающей сложности.
Основной целью подгрупповых занятий является воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети учатся адекватно оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в речевом развитии.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса методов и приемов, направленных на устранение специфических, индивидуальных нарушений речевого развития. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль за качеством звучащей речи, скоррегировать некоторые личностные особенности дошкольника: речевой негативизм, фиксацию на дефекте, сгладить невротические реакции. Важной особенностью индивидуальных и подгрупповых занятий является то, что они носят опережающий характер и готовят детей к усвоению более сложного фонетического и лексико-грамматического материала на фронтальных занятиях.
6. Способы реализации Программы
Обеспечение эмоционального благополучия ребенка
Для обеспечения в группе эмоционального благополучия педагог должен:
• общаться с детьми доброжелательно, без обвинений и угроз;
• внимательно выслушивать детей, показывать, что понимает их чувства, помогать делиться своими переживаниями и мыслями;
• помогать детям обнаружить конструктивные варианты поведения;
• создавать ситуации, в которых дети при помощи разных культурных средств (игра, рисунок, движение и т. д.) могут выразить свое отношение к личностно-значимым для них событиям и явлениям, в том числе происходящим в детском саду;
• обеспечивать в течение дня чередование ситуаций, в которых дети играют вместе и могут при желании побыть в одиночестве или в небольшой группе детей.
Формирование доброжелательных, внимательных отношений
Для формирования у детей доброжелательного отношения к людям педагогу следует:
• устанавливать понятные для детей правила взаимодействия;
• создавать ситуации обсуждения правил, прояснения детьми их смысла;
• поддерживать инициативу детей старшего дошкольного возраста по созданию новых норм и правил (когда дети совместно предлагают правила для разрешения возникающих проблемных ситуаций).
Развитие самостоятельности
Для формирования детской самостоятельности педагог должен выстраивать образовательную среду таким образом, чтобы дети могли:
• учиться на собственном опыте, экспериментировать с различными объектами, в том числе с растениями;
• изменять или конструировать игровое пространство в соответствии с возникающими игровыми ситуациями;
• быть автономными в своих действиях и принятии доступных им решений.
Создание условий для развития свободной игровой деятельности
С целью развития игровой деятельности педагоги должны уметь:
• создавать в течение дня условия для свободной игры детей;
• определять игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь;
• наблюдать за играющими детьми и понимать, какие именно события дня отражаются в игре;
• отличать детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра развита слабо;
• косвенно руководить игрой, если игра носит стереотипный характер (например, предлагать новые идеи или способы реализации детских идей).
Создание условий для развития познавательной деятельности
Стимулировать детскую познавательную активность педагог может:
• регулярно предлагая детям вопросы, требующие не только воспроизведения информации, но и мышления;
• регулярно предлагая детям открытые, творческие вопросы, в том числе — проблемно-противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы;
• обеспечивая в ходе обсуждения атмосферу поддержки и принятия;
• позволяя детям определиться с решением в ходе обсуждения той или иной ситуации;
• организуя обсуждения, в которых дети могут высказывать разные точки зрения по одному и тому же вопросу, помогая увидеть несовпадение точек зрения;
• строя обсуждение с учетом высказываний детей, которые могут изменить ход дискуссии;
• помогая детям обнаружить ошибки в своих рассуждениях;
• помогая организовать дискуссию;
• предлагая дополнительные средства (двигательные, образные, в т. ч. наглядные модели и символы), в тех случаях, когда детям трудно решить задачу.
Создание условий для развития проектной деятельности
С целью развития проектной деятельности педагоги должны:
• создавать проблемные ситуации, которые инициируют детское любопытство, стимулируют стремление к исследованию;
• быть внимательными к детским вопросам, возникающим в разных ситуациях, регулярно предлагать проектные образовательные ситуации в ответ на заданные детьми вопросы;
• поддерживать детскую автономию: предлагать детям самим выдвигать проектные решения;
• помогать детям планировать свою деятельность при выполнении своего замысла;
• в ходе обсуждения предложенных детьми проектных решений поддерживать их идеи, делая акцент на новизне каждого предложенного варианта;
• помогать детям сравнивать предложенные ими варианты решений, аргументировать выбор варианта.
Создание условий для самовыражения средствами искусства
Для того чтобы дети научились выражать себя средствами искусства, педагог должен:
• планировать время в течение дня, когда дети могут создавать свои произведения;
• создавать атмосферу принятия и поддержки во время занятий творческими видами деятельности;
• предлагать такие задания, чтобы детские произведения не были стереотипными, отражали их замысел;
• поддерживать детскую инициативу в воплощении замысла и выборе необходимых для этого средств;
7. Методы реализации Программы
В Программе используются различные методы: практические, наглядные и словесные. На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов. Так, для этапа постановки звука использованы практические и наглядные методы, такие как различные игры и упражнения, показ правильной артикуляции, многократные повторы. С целью автоматизации поставленного звука, особенно в связной речи, используются беседа, пересказ, рассказывание стихотворений, скороговорок и т. д., т. е. словесные методы. Данная группа методов также используется для развития лексико-грамматических средств языка.
Широко использовано знаково-символическое моделирование при формировании звукового анализа и синтеза. Применяются графические схемы слогового и звукового состава слова.
Наблюдение, как используемый в Программе метод связано с применением картин, рисунков, профилей артикуляции, а также с показом артикуляции звука, упражнений.
8. Приемы реализации Программы.
- Игры дидактические, дидактические с элементами движения, подвижные, психологические, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, подвижные игры имитационного характера;
- чтение и обсуждение программных произведений разных жанров,
- создание ситуаций педагогических, морального выбора;
- беседы социально-нравственного содержания, ситуативные разговоры с детьми;
- оформление тематических выставок (по временам года, настроению и др.);
- викторины, сочинение загадок, рассказов;
- инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;
- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности;
- упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, певческого голоса; музыкально-ритмические движения, хороводы;
- физкультминутки: игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, считалок; игры и упражнения под музыку, игровые беседы с элементами движений.
Наиболее выигрышным видом сотрудничества с ребенком дошкольного возраста является игра. В связи с этим в программе предусмотрены виды деятельности, включающие в себя разнообразные игры в качестве основы логопедической работы на занятии. Представленные в Программе речевые игры и упражнения имеют большое коррекционное значение. Собрано большое количество материала по автоматизации звуков, развитию лексико-грамматического строя речи, компенсации недоразвития фонематического слуха, развитию слухо-речевой памяти, логического мышления.
При автоматизации слов и предложений используются игры и упражнения на изолированное произнесение звука, повторение слогов и слоговых цепочек, слогов с изменением ритмического рисунка, называние предметных картинок и т.д.
Для развития лексико-грамматических категорий в программу включены игры: «Назови ласково», «Один – много», упражнения на согласование прилагательных с существительными, существительных с числительными, упражнения на образование относительных, притяжательных прилагательных и т.д.
При формировании фонематического слуха помогут быть использованы игры и упражнения «Подскажи словечко», «Исправь взрослого», подбери слово на заданный звук, найди лишнюю картинку, замени звук в слове и т.д.
В Программе использованы различные игры и упражнения направленные на развитие логического мышления, обучение элементам грамоты, формирование графо-моторных навыков и др. Представлены адаптированные тексты для автоматизации и дифференциации звуков.
9. Средства реализации Программы
Средства реализации Программы — совокупность материальных и идеальных объектов:
- демонстрационные (применяемые взрослым) и раздаточные (используемые детьми);
- визуальные (для зрительного восприятия), аудийные (для слухового восприятия), аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия);
- естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком);
- реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, но возможные);
С точки зрения содержания дошкольного образования, имеющего деятельностную основу, целесообразно использовать средства, направленные на развитие деятельности детей:
- двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и др.);
- игровой (игры, игрушки);
- коммуникативной (дидактический материал);
- чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);
- познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и др.);
- трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда);
- продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования, в том числе строительный мате риал, конструкторы, природный и бросовый материал);
- музыкально-художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.).
Должны применяться не только традиционные (книги, игрушки, картинки и др.), но и современные, а также перспективные дидактические средства, основанные на достижениях технологического прогресса (например, электронные образовательные ресурсы). Также следует отметить, что они должны носить не рецептивный (простая передача информации с помощью ТСО), а интерактивный характер (в диалоговом режиме, как взаимодействие ребёнка и соответствующего средства обучения), поскольку наличие обратной связи повышает эффективность реализации Программы.
10. Основные направления коррекционно-образовательной деятельности
Словарный запас
Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов.
Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
Расширить объем правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам.
Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия.
Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами.
Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая ? какое?. Обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности; притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением.
Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов.
Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи. Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи. Закрепить понятие слово и умение оперировать им.
Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени. Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами -онок,- енок, - ат-, -ят-, глаголов с различными приставками.
Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные.
Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.
Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами.
Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык анализа простого двусоставного предложения из 2—3 слов (без предлога).
Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа.
Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.
Закреплять навык мягкого голосоведения.
Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.
Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса. Исправлять произносительную стороны речи
Закреплять правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности.
Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп. Сформировать правильные уклады шипящих, аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности.
Работать над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов
Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова.
Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных. Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры.
Совершенствовать фонематическое восприятие, навыки звукового и слогового анализа и синтеза
Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки.
Закреплять представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
Формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, свободной игровой и речевой деятельности. Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова.
Совершенствовать навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из трех-пяти звуков (в случае, когда написание слова не расходится с его произношением).
Формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой-звонкий, твердый-мягкий. Закреплять понятия звук, гласный звук, согласный звук.
Сформировать понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.
Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов, одного слога, трех слогов. Закрепить понятие слог и умение оперировать ими.
Развитие связной речи и формирование коммуникативных навыков.
Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи. Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.
Учить составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану. Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов. Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.
Занятия проводятся с учетом речевого развития согласно индивидуальному плану.
11. Преемственность во взаимодействии педагогических работников
Качественная реализация задач развития речи детей возможно только на основе комплексного подхода, т.е. взаимодействия всех педагогов и специалистов ДОУ - важного условия создания единого образовательного пространства для воспитанников с нарушениями речевого развития.
Эффективность коррекционно-развивающей работы в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи во многом зависит от преемственностиучителя-логопеда и воспитателей. Взаимодействие с воспитателями осуществляется в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям. В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет фамилии детей, коррекции развития которых воспитатели в данный отрезок времени должны уделить особое внимание в первую очередь.
Еженедельные задания логопеда воспитателю включают следующие разделы:
— логопедические пятиминутки;
— подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
— индивидуальная работа;
— рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.
Логопедические пятиминутки служат для логопедизации совместной деятельности воспитателя с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом. Обычно планируется 2—3 пятиминутки на неделю, и они обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы. Логопед не только дает рекомендации по проведению пятиминуток, но в некоторых случаях и предоставляет материалы и пособия для их проведения.
Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в организованной образовательной деятельности, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова.
Планируя индивидуальную работу воспитателей с детьми, рекомендуется им занятия с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. В течение недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально, прежде всего, по автоматизации и дифференциации звуков.
Медицинский персонал участвует в выяснении анамнеза ребенка, дает направление на консультацию и лечение у медицинских специалистов, контролирует своевременность прохождения назначенного лечения или профилактических мероприятий, участвует в составлении индивидуального образовательного маршрута.
Дети с тяжелыми нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Отрицательно сказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячем положении. Поэтому необходимо уделять серьезное внимание физической культуре, закрепляя с помощью подвижных игр разной сложности, индивидуальных занятий моторные навыки, повышая активность, развивая подражательность, формируя игровые навыки, совершенствуя просодические компоненты речи.
Руководитель физического воспитанияработает над развитием мелкой и общей моторики, формирует правильное дыхание, проводит коррекционную гимнастику по развитию умения напрягать или расслаблять мышечный аппарат, координации движений. Решает следующие базовые задачи сохранение и укрепление общего физического здоровья дошкольников, формирование кинетической кинестетической основы движений, нормализация мышечного тонуса.
Музыкальный руководительразвивает музыкальный и речевой слух, способность принимать ритмическую сторону музыки, движений речи, формирует правильное фразовое дыхание, развивает силу и тембр голоса и т.д. На занятиях проводит работу по развитию мелкой моторики рук, активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировки в пространстве, что благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией.
12. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников, перспективный план работы с родителями.
Семья - это то естественное пространство (речевое, воспитательное, развивающее), которое окружает малыша с момента его появления и которое оказывает решающее влияние на комплексное развитие ребенка. Именно в силу приоритетной роли семьи в процессе воздействия на развитие ребенка логопеду и воспитателям необходимо привлечь родителей в союзники в деле преодоления нарушений речевого развития дошкольника.
В группе для детей с нарушениями речи учитель-логопед привлекает родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в письменной форме на карточках и в индивидуальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей — как в речевом, так и в общем развитии.
Задания подобраны в соответствии с изучаемыми в группе лексическими темами и требованиями программы. Для каждой возрастной группы учтены особенности развития детей данного возраста. Сособенностями организации домашних занятий с детьми каждой возрастной группы родителейзнакомят специалистына консультациях. Работа с родителями отражена в перспективном плане работы с родителями.
Месяц | Название мероприятия |
Сентябрь | Выступление на родительском собрании «Об итогах диагностики. Цели и задачи логопедической работы». |
Октябрь | Информационный бюллетень «Артикуляционная гимнастика и её значение для речевого развития детей с нарушением речи». |
Ноябрь | Информационный бюллетень «Как расширить словарный запас ребенка». |
Декабрь | Информационный бюллетень «От чего зависит скорость коррекции звуков». |
Январь | Информационный бюллетень «Как правильно читать ребенку». |
Февраль | Информационный бюллетень «Игры для изучения букв с детьми». |
Март | Информационный бюллетень «Поговорим о связной речи…» |
Апрель | Информационный бюллетень «Как научить ребенка читать». |
Май | Выступление на родительском собрании с подведением итогов коррекционнойработы за год: «Чему мы научились». |
В течении года | Индивидуальное консультирование о речевом развитии детей. |
В течение года | Индивидуальное посещение занятий |
В течение года | Индивидуальные задания в тетрадях |
13. Перспективное планирование
Работа по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи с детьми 5-7 лет ведется в соответствии с тематическим планом.
Месяц | Неделя | Тема |
Сентябрь | 3 неделя | Овощи. Огород. |
4 неделя. | Фрукты. Сад. | |
Октябрь | 1 неделя. | Осень. Признаки осени. |
2 неделя. | Деревья. | |
3 неделя. | Перелетные птицы. | |
4 неделя. | Грибы. | |
Ноябрь | 1 неделя. | Одежда. |
2 неделя. | Обувь. | |
3 неделя. | Домашние птицы. | |
4 неделя. | Кухня. Посуда. | |
Декабрь | 1 неделя. | Зима. |
2 неделя | Домашние животные и их детеныши зимой. | |
3 неделя. | Дикие животные и их детеныши зимой. | |
4 неделя. | Семья. Новогодний праздник. | |
Январь | 2 неделя. | Зимующие птицы |
3 неделя. | Транспорт | |
4 неделя. | Мебель. Части мебели. | |
Февраль | 1 неделя. | Профессии в детском саду |
2 неделя. | Профессии | |
3 неделя. | Головные уборы. | |
4 неделя. | Наша Родина. | |
Март | 1 неделя | Весна. Приметы весны. Прилет птиц. |
2 неделя. | Инструменты. | |
3 неделя. | Рыбы. Водоем. | |
4 неделя. | Наш город. | |
Апрель | 1 неделя. | Бытовая техника. |
2 неделя. | Дикие животные и их детеныши. | |
3 неделя. | Домашние животные и их детеныши | |
4 неделя. | Ягоды. | |
Май | 1 неделя. | Продукты питания. |
2 неделя. | Насекомые. | |
3 неделя. | Лето. | |
4 неделя. | Цветы. |
В старшей группе проводятся фронтальные логопедические занятия по формированию фонетической стороны речи, в подготовительной группе занятия по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте в соответствии с тематическим планом.
Месяц | Неделя | Старшая группа | Подготовительная группа |
Тема | Тема | ||
Сентябрь | 1-2 | - | Обследование речи детей |
3 | - | Звук “А” | |
- | Звук и буква “А” | ||
4 | - | Звук “У” | |
- | Звук и буква “У” | ||
Октябрь | 1 | - | Звук “О” |
- | Звук и буква “О” | ||
2 | - | Звук “И” | |
- | Звук и буква “И” | ||
3 | - | Звук “Э” | |
- | Звук и буква “Э” | ||
4 | - | Звук “Ы” | |
- | Звук и буква “Ы” | ||
5 | - | Гласные звуки и буквы | |
- | Слог | ||
Ноябрь | 1 | - | Звуки “М, мь” |
- | Звук и буква “М” | ||
- | Звук и буква “М” | ||
2 | - | Звуки “В, вь” | |
- | Звук и буква “В” | ||
- | Звук и буква “В” | ||
3 | - | Звуки “Н, нь” | |
- | Звук и буква “Н” | ||
- | Звук и буква “Н” | ||
4 | - | Звуки “П, пь” | |
- | Звук и буква “П” | ||
- | Звук и буква “П” | ||
Декабрь | 1 | Развитие слухового восприятия | Звуки “Т, ть” |
Развитие слухового восприятия | Звук и буква “Т” | ||
- | Звук и буква “Т” | ||
2 | Звук У | Звуки “К, кь” | |
Звук У | Звук и буква “К” | ||
- | Звук и буква “К” | ||
3 | Звук А | Звуки “С, сь” | |
Звук А | Звук и буква “С” | ||
- | Звук и буква “С” | ||
4 | Звуки А,У | Звуки “Х, хь” | |
Звуки А,У | Звук и буква “Х” | ||
- | Звуки и буквы “К-Х” | ||
Январь | 2 | Звук И | Звуки “З, зь” |
Звук И | Звук и буква “З” | ||
- | Звуки и буквы “С-З” | ||
3 | Звук Н | Звуки “Б, бь” | |
Звук Н | Звук и буква “Б” | ||
- | Звуки и буквы “П-Б” | ||
4 | Звук М | Звуки “Д, дь” | |
Звук М | Звуки буква “Д” | ||
- | Звуки и буквы “Т-Д” | ||
Февраль | 1 | Звук П | Звуки “Г, гь” |
Звук П | Звук и буква “Г” | ||
- | Звуки и буквы “К-Г” | ||
2 | Звук Т | Звук “Ш” | |
Звук Т | Звук и буква “Ш” | ||
- | Звуки и буквы “С-Ш” | ||
3 | Звук К | Буква “Я” в начале слога | |
Звук К | Буква “Я” в начале слога | ||
- | Буква “Я” после согласных. Буквы “А-Я” | ||
4 | Звуки П-Т-К | Звук “Ж” | |
Звуки П-Т-К | Звук и буква “Ж” | ||
- | Звуки и буквы “Ш-Ж” | ||
Март | 1 | Звук Х | Звуки и буквы “Ж-З” |
Звук Х | Звук “Л” | ||
- | Звук “Ль” | ||
2 | Звуки К-Х | Звуки “Л, ль” | |
Звуки К-Х | Звук и буква “Л” | ||
Звук и буква “Л” | |||
3 | Звук О | Буква “Е” в начале слога | |
Звук О | Буква “Е” после согласных | ||
- | Буквы “О-Ё” | ||
4 | Звук Хь | Звуки “Р, рь” | |
Звук Хь | Звук и буква “Р” | ||
- | Звуки и буквы “Р-Л” | ||
Апрель | 1 | Звук Пь | Звуки “Ф, фь” |
Звук Пь | Звук и буква “Ф” | ||
- | Звуки и буквы “В-Ф | ||
2 | Звук Ть | Буква “Ю” в начале слога | |
Звук Ть | Буква “Ю” после согласных | ||
- | Буква “Ю” после согласных | ||
3 | Звук Кь | Звук “Ц” | |
Звук Кь | Звук и буква “Ц” | ||
- | Звуки и буквы “С-Ц” | ||
4 | Звук Ы | Звук “Й” | |
Звук Ы | Буква “Й” | ||
- | Звуки “Ль-Й” | ||
Май | 1 | Звуки Ы-И | Звук “Ч” |
Звуки Ы-И | Звук и буква “Ч” | ||
- | Звуки “Ч-Ть” и буквы“Ч-Т” | ||
2 | Звук Ль | Звук “Щ” | |
Звук Ль | Звук и буква “Щ” | ||
- | Звуки и буквы “Щ-Ч” | ||
3 | Звуки Ль-Й | Звуки “Щ-Сь” и буквы “Щ-С” | |
Звуки Ль-Й | Буква “Ь” на конце слова | ||
- | Буква “Ь” в середине слова | ||
4 | Звук С | Разделительный Ь | |
Звук С | Разделительный Ъ |
Организационный раздел
1. Условия реализации Программы
Коррекционно - развивающие логопедические занятия проходят в условиях группового помещения и кабинета логопеда.
2. Учебно-методическое обеспечение
Программы | Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М, «Просвящение»,2010 |
Методические пособия | Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления фонематической стороны речи у старших дошкольников. – СПб, 2006. Агронович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб, 2001. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий 1, 2, 3 период обучения в старшей группе. – М., 2010. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе. – М.,2010. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий 1, 2, 3 период обучения в подготовительной к школе логогруппе. – М., 2010. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе группе. – М., 2010. Дьякова Е. А. логопедический массаж : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.-М, 2003. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения – М, 2001. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантическим темам «Зима», «Осень». – М, 2002. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе с ОНР 1,2,3, период – М, 2002. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии)-СПб, 2001. Нищева Н.В. Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада - СПб, 2006. Нищева Н.В.. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. Нищева Н.В. Организация коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе детского сада - СПб, 2006. Нищева Н.В. Организация коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе детского сада - СПб, 2007. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР.- М.: Детство-Пресс, 2008. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов М, «Владос»,1999. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. - М., 2001. Ткаченко Т.А. Учимся говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. М. «Издательство Гном и Д», 2001 г. Ткаченко Т.А. Учимся говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. М. «Издательство Гном и Д», 2001 г. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М, «Просвящение»,2010 Цуканова С. П., Бетц Л. Л. Формируем навыки чтения. Раздаточные таблицы для обучения грамоте и развития техники чтения у старших дошкольников.-М.- 2012. Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи. Конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах с демонстрационным материалом. М. 2006 г. |
Конспекты занятий | Авторские конспекты занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей и подготовительной группах. Авторские конспекты занятий по формированию звуковой культуры речив старшей группах Авторские конспекты по обучению грамоте в подготовительной группе. |
Картотека | Домашние задания по формированию лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР средней группы (карточки Волковой И.И) Домашние задания по формированию лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР старшей группы (карточки Волковой И.И) Домашние задания по формированию лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР подготовительной группы (карточки Волковой И.И) Карточки Волковой И.И по развитие слоговой структуры слов Карточки Волковой И.И. по развитию артикуляции Карточки Волковой И.И. по автоматизации и дифференциации звуков Карточки Богомоловой по автоматизации и дифференциации звуков Карточки Нищевой Н. В. по автоматизации и дифференциации звуков |
Диагностический материал | О.Б. Иншакова, «Альбом логопеда» |
Развитие слухового внимания | Звучащие игрушки: колокольчик, дудочка, свисток, погремушка. Коробочки с сыпучими наполнителями, издающие разные звуки. |
Развитие мышления, зрительного внимания, памяти | Разрезные картинки различной конфигурации. Сборные картинки - пазлы. Сборные картинки – кубики. Разборные игрушки: пирамидки, вкладыши Парные картинки, счетные палочки, лото, домино Дидактическая игра на исключение лишнего «Четвертый лишний», «Что лишнее» Познавательная игра-лото «Разноцветные гномы» Развивающая игра «Противоположности» Игра «Раз, два … сосчитай» Игра «Подбери по форме» Игра «Загадки в картинках» Игра «Развивающее лото» Игра «Цвет и форма» Игра «Веселый счет» |
Развитие мелкой моторики | Шнуровки, трафареты для обводки и штриховки, игры-вкладыши, массажные мячики |
Развитие подвижности артикуляционного аппарата | Набор логопедических зондов Спирт медицинский. Вата. Бинт стерильный. Перчатки стерильные. Картотека упражнений артикуляционной гимнастики. |
Автоматизация и дифференциация звуков | Наборы предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков в словах. Наборы парных картинок. Наборы сюжетных картинок для закрепления звуков в предложениях. Картинки к трудным звукам. Картотека чистоговорок. Комплект из 4 альбомов «Автоматизация звуков у детей.(Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.) Наборы сюжетных картинок для закрепления звуков в предложениях. Альбом по автоматизации и дифференциации звуков «Будем говорить правильно» с иллюстрационным материалом для составления рассказов. (Нищева Н.В.) Альбомы для автоматизации и дифференциации звуков «Автоматизация звуков в игровых упражнениях» (Комарова Л.А.) Альбомы для автоматизации и дифференциации звуков «Домашняя тетрадь для закрепления произношения звуков» (Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.) Альбомы для автоматизации и дифференциации звуков. (Новоторцева Н.В.) Комплект из 7 книг Баскакина И.В., Лынская М.И. Логопедические игры Рабочии тетради для исправления недостатков произношения звуков С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Л. Р. — М.: Айрис-пресс, 2014г. Комплект из 3 книг Бобылева З.Т. Игры с парными карточками. Звуки С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Р,Л. Настольные логопедические игры. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2013г. |
Развитие фонематического слуха и звукового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте. | Цветные круги (красные, синие, зелёные). Звуковые линейки. Наборы букв. Раздаточные таблицы для обучения грамоте и развития техники чтения у старших дошкольников. Карточки «Собери слово по картинкам». Индивидуальные карточки для чтения (слоговые). Дидактическая игра «Похожие слова». Дидактическая игра «Прочитай по первым буквам» Дидактическая игра «Логопедическое лото» Дидактическая игра «Делим слова на слоги» Дидактическая игра «Читаем и составляем слова» Дидактическая игра «Звонкий-глухой» Дидактическая игра «Я учу буквы» Дидактическая игра «Азбука. Веселые уроки» |
Развитие лексико-грамматического строя и связной речи | Дидактический материал для развития лексико- грамматических категорий по лексическим темам (в папках)- наборы. Картотека игровых упражнений по лексическим темам (в папках). Систематизированный иллюстративный материал, подобранный с учётом лексических тем – в книгах. Игры в картинках с предлогами. Наборы сюжетных картинок для составления простых предложений. Наглядный материал для составления рассказов по картине, по серии картин «Что сначала, что потом ». Схемы для составления описательных рассказов – мнемотаблицы. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР по лексическим темам 1,2,3,4 альбомы. (Теремкова Н.Э.). Игры-лото «Глаголы в картинках», «Скажи по-другому», «Что где находится?», «Слова наоборот», «Скажи наоборот», «Большой-маленький», «Кем быть?» Развивающая игра для дошкольников «Четыре сезона» (по всем временам года), «Времена года» Грамматика в картинках «Словообразование», «Говори правильно», «Антонимы. Прилагательные», «Один-много», «Многозначные слова», Антонимы. Глаголы», «Множественное число» Дидактические игры на закрепление детенышей животных «Ты чей малыш?», «Большие и маленькие», «Найди свою маму» |
3.Материально-техническое оснащение
Наименование | |
Оборудование кабинета | Стол Зеркало настенное Зеркало для индивидуальной работы Детский стул Мягкий стул Наборное полотно Шкаф для пособий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...