камешки "Марблс"
консультация по логопедии
Применение камешков "Марблс" - это один из нетрадиционных приемов обучения детей дошкольного возраста, который очень интересен.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_marbls.docx | 271.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Камешки «Марблс»
Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому, обучение не может проводиться без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в игре. Работа с ребенком должна быть эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. Одним из таких приемов является специально организованная деятельность с использованием камешков «Марблс».
Марблс - сияющий стеклянный шарик, что в переводе с английского означает мрамор, далёкий потомок глиняных шариков, которые в древности были игрушками для людей. Некоторые камешки имеют форму приплюснутого шара и носят название - кабошоны, что в переводе означает «шляпка гвоздя». Кабошоны использовать в своей работе более удобно, так как этот камешек более устойчив и не перекатывается. Так, с одной стороны камень выпуклый, а с другой – ровный. Уже многие тысячелетия они используются в качестве игрушек. Ранее их делали из глины, потом из камня, фарфора и стекла.
Взяв в руки первый раз камешки Марблс, дети испытывают положительные эмоции: восторг, удивление, желание к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Так эстетическая привлекательность марблс усиливает интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам.
Камешки марблс - интересный, доступный материал для множества маленьких затей. В процессе целенаправленных занятий с данным материалом развиваются все виды ощущений, совершенствуется чувственное познание мира, повышается мотивация, осознанность, интерес, формируется стремление к самостоятельности.
Камешки марблс, являются замечательным средством развития мышления, речи, общения, воображения детей разного возраста. Этот материал является настоящей находкой для использования в работе с детьми, имеющими нарушения речи, так как позволяет решить широкий спектр задач:
- развитие мелкой моторики;
- упражнение в ориентировке на плоскости листа;
- упражнение в согласовании прилагательных и числительных с существительными;
- развитие связной, фразовой речи, эмоциональной лексики;
- упражнение в звукобуквенном разборе слова, закрепление правильного образа буквы и многое другое;
- профилактика дисграфии, работа по автоматизации поставленных звуков;
- развитие тактильных ощущений, эстетическое восприятие;
- развитие образного мышления, зрительное внимание, память.
1. «Чудесный мешочек»
Вариант. 1. В непрозрачный мешочек кладут камешки разной формы, величины, цвета. Перед ребенком находится образец-камушек. Взрослый просит ребенка найти в мешочке такой же.
Вариант 2. Ребенку завязывают глаза, дают камушек, который необходимо обследовать тактильно и на ощупь в мешочке найти такой же.
2. «Сухой бассейн»
Вариант 1. У ребенка глубокая чаша, наполненная шариками марблс, среди которых - мелкая игрушка. Взрослый предлагает ребенку найти игрушку и на ощупь угадать ее.
Вариант 2. У ребенка глубокая чаша, наполненная крупой, в которой находятся шарики. Ребенку предлагается найти и описать их.
3. «Золушка»
Вариант 1. Разбери по цвету.
Вариант 2. Разбери по форме.
Вариант 3. Разбери по размеру.
4. «Гирлянда»
У ребенка - лист бумаги с нарисованными произвольно изогнутыми линиями и разноцветные камешки. Показываем элемент-образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Ребенок по памяти собирает гирлянды из разноцветных камешков в соответствии с образцом.
5. «Изучаем» (буквы, цифры, геометрические фигуры, эмоции и т.п.) Закрепляем зрительный образ изучаемой буквы с помощью камушков.
6. «Волшебная дорожка»
У ребенка - подносы с разноцветными камушками, взрослый называет слово, предлагает определить в нем первый звук и найти камешек, в названии цвета, которого в начале находится выделенный звук. Например, взрослый называет и показывает картинку с изображением жука. Ребенок показывает первый звук в слове «желтый» и выкладывает желтый камешек.
7. «Графический диктант», или «Найди место камешку»
Взрослый дает устную инструкцию: положи красный камушек в центр листа. Синий - в верхний левый угол, зеленый - в правый верхний угол, синий- в правый нижний, зеленый - в левый нижний.
Взрослый предлагает эталон разложенных камушков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок.
8. «Собери по образцу»
Предлагается картинка - образец, как в мозаике, по которому и необходимо собрать свою картинку.
Дается готовый схематичный рисунок для наложения камешков, или просто картинка предмета для украшения её камешками.
Советы при покупке и применении камушек Марблс:
- марблс можно купить в магазинах для дома, декора, творчества, товаров для праздника;
- существуют готовые наборы разноцветных стекляшек, но можно купить отдельно разных цветов, они относительно недороги;
- покупайте как матовые, так и прозрачные фактуры;
- покупайте марблс плоские с одной стороны - круглые шарики не стоят на месте и раскатываются; но их можно использовать как дополнение;
- возьмите также набор марблс, отличных по размеру и форме;
- купленные стекляшки промойте в тазике с шампунем, высушите в полотенце - игрушка готова;
- поиграйте первые разы вместе, покажите, что с ними можно делать, предложите ребенку придумать свои развлечения;
- заведите красивую емкость для хранения марблс, куда убирайте сокровище после игры;
- в дальнейшем можно расширять свою коллекцию, добавлять другие цвета, формы.
Правила безопасности:
- вы знаете своего ребенка, но даже если доверяете ему в этом вопросе, объясните несколько раз, что камешки марблс, не сьедобны, не вкусны, и нельзя тянуть их в рот;
- даже если ребенок старше 3 лет, поиграйте вместе хотя бы первые разы, чтобы убедиться, что он все понимает правильно.