Рабочая программа учителя-логопеда для групп компенсирующей направленности для детей с ТНР (5-7 лет)
рабочая программа по логопедии
Рабочая программа разработана с целью организации коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности детей с ТНР (5-7 лет). Программа разработана с учетом "Примерной основной образовательной программы дошкольного образования на основе использования комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет", автор Нищева.Н.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа учителя-логопеда для детей с ТНР | 102.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «______________» ГОРОДА _________________
Принято: с учётом мнения Педагогического совета
| Утверждаю: Заведующий МБДОУ «______________» _____________________________ Приказ № _____от ___.___. 20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учителя-логопеда
групп компенсирующей направленности
для детей с тяжёлыми нарушениями речи
(5 – 7 лет)
Программу составили
учитель-логопед: _____________
учитель-логопед: _____________
20____ г.
Оглавление
Пояснительная записка…………………………………………………………... | 3 |
Цель и задачи коррекционно-развивающей работы по Программе…………... | 4 |
Принципы и подходы к формированию программы…………………………... | 4 |
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики………. | 5 |
Содержание коррекционно-развивающей работы………………………..……. | 7 |
Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми в подгруппе 5-6 лет………………………………………………………………………….……..... | 8 |
Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми в подгруппе 6-7 лет | 12 |
Планируемые результаты освоения Программы………………………….…… | 16 |
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы | |
1 год обучения (старшая группа 5-6 лет)…………………………………... | 17 |
2 год обучения (подготовительная группа 5-6 лет) …………………..……. | 22 |
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы…. | 28 |
Интеграция образовательных направлений…………………………………..…. | 30 |
Направления взаимодействия учителя-логопеда с педагогами ДОУ………… | 31 |
Система взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя по созданию условий для коррекции и компенсации речевой патологии…………………….….. | 31 |
Примерные еженедельные задания учителя-логопеда воспитателю……….….. | 33 |
Система взаимодействия учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по созданию условий для коррекции и компенсации речевой патологии……….……………………………………………………….…………………. | 35 |
Система взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя по созданию условий для коррекции и компенсации речевой патологии……... | 36 |
Система взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога по созданию условий для коррекции и компенсации речевой патологии………………... | 36 |
Взаимодействие с семьями воспитанников……………………………………….. | 37 |
Система мониторинга………………………………………………………………. | 38 |
Пояснительная записка
Рабочая программа (далее - Программа) разработана с целью организации коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности детей с тяжёлыми нарушениями речи (5-7 лет) МБДОУ «_____________» (далее – Учреждение) в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Санитарными правилами СанПин 2.4.1.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», утверждёнными Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020, СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утверждёнными Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021.
- Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 06.08.2020 г. № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».
Программа является составным компонентом адаптированной образовательной программы для детей с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет, характеризует систему организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми группы компенсирующей направленности детей с тяжёлыми нарушениями речи с 5 до 7 лет, определяет содержание коррекционной работы.
Программа разработана с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования на основе использования комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», автор Нищева.Н.В.
Цель и задачи коррекционно-развивающей работы по Программе
Цель: Построение системы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности детей с тяжелыми нарушениями речи от 5 до 6 лет, направленной на выравнивание речевого и психофизического развития детей и
обеспечение их всестороннего гармоничного развития, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.
Задачи:
- Содействовать овладению детьми с тяжелыми нарушениями речи самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками.
- Содействовать овладению детьми с тяжелыми нарушениями речи фонетической системой русского языка, элементами грамоты.
- Способствовать общему развитию детей с тяжелыми нарушениями речи, коррекции их психофизического развития.
- Формировать психологическую готовность к обучению в школе.
Принципы и подходы к формированию программы
Успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией следующих принципов:
1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.
Соблюдение означенного принципа не позволяет ограничиваться решением лишь актуальных на сегодняшний день трудностей и требует учета ближайшего прогноза развития ребенка и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Иными словами, задачи коррекционной программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:
- коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей);
- профилактического;
- развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).
2. Единство диагностики и коррекции.
Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связного высказывания ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы.
3. Деятельностный принцип коррекции.
Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.
4. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, памятуя в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности.
5. Комплексность методов психологического воздействия.
Этот принцип предполагает необходимость использования как в обучении, так и воспитании всего многообразия методов, приемов, средств.
6. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности.
Важным условием результативности организации обучающей и развивающей деятельности непосредственно на ОД будет являться то, насколько последовательно реализуются дидактические принципы.
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
Коррекционно-развивающая работа в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи осуществляется в течение 2 лет. Коррекционно-развивающая работа осуществляется по подгруппам (подгруппа 5-6 лет – 1 год обучения, подгруппа 6-7 лет – 2 год обучения), индивидуально.
Характеристики возрастных особенностей развития детей
5-6 лет | Возрастные особенности |
У детей появляется способность удерживать в сознании цепочку взаимосвязанных событий, их начинают волновать важнейшие вопросы жизни. Это возраст идентификации ребёнка себя со взрослым того же пола, поэтому важно приучать детей к традиционным видам мужского и женского бытового труда. Акцент внутреннего внимания смещается с окружающего мира на взаимоотношения людей, появляется критичность в оценке взрослого, в ходе наблюдения за окружающей социальной жизнью, слушая сказки, смотря фильмы (в том числе взрослые) дети активно строят образ себя в будущем и модель своей взрослой жизни. В играх можно видеть полноценный развёрнутый сюжет, протяжённый во времени, с продолжением в течение многих дней. У детей появляется произвольность основных психических процессов – внимания, памяти, способность целенаправленно управлять своим поведением, выполнить задачу, запомнить, сосредоточиться. Возможность произвольного контроля поведения позволяет формировать культуру поведения в общественных местах, за столом, в гостях и т.п., освоение правил формальной речевой вежливости, правил приличия. Интерес вызывают задания на воспроизведение образца, работа по словесной инструкции. Дети осваивают игры с правилами, а через них познают роль правил в жизни взрослых. Воспитание патриотических чувств и убеждений – ещё одно важное направление работы с детьми данного возраста. Активно совершенствуется техника выполнения основных движений. | |
6-7 лет | В этом возрасте формируется учебная мотивация, готовность и способность принять позицию ученика и подчиняться правилам, социальная зрелось и коммуникативная компетентность. У детей формируется способность адекватно оценивать результаты собственной деятельности, видеть ошибки, принимать замечания и указания взрослого по их исправлению. Мышление отличается способностью удерживать цепочку взаимосвязанных событий, дети могут оперировать количеством, правильно описывать на языке математики такие ситуации как сложение и вычитание. Большинство детей этого возраста обладают сильно развитым пространственным воображением (эту способность надо всячески развивать). Появляется произвольность психических процессов – способность целенаправленно управлять восприятием, вниманием, памятью, оперировать в уме и пр. |
Характеристики индивидуальных особенностей развития детей с тяжёлыми нарушениями речи | |
Возраст детей 5-7 лет |
|
Содержание коррекционно-развивающей работы
Основные направления коррекционно-развивающей работы:
- Развитие словаря;
- Формирование и совершенствование грамматического строя речи;
- Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа;
- Работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов;
- Совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза;
- Развитие связной речи;
- Обучение элементам грамоты;
- Формирование коммуникативных навыков.
Возраст | Образоват.-е ситуации | Длительность | Количество образов.-х ситуаций в неделю | Количество образов.-х ситуаций в год |
5 – 6 | Развитие связной речи | 20 мин. | 1 | 38 |
Обучение грамоте | 20 мин. | 1 | 38 | |
6 – 7 | Развитие связной речи | 30 мин. | 1 | 38 |
Обучение грамоте | 30 мин. | 2 | 76 |
Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми в подгруппе 5-6 лет:
І период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Первые две недели сентября – обследование состояния речи и неречевых психических функций. Заполнение речевых карт.
Звукопроизношение:
- Уточнить произношение гласных звуков, а также согласных [б], [п], [м], [н], [д], [т], [к], [г], [к], [х], [в], [ф] и их мягких вариантов.
- Отработать чистое произношение в звукоподражаниях.
- С помощью упражнений общей артикуляционной гимнастики начать подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции свистящих звуков.
Работа над слоговой структурой слов:
- Упражнять детей в различении на слух длинных и коротких слов (мак – погремушка, кот – велосипед, дом – черепаха).
- Учить передавать ритмический рисунок слова.
- Работать над двусложными, а потом над трехсложными словами из открытых слогов (дыня, мука, батоны, вагоны).
Развитие навыков звукового анализа и синтеза:
- Учить детей выделять из ряда звуков гласные звуки [а], [у], [о], [и], в словах; в выделении согласных [в], [ф], [н], [м], [к], из ряда звуков; в выделении конечных согласных в словах.
- Упражнять детей в анализе и синтезе на слух слияний гласных звуков: [ау], [уа]. В анализе и синтезе обратных слогов типа ат, уп, он, им, а также прямых слогов типа та, пу, но, ми.
- Закрепить представление о гласных и согласных звуках, их различиях.
- Познакомить с согласными звуками [м], [в], [н], [ф], [м΄], [в΄], [н΄], [ф΄]. Научить детей выделять их из ряда звуков, слогов, слов, анализировать обратные слоги с ними.
- Дать представление о твердости/мягкости, звонкости/глухости согласных.
- Учить выделять пройденные согласные из слов.
Развитие общих речевых навыков:
- Работать над воспитанием правильного физиологического и речевого дыхания, используя упражнения.
- Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных и проговаривании предложений, работать над плавностью речи.
- Работать над четкостью дикции в упражнениях с использованием шепотной речи.
- Активно работать над интонированием речи, развивать тембровую окраску голоса в играх, играх-диалогах.
- Развивать силу голоса в упражнениях и играх.
- Проводить специальные упражнения, формирующие умение правильно использовать паузы, чередовать ударность и паузу.
Развитие грамматического строя речи:
- Закрепить в речи формы единственного и множественного числа имен существительных по всем лексическим темам.
- Упражнять детей в употреблении форм родительного, дательного, винительного, творительного, предложного падежей имен существительных по всем лексическим темам.
- Работать по обучению согласованию слов в предложениях в роде, числе, падеже по всем лексическим темам.
- Закрепить в речи употребление простых предлогов: на, с, в, из, по. Научить использовать в речи простые предлоги: над, под.
- Учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные (шерстяной, деревянный и др.)
- Закрепить в речи формы повелительного наклонения глаголов: сидеть, есть…
- Учить подбирать синонимы.
- Формировать умение пользоваться несклоняемыми существительными: пальто, кофе, какао…
Обучение связной речи:
- Учить составлять предложения из четырех, пяти и более слов по картинке, по демонстрации действия, на заданную тему.
- Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, умение задавать вопросы и правильно отвечать на них. Помочь перейти на качественно новую ступень диалога, от соучастия к сотрудничеству.
- Развивать умение пересказывать небольшие тексты по предложенному плану, составлять рассказы-описания и загадки-описания по всем лексическим темам по предложенному плану.
ІІ период (декабрь, январь, февраль)
Звукопроизношение:
- Сформировать правильную артикуляцию свистящих звуков и начать их автоматизацию.
- Начать формирование правильной артикуляции шипящих звуков и звука [р].
Работа над слоговой структурой слова:
- Закрепить умение передавать ритмический рисунок слова.
- Работать над двусложными словами с закрытым слогам (бидон, вагон) и двусложными словами со стечением согласных в начале, средине, конце (стена, паста, аист).
- Работать над трехсложными словами с закрытым слогом (молоток, утенок).
Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа
предложений:
- Закрепить представление о гласных и согласных звуках, о твердости и мягкости, звонкости и глухости согласных.
- Познакомить с согласными звуками [б], [б΄], [п], [п΄], [д], [д΄], [т], [т΄], [г], [г΄], [к], [к΄].
- Научить выделять эти звуки из ряда звуков, слогов, слов, производить анализ и синтез слогов с ними.
- Познакомить с гласным [ы]. Научить выделять его из ряда звуков, слогов, слов.
- Упражнять детей в выделении пройденных согласных из слов.
- Учить звуковому анализу слов типа: осы, мак.
- Дать представление о гласных звуках как о слогообразующих.
- Упражнять в членении на слоги односложных, двусложных и трехсложных слов.
- Ввести понятие «слог», «слово».
- Ввести понятие «предложение». Учить составлять графические схемы предложения без предлогов.
- Познакомить с некоторыми правилами правописания.
Развитие общих речевых навыков:
- Работать над эмоциональной отзывчивостью детей на увиденное и услышанное, активно развивать интонационную выразительность их в речи, тембровую окраску голоса в инсценировках, играх-драматизациях.
- Продолжать воспитание правильного физиологического и речевого дыхания, используя чистоговорки и потешки с отработанным звукопроизношением.
- Совершенствовать в повседневной жизни и на занятиях навык правильной голосоподачи.
- Совершенствовать четкость дикции, используя чистоговорки и потешки с отработанными звуками.
- Продолжать работу по развитию качеств голоса (силы, тембра, способности к усилению и ослаблению) в играх-драматизациях.
Развитие грамматического строя речи:
- Продолжать работу по обучению согласованию слов в предложении в роде, числе, падеже по всем лексическим темам.
- Закрепить в речи предлоги: на, с, в, из, по, над, под.
- Научить использовать в речи предлоги: перед, за, около, возле.
- Учить образовывать в речи существительные с суффиксами: -онок-, -енок-, -ат-, -ят-.
- Учить образовывать и использовать в речи притяжательные прилагательные.
- Ввести в речь глаголы, обозначающие трудовую деятельность людей, характеризующих ее.
- Учить образовывать однокоренные слова (кот – котик – котенька – котище).
Обучение связной речи:
- Совершенствовать навык составления и распространения предложений по картинке, по демонстрации действия на заданную тему.
- Продолжать развивать диалогическую и монологическую формы речи, развивать умение задавать вопросы и отвечать на них.
- Совершенствовать умение пересказывать тексты по плану, составлять рассказы-описания и загадки-описания по предложенному плану.
- Обучать составлению рассказа из 2-3 предложений с использованием плана.
ІІІ период (март, апрель, май)
Звукопроизношение:
- Закончить постановку шипящих звуков, начать автоматизацию их в слогах, словах и предложениях.
- Работать над дифференциацией свистящих и шипящих звуков в речи.
- Работать над постановкой звука [р] у всех детей.
- Формировать правильную артикуляцию звуков [р], [р΄] и их автоматизацией.
- Формировать правильную артикуляцию звуков [л], [л΄] и их автоматизацию.
Работа над слоговой структурой слова:
- Работать над трехсложными словами со стечением согласных (аптека, стакан).
- Работать над трехсложными словами со стечением согласных и закрытым слогом (абрикос, будильник, самосвал).
Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений:
- Уточнить и закрепить представление о гласных и согласных звуках и их признаках: о глухости/звонкости, твердости/мягкости.
- Познакомить со звуками [х], [с], [з], [ц] и их мягких вариантов; научить анализировать слоги с ними, выделяя их из слов.
- Познакомить с гласным звуком [э]. Научить выделять его из ряда звуков.
- Совершенствовать навык фонематического анализа слов типа: кот, уха.
- Научить звуковому анализу и синтезу слов: кит, лось.
- Упражнять в подборе слов на заданный звук и слов с этим звуком в определенной позиции в слове (начало, середина, конец слова).
- Закрепить навык слогового анализа слов и анализа предложений без предлогов.
Общие речевые навыки:
- Продолжать развивать интонационную выразительность речи, работать над выразительным исполнением ролей, над активным участием в творческом разыгрывании сюжета.
- Развивать и поощрять речевое творчество детей.
- Совершенствовать четкость дикции.
- Закреплять навык правильного голосоведения на занятиях и в повседневной жизни.
- Развивать способность изменять голос по силе, высоте и тембру, используя игры-драматизации, диалоги.
- Следить, чтобы дети говорили постоянно в спокойном темпе, правильно брали дыхание.
Развитие грамматического строя речи:
- Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе.
- Продолжать работу по обучению согласованию прилагательных с существительными.
- Продолжать работу по обучению образованию и практическому использованию в речи притяжательных прилагательных по проходимым лексическим темам.
- Закрепить умение использовать в речи все простые предлоги.
- Учить согласовывать числительные два и пять с существительными.
- Учить образованию и употреблению глаголов в единственном и множественном числе.
Обучение связной речи:
- Продолжать развивать диалогическую и монологическую форму речи.
- Стимулировать собственные высказывания детей – вопросы, ответы, реплики, являющиеся основой познавательного общения.
- Развивать у детей навык связной речи при составлении рассказов-описаний, рассказов по серии картин (2-3) и по картине, в творческих пересказах.
- Учить понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом.
Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми в подгруппе 6-7 лет
І период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Звукопроизношение:
- Уточнить произношение гласных и наиболее легких согласных звуков у вновь поступивших детей.
- Сформировать правильное произношение звуков и начать их автоматизацию у вновь поступивших детей.
- Продолжать автоматизацию правильного произношения звуков речи у детей, посещавших логопедическую группу.
Развитие общих речевых навыков:
- Продолжать работу по формированию правильного дыхания.
- Начать работать с вновь поступившими детьми по формированию правильной голосоподачи и плавности речи. Соблюдать голосовой режим, не допуская крика.
Развитие словаря:
- Упражнять в практическом использовании в речи существительных с уменьшительными и увеличительными суффиксами, существительными суффиксами единичности, образованными от глаголов;
- Дать представления о переносном значении и многозначности слов, упражнять в использовании этих слов.
Обучение связной речи:
- Развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.
- Продолжать обучать составлению предложения по картинкам, учить распространять предложение.
- Закреплять умения составлять описательные рассказы о предметах на материале пройденных лексических тем.
- Совершенствовать навык пересказа небольших текстов.
- Совершенствовать навык составления рассказа по картине, по серии картин.
Развитие грамматического строя речи:
- Совершенствовать умение детей образовывать и использовать в речи существительные в ед.ч. и мн.ч. по лексическим темам.
- Продолжать работу по обучению согласованию прилагательных с существительными.
- Закрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги, понимать их значение, начать формировать умение употреблять сложные предлоги: из-под, из-за.
- Уточнить понимание детьми значение глаголов с различными приставками (окапывать, подкармливать, пригибать, подвязывать…), начать обучать их образованию и употреблению.
Обучение грамоте:
- Сформировать умение правильно называть буквы русского алфавита;
- Развивать умение выкладывать буквы из палочек, кубиков, мозаики, «печатания».
ІІ период (декабрь, январь, февраль)
Звукопроизношение:
- Продолжать работу над автоматизацией звуков у всех детей
- Продолжать автоматизацию, дифференциацию звуков у всех детей.
Развитие общих речевых навыков:
- Совершенствовать умение произвольно менять силу, высоту, тембр голоса
- Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.
Развитие словаря:
- Способствовать дальнейшему овладению приставочными глаголами, глаголами с оттенками значений;
- Упражнять в использовании в речи прилагательных с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными, прилагательными, обозначающими моральные качества людей.
Обучение связной речи:
- Совершенствовать умение составлять рассказы о предмете по отработанным лексическим темам с использованием плана по картинке;
- Учить использованию принятых норм вежливого речевого общения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы);
- Совершенствовать навык пересказа;
- Учить строить и использовать в речи сложноподчиненные предложения.
Формирование грамматического строя речи:
- Упражнять в образовании и использовании возвратных глаголов, глаголов в разновременных формах, в том числе будущего простого и сложного времени;
- Упражнять в образовании и использовании имен существительных и имен прилагательных с уменьшительными, увеличительными суффиксами и суффиксами единичности.
Обучение грамоте:
- Закреплять умение трансформировать буквы, различать неправильно напечатанные буквы, «допечатывать» незаконченные буквы;
ІІІ период (март, апрель, май)
Звукопроизношение:
- Закрепление поставленных звуков, дифференциация со смешиваемыми звуками;
- Автоматизация в слогах, словах, предложениях, небольших текстах;
- Автоматизация поставленных звуков в самостоятельной речи.
Развитие общих речевых навыков:
- Совершенствовать умение произвольно менять силу, высоту, тембр голоса;
- Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.
Обучение связной речи:
- Стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения;
- Совершенствовать навыки ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них кратко и полно;
- Сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени, действия, лица рассказчика;
- Совершенствовать навык составления рассказов по серии картин и по картине, в том числе описанием событий, предшествующих изображённому событию.
Развитие грамматического строя речи:
- Упражнять в использовании в речи сравнительную степень прилагательных;
- Упражнять в согласовании прилагательных и числительных в роде, числе, падеже, подбирать однородные определения к существительным;
- Совершенствовать навыки составления простых предложений по вопросам, по картинке и по демонстрации действия;
- Совершенствовать навыки составления и использования сложносочиненных предложений с противопоставлением и сложноподчиненных предложений с противопоставлением времени, следствия, причины;
- Закрепить навыки анализа простых двусоставных распространенных предложений без предлогов, с простыми предлогами и на составление графических схем таких предложений.
Обучение грамоте:
- Учить писать слова и короткие предложения под диктовку;
- Научить разгадывать ребусы, решать кроссворды, читать изографы.
Продолжительность учебного года по Программе устанавливается в соответствии с календарным учебным графиком. Продолжительность каникул в течение учебного года устанавливается в соответствии с календарным учебным графиком. Объем образовательной деятельности устанавливается Учебным планом:
Подгруппа детей 5 – 6 лет
Длительность непосредственно образовательной деятельности | |||||
Образоват.-е области (в соответст- вии с ФГОС ДО) | Образовательные ситуации | В неделю | В год | ||
Количество образовательных ситуаций | Длительность (мин.) | Кол.-во образовательных ситуаций | Длительность (мин.) | ||
Речевое развитие | Развитие речи с 01.09.2022 по 31.05.2023 | 2 | 40 | 76 | 25 ч. 20 мин. |
Подгруппа детей 6 – 7 лет
Длительность непосредственно образовательной деятельности | |||||
Образоват.-е области (в соответст- вии с ФГОС ДО) | Образовательные ситуации | В неделю | В год | ||
Количество образовательных ситуаций | Длительность (мин.) | Кол.-во образовательных ситуаций | Длительность (мин.) | ||
Речевое развитие | Развитие речи с 01.09.2022 по 31.05.2023 | 3 | 90 | 114 | 57 ч. |
Планируемые результаты освоения Программы.
Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей.
К целевым ориентирам дошкольного образования в соответствии с данной Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:
- Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звукослогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности;
- Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире;
- Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности;
- Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности;
- Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности;
- Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты;
- Ребенок обладает чувством собственного достоинства, чувством веры в себя;
- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности;
- Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям;
- У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ 1 год обучения (старшая группа 5-6 лет) | ||||||
Месяц | Неделя | Лексическая тема | Образовательная деятельность по формированию фонетико-фонематической системы языка | Образовательная деятельность по формированию и совершенствованию грамматического строя речи | Образовательная деятельность по формированию и развитию словаря, связной речи и речевого общения | |
Сентябрь | 1 неделя | «Домашние птицы фермы» | Тема: Введение. Подготовка к обучению грамоте. | Тема: Введение. | Тема: Введение. | |
2 неделя | «Вода» | Тема: Введение. Подготовка к обучению грамоте. | Тема: Существительные единственного числа именительного и родительного падежей. | Тема: Составление простых распространённых предложений по картинкам. | ||
3 неделя | «Человек. Части тела» | Тема: Введение. Подготовка к обучению грамоте. | Тема: Существительные единственного числа именительного и родительного падежей. | Тема: Составление простых распространённых предложений по картинкам. | ||
4 неделя | «Спорт. ЗОЖ» | Тема: Введение. Подготовка к обучению грамоте. | Тема: Существительные единственного числа именительного и родительного падежей. | Тема: Составление простых распространённых предложений по картинкам. | ||
5 неделя | «Продукты питания» | Тема: Введение. Подготовка к обучению грамоте. | Тема: Согласование существительных с числительными (один, два, пять). | Тема: Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «В продуктовом магазине» по предложенному плану. | ||
Октябрь | 1 неделя | «Осень. Признаки осени. Деревья осенью» | Тема: Звук [а] и буква Аа. | Тема: Согласование прилагат.-х с сущ.-ми в роде, числе и падеже. | Тема: Составление простых распространённых предложений с помощью мнемотаблиц. | |
2 неделя | «Огород. Овощи» | Тема: Звук [у] и буква Уу. | Тема: Согласование числительных с существительными, употребление существительных в форме Р.п. Простые предлоги НА, С, ЗА, НАД. | Тема: Составление рассказов-описаний об овощах по схеме. | ||
3 неделя | «Сад. Фрукты» | Тема: Звук [о] и буква Оо. | Тема: Образование сущ.-х и прилаг.-х с уменьшительными суффиксами. Согласование числит.-х с сущ.-ми. | Тема: Завершение детьми рассказа «Мы играем в магазин», начатого педагогом, по предложенному плану. | ||
4 неделя | «Лес. Грибы и лесные ягоды» | Тема: Звук [и] и буква Ии. | Тема: Образование однокоренных слов. | Тема: Составление рассказа по картине «За грибами». | ||
Ноябрь | 1 неделя | «Одежда» | Тема: Звуки [т], [т’] и буква Тт. | Тема: Словообразование (подбор однокоренных слов). Слова-антонимы. | Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «В универмаге» по коллективно составленному плану. | |
2 неделя | «Обувь» | Тема: Звуки [п], [п’] и буква Пп. | Тема: Употребление сущ.-х множественного числа. | Тема: Составление рассказов-описаний «В обувном магазине» по данному плану. | ||
3 неделя | «Игрушки» | Тема: Звуки [н], [н’] и буква Нн. | Тема: Согласование прилаг.-х с сущ.-ми в роде и числе. Употребление простых предлогов В, НАД, У, НА. | Тема: Составление плана рассказа и рассказа по отдельным эпизодам картины «Дочки-матери». | ||
4 неделя | «Посуда» | Тема: Звуки [м], [м’] и буква Мм. | Тема: Предложение. Схема предложения. | Тема: Составление рассказа по картине «Мы дежурим» по данному плану. | ||
Декабрь | 1 неделя | «Зима. Зимующие птицы» | Тема: Звуки [б], [б’] и буква Бб. | Тема: Сущ.-ые женского и мужского рода. Притяжательные прилагательные. | Тема: Составление описательных рассказов о птицах по коллективно-составленному плану. | |
2 неделя | «Домашние животные зимой» | Тема: Звуки [д], [д’] и буква Дд. | Тема: Употребление сущ.-х с суффиксами -онок-, -енок-, -ат-, -ят-. Относительные прилагат-е. | Тема: Составление рассказа по картине «Корова с телятами и бык». | ||
3 неделя | «Дикие животные зимой» | Тема: Звуки [г], [г’] и буква Гг. | Тема: Образование сущ.-х с суффиксами -онок-, -енок-, -ат-, -ят-. Согласование прилаг.-х с сущ.-ми. | Тема: Пересказ сказки «Колобок» по ролям, с опорой на зрительные образы. | ||
4 неделя | «Новый год» | Тема: Звук [ы] и буква ы. | Тема: Употребление имён сущ.-х с предлогами, образование однокоренных слов. | Тема: Составление рассказа по картинке «Новый год». | ||
Январь | 2 неделя | «Мебель» | Тема: Звуки [х], [х’] и буква Хх. | Тема: Образование относительных прилаг.-х, согласование прил. с сущ., употребление сущ. с предлогами. | Тема: Составление рассказов-описаний о предметах мебели по схеме. | |
3 неделя | «Грузовой и пассажирский транспорт» | Тема: Звуки [в], [в’] и буква Вв. | Тема: Употребление глаголов с различными приставками. | Тема: Составление описательного рассказа о транспорте по заранее составленному плану. | ||
4 неделя | «Профессии на транспорте» | Тема: Звуки [к], [к’] и буква Кк. | Тема: Согласование сущ.-х с числит.-ми два и пять. | Тема: Составление рассказов о профессиях по схеме. | ||
Февраль | 1 неделя | «Детский сад. Профессии» | Тема: Звуки [с], [с’] и буква Сс. | Тема: Совершенствование грамматического строя речи. | Тема: Составление рассказа по серии картинок «День в детском саду». | |
2 неделя | «Ателье. Швея» | Тема: Звуки [с], [с’] и буква Сс. (повторение) | Тема: Образование и употребление относительных прилагательных. | Тема: Составление коллективного рассказа по серии картинок «Штанишки для мишки». | ||
3 неделя | «Стройка. Профессии строителей» | Тема: Звуки [з], [з’] и буква Зз. | Тема: Употребление сущ.-х с предлогами, образование и употребление относит.-х прилаг.-х, согласование прил.-х с сущ. | Тема: Составление рассказов-описаний о строителях с опорой на схему и картинку. | ||
4 неделя | «Наша Армия» | Тема: Звуки [с], [с’] и [з], [з’]. | Тема: Образование и употребление глаголов движения с приставками, употребление предлогов. | Тема: Составление рассказа по картине В.М. Каратая «На границе». | ||
Март | 1 неделя | «Весна. Приметы весны. Мамин праздник» | Тема: Звук [ш], и буква Шш. | Тема: Образование однокоренных слов, совершенствование навыка слогового анализа слов. | Тема: Составление рассказа по картине «Весна» по коллективно составленному плану. | |
2 неделя | «Комнатные растения» | Тема: Звуки [с], [ш]. | Тема: Согласование сущ.-х с числит.-ми два и пять, составление сложноподчинённых предложений со словами для того чтобы. | Тема: Составление рассказа по серии картинок «Аленький цветочек». | ||
3 неделя | «Пресноводные и аквариумные рыбы» | Тема: Звук [ж], и буква Жж. | Тема: Употребление имён существительных с предлогами. Слова-антонимы. | Тема: Составление рассказа по серии картинок «Воришка». | ||
4 неделя | «Наш город» | Тема: Звуки [ш], [ж]. | Тема: Согласование прилагательных с существительными. | Тема: Составление описательного рассказа о городе Черногорске по предложенному плану. | ||
5 неделя | «Весенние работы на селе» | Тема: Звуки [з], [ж]. | Тема: Предложные конструкции; образование однокоренных слов (приставочные глаголы). | Тема: Составление рассказа по серии картинок «Волшебное семечко». | ||
Апрель | 1 неделя | «Откуда хлеб пришёл?» | Тема: Звук [э] и буква Ээ. | Тема: Согласование числит.-х с сущ.-ми мужского и женского рода, употребление простых предлогов. | Тема: Составление рассказа по картине В.М. Каратая «Космонавты», по коллективно составленному плану. | |
2 неделя | «Космос» | Тема: Звуки [с], [з], [ш], [ж]. | Тема: Образование и употребление существительных с суффиксом –иц-. | Тема: Составление рассказа по картине В.М. Каратая «В пекарне», по предложенному плану. | ||
3 неделя | «Почта» | Тема: Звуки [к], [г], [х]. | Тема: Употребление предлогов. Составление предложений с противительным союзом а. | Тема: Составление рассказа о почтальоне по картинке. | ||
4 неделя | «Правила дорожного движения» | Тема: Звуки [в], [ф]. | Тема: Согласование числит.-х с сущ.-ми. Составление предложений с противительным союзом а. | Тема: Составление рассказа по серии картинок «Новая машина». | ||
Май | 1 неделя | «ВОВ. День Победы» | Тема: Повторение пройденного материала. | Тема: Образование однокоренных слов, совершенствование навыка слогового анализа слов. | Тема: Разучивание стихотворений о войне. | |
2 неделя | «Насекомые и пауки» | Тема: Повторение пройденного материала. | Тема: Слова-антонимы. Составление сложносочинённых предложений с противительным союзом а. | Тема: Составление рассказов-описаний о насекомых по заранее составленному плану. | ||
3 неделя | «Времена года. Явления живой и неживой природы» | Тема: Повторение пройденного материала. | Тема: Образование и употребление глаголов движения с приставками, употребление предлогов. | Тема: Составление рассказа по картине «Лето», по коллективно составленному плану. | ||
4 неделя | «Полевые цветы» | Тема: Обобщение знаний. | Тема: Образование относительных прилагательных, однокоренных слов. Образование и употребление слов-антонимов. | Тема: Составление рассказа по серии картинок «Необыкновенное поле». | ||
5 неделя | «Правила пожарной безопасности» | Тема: Обобщение знаний. | Тема: Обобщение знаний. | Тема: Обобщение знаний. |
2 год обучения (подготовительная группа 6-7 лет)
Месяц | Неделя | Лексическая тема | Образовательная деятельность по формированию и развитию словаря | Образовательная деятельность по формированию фонетико-фонематической системы языка, обучение грамоте | Образовательная деятельность по формированию и совершенствованию грамматического строя речи | Образовательная деятельность по формированию и развитию связной речи и речевого общения |
Сентябрь | 1 неделя | «День знаний» | Тема: «День знаний» | Тема: Повторение материала старшей группы. | Тема: Повторение материала старшей группы. | Тема: Водное занятие. |
2 неделя | «Азбука безопасности» | Тема: «Азбука безопасности» | Тема: Повторение материала старшей группы. | Тема: Повторение материала старшей группы. | Тема: Составление рассказа «Мой безопасный путь в детский сад и обратно». | |
3 неделя | «Человек. Части тела» | Тема: «Человек. Части тела» | Тема: Повторение материала старшей группы. | Тема: Повторение материала старшей группы. | Тема: Работа по сюжетной картине. | |
4 неделя | «Осень. Осенние месяцы» | Тема: «Осень» | Тема: Повторение материала старшей группы. | Тема: Повторение материала старшей группы. | Тема: Пересказ рассказа «Осенние дожди». | |
5 неделя | «Деревья и растения осенью» | Тема: «Осень» | Тема: Звук [j] и буква Й. | Тема: Подбор однородных определений, согласование сущ. с прил. в роде, числе и падеже. | Тема: Составление рассказа «Осень». | |
Октябрь | 1 неделя | «Овощи. Труд взрослых на полях и огородах» | Тема: «Овощи. Труд взрослых на полях и огородах» | Тема: Звук [j] и буква Й. (продолжение) | Тема: Образование относительных прилагательных. | Тема: Пересказ рассказа И. Соколова-Микитова, с опорой на мнемотехническую таблицу. |
2 неделя | «Фрукты. Труд взрослых в садах» | Тема: «Фрукты» | Тема: Звук [j] и буква Ее. | Тема: Образование относительных прилагательных, согласование прил.-х с сущ.-ми | Тема: Пересказ рассказа Б. Житкова «Как яблоки собирают», с опорой на мнемотехническую таблицу. | |
3 неделя | «Насекомые и пауки. Подготовка насекомых к зиме» | Тема: «Насекомые и пауки» | Тема: Звук [j] и буква Ее. (продолжение) | Тема: Предложно-падежные конструкции. | Тема: Пересказ рассказа В. Строкова «Насекомые осенью» | |
4 неделя | «Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету» | Тема: «Перелётные птицы. Водоплавающие птицы» | Тема: Звук [j] и буква Ее. (продолжение) | Тема: Образование сущ.-х с помощью суффиксов -ат-, -ят-. | Тема: Рассказ по картине «Отлёт птиц» по коллективно составленному плану. | |
Ноябрь | 1 неделя | «Поздняя осень. Грибы, ягоды» | Тема: «Ягоды и грибы. Лес осенью» | Тема: Звук [j] и буква Ёё.
| Тема: Приставочные глаголы. | Тема: Пересказ рассказа И. Павловой «Последние ягоды». |
2 неделя | «Домашние животные и их детеныши. Содержание домашних животных» | Тема: «Домашние животные» | Тема: Звук [j] и буква Юю. | Тема: Образование сущ.-х в форме мн. числа в родит. падеже. | Тема: Составление описательных рассказов по картине «Лошади и жеребята». | |
3 неделя | «Дикие животные и их детеныши. Подготовка животных к зиме» | Тема: «Дикие животные наших лесов» | Тема: Звук [j] и буква Юю. (повторение) | Тема: Образование сущ.-х суффиксальным способом. Простые и сложные предлоги. | Тема: Составление рассказа «Ёжик» по серии картинок | |
4 неделя | «Осенние одежда, обувь, головные уборы» | Тема: «Одежда, обувь, головные уборы» | Тема: Звук [j] и буква Яя. | Тема: Образование относительных прилагат.-х | Тема: пересказ сказки Р. Железновой «Приключения розовых босоножек» по коллективно составленному плану. | |
5 неделя | «Животные севера и холодных стран» | Тема: «Животные севера и холодных стран | Тема: Звук [j] и буква Яя. (повторение) | Тема: Образование относительных прилагат.-х | Тема: Пересказ рассказа Г. Снегирёва «Отважный пингвинёнок». | |
Декабрь | 1 неделя | «Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой» | Тема: «Зима» | Тема: Звук [j] и буква Яя. (повторение) | Тема: Предложно-падежные конструкции | Тема: Пересказ рассказа Д.Зуева «Зимний лес». |
2 неделя | «Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель» | Тема: «Мебель» | Тема: Звук [j]. Буквы Й, Е, Ё, Ю, Я. | Тема: Образование прилагательных в сравнительной степени. | Тема: Составление загадок-описаний о мебели. | |
3 неделя | «Посуда, виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда» | Тема: «Посуда» | Тема: Звук [ц] и буква Цц | Тема: Сложноподч. предложения со словами «для того, чтобы» | Тема: Пересказ рассказа «Мамина чашка» | |
4 неделя | Зимние каникулы | |||||
Январь | 1 неделя | Зимние каникулы | ||||
2 неделя | «Транспорт. Виды транспорта. Профессии на транспорте» | Тема: «Транспорт» | Тема: Звук [ч] и буква Чч | Тема: Образование глаголов движения перфиксальным способом | Тема: Составление рассказов-описаний о транспорте по заранее составленному плану. | |
3 неделя | «Профессии взрослых. Трудовые действия» | Тема: «Профессии» | Тема: Звук [щ] и буква Щщ. | Тема: Сложноподчинен. предложения со словами «для того, чтобы» | Тема: Пересказ рассказа «Где работает мама» | |
4 неделя | «Труд на селе зимой» | Тема: «Труд на селе зимой» | Тема: Звук [ч], [щ] и буквы Ч, Щ (повторение) | Тема: Согласование числительных с существительными. | Тема: Пересказ рассказа В.Бианки «Снегопах» | |
5 неделя | «Уголок планеты. Где мы живём» | Тема: «Уголок планеты. Где мы живём» | Тема: Звук [ч], [щ] и буквы Ч, Щ (повторение) | Тема: Согласование числительных с существительными. | Тема: Беседа-рассуждение «Почему нужно бережно относиться к природе?». | |
Февраль | 1 неделя | «Орудия труда. Инструменты» | Тема: «Орудия труда. Инструменты» | Тема: Звук [л], [л’] и буква Лл. | Тема: Образование сущ.-х и прилаг.-х с уменьшительными суффиксами | Тема: Пересказ рассказа Л. Черского «Метла и старый барабан» по коллективно составленному плану. |
2 неделя | «Животные жарких стран, повадки, детеныши» | Тема: «Животные жарких стран» | Тема: Звук [л], [л’] и буква Лл. (повторение) | Тема: Притяжательные прилагательные. Сложные слова. | Тема: Составление рассказа по серии картинок И.Н. Ржевцевой «Спасённый попугай». | |
3 неделя | «Комнатные растения и уход за ними» | Тема: «Комнатные растения» | Тема: Звук [л], [л’] и буква Лл. (повторение) | Тема: Употребление сущ.-х в косвенных падежах. | Тема: Составление рассказа-описания о комнатных растениях по схеме. | |
4 неделя | «Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы» | Тема: «Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы» | Тема: Звук [л], [л’] и буква Лл. (повторение) | Тема: Употребление простых и сложных предлогов. | Тема: Пересказ рассказа И. Гурвича «Лёвушка-рыбак» по коллективно составленному плану. | |
Март | 1 неделя | «Ранняя весна, весенние месяцы. Первые весенние цветы. Мамин праздник» | Тема: «Ранняя весна, весенние месяцы. Первые весенние цветы. Мамин праздник» | Тема: Звук [р], [р’] и буква Рр. | Тема: Подбор определений. Образование сущ.-х с суффиксом единичности. | Тема: Пересказ рассказа «Март» по Г. Скребицкому с использованием мнемотаблицы. |
2 неделя | «Наша Родина — Россия» | Тема: «Наша Родина — Россия» | Тема: Звук [р], [р’] и буква Рр. (повторение) | Тема: Имена прилагательные в сравнительной степени. | Тема: Пересказ рассказа «Наше Отечество» по К. Ушинскому по коллективно составленному плану. | |
3 неделя | «Москва — столица России» | Тема: «Москва — столица России» | Тема: Согласные и гласные звуки (повторение) | Тема: Словообразование | Тема: Составление творческого рассказа по картине «Играем в театр» по предложенному плану | |
4 неделя | «Наш родной город» | Тема: «Черногорск – наш родной город» | Тема: Буква Ь. | Тема: Предложно-падежные конструкции. | Тема: Составление рассказа-описания о г. Черногорске по предложенному плану. | |
Апрель | 1 неделя | «Мы читаем. Знакомство с творчеством С. Маршака» | Тема: Творчество С.Я. Маршака. | Тема: Буква Ь. (повторение) | Тема: Употребление сущ.-х в косвенных падежах. | Тема: Рассказывание отрывков из любимых произведений С.Я. Маршака |
2 неделя | «Мы читаем. Знакомство с творчеством К. Чуковского» | Тема: Творчество К.И. Чуковского. | Тема: Буква Ъ. | Тема: Слова-антонимы. | Тема: Рассказывание отрывков из любимых произведений К.И. Чуковского. | |
3 неделя | «Мы читаем. Знакомство с творчеством С. Михалкова» | Тема: Творчество С.В. Михалкова. | Тема: Буква Ъ. (повторение) | Тема: Предложно-падежные конструкции. | Тема: Рассказывание отрывков из любимых произведений С.В. Михалкова. | |
4 неделя | «Мы читаем. Знакомство с творчеством А. Барто» | Тема: Творчество А. Барто. | Тема: Буквы Ь и Ъ (повторение) | Тема: Предложно-падежные конструкции. | Тема: Рассматривание серии картинок В. Сутеева к сказке А. Барто «Медвежонок-невежа», беседа по ней. | |
Май | 1 неделя | «ВОВ. День Победы» | Тема: «День Победы» | Тема: Повторение и закрепление пройденного материала. | Тема: Совершенствование грамматического строя речи. | Тема: Пересказ рассказа Л. Кассиля «Памятник советскому солдату». |
2 неделя | «Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной» | Тема: «Поздняя весна» | Тема: Повторение и закрепление пройденного материала. | Тема: Предложно-падежные конструкции. Приставочные глаголы | Тема: Составление рассказа-описания о перелётных птицах по схеме. | |
3 неделя | «Мы читаем. Знакомство с творчеством А. Пушкина» | Тема: Творчество А.С. Пушкина. | Тема: Повторение и закрепление пройденного материала. | Тема: Употребление существительных в косвенных падежах. | Тема: Беседа по сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне». | |
4 неделя | «Скоро в школу. Школьные принадлежности» | Тема: «Школа. Школьные принадлежности» | Тема: Повторение и закрепление пройденного материала. | Тема: Совершенствование грамматического строя речи. | Тема: Пересказ рассказа «После школы» по коллективно составленному плану. | |
5 неделя | «Весенние работы в саду, огороде, поле» | Тема: «Весенние работы в саду, огороде, поле» | Тема: Повторение и закрепление пройденного материала. | Тема: Совершенствование грамматического строя речи. | Тема: Описание пейзажной картины. |
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы
Методы и приемы:
- Игры дидактические, дидактические с элементами движения, подвижные, психологические, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, подвижные игры имитационного характера;
- Чтение и обсуждение программных произведений разных жанров;
- Создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы социально-нравственного содержания, ситуативные разговоры с детьми;
- Оформление тематических выставок (по временам года, настроению и др.);
- Викторины, сочинение загадок, рассказов;
- Инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;
- Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности;
- Продуктивная деятельность: рисование иллюстраций к художественным произведениям, творческие задания;
- Упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, певческого голоса;
- Музыкально-ритмические движения, хороводы;
- Физкультминутки;
- Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, считалок;
- Игры и упражнения под музыку, игровые беседы с элементами движений.
Основными формами коррекционного обучения в детском саду являются логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе.
Программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи предполагает решение коррекционных задач в форме:
- фронтальных (подгрупповых) занятий;
- индивидуальных занятий;
- подгрупповых занятий.
Фронтальная (подгрупповая) логопедическая ООД позволяют эффективно решать те задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства воспитанников группы. Данный вид занятий формирует у них умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи.
В основе планирования лежат тематический и концентрический подходы.
При планировании и проведении фронтальных подгрупповых логопедических ООД:
- определяется тема и цели;
- выделяется словарь, который дети должны усвоить в активной речи;
- отбирается лексический материал с учетом темы и цели занятия, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей, при этом допускается ненормативное фонетическое оформление части речевого материала;
- обеспечивается постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий;
- учитывается зона ближайшего развития дошкольников;
- многократное повторение усвоенного речевого материала.
Оптимизация содержания занятий обеспечивается их интегрированным характером, когда параллельно реализуются и органично дополняют друг друга разные линии работы по коррекции тех или иных компонентов речевой системы дошкольников, а также психических и психофизиологических функций.
Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников обеспечивает выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов.
Фронтальное занятие в группе компенсирующей направленности предусматривает формирование и развитие связной речи. Задачей ООД по формированию и развитию связной речи является обучение детей самостоятельному высказыванию. Сформированные навыки использования различных типов предложений помогут детям передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ-описание.
Основные средства:
- развивающая речевая среда;
- образцы правильной литературной речи;
- разнообразные образцы речевого этикета;
- четкость, красочность, полнота, грамматическая правильность речи сотрудников;
- слежение за правильным произношением;
- слежение за темпом и громкостью речи детей.
Для успешной реализации Программы необходимо создание предметно-развивающей среды: оснащение логопедического кабинета и групп необходимым оборудованием, дидактическими материалами и наглядными пособиями.
Интеграция образовательных направлений
Образовательное направление | Задачи | Вид деятельности |
Физическое развитие | Развивать координированность и точность действий. Формировать правильную осанку при посадке за столом. Расширять знания о строении артикуляционного аппарата и его функционировании. |
|
Речевое развитие | Воспитывать активное произвольное внимание к речи. Совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи. |
|
Познавательное развитие | Учить воспринимать предметы, их свойства, сравнивать предметы, подбирать группу предметов по заданному признаку. Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов. Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками и пазлами. Совершенствовать и развивать конструктивный праксис и мелкую моторику в работе с разрезными картинками, пазлами, дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике. Расширять представление детей о труде взрослых, прививать интерес к труду взрослых. |
|
Художественно-эстетическое развитие | Развивать умение слышать и передавать ритмический рисунок. Учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки. Формировать прослеживающую функцию глаза и пальца. Развивать графомоторные навыки. |
|
Социально-коммуникативное развитие | Развивать в игре коммуникативные навыки. Совершенствовать навыки игры в настольно-печатные дидактические игры, учить устанавливать и соблюдать правила в игре. Развивать умение инсценировать стихи, разыгрывать сценки. Прививать желание поддерживать порядок на своём рабочем месте. Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. Учить соблюдать технику безопасности. Закреплять правила поведения на улице, с бездомными животными, с бытовыми приборами. Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативность речи. |
|
Направления взаимодействия учителя-логопеда с педагогами ДОУ
- Просветительское:
Повышение педагогической компетентности специалистов в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения.
- Мониторинговое:
Отслеживание динамики речевого развития детей, их успешности в освоении ООП ДОУ.
- Коррекционное:
Создание условий, направленных на коррекцию речевого развития воспитанников и обеспечивающих достижение воспитанниками, имеющими нарушения речи уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.
Система взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя
по созданию условий для коррекции и компенсации
речевой патологии
Взаимодействие с воспитателями учитель-логопед осуществляет в разных формах. Это:
- совместное составление перспективного планирования работы на текущий период по всем направлениям;
- обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы;
- оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении;
- взаимопосещение занятий и совместное проведение интегрированных комплексных занятий;
- еженедельные задания.
В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца учитель-логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет фамилии детей, которым воспитатели должны уделить особое внимание в первую очередь.
Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателю включают в себя следующие разделы:
- логопедические пятиминутки;
- подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
- индивидуальная работа;
- рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.
Совместные интегрированные занятия учителя-логопеда и воспитателя рекомендуется проводить как обобщающие, итоговые один раз в месяц, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря.
Учитель-логопед | Воспитатель |
Совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики | Закрепление скорректированных учителем-логопедом звуков в регламентированных и нерегламентированных видах деятельности по тетрадям взаимодействия. |
Проведение консультаций, «круглых столов», деловых игр. Работа по тетрадям взаимодействия. | Целенаправленная активизация и обогащение словаря детей: актуализация лексики, расширение семантико-синтаксических конструкций. |
Упражнения в правильном употреблении грамматических категорий. | Развитие внимания, памяти, восприятия различной модальности, логического и других форм мышления в играх и упражнениях. |
Закрепление первоначальных навыков чтения и письма. | Развитие и совершенствование связной речи. Развитие графических навыков. |
Примерные еженедельные задания учителя-логопеда воспитателю
Месяц | Неделя | Задание |
Октябрь | 1 | Логопедические пятиминутки: упражнения «Что лишнее?», «Живые буквы». Игры и упражнения: пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять», упражнение «Дождик». |
2 | Логопедические пятиминутки: игра «Волшебный мешочек», упражнение «Подними сигнал». Игры и упражнения: пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла», упражнение «Овощи». | |
3 | Логопедические пятиминутки: упражнения «Яблоки», «Ежик и яблоки», «Подумай и отгадай». Игры и упражнения: пальчиковая гимнастика «Компот», хороводная игра «Яблоки». | |
4 | Логопедические пятиминутки: упражнения «Разноцветные корзинки», «Подскажи словечко». Игры и упражнения: пальчиковая гимнастика «В лес идем мы погулять», упражнение «По ягоды». | |
Ноябрь | 1 | Логопедические пятиминутки: упражнения «Слушай и считай», «Подумай и отгадай». Игры и упражнения: пальчиковая гимнастика «Аленка-маленка», упражнение «Помощники». |
2 | Логопедические пятиминутки: упражнения «Красный-синий», «Четвертый лишний». Игры и упражнения: пальчиковые гимнастики «Новые кроссовки», «Сколько обуви у нас?». | |
3 | Логопедические пятиминутки: упражнения «У кого больше?», «Чего не хватает?» Игры и упражнения: пальчиковая гимнастика «Игрушки», упражнение «Мячик мой». | |
4 | Логопедические пятиминутки: упражнения «Слушай и считай», «Что лишнее?» Игры и упражнения: упражнение «Чайник», пальчиковая гимнастика «Помощники». | |
Декабрь | 1 | Логопедические пятиминутки: упражнение «Что лишнее?», игра-соревнование «Кто скорее?». Игры и упражнения: пальчиковая гимнастика «Пирог», упражнение «Снеговик». |
2 | Логопедические пятиминутки: упражнения «Расставь по стойлам», «Волшебные часы». Игры и упражнения: игра «Как мы поили телят», пальчиковая гимнастика «Буренушка». | |
3 | Логопедические пятиминутки: упражнения «Подскажи словечко», «Кто за деревом?» Игры и упражнения: упражнение «Маленький кролик», пальчиковая гимнастика «Белка». | |
4 | Логопедические пятиминутки: упражнения «Утенок гуляет», «Что изменилось?» Игры и упражнения: игра «Как мы поили телят», пальчиковая гимнастика «На елочке». | |
Январь | 2 | Логопедические пятиминутки: упражнения «Будь внимательным», «Раздели и убери». Игры и упражнения: хороводная игра «Снежная баба», пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире». |
3 | Логопедические пятиминутки: упражнения «Ехали медведи», «Утенок гуляет». Игры и упражнения: подвижные игры «Самолет», «Теплоход». | |
4 | Логопедические пятиминутки: упражнения «Разноцветные корзинки», «Подумай и отгадай». Игры и упражнения: подвижные игры «Летчик», «Шофер». | |
Февраль | 1 | Логопедические пятиминутки: упражнение «Разноцветные кружки», составление и анализ предложений. Игры и упражнения: пальчиковые гимнастики «Что принес нам почтальон?», «Наша группа». |
2 | Логопедические пятиминутки: упражнения «Назови гласный», «Ателье». Игры и упражнения: упражнение «Маленький кролик», пальчиковая гимнастика «Наперсток». | |
3 | Логопедические пятиминутки: упражнение «Разноцветные флажки», составление предложений. Игры и упражнения: упражнения «Маляры», «Кровельщик». | |
4 | Логопедические пятиминутки: упражнение «Назови гласные», составление предложений. Игры и упражнения: подвижная игра «Зима прошла», пальчиковая гимнастика «Кап, кап, кап». | |
Март | 1 | Логопедические пятиминутки: упражнения «Раздели и забери», «Подумай и отгадай». Игры и упражнения: подвижная игра «Веснянка», упражнение «Клен». |
2 | Логопедические пятиминутки: упражнение «Утенок гуляет», составление рассказов о комнатных растениях. Игры и упражнения: подвижная игра «На лужайке поутру», упражнение «На окне в горшочках». | |
3 | Логопедические пятиминутки: упражнения «Кто лишний?», «Разноцветные кружки». Игры и упражнения: подвижная игра «Аквариум», пальчиковая гимнастика «Рыбка». | |
4 | Логопедические пятиминутки: составление и анализ предложений о Петербурге, о Неве. Игры и упражнения: дидактическая игра «Экскурсия». | |
Апрель | 1 | Логопедические пятиминутки: упражнения «Послушай и отгадай», «Что лишнее?» Игры и упражнения: упражнение «Грядка», пальчиковая гимнастика «Налим». |
2 | Логопедические пятиминутки: упражнения «Назови гласные», «Подними сигнал». Игры и упражнения: упражнения «Ракета», «Летчик». | |
3 | Логопедические пятиминутки: пересказ рассказа Я. Тайца «Все здесь», упражнение «Раздели и забери». Игры и упражнения: подвижная игра «Золотая рожь», пальчиковая гимнастика «Каша». | |
4 | Логопедические пятиминутки: упражнения «Подскажи словечко», «Утенок гуляет» Игры и упражнения: упражнение «Маляры», пальчиковая гимнастика «Что принес нам почтальон?» | |
Май | 1 | Логопедические пятиминутки: упражнения «Кто скорее?», «Разноцветные флажки». Игры и упражнения: подвижная игра «Машины», дидактическая игра «Переход». |
2 | Логопедические пятиминутки: упражнения «Что изменилось?», «Раздели и забери». Игры и упражнения: упражнение «Гусеница», пальчиковая гимнастика «Пчела». | |
3 | Логопедические пятиминутки: упражнения «Когда это бывает?», «Разноцветные флажки». Игры и упражнения: подвижные игры «Речка», «На лужайке». | |
4 | Логопедические пятиминутки: упражнения «Будь внимательным», «Бабочка и цветок». Игры и упражнения: упражнение «Мотылек», пальчиковая гимнастика «Пчела». |
Система взаимодействия учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по созданию условий для коррекции и компенсации речевой патологии
Инструктор по физической культуре:
- реализует рекомендации учителя-логопеда с целью коррекции двигательных нарушений, ориентировки в пространстве;
- подбирает индивидуальные упражнения для занятий с детьми, имеющими соматическую ослабленность, замедленное развитие локомоторных функций, отставание в развитии двигательной сферы, снижение ловкости и скорости выполнения упражнений с учетом рекомендаций учителя-логопеда;
- способствует оздоровлению и закаливанию детского организма, развивает общую и мелкую моторику, формирует положительные личностные качества.
- проводит (в том числе со всеми специалистами) индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия со всеми воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей;
- закрепляет речевые навыки, полученные детьми на логопедических занятиях, путем специально подобранных подвижных игр и упражнений.
Учитель-логопед | Инструктор по физ. культуре |
Использование упражнений для развития общей и мелкой моторики, координации движений. | Использование упражнений для выработки правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха |
Проведение мониторинговых исследований, консультационных объединений |
Система взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя по созданию условий для коррекции и компенсации речевой патологии
Музыкальный руководитель:
- развивает основные компоненты звуковой культуры речи: интонацию, ритмико-мелодическую сторону, силу, высоту и тембр голоса;
- формирует певческое и речевое дыхание;
- обогащает словарь детей по лексическим темам;
- участвует в работе по автоматизации звуков, развитию фонематического слуха;
- средствами музыки стимулирует познавательные процессы ребенка, готовит для детей праздничные утренники;
- проводит (в том числе с другими специалистами) индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия со всеми воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей;
- взаимодействует со специалистами ДОУ по вопросам организации совместной деятельности всех детей на занятиях, праздниках, развлечениях, утренниках и т. д.
Учитель-логопед | Музыкальный руководитель |
Использование упражнений на развитие основных движений. | Использование упражнений на различение звуков по высоте, вокальных упражнений. |
Работа над просодической стороной речи. | Использование упражнений для выработки правильного фонационного выдоха. |
Проведение мониторинговых исследований, консультационных объединений |
Система взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога по созданию условий для коррекции и компенсации речевой патологии
Педагог-психолог:
- Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.
- Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
- Развитие зрительно-моторной координации.
- Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.
- Активизация отработанной лексики.
- Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия.
- Обеспечение психологической готовности к школьному обучению.
- Повышение психологической культуры родителей и педагогов.
Учитель-логопед | Педагог - психолог |
Развития мелкой моторики. | Развитие и коррекция психических процессов. |
Проведение мониторинговых исследований, консультационных объединений. | Коррекция эмоционально-волевой сферы, формирование произвольности поведения. |
Взаимодействие с семьями воспитанников
Работа с детьми, имеющими недоразвитие речи, включает в себя, коррекционно-логопедическое воздействие со стороны дошкольного образовательного учреждения и родителей.
Учитель-логопед и другие специалисты привлекают родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме, в письменной форме на карточках или в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей как в речевом, так и в общем развитии.
Задания в тетрадях подобраны в соответствии с изучаемыми в группах компенсирующей направленности лексическими темами и требованиями Программы. Непрерывное взаимодействие учителя-логопеда с родителями осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной и наглядной форм работы.
Формы работы учителя-логопеда с родителями
- Тестирование и анкетирование (позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей).
- Дни открытых дверей. (Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать).
- Консультации-практикумы. (Совместно с детьми родители малыми подгруппами разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в логопедических тетрадях).
- Родительские собрания. ("Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы», «Итоги коррекционной работы за год).
Предполагаемый результат:
- Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.
- Привлечение к участию в коррекционно-воспитательном процессе.
- Заинтересованность в положительном конечном результате коррекционного процесса.
Система мониторинга
Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей,
которая включает диагностику речевого развития детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Установлена следующая периодичность проведения логопедической диагностики – два раза в год:
- сентябрь – выявление уровня развития детей и корректировки содержания образовательной работы;
- май – с целью сравнения полученного и желаемого результата.
По результатам мониторинга педагоги заполняют речевые карты, планируют
коррекционную работу. Результаты системы мониторинга являются ориентиром для построения педагогами образовательной деятельности с воспитанниками:
― индивидуальной работы;
― оптимизация работы с группой детей.
Критерии диагностики
Компоненты программы | Критерии усвоения |
Звуковой анализ слова | Нахождение слова на заданный звук в предложении. Умение дифференцировать звуки по участию голоса, по твердости, и мягкости, по месту образования |
Слоговая структура слова | Правильное оформление слоговой структуры слова. |
Артикуляционный аппарата | Владение навыками артикуляционной моторики |
Фонематический слух | Показ картинок с заданным звуком. |
Слоговая структура слова | Правильное оформление слоговой структуры слова |
Словарь | Определение наличия или отсутствия в активном словаре существительных, обозначающих предметы. Умение называть слова – обобщения. Определение наличия или отсутствия в активном словаре глаголов, обозначающих действия. Определение наличия или отсутствия в активном словаре прилагательных, обозначающих признаки предметов (относящихся к лексическим темам). Определение наличия или отсутствия в активном словаре наречий. Определение наличия или отсутствия в активном словаре местоимений. |
Лексико- грамматический строй речи | Грамматически правильное оформление самостоятельной речи в соответствии с нормами языка (употребление падежных, родовых, числовых категорий). Владение навыками словообразования (с помощью приставок и суффиксов, существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов). Владение навыками употребления простых и сложных предлогов. Использование в самостоятельной речи простых распространенных и сложных предложений |
Звукопроизношение и дифференциация звуков | Наличие поставленного звука |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя – логопеда в младшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей младшего д...
Рабочая программа учителя – логопеда в младшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей младшего д...
Рабочая программа учителя-логопеда в подготовительной группе компенсирующей направленности.
Рабочая программа учителя-логопеда в подготовительной группе компенсирующей направленности....
Рабочая программа учителя- логопеда в средней группе компенсирующей направленности
программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО...
Рабочая программа учителя-логопеда в комбинированной группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (6-7 лет)
Рабочая программа учителя-логопедав комбинированной группы компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (6-7лет) В программу входит: содержание, пояснительная записка, цели и зад...
Рабочая программа учителя-логопеда старшей логопедической группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
Рабочая программа учителя-логопеда старшей логопедической группы компенсирующей направленности для детей с ТНР...
Рабочая программа учителя-логопеда в старшей группе компенсирующей направленности
Рабочая программа составлена на основе автора Н. В. Нищева "Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи коррекционно-развивающе...